Файл: Учебник по теории государства и права подготовлен в соответствии с.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 6097
Скачиваний: 209
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
компетенции являются министерство, департамент;
— по основному способу реализации функций выделяют: законодательные,
исполнительные, судебные, прокурорские, иные контрольно-надзорные органы;
— по способу принятия решения выделяют: коллегиальные и единоличные
органы;
— по срокам полномочий выделяют: постоянные органы (создаются без ограничения срока действия), временные органы (создаются для достижения краткосрочных целей);
— по правовым формам деятельности выделяют: правотворческие,
правоприменительные, правоохранительные органы.
Наиболее употребляемая классификация государственных органов — деление их по принципу разделения властей на законодательные, исполнительные и судебные.
Особенности законодательных органов (парламента). Для законодательных органов характерно то, что они являются:
— органами представительными — представляют нацию, все слои населения;
— органами законодательными — их основная деятельность — издание законов;
— органами первичными — создаются непосредственно народом;
— органами коллегиальными;
— органами с верховными финансовыми полномочиями — утверждают бюджет страны, принимают отчет по его исполнению.
Функции парламента. Функции парламента — это основные направления его деятельности. Их несколько:
— представительная — парламент представляет народ, выражает его суверенитет;
— законодательная — парламент принимает законы;
— финансовая — парламент утверждает бюджет.
Называются и другие функции парламента, а именно: учредительная функция —
создание государственных институтов или участие в их формировании; решение вопросов внешней политики; определенные судебные функции — привлечение президента и членов правительства к судебной ответственности.
Особенности органов исполнительной власти. Для исполнительных органов характерно то, что:
— по основному способу реализации функций выделяют: законодательные,
исполнительные, судебные, прокурорские, иные контрольно-надзорные органы;
— по способу принятия решения выделяют: коллегиальные и единоличные
органы;
— по срокам полномочий выделяют: постоянные органы (создаются без ограничения срока действия), временные органы (создаются для достижения краткосрочных целей);
— по правовым формам деятельности выделяют: правотворческие,
правоприменительные, правоохранительные органы.
Наиболее употребляемая классификация государственных органов — деление их по принципу разделения властей на законодательные, исполнительные и судебные.
Особенности законодательных органов (парламента). Для законодательных органов характерно то, что они являются:
— органами представительными — представляют нацию, все слои населения;
— органами законодательными — их основная деятельность — издание законов;
— органами первичными — создаются непосредственно народом;
— органами коллегиальными;
— органами с верховными финансовыми полномочиями — утверждают бюджет страны, принимают отчет по его исполнению.
Функции парламента. Функции парламента — это основные направления его деятельности. Их несколько:
— представительная — парламент представляет народ, выражает его суверенитет;
— законодательная — парламент принимает законы;
— финансовая — парламент утверждает бюджет.
Называются и другие функции парламента, а именно: учредительная функция —
создание государственных институтов или участие в их формировании; решение вопросов внешней политики; определенные судебные функции — привлечение президента и членов правительства к судебной ответственности.
Особенности органов исполнительной власти. Для исполнительных органов характерно то, что:
— они в своем составе имеют силовые структуры;
— имеют иерархический принцип построения, субординационный характер;
— их деятельность носит универсальный характер, охватывает все сферы общественной жизни;
— правовая форма выражения деятельности характеризуется подзаконным характером — «на основе и в исполнении закона».
Формы исполнительной власти. Различают три формы исполнительных органов власти:
— монократическая — власть сосредотачивается в руках главы государства, который формирует правительство;
— дуалистическая — глава государства входит в исполнительную власть,
правительство ответственно перед парламентом;
— коллегиальная — глава государства формирует орган, который принимает решения большинством голосов (например, Директория в революционной Франции,
Федеральный Совет в Швейцарии).
Функции исполнительных органов. Основная функция исполнительных органов —
исполнительно-распорядительная. Она выражается в осуществлении тех решений,
которые приняты представительными органами; в управлении — путем издания подзаконных актов и выполнения организационных действий.
Центральными исполнительно-распорядительными органами являются: глава государства, правительство, министерства, ведомства.
Глава государства. В республиках главой государства является выборный
президент, в монархических государствах — монарх. Положение последнего в механизме осуществления государственной власти зависит от формы правления. В
абсолютной монархии глава государства сосредотачивает в своих руках всю власть.
Типичный пример — Кувейт. В дуалистической монархии исполнительная власть принадлежит монарху: он может быть главой правительства, назначает и смещает министров, ему подотчетно правительство. В номинальных монархиях главой государства считается монарх. Однако фактически полномочия главы государства осуществляются правительством и его органами.
Президент как глава государства координирует деятельность всех высших органов власти, служит гарантом государственного суверенитета. Объем его полномочий зависит от способа его избрания: власть президента считается производной от народа или парламента. Его полномочия распространяются на все сферы внутренней и внешней государственной деятельности. В случае чрезвычайного или военного положения объем его полномочий становится практически неограниченным.
Правительство. Правительство — центральный орган исполнительной власти.
Он характеризуется тем, что:
— является органом общей компетенции — все сферы и органы государственного управления подчинены ему, он не имеет территориальных и отраслевых ограничений;
— как правило, образован на срок полномочий представительного, верховного органа; правительство формируется каждый раз заново с избранием нового состава парламента;
— обладает наиболее важными, общегосударственными полномочиями и возглавляет всю систему государственной администрации;
— является коллегиальным органом с коллегиальной ответственностью.
Органы местного самоуправления. Самоуправление — это одна из форм осуществления власти народом. Являясь институтом гражданского общества, местное самоуправление выступает как способ формирования публичной власти на местах и одновременно как форма участия граждан в управлении государством. Будучи максимально приближенным к населению, местное самоуправление является первичным уровнем организации публичной власти, обеспечивающим, в конечном счете, устойчивость и демократический характер всей системы властных структур.
Хотя органы местного самоуправления и не входят в систему государственных
органов, они находятся в системе государственно-властных отношений. Будучи организационно отделенными от государственной власти, органы местного самоуправления функционально связаны с ней. Органы государственной власти создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление. Государство устанавливает общие правовые принципы организации и деятельности местного самоуправления, разграничив предметы ведения органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления строятся следующим образом: во-первых, органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность в строго установленных законом пределах их компетенции; во-вторых, государственная власть осуществляет контроль над законностью решений органов местного самоуправления; в-третьих, органы местного самоуправления могут наделяться некоторыми государственными полномочиями.
3. Принципы организации и деятельности государственного аппарата
Принципы организации и деятельности государственного аппарата — это
исходные, определяющие, основные идеи формирования и функционирования
государственных органов. Они служат организационной и нормативной основой его построения, функционирования и дальнейшего развития.
Они обладают свойством нормативности, так как прямо или косвенно закрепляются в законах и подзаконных актах и обязательны при формировании любой системы государственных органов. В своей совокупности эти принципы обеспечивают единство,
согласованность и общественно необходимое содержание деятельности государственных органов.
Принципы организации и деятельности государственного аппарата конкретного государства находят закрепление в его конституции и соответствующих законах,
посвященных отдельным системам (точнее, подсистемам) государственного аппарата:
законах о суде, правительстве, министерствах и ведомствах, прокуратуре и т. д. Одни из этих принципов четко сформулированы в законах, другие выведены из законов путем некоторого обобщения, индуктивным путем.
Кроме того, к ним предъявляются следующие требования:
1) непротиворечивости, не допускающей существование двух взаимоисключающих принципов;
2) полноты, так как в своей системной совокупности принципы должны предопределять все наиболее важные аспекты формирования и деятельности государственного аппарата;
3) относительной самостоятельности, исключающей возможность взаимного дублирования нескольких принципов.
Функционально все эти принципы направлены на организацию внешних связей с окружающей средой (населением, политическими партиями и т. д.) и внутренних связей, обеспечивающих эффективную настройку самого государственного аппарата.
Теория государства и права рассматривает общие принципы организации и
деятельности государственного аппарата, которые закрепляются в конституциях и других законодательных актах и относятся к государственному аппарату в целом.
К общим принципам относят:
— принцип законности. Законность означает осуществление всех свойственных государственным органам и должностным лицам функций в строгом соответствии с действующей конституцией, обычными законами и подзаконными актами согласно установленной в законодательном порядке компетенции. В отечественной и зарубежной научной литературе законность рассматривают, как правило, не вообще, а применительно к рабовладельческому, феодальному, капиталистическому и социалистическому типам государственного аппарата;
— принцип демократизма. Данный принцип означает тесную связь
государственного аппарата с народом, учет мнения населения в управленческой деятельности, формирование основных органов государственной власти непосредственно народом на основе демократической избирательной системы;
— принцип эффективности выражается в результативности, т. е. в достижении целей, стоящих перед государственным аппаратом, по решению задач с наименьшими затратами времени, финансовых, материальных, трудовых и иных ресурсов;
— принцип научности в деятельности государственного аппарата характеризуется тем, что его структура, организация деятельности, распределение функций, объем прав,
взаимодействие между отдельными органами, как по вертикали, так и по горизонтали,
должны быть обоснованы;
— принцип профессионализма выражается в том, что должности в государственном аппарате должны занимать лица, имеющие соответствующее образование, опыт работы, умеющие принимать грамотные и оптимальные решения,
соответствующие реальному положению дел и поставленным целям. Наличие высокопрофессиональных служащих, прогрессивная организация их труда обеспечивают высокую эффективность деятельности органов государственного аппарата;
— принцип разделения властей является одним из важнейших принципов организации и деятельности государственных органов. Он получил конституционное закрепление во многих странах. Принцип разделения властей исходит из того, что сама государственная власть неделима, а должны различаться ее ветви, что выражается в дифференциации полномочий ветвей власти.
Считается, что наиболее последовательно принцип разделения властей воплощен в
Конституции США 1787 г. Конституцией РФ в ст. 10 также закреплен принцип разделения властей и провозглашено, что органы законодательной, исполнительной и судебной властей самостоятельны.
Юридическая наука называет еще ряд принципов. Таких, как иерархичность;
сочетание коллегиальности и единоначалия в принятии решений; соотношение отраслевых и территориальных начал управления; принцип оптимальности структуры государственного аппарата; сочетание субординации и оперативной самостоятельности; централизм или децентрализм и др.
Частные принципы закрепляются в специальных ведомственных нормативных
актах; их действие распространяется лишь на отдельные звенья
государственного аппарата, отдельные органы или группы органов.
Всесторонний учет этих принципов организации и деятельности государственного аппарата как при образовании государственных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом.
— принцип эффективности выражается в результативности, т. е. в достижении целей, стоящих перед государственным аппаратом, по решению задач с наименьшими затратами времени, финансовых, материальных, трудовых и иных ресурсов;
— принцип научности в деятельности государственного аппарата характеризуется тем, что его структура, организация деятельности, распределение функций, объем прав,
взаимодействие между отдельными органами, как по вертикали, так и по горизонтали,
должны быть обоснованы;
— принцип профессионализма выражается в том, что должности в государственном аппарате должны занимать лица, имеющие соответствующее образование, опыт работы, умеющие принимать грамотные и оптимальные решения,
соответствующие реальному положению дел и поставленным целям. Наличие высокопрофессиональных служащих, прогрессивная организация их труда обеспечивают высокую эффективность деятельности органов государственного аппарата;
— принцип разделения властей является одним из важнейших принципов организации и деятельности государственных органов. Он получил конституционное закрепление во многих странах. Принцип разделения властей исходит из того, что сама государственная власть неделима, а должны различаться ее ветви, что выражается в дифференциации полномочий ветвей власти.
Считается, что наиболее последовательно принцип разделения властей воплощен в
Конституции США 1787 г. Конституцией РФ в ст. 10 также закреплен принцип разделения властей и провозглашено, что органы законодательной, исполнительной и судебной властей самостоятельны.
Юридическая наука называет еще ряд принципов. Таких, как иерархичность;
сочетание коллегиальности и единоначалия в принятии решений; соотношение отраслевых и территориальных начал управления; принцип оптимальности структуры государственного аппарата; сочетание субординации и оперативной самостоятельности; централизм или децентрализм и др.
Частные принципы закрепляются в специальных ведомственных нормативных
актах; их действие распространяется лишь на отдельные звенья
государственного аппарата, отдельные органы или группы органов.
Всесторонний учет этих принципов организации и деятельности государственного аппарата как при образовании государственных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 39