Файл: Учебник по теории государства и права подготовлен в соответствии с.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 6099
Скачиваний: 209
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 5. Функции государства
План
1. Понятие функций государства
2. Формы и методы осуществления функций государства
3. Классификация функций государства
4. Характеристика функций государства
1. Понятие функций государства
Понятие «функция» происходит от латинского functio (исполнение, осуществление) и означает деятельность, обязанность, работу; внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений, а также роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому.
Функции государства — это основные направления деятельности государства,
выражающие его сущность и социальное назначение по управлению делами
общества.
Признаки функций государства. При выявлении особенностей функций государства исходят из того, что это деятельность основная (главная); деятельность,
конкретизирующая
сущность
и
социальное
назначение
государства;
деятельность предметно-политическая; деятельность устойчивая; деятельность
объективная; деятельность управленческая.
Деятельность основная. Функцией государства являются не любые, а именно основные, главные направления его деятельности, без которых государство на данном историческом этапе либо на протяжении всего своего существования обойтись не может. Они направлены на решение крупных социальных, экономических и иных задач,
достижение общественно значимых целей, которые встают на каждом историческом этапе развития общества.
Деятельность, конкретизирующая сущность. В функциях государства проявляется классовая и общесоциальная сущность государства, его социальное назначение. По функциям государства видно, для чего оно существует, интересам каких социальных групп и классов оно служит, служит ли оно обществу в целом или преимущественно какому-либо одному классу, или какой-либо господствующей элите.
Деятельность обусловлена задачами государства. Задачи государства — это объективно возникающая перед государством и требующая своего оперативного решения, конкретная социальная проблема, связанная с целями государства,
закрепленная политическими и правовыми документами и предполагающая определенную деятельность (функцию) по ее разрешению.
Понятия «функции» и «задачи» нераздельны. Причем, даже формулировки ряда задач и функций полностью совпадают или идентичны. Постановка перед государством определенных задач порождает необходимость осуществления соответствующих функций, так как при нереализации функций государства его задачи останутся неосуществленными. Формулу «каковы задачи государства, таковы и его функции»
нужно понимать не в том смысле, что функции порождаются задачами, а в том, что функции приспосабливаются к соответствующим задачам.
Предметно-политический характер деятельности. Каждая функция государства имеет свои предмет (объект) воздействия. Предмет — это определенная сфера общественных отношений (экономика, культура и др.), на которую направлено государственное воздействие. Он служит критерием разграничения функций государства. Функции характеризуют то, чем призвано заниматься государство в определенных исторических условиях, что предписано ему особенностями развития самого общества и от чего оно не может и не должно отказываться.
Устойчивый характер деятельности. Функции государства носят устойчивый характер. Это главные (основные) направления деятельности, имеющие место, как правило, на всем протяжении существования государства. Одни из них появляются сразу же с возникновением конкретного государства. Другие, появившись на более поздних этапах развития государства с появлением новых глобальных задач (например,
экологическая функция), становятся также постоянными и устойчивыми.
Формы и методы осуществления функций могут меняться, главное же направление деятельности государства остается постоянным.
Объективный характер деятельности. Функции государства носят объективный характер, ибо порождаются самим обществом, вытекают из его природы и объективно возникают перед обществом на определенных этапах его развития. Невыполнение государством своих функций вызовет цепную реакцию негативных последствий в общественной жизни. Так, если государство перестанет осуществлять функцию по обеспечению правопорядка, общество неизбежно будет дестабилизировано, наступит анархия, ведущая к его разрушению.
Деятельность управленческая. Содержание каждой функции составляет управленческая деятельность государства в определенной сфере общественной жизни.
Специфика этой деятельности определяется теми конкретными задачами, которые встают перед обществом на каждом историческом этапе. Содержание и значение функций государства изменяются в процессе его развития.
В функциях государства государственное управление уточняется и конкретизируется.
Тем самым функции есть основные каналы, через которые реализуется управленческая деятельность государства.
Функции государства и функции органов государства. Функции государства следует отличать от функций отдельных органов государства.
Функция государства — это основное направление его деятельности, вытекающее из его сущности и социального назначения, а функция конкретного государственного органа — это реализация его компетенции в соответствии с их местом и назначением в государственном механизме.
Функции отдельного государственного органа раскрывают социально-целевое назначение конкретного органа, который через функции реализует свою компетенцию.
Однако это не исключает того, что отдельные государственные органы играют преимущественную (лидирующую) роль в деле осуществления какой-либо функции государства. Так, защита страны от нападения извне — главная задача военного ведомства. В осуществлении той или иной функции государства принимают участие если не все, то многие органы государства, используются разные формы государственной деятельности. Например, функция охраны правопорядка, как главное направление в деятельности государства, проявляется в законодательной,
исполнительной, контрольно-надзорной, следственной, юрисдикционной и иных формах деятельности.
Становление и развитие функций государства. Формирование функций государства происходит в процессе его становления, укрепления и развития.
Последовательность возникновения функций зависит от очередности задач, встающих перед обществом в его историческом развитии, а также от поставленных целей. Эти задачи и цели зависят от реальных условий, в том числе от потребностей и интересов населения, экономических возможностей государства и общества, его нравственного,
культурного уровня, профессионализма государственного аппарата и др. В разное время приоритетное значение приобретают те или иные задачи, цели государства, а следовательно, и различные его функции. На одних этапах центр тяжести перемещается в сферу экономики, поэтому ключевое значение приобретает экономическая функция,
на других — в сферу политики, тогда повышенное внимание уделяется реализации политической функции государственной власти. Так, в условиях СССР в 1937–1941 гг.,
когда стала очевидной реальная угроза Второй мировой войны, на первый план вышла задача укрепления обороноспособности страны, создания вооруженных сил, способных отразить нападение агрессора. Решению этой первоочередной задачи была подчинена большая часть функций государства.
В ходе исторического развития государства происходит централизация и децентрализация его функций. Данная проблема имеет несколько аспектов. В условиях тоталитарного государства и, как правило, унитарного государства, происходит чрезмерная централизация функций государства — большинство вопросов решается в центре. В условиях федеративного государства с неизбежностью встают вопросы о разграничении сфер деятельности между центром и субъектами федерации. При этом возникает целый ряд противоречий, касающихся раздела собственности, четкого определения границ (государственных и административных), двойного гражданства,
свободы передвижения граждан и многих других вопросов.
2. Формы и методы осуществления функций государства
Выделяют правовые и организационные формы осуществления функции государства. В качестве критерия такого разграничения выступают последствия
государственно-властной деятельности и ее связь с изданием правовых актов.
Если функция государства осуществляется посредством вынесения или принятия правового акта, его применения, вызывая те или иные юридически значимые последствия, то имеет место правовая форма реализации функций государства. В
противном случае, форма осуществления функций государства признается организационной или фактической. На практике подобное разделение наблюдается крайне редко, но в теории оно признается необходимым и оправданным.
Правовые формы осуществления функций государства представляют собой деятельность, которая оформлена правом; связана с совершением юридически значимых действий в порядке, определенном законом; влечет правовые последствия.
К правовым формам осуществления государственных функций относятся:
правоустановительная
деятельность
(правотворчество)
и
деятельность
правоисполнительная (правоприменение).
Правотворческая деятельность — это форма осуществления функций государства путем издания нормативных правовых актов, а также путем изменения или отмены устаревших норм. Посредством правотворчества устанавливаются общие нормы права
(правила), в соответствии с которыми государство осуществляет свое управляющее воздействие, реализует ту или иную функцию государства.
Правоприменительная деятельность — это деятельность по реализации юридических актов путем принятия актов применения права, являющихся основанием для возникновения, изменения или прекращения прав и обязанностей.
Правоприменительная деятельность, в свою очередь, включает в себя две формы:
исполнительно-распорядительную и правоохранительную деятельность.
Исполнительно-распорядительная деятельность
— это управленческая деятельность органов государства, осуществляемая путем принятия правоприменительных актов распорядительного (управленческого) характера. Это такая форма государственной деятельности, посредством которой обеспечивается организация исполнения содержащихся в законодательстве общих норм, т. е.
фактические и организационные меры государственных органов по осуществлению их предписаний.
Правоохранительная деятельность связана с работой правоохранительных органов, осуществляется путем принятия правоприменительных актов, направленных на защиту прав и законных интересов граждан, юридических лиц и общества в целом.
Это контрольно-надзорная, принудительная и иные формы охранительных действий государства.
К организационным формам осуществления функций государства относятся:
• организационно-регламентирующая деятельность — текущая работа организационно-технического характера, направленная на обеспечение деятельности органов государства: подготовка документов, организация различных мероприятий,
подбор и расстановка кадров;
• организационно-хозяйственная деятельность — текущая работа хозяйственного характера, направленная на материальное обеспечение, выполнение государственных функций: снабжение, сбыт, учет, статистика и т. д.;
• организационно-идеологическая деятельность — это повседневная разъяснительная работа, направленная на идеологическое обеспечение выполнения функций государства: разъяснение законов, формирование общественного мнения,
поднятие престижа власти и проч.
Методы осуществления функций государства — это способы, приемы
осуществления государственной деятельности. Можно назвать следующие укрупненные группы методов, с помощью которых государство осуществляет свои функции:
— метод нормативно-правового регулирования;
— метод принуждения, используемый при нарушении общеобязательных государственных предписаний;
— метод рекомендаций;
— метод договорного регулирования;
— метод надзора и контроля;
— метод информационного влияния на общество посредством оповещения населения о принятых государственных решениях, путем ведения идеологической работы,
целенаправленного регулирования, информационных потоков и т. д.
Следует различать экономические и административные методы осуществления
функций государства.
Экономические методы связаны с использованием экономических рычагов в государственном управлении: снижение налогов на производство определенных товаров; инвестиции денежных средств в те или иные отрасли экономики;
распределение доходов от преференциальной торговли (для товаров разных стран взаимно ставятся благоприятные условия импорта и экспорта). Выполняя экономическую функцию, государство осуществляет прогнозирование, планирование,
льготное кредитование, государственные субсидии, защиту потребителей и др.
Административные методы связаны с подчиненностью, обязанностью выполнять законные указания государственных органов. Такими методами являются:
государственное стимулирование, метод запретов.
Государственное стимулирование (поощрение). Например, освобождение на несколько лет предприятия с иностранным капиталом от уплаты налогов для стимулирования иностранных капиталовложений. Здесь же возможен метод дозволения. Государство, к примеру, не запрещает создание соответствующих объединений, видов деятельности и тем самым выражает свое публичное позитивное отношение к учреждению подобного рода и осуществлению тех или иных видов общественно-полезной деятельности.
Метод запрета — форма отрицательного отношения государства к тем или иным видам деятельности. К примеру, государство запрещает производство оружия, сбыт наркотиков и др. Таким образом, государство препятствует осуществлению нежелательной, вредной для общественных интересов деятельности.
Кроме того, государство может применять и принудительные средства — репрессии для достижения тех целей, которые обусловлены выполняемыми им функциями
(например, при осуществлении функции охраны правопорядка).
3. Классификация функций государства
Функции государства многообразны и могут классифицироваться по различным основаниям.
— В соответствии с преобладающей направленностью государственной деятельности функции делятся на общесоциальные и классовые.
— По сфере деятельности различают: внутренние и внешние функции.
— По сфере общественной жизни функции делятся на: политические,
экономические, социальные, идеологические.
— По времени действия выделяют: постоянные и временные.
Перечисленные функции государства можно считать общепризнанными. Они не вызывают существенных разногласий среди ученых. Но учеными предлагаются и другие виды функций. В последнее время в юридической литературе стали говорить о главных
функциях, функциях генеральных и функциях глобальных (по значимости решаемых задач).
Главная функция государства. Главной функцией государства в цивилизованном обществе может и должна стать охрана интересов человека, защита его прав. В
отношении «человек — государство» приоритет должен принадлежать человеку.
Государство и его мощные структуры находят оправдание только в том случае, если их деятельность подчинена защите, охране прав человека. Этот тезис следует признать основополагающим. Он означает также, что все ветви государственной власти —
План
1. Понятие функций государства
2. Формы и методы осуществления функций государства
3. Классификация функций государства
4. Характеристика функций государства
1. Понятие функций государства
Понятие «функция» происходит от латинского functio (исполнение, осуществление) и означает деятельность, обязанность, работу; внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений, а также роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому.
Функции государства — это основные направления деятельности государства,
выражающие его сущность и социальное назначение по управлению делами
общества.
Признаки функций государства. При выявлении особенностей функций государства исходят из того, что это деятельность основная (главная); деятельность,
конкретизирующая
сущность
и
социальное
назначение
государства;
деятельность предметно-политическая; деятельность устойчивая; деятельность
объективная; деятельность управленческая.
Деятельность основная. Функцией государства являются не любые, а именно основные, главные направления его деятельности, без которых государство на данном историческом этапе либо на протяжении всего своего существования обойтись не может. Они направлены на решение крупных социальных, экономических и иных задач,
достижение общественно значимых целей, которые встают на каждом историческом этапе развития общества.
Деятельность, конкретизирующая сущность. В функциях государства проявляется классовая и общесоциальная сущность государства, его социальное назначение. По функциям государства видно, для чего оно существует, интересам каких социальных групп и классов оно служит, служит ли оно обществу в целом или преимущественно какому-либо одному классу, или какой-либо господствующей элите.
Деятельность обусловлена задачами государства. Задачи государства — это объективно возникающая перед государством и требующая своего оперативного решения, конкретная социальная проблема, связанная с целями государства,
закрепленная политическими и правовыми документами и предполагающая определенную деятельность (функцию) по ее разрешению.
Понятия «функции» и «задачи» нераздельны. Причем, даже формулировки ряда задач и функций полностью совпадают или идентичны. Постановка перед государством определенных задач порождает необходимость осуществления соответствующих функций, так как при нереализации функций государства его задачи останутся неосуществленными. Формулу «каковы задачи государства, таковы и его функции»
нужно понимать не в том смысле, что функции порождаются задачами, а в том, что функции приспосабливаются к соответствующим задачам.
Предметно-политический характер деятельности. Каждая функция государства имеет свои предмет (объект) воздействия. Предмет — это определенная сфера общественных отношений (экономика, культура и др.), на которую направлено государственное воздействие. Он служит критерием разграничения функций государства. Функции характеризуют то, чем призвано заниматься государство в определенных исторических условиях, что предписано ему особенностями развития самого общества и от чего оно не может и не должно отказываться.
Устойчивый характер деятельности. Функции государства носят устойчивый характер. Это главные (основные) направления деятельности, имеющие место, как правило, на всем протяжении существования государства. Одни из них появляются сразу же с возникновением конкретного государства. Другие, появившись на более поздних этапах развития государства с появлением новых глобальных задач (например,
экологическая функция), становятся также постоянными и устойчивыми.
Формы и методы осуществления функций могут меняться, главное же направление деятельности государства остается постоянным.
Объективный характер деятельности. Функции государства носят объективный характер, ибо порождаются самим обществом, вытекают из его природы и объективно возникают перед обществом на определенных этапах его развития. Невыполнение государством своих функций вызовет цепную реакцию негативных последствий в общественной жизни. Так, если государство перестанет осуществлять функцию по обеспечению правопорядка, общество неизбежно будет дестабилизировано, наступит анархия, ведущая к его разрушению.
Деятельность управленческая. Содержание каждой функции составляет управленческая деятельность государства в определенной сфере общественной жизни.
Специфика этой деятельности определяется теми конкретными задачами, которые встают перед обществом на каждом историческом этапе. Содержание и значение функций государства изменяются в процессе его развития.
В функциях государства государственное управление уточняется и конкретизируется.
Тем самым функции есть основные каналы, через которые реализуется управленческая деятельность государства.
Функции государства и функции органов государства. Функции государства следует отличать от функций отдельных органов государства.
Функция государства — это основное направление его деятельности, вытекающее из его сущности и социального назначения, а функция конкретного государственного органа — это реализация его компетенции в соответствии с их местом и назначением в государственном механизме.
Функции отдельного государственного органа раскрывают социально-целевое назначение конкретного органа, который через функции реализует свою компетенцию.
Однако это не исключает того, что отдельные государственные органы играют преимущественную (лидирующую) роль в деле осуществления какой-либо функции государства. Так, защита страны от нападения извне — главная задача военного ведомства. В осуществлении той или иной функции государства принимают участие если не все, то многие органы государства, используются разные формы государственной деятельности. Например, функция охраны правопорядка, как главное направление в деятельности государства, проявляется в законодательной,
исполнительной, контрольно-надзорной, следственной, юрисдикционной и иных формах деятельности.
Становление и развитие функций государства. Формирование функций государства происходит в процессе его становления, укрепления и развития.
Последовательность возникновения функций зависит от очередности задач, встающих перед обществом в его историческом развитии, а также от поставленных целей. Эти задачи и цели зависят от реальных условий, в том числе от потребностей и интересов населения, экономических возможностей государства и общества, его нравственного,
культурного уровня, профессионализма государственного аппарата и др. В разное время приоритетное значение приобретают те или иные задачи, цели государства, а следовательно, и различные его функции. На одних этапах центр тяжести перемещается в сферу экономики, поэтому ключевое значение приобретает экономическая функция,
на других — в сферу политики, тогда повышенное внимание уделяется реализации политической функции государственной власти. Так, в условиях СССР в 1937–1941 гг.,
когда стала очевидной реальная угроза Второй мировой войны, на первый план вышла задача укрепления обороноспособности страны, создания вооруженных сил, способных отразить нападение агрессора. Решению этой первоочередной задачи была подчинена большая часть функций государства.
В ходе исторического развития государства происходит централизация и децентрализация его функций. Данная проблема имеет несколько аспектов. В условиях тоталитарного государства и, как правило, унитарного государства, происходит чрезмерная централизация функций государства — большинство вопросов решается в центре. В условиях федеративного государства с неизбежностью встают вопросы о разграничении сфер деятельности между центром и субъектами федерации. При этом возникает целый ряд противоречий, касающихся раздела собственности, четкого определения границ (государственных и административных), двойного гражданства,
свободы передвижения граждан и многих других вопросов.
2. Формы и методы осуществления функций государства
Выделяют правовые и организационные формы осуществления функции государства. В качестве критерия такого разграничения выступают последствия
государственно-властной деятельности и ее связь с изданием правовых актов.
Если функция государства осуществляется посредством вынесения или принятия правового акта, его применения, вызывая те или иные юридически значимые последствия, то имеет место правовая форма реализации функций государства. В
противном случае, форма осуществления функций государства признается организационной или фактической. На практике подобное разделение наблюдается крайне редко, но в теории оно признается необходимым и оправданным.
Правовые формы осуществления функций государства представляют собой деятельность, которая оформлена правом; связана с совершением юридически значимых действий в порядке, определенном законом; влечет правовые последствия.
К правовым формам осуществления государственных функций относятся:
правоустановительная
деятельность
(правотворчество)
и
деятельность
правоисполнительная (правоприменение).
Правотворческая деятельность — это форма осуществления функций государства путем издания нормативных правовых актов, а также путем изменения или отмены устаревших норм. Посредством правотворчества устанавливаются общие нормы права
(правила), в соответствии с которыми государство осуществляет свое управляющее воздействие, реализует ту или иную функцию государства.
Правоприменительная деятельность — это деятельность по реализации юридических актов путем принятия актов применения права, являющихся основанием для возникновения, изменения или прекращения прав и обязанностей.
Правоприменительная деятельность, в свою очередь, включает в себя две формы:
исполнительно-распорядительную и правоохранительную деятельность.
Исполнительно-распорядительная деятельность
— это управленческая деятельность органов государства, осуществляемая путем принятия правоприменительных актов распорядительного (управленческого) характера. Это такая форма государственной деятельности, посредством которой обеспечивается организация исполнения содержащихся в законодательстве общих норм, т. е.
фактические и организационные меры государственных органов по осуществлению их предписаний.
Правоохранительная деятельность связана с работой правоохранительных органов, осуществляется путем принятия правоприменительных актов, направленных на защиту прав и законных интересов граждан, юридических лиц и общества в целом.
Это контрольно-надзорная, принудительная и иные формы охранительных действий государства.
К организационным формам осуществления функций государства относятся:
• организационно-регламентирующая деятельность — текущая работа организационно-технического характера, направленная на обеспечение деятельности органов государства: подготовка документов, организация различных мероприятий,
подбор и расстановка кадров;
• организационно-хозяйственная деятельность — текущая работа хозяйственного характера, направленная на материальное обеспечение, выполнение государственных функций: снабжение, сбыт, учет, статистика и т. д.;
• организационно-идеологическая деятельность — это повседневная разъяснительная работа, направленная на идеологическое обеспечение выполнения функций государства: разъяснение законов, формирование общественного мнения,
поднятие престижа власти и проч.
Методы осуществления функций государства — это способы, приемы
осуществления государственной деятельности. Можно назвать следующие укрупненные группы методов, с помощью которых государство осуществляет свои функции:
— метод нормативно-правового регулирования;
— метод принуждения, используемый при нарушении общеобязательных государственных предписаний;
— метод рекомендаций;
— метод договорного регулирования;
— метод надзора и контроля;
— метод информационного влияния на общество посредством оповещения населения о принятых государственных решениях, путем ведения идеологической работы,
целенаправленного регулирования, информационных потоков и т. д.
Следует различать экономические и административные методы осуществления
функций государства.
Экономические методы связаны с использованием экономических рычагов в государственном управлении: снижение налогов на производство определенных товаров; инвестиции денежных средств в те или иные отрасли экономики;
распределение доходов от преференциальной торговли (для товаров разных стран взаимно ставятся благоприятные условия импорта и экспорта). Выполняя экономическую функцию, государство осуществляет прогнозирование, планирование,
льготное кредитование, государственные субсидии, защиту потребителей и др.
Административные методы связаны с подчиненностью, обязанностью выполнять законные указания государственных органов. Такими методами являются:
государственное стимулирование, метод запретов.
Государственное стимулирование (поощрение). Например, освобождение на несколько лет предприятия с иностранным капиталом от уплаты налогов для стимулирования иностранных капиталовложений. Здесь же возможен метод дозволения. Государство, к примеру, не запрещает создание соответствующих объединений, видов деятельности и тем самым выражает свое публичное позитивное отношение к учреждению подобного рода и осуществлению тех или иных видов общественно-полезной деятельности.
Метод запрета — форма отрицательного отношения государства к тем или иным видам деятельности. К примеру, государство запрещает производство оружия, сбыт наркотиков и др. Таким образом, государство препятствует осуществлению нежелательной, вредной для общественных интересов деятельности.
Кроме того, государство может применять и принудительные средства — репрессии для достижения тех целей, которые обусловлены выполняемыми им функциями
(например, при осуществлении функции охраны правопорядка).
3. Классификация функций государства
Функции государства многообразны и могут классифицироваться по различным основаниям.
— В соответствии с преобладающей направленностью государственной деятельности функции делятся на общесоциальные и классовые.
— По сфере деятельности различают: внутренние и внешние функции.
— По сфере общественной жизни функции делятся на: политические,
экономические, социальные, идеологические.
— По времени действия выделяют: постоянные и временные.
Перечисленные функции государства можно считать общепризнанными. Они не вызывают существенных разногласий среди ученых. Но учеными предлагаются и другие виды функций. В последнее время в юридической литературе стали говорить о главных
функциях, функциях генеральных и функциях глобальных (по значимости решаемых задач).
Главная функция государства. Главной функцией государства в цивилизованном обществе может и должна стать охрана интересов человека, защита его прав. В
отношении «человек — государство» приоритет должен принадлежать человеку.
Государство и его мощные структуры находят оправдание только в том случае, если их деятельность подчинена защите, охране прав человека. Этот тезис следует признать основополагающим. Он означает также, что все ветви государственной власти —