Файл: Учебник по теории государства и права подготовлен в соответствии с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 6101

Скачиваний: 209

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 6. Форма государства
План
1. Понятие формы государства
2. Форма правления
3. Форма государственного устройства
4. Политический режим
1. Понятие формы государства
Форма государства — это способ осуществления и организации
государственной власти. Она характеризуется взаимосвязью трех основных компонентов: 1) формой правления, 2) формой государственного устройства, 3)
формой политического режима.
Структура формы государства. Традиционно считается, что форма государства представляет собой единство трех ее элементов (сторон): формы правления, формы
государственного устройства, политического режима.
Но это не исключает и такую позицию, согласно которой форма государства состоит из одного элементаформы правления, или из двух элементов: формы
правления и формы государственного устройства. Политический режим при этом рассматривается как самостоятельное государствоведческое понятие, характеризующее сущность государства или методы осуществления классового господства.
2. Форма правления
Форма правления — это элемент формы государства, характеризующий
организацию высших органов власти, порядок их формирования и распределения
компетенции между ними и их взаимоотношения с другими органами
государства и населением.
Форма правления отражает:
— структуру высших, центральных органов государства (их единовластие,
коллегиальность, наличие главы государства и т. п.);
— способ образования, формирования высших, центральных органов государства
(выборность, наследование и пр.);
— принципы их функционирования (разделение или соединение властей, их взаимодействие и т. д.);

— степень ответственности этих органов перед обществом (подконтрольны или безответственны);
— распределение компетенции между высшими органами государства.
В зависимости от сочетания этих признаков анализируют различные виды форм правления. Выделяют две группы: классические (складывающиеся с момента зарождения государства и существующие до начала ХХ в.) и нетипичные (являющиеся продолжением деятельности людей в ХХ в. и существующие в настоящее время).
Классические формы правления — это теоретическая «чистая» максима, которая в реальной действительности существует только в единичных случаях. При соблюдении строгих критериев к классификации государств на основе формы правления
классическим вариантом президентской республики являются США, а
классическим примером парламентской модели — Великобритания.
Классические формы правления — это монархии и республики. Критерием
такого их подразделения служит правовой статус главы государства.
Монархия — это форма правления, при которой верховная власть полностью
или частично принадлежит представителю правящей династии — монарху. Ее можно определить как государство, во главе которого находится единоличный правитель, получающий свои полномочия, как правило, в порядке наследования и осуществляющий их, как правило, пожизненно. Ей присущи следующие признаки:
— государство возглавляет единоличный правитель — монарх;
— государственную власть он получает в порядке наследования;
— свои полномочия монарх осуществляет пожизненно;
— юридической ответственности за свои решения он не несет.
Виды монархий. В зависимости от объема властных полномочий, находящихся у монарха, различают: абсолютную (неограниченную) монархию и ограниченную
(конституционную) монархию.
Абсолютную монархию отличает неограниченность власти главы государства. В
руках монарха сосредоточены все верховные государственные полномочия. Он единолично издает законы, руководит правительством, контролирует правосудие,
пользуется титулом (король, царь, император, фараон, князь, герцог и т. д.), имеет право на получение из государственной казны денежных средств на содержание себя самого и своей семьи (дворцы, прислуга, охрана и пр.); безответственность главы государства (в Швеции в 1809 г. был принят закон о форме правления, где говорится,
что «поступки короля не подлежат нареканию»).
Ограниченная (конституционная) монархия устанавливается тогда, когда монарх свои полномочия разделяет с иными высшими органами государственной власти.


Данную монархию отличает следующее: она возникает в период становления буржуазного общества; власть монарха ограничена выборным органом; ограничение власти, компетенции закреплено в нормативном правовом акте.
В настоящее время конституционная монархия существует в Англии, Дании, Бельгии,
Испании, Норвегии, Швеции, Японии и др.
Конституционная монархия в зависимости от полномочий главы государства бывает
парламентской и дуалистической.
Признаки парламентской монархии. Этот вид монархии характеризуется следующими основными особенностями:
— правительство формируется из представителей определенной партии (партий),
получивших большинство голосов на выборах в парламент;
— лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест, возглавляет правительство;
— власть монарха в законодательной, исполнительной и судебной сферах является символической;
— законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;
— правительство, согласно конституции, несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.
Дуалистическая монархия. Она устанавливается тогда, когда монарх является главой исполнительной власти либо у него сохраняется исполнительная и судебная власть.
Данный вид монархии характеризуется следующими особенностями:
— государственная власть юридически и фактически разделена между правительством и парламентом;
— правительство формируется монархом;
— правительство формируется независимо от партийного состава в парламенте;
— правительство не ответственно перед парламентом.
Дуалистической монархией была, например, царская Россия после создания в ней
Думы. В настоящее время — Марокко, Иордания и некоторые другие страны.
Практически дуалистическая монархия как форма государственного правления себя изжила.

Республика (лат. res publica — достояние, дело народа) — это государство, в
котором верховное правление осуществляется выборными органами от имени
народа, делегирующего ему свои полномочия на определенный срок.
Республиканской форме правления присущи следующие признаки:
— выборность главы государства и других верховных органов власти;
— ограничение конкретным сроком власти главы государства, законодательных и исполнительных органов государства;
— ответственность главы государства в случаях, определенных законом.
Исходя из исторических типов государства, выделяют виды республики: античные государства-полисы (Рим, Афины); феодальные (торгово-промышленные) республики
(Новгород, Псков); буржуазные; социалистические.
По способу формирования правительства современные республики делятся на
президентские и парламентские.
Президентская республика — республика, президент которой при известном парламентском контроле формирует правительство, ответственное перед ним.
Особенности президентской республики. Президентская форма правления характеризуется тем, что президент возглавляет исполнительную власть, формирует правительство независимо от партийного состава.
Как правило, президент обладает полномочиями главы государства и главы правительства (США, Мексика, Бразилия).
Положительное в президентской республике проявляется в политической стабильности, которая обусловлена тем, что президент возглавляет исполнительную власть, формирует правительство, и в управленческой эффективности, обусловленной монолитным правительством, оперативностью принятия решений.
Недостатки президентской республики: ей присуща тенденция к президентскому авторитаризму; слабый контроль за правительством со стороны парламента; она не обеспечивает должное представительство социально-политических интересов в правительстве, ибо выражает интерес партии президента.
Парламентская республика — республика, парламент которой формирует из своего состава правительство, ответственное перед ним (Италия, Индия).
Особенности парламентской республики. Парламентская форма правления характеризуется тем, что:
— парламент формирует правительство, причем из своего состава;


— парламент определяет состав правительства;
— принимает отставку всего правительства или отдельных его членов;
— правительство несет перед парламентом политическую ответственность.
Суммируя перечисленные особенности, можно сказать, что парламентская республика строится на принципе «верховенства парламента».
Достоинства парламентской республики выражаются: в единстве высших эшелонов власти, поскольку глава исполнительной власти (премьер-министра) и его кабинет назначаются и контролируются парламентом; в ответственности правительства перед парламентом, которая обязывает его учитывать соотношение сил в парламенте и, следовательно, общественное мнение.
Недостатки парламентской республики. Парламентская форма — это система партийного противоборства (президентская — центристская). Она менее стабильная.
Над правительством постоянно висит угроза отставки в результате случайного изменения соотношения сил в парламенте; имеется реальная угроза авторитаризма,
которую может создать простое реальное парламентское большинство; при неразвитости партийной системы экстремистские партии могут оказаться в парламентском большинстве.
Нетипичные формы правления. В настоящее время существуют формы правления,
которые нельзя отнести к классическим монархиям или республикам. Они сочетают в себе признаки обеих.
Появление нетипичных форм правления обусловлено разными причинами:
1) преодоление указанных выше недостатков президентской и парламентской республик;
2) стремление улучшить взаимодействие высших органов государственной власти;
3) влияние гуманистических идей и институтов, распространение во все большем количестве стран общечеловеческих ценностей;
4) давление и борьба прогрессивных сил общества.
К нетипичным формам правления относятся:
Полупрезидентская (полупарламентская) республики, сочетающие в себе черты президентской и парламентской республик. Причем, если какие-либо черты парламентской республики приобретает президентская республика, ее относят к полупрезидентской, если же черты президентской республики приобретает парламентская республика, ее относят к полупарламентской. Часто и ту и другую именуют полупрезидентской республикой, для которой характерно то, что президент
избирается непосредственно населением и наделяется обширными полномочиями. Он является главой государства, обладает основными полномочиями в сфере исполнительной власти, является верховным главнокомандующим. Вместе с тем,
правительство, назначаемое президентом и работающее под его общим руководством,
нуждается в доверии парламента. Вынесение вотума недоверия парламенту может повлечь либо отставку правительства, либо роспуск парламента (Франция, ФРГ, РФ).
Для того чтобы соединить указанные выше позитивные элементы парламентарной и президентской республик, в первой из них вводится ограничение вотума недоверия, а во второй создаются ограниченные формы вотума недоверия. Возможности вынесения вотума недоверия ограничиваются по-разному. Например, в ФРГ предусмотрен
«конструктивный вотум недоверия»: недоверие канцлеру считается принятым, если при внесении резолюции о недоверии (а такая резолюция вносится только значительным количеством членов парламента) указана фамилия его преемника. Иначе говоря, такая резолюция принимается одновременно с назначением нового канцлера, что исключает такое состояние страны, где отсутствует правительство.
Во Франции требуется, чтобы резолюция порицания была мотивирована, подписана не менее чем 1/10 состава нижней палаты и, в отличие от ФРГ, принята не просто большинством нижней палаты, а абсолютным большинством ее состава.
Создание смешанных форм связано с установлением в президентской республике ответственности перед парламентом отдельных министров, но не главы правительства,
которым остается фактически, а часто и юридически президент. Эта тенденция нашла свое отражение в конституционном праве ряда стран Латинской Америки — Венесуэле,
Колумбии, Перу, Уругвае и др.
В некоторых президентских республиках создается особая должность административного премьер-министра (Египет, Перу, Турция и др.), но не он определяет политику правительства, это делает президент, остающийся его фактическим руководителем. Президент председательствует на официальных заседаниях правительства, премьер-министр ведает оперативной деятельностью правительства и ведет его неофициальные заседания, да и то в ряде стран только по поручению президента. Создание такой должности позволило установить ответственность правительства в целом, а не только отдельных министров, перед парламентом, оставляя при этом в неприкосновенности положение фактического руководителя правительства — президента. Однако, хотя правительство ответственно перед парламентом, назначает его президент без одобрения последнего.
При выражении вотума недоверия премьер-министру или всему составу правительства в ряде стран президент должен уволить совет министров в отставку.
В Египте это безусловное требование относится только к отдельным министрам. Если же недоверие выражено премьер-министру или правительству в целом, президент может не согласиться с этим и возвратить вопрос на новое рассмотрение парламента. В
случае подтверждения парламентом своего решения, президент вправе вынести

спорный вопрос на референдум. Результаты голосования в пользу правительства
(премьер-министра) влекут роспуск парламента, в пользу парламента — отставку правительства. Таким образом, хотя в Египте и возможен вотум недоверия правительству, его осуществление серьезно затруднено.
Республиканские монархии — это монархии, в которых присутствуют некоторые черты республиканской формы правления (Малайзия, Лесото, ОАЭ). Например, в современной Малайзии существует «выборная монархия». Глава государства здесь не является пожизненным и наследственным монархом, а каждые 5 лет переизбирается.
Это сближает монарха с президентом, а монархическую форму правления — с республиканской. Вместе с тем Малайзия в связи с переизбранием главы государства не превращается в республику, так как главой государства здесь может быть избран не любой гражданин, а только один из правителей субъектов федерации. Малайзия —
федеративное государство, в котором 9 из 13 субъектов федерации возглавляются наследственными султанами. Эти 9 султанов образуют Совет правителей, который раз в
5 лет избирает главу государства. На этот пост султаны избираются по очереди, для чего в Совете правителей ведется особый список.
«Выборной монархией» является государство Лесото, где король избирается общим собранием племенных вождей.
Другой разновидностью республиканской монархии является «коллегиальная
монархия», которая имеет место в ОАЭ. Здесь полномочия главы государства фактически принадлежат Совету эмиров 7 эмиратов федерации, хотя председатель этого Совета, которым избирается эмир крупнейшего эмирата Абу-Дабы, занимает определяющие полномочия и обладает значительными властными полномочиями.
Монархические республики — это республики, в которой проявляется такой признак монархической формы правления, как несменяемость главы государства. В
этих республиках президент является пожизненным главой государства. В XX в. такие республики существовали в Индонезии, социалистической Югославии, на
Филиппинах, Уганде, Тунисе. В настоящее время пожизненный президент существует в КНДР, пост которого, согласно конституции, передается по наследству.
Президентско-милитарные республики — они создаются в условиях военных режимов. Такая республика образуется после военных переворотов, когда лидеры армии создают какой-либо «военно-революционный» или «военно-административный»
совет и делают своего лидера (генерала, полковника, иногда и сержанта) президентом,
закрепляя затем это назначение в своих законах или конституциях.
Полуабсолютная монархия — монархия, сочетающая в себе черты абсолютной и ограниченной монархии. Полуабсолютные монархии — это монархии, которые лишь по форме не являются абсолютными, поскольку оснащены конституциями и парламентами, формально ограничивающими власть монарха. Фактически же монарх в таких монархиях властвует безраздельно: он может приостановить действие конституции (Бахрейн) или отменить ее (Свазиленд), распустить на неопределенное

время парламент (Кувейт), отменить любой акт парламента, так как обладает правом абсолютного вето. Парламенты в этих монархиях не обладают реальной силой, так как всецело подчинены воле монарха. Вследствие этого полуабсолютские монархии по своей сути являются абсолютными монархиями.
Полудуалистические (полупарламентские) — это монархии, сочетающие в себе черты дуалистической и парламентской монархий. Если в такой монархии преобладают черты дуалистической монархии, она считается полудуалистической; если парламентской — она считается полупарламентской. Современные полудуалистические и полупарламентские монархии таковыми считаются лишь по формальным соображениям, т. е. исходя из действующих в них конституций. Фактически же в своей основе они остаются дуалистическими монархиями.
Теократическая монархия характеризуется тем, что здесь глава государства —
монарх одновременно является и высшим духовным лицом в стране. Так, папа римский является главой государства Ватикан, а король Саудовской Аравии является главой ваххабизма — одного из направлений ислама.
Теократическая форма правления, где реальная власть принадлежит духовенству,
сложилась и в некоторых республиках (теократических республиках). Теократическая
(исламская) республика — особая форма республики, где правит мусульманское духовенство. Такая республика сочетает в себе основные признаки традиционного исламского халифата и современного республиканского строя. Так, Конституция
Исламской Республики Иран 1978 г. предусматривает, наряду с постом президента,
пост духовного руководителя иранского народа, который занимает один из высших религиозных иерархов. Высшее духовное лицо не избирается населением, а назначается специальным религиозным советом — Советом экспертов, состоящим из влиятельных богословов страны.
3. Форма государственного устройства
Форма государственного устройства
— территориальная организация государственной власти.
Это способ связи государства в целом с его составными частями.
Государственное устройство отражает: территориальную структуру государства
(административно-территориальное деление); распределение государственной власти между центральными и региональными (местными) органами государства и самоуправления.
Формы государственного устройства. Общепризнанными являются две формы государственного устройства: простые (унитарные) и сложные (федеративные)
государства. Основанием классификации является способ связи территориальных единиц.