Файл: Учебник по теории государства и права подготовлен в соответствии с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 6104

Скачиваний: 209

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
обладающие организационным критерием. От их имени выступают организации.
Целевой означает, что субъект политической системы должен преследовать
политические цели:
— выражать чьи-то политические интересы;
— реализовывать на практике политические интересы, следовательно, вступать в политические отношения;
— участвовать в завоевании, реализации государственной власти (формировании).
Поэтому объединения по личным интересам (общество шахматистов, общество автолюбителей и т. п.) не являются субъектами политической системы.
Регулятивная (нормативная) подсистема. Нормативная основа выступает в качестве важнейшей формы регулирования политических отношений, обеспечивающих определенный уровень общественной организованности, стабильности и устойчивости как политических институтов, так и всей системы в целом. Нормативная подсистема складывается из социальных норм, имеющих политическое содержание.
Нормы права и его принципы играют наиболее важную роль в политической системе:
они определяют, закрепляют пределы свободы человека в официальных нормативных документах, которые обеспечиваются силой государства; с их помощью учреждаются политические институты, определяются полномочия элементов политической системы;
право аккумулирует волевые устремления людей: право — это согласование воль различных слоев населения; оно — стабилизирующий фактор политической системы.
Его нормы рассчитаны на длительное во времени существование и реализуются в строгих процессуальных формах.
3. Государственный аппарат как субъект политической системы
общества
Представляется, что государственный аппарат в политической системе занимает
центральное место, ибо он выступает как:
— управленческий центр — принимает управленческие решения и обеспечивает их реализацию;
— нормотворческий центр — принимает общеобязательные правила поведения,
нормативные акты, законы;
— силовой центр политической системы — располагает аппаратом принуждения,
силовыми структурами, обеспечивающими политические решения;
— финансовый центр — формирует, регулирует финансовую систему,
сосредоточивает основные денежные средства в стране, выпускает денежные знаки,

ценные бумаги;
— идеологический центр — формирует государственную идеологию, определяет отношение к религиозной идеологии.
От других элементов политической системы государственный аппарат отличает
следующее:
1) это первичный элемент политической системы. В историческом плане он возникает ранее всех других элементов;
2) для государственного аппарата характерна всеобщность охвата политическим процессом. Это единственная полновластная организация в масштабе всей страны;
3) это интегрирующий элемент. Государство объединяет (или стремится к этому)
вокруг себя всех лиц и все организации на всей своей территории;
4) это объективно необходимый элемент. Он существует на протяжении всей истории политического общества. Другие организации могут возникать и исчезать, причем, в зависимости от субъективного усмотрения;
5) субъект политической системы, обладающий правотворческими функциями.
Роль государственного аппарата в политической системе многогранна:
— является официальным представителем общества внутри страны и на международной арене;
— определяет основные направления развития общества;
— концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни через призму «общеобязательности»;
— придает целостность и устойчивость политической системе;
— является средством консолидации общества на достижение совместных целей;
— является средством разрешения общественных противоречий.
4. Негосударственные организации как субъекты политической
системы общества
Они весьма многочисленны (политические партии, общественно-политические движения, органы местного самоуправления, религиозные организации, средства массовой информации, группы давления и др.) и отличаются тем, что они формируются на добровольной основе; как правило, функционируют автономно от
государственного аппарата и других субъектов политической системы;

предназначены для выражения политических интересов отдельных социальных
групп, слоев населения.
Виды негосударственных организаций политической системы.
1. В зависимости от правового статуса различают: легальные субъекты — их деятельность официально признана, официально дозволена; нелегальные — их деятельность законодательно запрещена (органы, которые преследуют цель — смену существующего строя, разжигают вражду и т. п.).
2.
По
степени
их
организационной
оформленности различают
негосударственные субъекты государственно-аппаратного типа (органы местного самоуправления); негосударственные субъекты партийного типа (всевозможного рода партии и союзы, они менее организационные, но степень их организации высока);
политические движения — это такие субъекты политической системы, которые обладают низким уровнем организационной оформленности.
3. По отношению к государственному аппарату и проводимой им политике:
лояльные — субъекты политической системы, которые поддерживают, одобряют реализацию государственной политики; оппозиционные — эти субъекты, которые стремятся изменить государственную политику, программу.
Охарактеризуем некоторые негосударственные организации как субъекты политической системы.
Основным негосударственным субъектом политической системы являются партии.
Политическая партия — это организованная группа единомышленников,
представляющая интересы части общества и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.
Особенности политических (современных) партий состоят в том, что:
— представляют собой общественные организации (негосударственные);
— являются устойчивыми и широкими политическими объединениями, имеющими свои органы, региональные отделения, рядовых членов;
— имеют свою программу и устав;
— имеют, как правило, фиксированное членство;
— опираются на определенный социальный слой, массовую базу в лице голосующих за представителей партии на выборах;
— имеют единые идеологию и политические взгляды как основу для создания партии.
Другие общественные организации создаются по признаку социальной принадлежности


(профсоюзы), на основе возрастных и иных признаков (союзы молодежи, женщин);
— имеют ярко выраженный политический характер, стремятся к овладению государственной властью и ее удержанию.
Общественно-политические движения. Общественно-политическое движение —
это наиболее активная часть, выражающая интересы определенных социальных групп граждан и направленная на достижение какой-либо значительной политической цели.
Отличие общественно-политического движения от политических партий
состоит в следующем:
— социальная база движений более широкая, аморфная, пестрая (к одному движению могут принадлежать представители различных социальных, идеологических,
национальных, конфессиональных и других групп);
— они, как правило, придерживаются только одной политической концепции и добиваются решения одной крупной политической проблемы, имеют одну цель, а не комплекс целей, как партии;
— движения не столь долговременны, как партии;
— движения не стремятся к власти, они пытаются воздействовать на нее, «повернуть»
данную власть к решению своих проблем (при борьбе за власть движение трансформируется в политическую партию);
— в движении отсутствуют формальная внутренняя иерархия, четко выраженное постоянное членство и соответствующие документы (программа, устав и пр.);
— центром политической активности в движении выступает его ядро —
инициативные группы, клубы, союзы и т. п.
Группы давления. Деятельность многих негосударственных организаций не имеет политического содержания, они создаются для других целей, но иногда выступают с политическими требованиями. Их можно обозначить как группы давления
(нетрадиционные субъекты). Это общественное объединение, активно добивающееся удовлетворения собственных интересов с помощью целенаправленного воздействия на структуры политической власти.
Сила групп давления (профсоюзы, объединения крестьян, молодежи, потребителей и т. д.) зависит от количества членов, их финансовых возможностей, от организованности, сплоченности, от престижа в обществе и т. д. Группы давления разными путями (забастовки, митинги, демонстрации, пикеты, петиции и т. д.)
оказывают воздействие на парламент, государственную организацию, администрацию,
партии с целью принятия выгодных им решений. Они могут поддержать те или иные партии в предвыборной борьбе.


К группам давления относят: движения; профессиональные союзы; ассоциации предпринимателей; союзы кооперативов, потребителей; добровольные общества и другие общественные объединения. Группами давления можно считать и традиционно присутствующие в политике и политической деятельности тайные общества и организации (например, масоны и т. п.).
Взаимодействие государственных и негосударственных организаций. Субъекты политической системы общества взаимодействуют на основе следующих принципов:
сотрудничества, помощи и содействия друг другу, поиска и достижения
компромисса, координации деятельности.
Формы воздействия на государство негосударственных организаций могут быть
гласными и негласными.
Гласными, открытыми путями воздействия на государственную власть являются:
использование средств массовой информации; участие в массовых акциях одобрения или протеста; демократические процессы (выборы, референдумы, митинги),
включающие в себя узаконенную деятельность партий, профсоюзов и других политических институтов.
Негласные (теневые) пути воздействия на государственную власть проявляются в политических интригах с помощью: групп давления, так называемых мозговых центров; близкого окружения; элитарных клубов; товарищеских групп; парламентских лобби; политических фракций.
Типичными формами (способами) воздействия на государственные органы являются:
— непосредственное выдвижение своих членов в состав представительных и исполнительных органов власти, а также в качестве функционеров управленческого аппарата;
— участие членов общественных объединений в работе парламентских комиссий и подкомиссий, межведомственных комитетов и служб;
— поддержание личных контактов с членами парламента, правительства, прочими чиновниками и т. д.
Формы воздействия государства на негосударственные организации.
Государственный аппарат как главная властвующая сила общества:
1) создает нормативную базу общеобязательных требований, которым должны отвечать другие субъекты политической системы;
2) может оказывать прямую финансовую поддержку, легальную или нелегальную,
иным политическим субъектам;

3) передает часть государственных полномочий иным субъектам политической системы (например, органам местного самоуправления, которые не входят в состав государственного аппарата, но им передаются полномочия государственного аппарата).
В условиях недемократического режима, наряду с этими формами,
государственный аппарат:
1) осуществляет вмешательство органов государственного аппарата в деятельность органов других субъектов политической системы;
2) может максимально ограничивать политическую активность других субъектов,
установить запреты на их деятельность;
3) государственный аппарат может вмешиваться в политическую деятельность тех социальных институтов, деятельность которых не связана с политикой.
Государственный аппарат также может использовать негласные методы. Так называемые теневые структуры в целях решения государственных задач работают в режиме секретности, используют негласных сотрудников и негласные методы деятельности.
В ряде случаев официальные государственные учреждения осуществляют негласные функции, а высшие должностные лица государства скрывают смысл открытых политических действий, т. е. ведут политическую игру.
Необходимость теневых элементов и функций на верхнем и среднем уровнях политической системы обусловлена наличием противостоящих и противоборствующих элементов в политическом обществе, которые в случае необходимости осуществляют скрытые действия.
5. Виды политических систем общества
При классификации политических систем могут использоваться следующие основания:
1) по общественно-экономическим формациям. По этому критерию выделяют:
рабовладельческие, феодальные, буржуазные, социалистические политические
системы общества;
2) по положению личности в обществе (по политическому режиму):
демократические и недемократические политические системы;
3) по способу управления обществом: командная, социопримирительная,
соревновательная политические системы.
Особенности командной политической системы: командный стиль управления обществом, администрирование, принуждение; интегральный характер — все ее звенья

объединены на основе бюрократического централизма «сверху», а не путем естественно сложившихся отношений борьбы и сотрудничества; отрицание саморегуляции общественного организма, ставка на силовые принудительные методы.
Особенности соревновательной политической системы: противоборство различных сил, их состязательность в политическом процессе; плюрализм; наличие саморегуляции общества в сферах экономики, социальных отношений, духовной жизни.
Для социопримирительной политической системы характерно: выдвижение на первый план социального аспекта; это система компромиссов, главное — консенсус;
воспитание гражданской ответственности связывается с идеей социальной справедливости, служения ей;
4) по форме правления: президентские, парламентские, смешанные
политические системы.
Для президентской политической системы, особенно американской, характерен так называемый феномен раздельного голосования и «раздельного правления». Суть его состоит в том, что значительные контингенты избирателей, голосуя за кандидата
«своей» партии на пост президента страны, по списку кандидатов в законодательное собрание, могут поддержать представителей конкурирующей партии.
В парламентской политической системе глава государства — это, по сути дела,
титулярный церемониальный руководитель страны, который символизирует суверенитет и величие государства. Центральную роль в парламентской политической системе играет парламент. Он занимает привилегированное положение по отношению к другим органам государственной власти. Ныне парламент и парламентаризм стали неотъемлемыми структурными и функциональными элементами политической системы либерально-демократического типа.
При
парламентско-президентской или
президентско-парламентской
политической системе исполнительной власти присущ своего рода дуализм,
состоящий в том, что руководящие исполнительные функции являются прерогативой и президента, и кабинета министров, ответственного перед парламентом. Следовательно,
глава государства — президент и глава правительства — премьер-министр выступают в двух лицах. Как президент, так и парламент избираются путем прямого всеобщего голосования;
5) по направлению развития: прогрессивные и реакционные, реформаторские и
консервативные политические системы;
6) по политической культуре: англо-американский, континентально-европейский,
доиндустриальный, тоталитарный типы политической системы;
7) по партийному составу: однопартийные, двухпартийные, многопартийные политические системы;