Файл: Учебник по теории государства и права подготовлен в соответствии с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 6103

Скачиваний: 209

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Простое (унитарное) государство — единое государство, части которого не
обладают признаками самостоятельности. Такие государства состоят из административно-территориальных единиц, которые не обладают признаками государственного суверенитета.
Унитарному государственному устройству свойственны следующие черты:
— единый властный «центр» — единая для всей страны система высших и центральных органов государственной власти (один парламент, одно правительство,
один верховный суд);
— одна конституция, единая система законодательства, единая судебная система,
единое гражданство;
— единая денежная система, одноканальная система налогов;
— территориальные элементы унитарного государства (области, округа и т. д.) не обладают государственным суверенитетом, не имеют атрибутов государственности.
Из других особенностей унитарной формы называют: одинаковый юридический статус административно-территориальных единиц, равное положение по отношению к центральным органам, отсутствие самостоятельной политики в административных единицах, невозможность выделения их в самостоятельные государства.
Виды унитарного государственного устройства. По степени зависимости местных органов от центральных органов государственной власти унитарное государственное устройство может быть: централизованным, децентрализованным и смешанным.
В централизованных унитарных государствах во главе местных органов государственной власти стоят назначаемые центром чиновники, которым подчиняются местные органы самоуправления (Таиланд, Казахстан, Норвегия и др.). В некоторых странах вообще отсутствуют местные органы, и административно-территориальные единицы управляются назначаемыми представителями центральной власти.
В децентрализованных унитарных государствах местные органы создаются, но они поставлены под контроль (прямой или косвенный) центральной власти. В
децентрализованных государствах на местах избираются советы, должностные лица, в мелких поселениях созываются сходы граждан (Великобритания, Япония и др.).
В смешанных, относительно децентрализованных унитарных государствах на местах действуют два органа — назначенный «сверху» чиновник и избранный гражданами совет (ФРГ, Польша, Франция и др.).
В ряде унитарных государств есть автономии — особые политико-территориальные единицы, созданные с учетом национального состава, культуры и традиций компактно проживающего в них населения (Корсика во Франции и др.). Компетенция автономных образований определяется конституцией (Италия) или специальным

законом о конкретной автономии (Великобритания).
Любая форма автономии допускает государственное вмешательство, если ее органы не выполняют конституцию государства. Автономии подразделяют на
персональные (культурно-национальные), когда этнические группы проживают разрозненно; корпоративные, связанные с существованием языковых общностей;
территориальные, которые создаются в случае компактного расселения этнических групп. В зависимости от объема полномочий автономии бывают политическими и
административными. Политические автономии имеют некоторые признаки государственности. В некоторых странах (например, в Болгарии) запрещено создавать автономные образования.
Сложные государства. К ним относятся государства, в составе которых существуют территориальные образования, обладающие элементами государственного суверенитета. К ним относится федерация.
Федерация — это сложное союзное государство, части которого обладают
признаками государственности.
Отличительными признаками федерации являются:
— наличие двух систем законодательной, исполнительной и судебной власти;
— разделение сфер полномочий федеральных органов и субъектов федерации;
— определенная степень политической самостоятельности субъектов федерации;
— двухканальная система налогов.
Федерация — сложное государственное объединение, имеющее несколько уровней федерализации: собственно федерация, национально-государственные образования,
автономно-государственные образования, территориальные образования.
Виды федерации. Для классификации федераций обычно используют два критерия
— полномочия их субъектов и принцип построения.
По полномочиям (правовому статусу) субъектов федерации выделяют:
— симметричные (одноуровневые) федерации — статус у всех субъектов равный,
универсальный;
— асимметричные (многоуровневые) федерации — субъекты федерации имеют различный правовой статус, нестандартные взаимоотношения с федеральным центром.
По принципу образования различают:
— национально-государственные федерации — они строятся с учетом
национальных особенностей населения (Эфиопия, Бельгия, СССР);
— административно-территориальные федерации — они строятся с учетом территориального устройства (США, Бразилия, Мексика, ФРГ, Австрия).
По порядку разграничения предметов ведения и полномочий между
федеральным центром и субъектами федерации:
— конституционные федерации;
— договорные;
— смешанные (конституционно-договорные).
4. Политический режим
Политический режим — это совокупность приемов, методов и способов, с помощью которых осуществляется государственная власть.
Он является определяющим для формы правления и организации государственного устройства.
Признаки политического режима. Политический режим:
— это организационные средства достижения политической цели, задач государственной власти. Он обеспечивается государственным принуждением;
— он определяет реальное участие населения в формировании органов государственной власти и в определении основ государственной политики;
— закрепляет гарантированность прав и свобод участников общественных отношений.
Подходы к понятию политического режима. Выделяют широкий и узкий
подходы:
— широкий подход относит политический режим к явлениям политической жизни и к политической системе общества в целом;
— узкий — делает его достоянием лишь государственной жизни и государства,
поскольку он конкретизирует другие элементы формы государства: форму правления и форму государственного устройства, а также формы и методы осуществления государством своих функций.
Иными словами, речь идет о том, что государственный и политический режимы
не совпадают по содержанию: первый выступает составной частью второго, который формируется не только государством, но и другими субъектами политической системы

общества.
Виды политических режимов. В литературе приводится обширный перечень политических режимов.
В зависимости от принадлежности государства к определенной общественно-
экономической формации различают: буржуазные политические режимы (они связаны с этапами буржуазного развития) и добуржуазные (складываются в условиях до буржуазной революции).
Обычно выделяют два вида политических режимов в зависимости от состояния
прав
и
свобод
в
стране:
демократические
и
недемократические
(антидемократические).
Для демократического политического режима характерно:
— юридическое закрепление и реальное осуществление прав и свобод человека;
— равноправие всех граждан;
— существование ряда политических партий (в том числе и оппозиционных),
— выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти;
— гласность в деятельности государства;
— избрание представительных органов государственной власти и местного самоуправления, как правило, путем равных всеобщих и прямых выборов;
— наличие у парламента исключительного права издавать общегосударственные законы;
— принятие политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства.
Современные демократические режимы в зависимости от степени реализации принципов демократии могут быть: а) либерально-демократическими и б)
собственно демократическими.
Признаки антидемократического режима. Данный вид политического режима отличает от других видов:
— контроль государства над всеми сферами общественной жизни;
— контроль над общественными организациями (профсоюзами, молодежными,
спортивными и др.);

— личность во многом лишена субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться даже в конституциях;
— примат властных решений над правом и нарушение законности;
— милитаризация общественной жизни;
— игнорирование интересов государственных образований, особенно национальных меньшинств.
Виды
антидемократических
политических
режимов.
Современные недемократические режимы в зависимости от степени их жесткости могут быть
тоталитарными и авторитарными.
Для тоталитарного политического режима характерны:
— единая массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером;
— официальная идеология;
— монополия государственной власти на средства массовой информации;
— монополия государственной власти на средства вооруженной борьбы;
— централизованная система контроля и управления экономикой.
Формы тоталитаризма. Политическая литература предлагает несколько подходов их выделения: тоталитаризм национальный, расовый (режимы Гитлера, Муссолини и др.)
— в его основе лежит национальный критерий; и тоталитаризм религиозный
(исламский фундаментализм в Иране в период Хомейни) — в его основе идеологический критерий.
Особенности авторитарного режима. Для авторитарного режима характерны:
— ограничение и строгая регламентация политических партий и политического поведения как отдельных граждан, так и общественных политических организаций;
— отсутствие огромного репрессивного аппарата;
— наличие некоторых элементов демократии (выборы, парламентская борьба);
— необязательность четко разработанной единой идеологии;
— отсутствие всепроникающего характера воздействия на общество, тотального регулирования общественными процессами;
— отказ от вмешательства в частную жизнь;


— меньший объем ограничения прав и свобод, ограничиваются обычно политические права, но не личные права и свободы, режим признает независимость человека в некоторых неполитических сферах (искусстве, науке и т. д.);
— меньший масштаб насилия — террор распространяется лишь на противников режима; при тоталитарном режиме — на всех граждан, даже далеких от политики.
Кроме названных недемократических политических режимов называют и иные их разновидности.
Деспотический режим характерен для монархической формы правления
(абсолютной монархии), когда властвует одно лицо — деспот (Вавилон, Китай,
Индия). Деспотии возникли в древности и характеризуются крайним произволом,
полным бесправием и подчиненностью подданных, отсутствием правовых и моральных начал в управлении. Действует карательная, жесткая налоговая политика. Подавляются самостоятельность, недовольство, возмущение и даже несогласие подвластных.
Суровые санкции, не соответствующие содеянному деянию, определяются произвольно. Государство держится на страхе.
Тиранический режим основан на единоличном правлении. В отличие от деспотии,
власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота. Власть тирана лишена правового и нравственного начала, построена на произволе, терроре и геноциде. Законы не действуют, так как тираническая власть в большинстве случаев не стремится к их созданию.
Фашистский режим (германский вариант) основан на националистической,
расистской демагогии. Цель такого государства — охрана национальной общности,
защита чистоты расы. Главное в фашистской идеологии следующее: люди не равны перед законом, властью, судом; их права и обязанности зависят от национальной принадлежности. Одна нация, раса объявляется высшей, следовательно, достойной лучших жизненных условий. Другие нации считаются неполноценными и должны быть уничтожены.
Следует учитывать, что между составляющими форму государства (форма правления,
форма государственного устройства, политический режим) существует определенная взаимосвязь.
Так, республиканская форма правления «тяготеет» к федеративному устройству
и
демократическому
режиму.
Монархиям свойственны
унитарные
централизованные формы государственного устройства и недемократические
режимы.

1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   39

Тема 7. Политическая система общества
План
1. Понятие политической системы общества
2. Структура политической системы общества
3. Государственный аппарат как субъект политической системы общества
4. Негосударственные организации как субъекты политической системы общества
5. Виды политических систем общества
1. Понятие политической системы общества
В узком смысле политическая система общества — это упорядоченная
совокупность взаимодополняющих социальных институтов (субъектов),
участвующих в формировании и реализации государственной власти.
Признаки политической системы общества:
— политический характер. Он проявляется в содержательной деятельности системы,
которая затрагивает жизненные интересы множества людей, оказывает воздействие на государство, государственное управление;
— интегративный характер. Политическая система объединяет множество самостоятельных организаций, подсистем;
— формализованный характер. Система регулируется специальными правовыми и политическими нормами, отличающимися высокой степенью нормативности;
— функциональный характер. Политическая система упорядочивает общественные отношения;
— обязывающий характер. Выработанный в рамках политической системы политический курс становится обязательным для всего общества.
Существуют и другие подходы к понятию политической системы:
— институциональный, утверждающий, что политическая система — это совокупность политических институтов;
— регулятивный, считающий, что политическая система — это социальные нормы,
на основании которых функционируют политические институты;
— идеологический подход в основу кладет политическое сознание, взгляды, идеи,
представления участников политических процессов;

— коммуникативный — политические отношения, системообразующие связи.
Исходя из этого, политическая система в широком смысле может пониматься как
упорядоченная совокупность взаимодействующих между собой политических
институтов, политических отношений, политических норм и принципов,
политического сознания, возникающих в процессе формирования и реализации
государственной власти.
Выделяются следующие функции политической системы:
1) управленческая, или функция политического руководства общества, которая выражается в определении целей общественного развития; в выработке и реализации политического курса;
2) регулятивная — выражается в регламентации политического поведения и политических отношений в обществе;
3) интегративная — направлена на сплачивание, консолидацию людей. Она выражается в выдвижении общепринятых идей, ценностей, в сглаживании противоречий, преодолении социальных конфликтов.
2. Структура политической системы общества
В политической системе, исходя из элементного состава, выделяют пять
подсистем.
Институциональная подсистема — это совокупность институтов (учреждений,
организаций), связанных с функционированием политической власти. Она складывается из следующих частей:
1) государственный аппарат: законодательные органы, исполнительные органы,
судебные органы и др.;
2) политическая инфраструктура: политические партии, общественно-политические организации и движения, лоббистские группы;
3) церковь в теологических и клерикальных государствах;
4) органы местного самоуправления и другие организации.
Институциональная система складывается из субъектов политической системы,
которой присущи следующие признаки: организационный и целевой.
Организационный предполагает, что субъект политической системы должен обладать внутренней упорядоченностью, устойчивостью, органами, которые ведают его внутренними и внешними делами. Поэтому субъектами политической системы не могут быть признаны отдельные граждане, нации, социальные классы, группы, не