Файл: Учебник по теории государства и права подготовлен в соответствии с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 6110

Скачиваний: 211

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
требуют не одного, даже самого авторитетного фундаментального, каким является конституционный акт, а системы взаимосвязанных с ним и развивающих содержащиеся в нем требования и предписания актов.
Следовательно, в условиях правового государства речь идет не о том, должны или не должны существовать, наряду с законами, подзаконные, ведомственные акты. Они неизбежны, обусловлены самой природой и характером регулируемых ими общественных отношений. Речь идет лишь о том, чтобы эти акты, развивая и детализируя положения, содержащиеся в законах, не искажали сути и содержания самих законов. В противном случае, призывы и установки о создании правового государства неизбежно останутся нереализованными.
Приоритет Конституции, являющейся основным законом государства, занимает особое место среди признаков правового государства. Конституция характеризуется особым содержанием, порядком принятия и изменения, особой юридической силой. В
Конституции фиксируется правовое положение личности, закрепляется общественный и государственный строй, определяются высшие органы государства и порядок их формирования. Содержание Конституции, представляющей собой не только юридический, но и политический, и идеологический документ, отражает результаты борьбы и сотрудничества различных социальных сил. Демократические конституции закрепляют общегуманистические принципы человечества (власть народа,
демократию, права человека и др.). Таким образом, конституция в Новое время приобрела значение, близкое к понятию права вообще, что засвидетельствовано уже в главном документе Великой французской революции — Декларации прав и свобод человека и гражданина 1789 г., в котором было записано: «Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции»
59
Конституция Российской Федерации, принятая на общегосударственном референдуме
1993 г., характеризуется тем, что она отразила изменения, которые произошли в российском обществе в конце XX в. Ею был исключен классовый подход к различным слоям населения, закреплена власть народа, установлены институты частной собственности, включая собственность на средства производства, свободу предпринимательской деятельности, права и свободы личности в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также зафиксированы иные общечеловеческие ценности, реализация которых для граждан нашей страны была немыслимой на предшествующем этапе развития отечественной государственности. Конституция выступает в качестве основного и главного нормативно-правового акта Российской Федерации, обладает высшей юридической силой в системе всех нормативных правовых актов страны и вместе с тем является важнейшим правоустанавливающим документом. Конституция определяет основы системы форм (источников) действующего в стране права. Успех формирования правового государства напрямую зависит от признания особой роли Конституции РФ.
Статья 15 Основного Закона провозглашает высшую юридическую силу Конституции и ее непосредственное (прямое) действие и применение на всей территории РФ. Законы и

иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции.
Указание на прямое действие Конституции не имеет аналогов в отечественной практике и обязывает к тому, чтобы Конституция не была декоративным украшением общества, а стала работающим законодательным актом, которым следует руководствоваться при рассмотрении конкретных дел в судах и органах исполнительной власти. Это существенная особенность правового государства.
Обеспеченность прав и свобод человека и гражданина. Для правового государства принципиально важным является то, что оно существует и развивается не иначе как на базе гражданского общества, где права и свободы граждан не только формально провозглашаются, но и проводятся в жизнь. Для этого должен быть создан механизм их полной гарантированности и всесторонней защищенности, последовательно проводиться в жизнь принцип оптимального сочетания прав и свобод граждан с их конституционными обязанностями. Таким образом, провозглашенные права и свободы должны быть обеспечены конкретными механизмами их реализации, т. е. реально обеспеченной возможностью гражданина получить образование, социальное обеспечение, судебную защиту своих прав и т. д.
Взаимная ответственность государства и личности. Суть этого принципа в том,
что как граждане несут ответственность перед государством, так и государство должно нести ответственность перед гражданами. Государство определяет и допускает меру свободы граждан и меру своей ответственности перед ними, меру и пределы своего вмешательства в жизнь граждан, а также устанавливает пределы автономии граждан в отношениях с другими субъектами правового регулирования. Наличие у индивида гарантированных прав и свобод превращает его в «равноправного партнера»
государства, способного предъявлять к последнему правовые притязания,
обоснованность которых устанавливает суд, и тем самым способствует утверждению законности в деятельности государства
60
. Указанный принцип выражает нравственно- юридические начала в отношениях между государством как носителем власти и гражданином как участником ее осуществления. Устанавливая в законодательной форме свободу общества и личности, само государство не свободно от ограничений в собственных решениях и действиях. Посредством закона оно должно брать на себя обязательства, обеспечивающие справедливость и равенство в своих отношениях с гражданином, общественными организациями, другими государствами
61
Разделение властей. Это один из важнейших принципов демократического правового государства
62
Современная демократическая правовая государственность основывается на разделении властей как одном из фундаментальных принципов, позволяющих обеспечить свободу граждан. При отсутствии разделения властей о правовом государстве говорить не приходится. Этот принцип, в его классической трактовке,
предполагает разделение властей на три ветви — законодательную, исполнительную и

судебную, ветви власти равноправные, самостоятельные, независимые друг от друга, но функционирующие в рамках системы сдержек и противовесов.
Разделение властей предназначено для того, чтобы противодействовать чрезмерной концентрации власти в руках одной ее ветви, ее доминированию над другими, что могло бы угрожать злоупотреблениями властью. Осуществление этого принципа помогает бороться с антидемократическими тенденциями в общественной жизни, а потому создает предпосылки для уважения гражданских прав и свобод. Разделение властей — это механизм взаимного контроля, оптимальной реализации государственных функций и условие эффективного функционирования государства в целом.
Сама идея разделения властей возникла давно, хотя в ее теоретическом обосновании наибольшую роль сыграли ученые Нового времени — Дж. Локк и Ш. Л. Монтескье.
Изначально направленная на обоснование ограничения власти короля, она впоследствии стала использоваться как теоретическая и идеологическая база борьбы против всех форм диктатуры, опасность которой представляет собой постоянную реальность. Практическое осуществление идеи разделения властей связано с периодом буржуазных революций.
Представляется немаловажным такой вопрос: каково соотношение законодательной,
исполнительной и судебной ветвей власти?
Как уже отмечалось, главное в этой идее — создание механизма сдержек и
противовесов, которые бы способствовали предотвращению злоупотреблений
властью. Однако акцентировать внимание только на этом было бы неуместным,
поскольку вряд ли функционирование государства будет эффективным, если ветви власти будут только тем и заниматься, что друг друга сдерживать, друг с другом бороться.
Различные ветви государственной власти должны друг с другом и сотрудничать.
Именно это является важнейшим условием достижения максимальной эффективности в управлении обществом
63
Разделение властей в государстве ошибочно было бы рассматривать в качестве абсолютной гарантии демократических порядков. Этот институт представляется ценным не сам по себе, а в совокупности с другими политическими явлениями; среди них особую роль призвано играть право.
Политический опыт свидетельствует о том, что теория разделения властей нигде не была в полном объеме воплощена в жизнь. В одних странах равновесие властей было нарушено в пользу парламента, а в других — в пользу правительства
64
Таким образом, в соответствии с основными принципами, свойствами,
характеризующими правовое государство, можно следующим образом определить его

понятие: это политико-правовая организация гражданского общества, призванная
управлять его делами на основе принципов верховенства права, признания и
защиты прав и свобод человека и гражданина, взаимной ответственности
государства и личности, разделения властей. Правовое государство —
государство,
основанное
на
правовом
демократическом
обществе,
функционирующее на признании общечеловеческих ценностей, приоритета
права, ставящее во главу угла своей деятельности реальное обеспечение
правового статуса своих граждан.
Правовое государство в ходе своего развития приобретает новые качества. На современном этапе это — социальное государство, ставящее перед собой цель преодолеть резкую поляризацию различных слоев общества, гуманизировать социальные условия жизни. Приобретение правовым государством этих качеств связано с созданием второго поколения прав человека — социальных, экономических и культурных. Именно указанное обстоятельство способствовало разработке идеи государства, обязанного принимать меры, содействующие обеспечению соответствующих прав, и воплотившейся в концепции социального государства.
3. Гражданское общество
Одно из важнейших условий успешного формирования правового государства, одна из важнейших его предпосылок — наличие в стране гражданского общества.
Категория «гражданское общество» заняла в последнее время место одной из важнейших в проблематике правового государства. Это объясняется тем, что гражданское общество и правовое государство теснейшим образом связаны друг с другом. Правовое государство невозможно без гражданского общества.
Становление и развитие гражданского общества является особым периодом истории человечества, государства и права. Формирование и развитие гражданского общества заняло несколько веков. Этот процесс пока не завершен ни в одной стране мира.
Реальность существования гражданского общества (собственно, как и правового государства) определяется соотношением идеала и реально достигнутого состояния общества.
Гражданское общество в его современном понимании и значении — это общество,
способное контролировать деятельность государства, держать его «в узде». Говоря другими словами, гражданское общество — это общество, способное сделать свое государство правовым. Впрочем, неправильными были бы представления, согласно которым гражданское общество только тем и занимается, что борется с государством. В
рамках принципа социальности гражданское общество позволяет государству активно вмешиваться в социально-экономические процессы.
Такая способность общества к политической самоорганизации возможна лишь при наличии определенных экономических условий, а именно экономической свободы,
многообразия форм собственности, рыночных отношений. В основе же гражданского

общества лежит частная собственность. Именно она позволяет членам гражданского общества сохранять относительную независимость от государства.
Начало фундаментальной разработки учения о гражданском обществе связывается с именем Гегеля, который главным элементом гражданского общества считал человека,
действующего в обществе в соответствии со своим социальным положением, своими частными интересами и потребностями.
Гражданское общество и его взаимоотношения с государством характеризуются, в основном, следующими моментами: становление и развитие гражданского общества связывается с формированием буржуазных общественных отношений, утверждением принципа формального равенства; гражданское общество базируется на частной и иных формах собственности, рыночной экономике, политическом плюрализме; гражданское общество существует, наряду с государством, как относительно самостоятельная и противостоящая ему сила, находящаяся с ним в противоречивом единстве; гражданское общество представляет собой систему, которая построена на основе горизонтальных связей между субъектами (принцип координации) и которой свойственны самоорганизация и самоуправляемость; гражданское общество есть сообщество свободных граждан-собственников, осознающих себя именно в таком качестве, а следовательно, готовых взять на себя всю полноту хозяйственной и политической ответственности за состояние общества.
С развитием гражданского общества и становлением правовой государственности происходит сближение общества и государства, их взаимопроникновение: по существу,
правовое государство есть способ организации гражданского общества, его политическая форма. «Подлинно правовым государство может стать только вместе со становлением гражданского общества. Правовое государство — это продукт, гарант,
ипостась, “исток”, инобытие гражданского общества. Одно без другого невозможно», —
отмечал В. Е. Гулиев
65
. Взаимодействие гражданского общества и правового государства направлено на формирование правового демократического общества, на создание демократического социально-правового государства.
Таким образом, понятие «гражданское общество» характеризует определенный уровень развития общества, его состояние, степень социально-экономической,
политической и правовой зрелости.
Современное гражданское общество создается с помощью определенных форм самоконституирования и самомобилизации. Оно институционализируется и генерализируется посредством законов и, в особенности, субъективных прав,
стабилизирующих социальную дифференциацию. Самосозидание (независимая деятельность) и институционализация не обязательно подразумевают друг друга, «они могут осуществляться независимо друг от друга, но в долгосрочной перспективе оба эти процесса составляют неотъемлемое условие воспроизводства гражданского общества»
66