Файл: Учебник по теории государства и права подготовлен в соответствии с.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 6111
Скачиваний: 211
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Наличие развитого гражданского общества — особенность современного этапа развития цивилизованного человечества. Тоталитарные политические режимы и гражданское общество несовместимы: это общества задавленные, а не гражданские. Не было полноценного гражданского общества и в нашей стране в течение всего этапа советской государственности, поскольку в тоталитарном государстве основные сферы общественной жизни — экономическая, социальная, политическая, духовно-культурная
— оказались либо полностью огосударствленными, либо находились под жестким контролем органов государства. В идеологизированном государстве всеобщий,
всеобъемлющий контроль осуществляла правящая партия (в СССР это была
Коммунистическая партия Советского Союза — КПСС).
В наибольшей степени в бывшем СССР огосударствлены оказались экономическая и политическая сферы общественной жизни. В экономической сфере признавались лишь государственная и общественная собственность. Частная собственность была запрещена.
В стране функционировала однопартийная политическая система, возглавлявшаяся
КПСС. Политический характер носили единственная молодежная организация — ВЛКСМ
и даже детская организация — пионерская. Отсутствовало в бывшем СССР местное самоуправление: местные Советы входили в систему органов государственной власти и полностью подчинялись вышестоящим органам.
Профессиональные союзы, выступавшие в качестве весьма централизованной организации (возглавлялись ВЦСПС), считались общественной организацией. Однако фактически они входили в механизм советского государства, будучи объявлены
«школой коммунизма».
Огосударствлению подверглась духовно-культурная жизнь советского общества, а информационная система находилась в руках государства. Все это подтверждает тезис об отсутствии полноценного гражданского общества в советский период развития нашего общества.
На современном этапе развития Российского государства, как уже отмечалось выше,
одновременно с провозглашением государства правовым, стали формироваться институты гражданского общества, функционирующие более или менее свободно и автономно от государства. Ныне значительно расширены компетенция и возможности местных органов, укрепляются экономические основы местного самоуправления.
Благотворное воздействие на развитие демократических институтов и процедур оказывает расширение национального информационного пространства. Политический процесс развивается с участием неправительственных объединений, с учетом их мнений и позиций. Весьма конструктивную роль в этом процессе играет Общественная палата, авторитет членов которой, их открытая позиция усилила влияние гражданских институтов на нормотворческую деятельность, на деятельность правительства и
Федерального Собрания, а также на административную практику министерств и ведомств.
Таким образом, лишь в настоящее время предпринимаются попытки формирования в нашей стране гражданского общества. При этом учитывается не только опыт,
накопленный в ходе мирового развития, но и сохраняются самобытные черты собственного прошлого, характерные для общества нашей страны. Новая российская
Конституция придала осуществлению этого процесса определенные юридические гарантии. В Основном Законе государства закреплены основополагающие идеи гражданского общества. Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанностью государства (ст. 2). Провозглашено разделение властей на законодательную,
исполнительную и судебную (ст. 10). Установлены гарантии деятельности органов местного самоуправления.
1 ... 7 8 9 10 11 12 13 14 ... 39
Тема 9. Понятие права
План
1. Правопонимание в юридической науке
2. Сущность права
3. Принципы права
4. Функции права
1. Правопонимание в юридической науке
Вопрос о понятии права — один из наиболее дискуссионных вопросов современной юридической науки. Как справедливо отмечается в литературе, право одновременно является и идеалом, и реальностью, порождением социального порядка и проявлением воли, системой нормативов поведения и притязанием отдельного субъекта,
инструментом свободы и орудием произвола
67
Кроме того, дискуссионный характер данного вопроса обусловливается и многими другими факторами как объективного, так и субъективного ряда, в том числе и позициями тех или иных исследователей, дающих свою оценку данному феномену.
Среди множества подходов к характеристике этого явления особого внимания заслуживают такие, как позитивно-нормативное понимание права, естественно-
правовой и социологический подходы к нему.
Истоки позитивно-нормативного понимания права содержатся в идеях,
высказанных в трудах И. Канта, Р. Иеринга, Г. Кельзена и других мыслителей новейшего времени. Согласно представлениям этого течения политико-правовой мысли, под правом понимаются юридические нормы. Притом, как считают его сторонники, они не связаны непосредственно с экономикой, социальной структурой общества, политикой. Соответственно, правовые нормы возникают благодаря формальным установлениям государства либо возвышающейся над обществом
«суверенной, главной норме». Эта норма определяет иерархическую пирамиду, согласно которой каждая норма черпает свою юридическую силу в норме, занимающей более высокую по сравнению с ней ступень пирамиды (Г. Кельзен). И если представители либерального течения исходили при этом из общечеловеческих этических принципов,
то Г. Кельзен и его сторонники утверждали, что никакого права, кроме опирающегося на государство, не существует, а обязательность правовых норм проистекает из авторитета государства
68
Современное нормативное понимание права предполагает учет в ходе его характеристики следующих важных свойств этого феномена.
1. Право — такой регулятор общественных отношений, возникновение которого,
действие и охрана от нарушений неразрывно связано с государством. Оно состоит из множества норм, которые установлены государством или санкционированы им, т. е.
одобрены, подтверждены силой государственно-властного авторитета, что бывает нередко, когда, по мнению компетентного органа государства, то или иное неюридическое правило могло бы принести немалую пользу обществу, государству,
если бы оно было облечено в правовую форму. Соответствующее качество и придается социальному алгоритму поведения в результате его санкционирования.
Государственный орган объявляет, что данное правило на будущее является юридическим, и за его нарушение виновные подлежат не только общественной, но и юридической ответственности.
Конечно, в основе создания правовых установлений, безусловно, лежат более глубокие причины, нежели желание, интерес государственного должностного лица,
чиновника, но отвлечься от громадной конституирующей роли государства в этом процессе невозможно. Из рассматриваемого признака также следует, что действующие нормы права обеспечиваются, гарантируются государством и его аппаратом.
2. Право — такой социальный регулятор общественных отношений, которому присуща формальная определенность. Это означает, что внутренне присущий праву элемент — из чего, собственно, оно и состоит — юридические нормы выражены в строго установленных формах — в законах и иных официальных актах. Конечно, таким свойством — быть выраженным в письменном виде, в тех или иных документах —
обладают и некоторые другие социальные регуляторы общественных отношений
(например, уставы политических партий), но степень выраженности этого качества —
формальной определенности — у права несравненно выше в сопоставлении с другими социальными регуляторами. И, действительно, как будет показано далее, юридические нормы имеют четкую, строгую структуру, состоят из обязательных для нормативного правового установления элементов, что иным социальным нормам в целом несвойственно.
Указанная черта дает возможность обеспечить устойчивость, единообразный подход к регулированию общественных отношений, возможность защиты прав одних и привлечения к ответственности других участников правоотношений, нарушивших закрепленный в норме права алгоритм поведения. Соответствующий присущий праву признак играет и информативную роль, давая возможность ознакомления любому интересующемуся лицу с соответствующим правовым установлением.
3. Праву присущ такой признак, как системность. Право — это не конгломерат ничем не объединенных правовых установлений, а их система, сформировавшаяся на основе объективно существующих общественных отношений, требующих для своего нормального функционирования правовой регламентации. Признак системности означает, что нормам, из которых состоит право, присущи единство, согласованность, а также подразделение их на относительно самостоятельные структурные части согласно,
прежде всего, предмету и методу правового регулирования общественных отношений.
4. Один из важнейших признаков права — нормативность. Этот признак означает,
что право выступает в качестве общеобязательного государственного регулятора общественных отношений. Оно устанавливает меры, масштабы поведения неопределенного круга лиц в типичных жизненных ситуациях; притом для такого воздействия характерна протяженность во времени и неисчерпаемость исполнения: это означает, что действующие правовые нормы впредь до их отмены или изменения в установленном порядке реализуются всякий раз, когда налицо жизненная ситуация,
предусмотренная этими нормами.
5. Признаком права является его волевой характер. Право выражает государственную волю, в которой содержатся фрагменты как интересов социальных сил, стоящих у власти, так и интересов всего общества. Причем, соотношение,
удельный вес каждой из составляющих государственной воли различен в зависимости от этапа развития, на котором находится общество.
Все изложенное дает возможность следующим образом определить понятие права:
это феномен, представляющий собой выраженную различными способами с
помощью государства обязательную для всех членов общества волю различных
его социальных слоев (составляющие этой воли обусловлены уровнем развития
общества),
гарантированную
специфическими
для
государственно-
организованного общества мерами.
Концепциям естественного права свойственно разнообразие. Характерным, однако,
для всех них является то, что право в них рассматривается как воплощение
справедливости и разума.
Идея естественного права возникла в древности. Этим понятием оперировали
Сократ, Аристотель и другие великие представители интеллектуальной составляющей человечества древности. Использовали его в своих сочинениях римские юристы:
Ульпиан, Цицерон и многие их современники. Не чурались этой идеи отдельные представители эпохи Средневековья.
В Новое время много внимания ее развитию уделяли Гуго Гроций, Д. Локк, Ш. Л.
Монтескье, А. Н. Радищев и другие известные мыслители этого этапа развития человеческого общества.
Естественно-правовая концепция исходит из того, что существуют две системы
права: естественное и позитивное.
Естественное право проистекает из природы человека или из божественной воли.
Оно определяется человеческим разумом, всеобщими нравственными принципами,
справедливо, вечно и неизменно. Благодаря таким свойствам права, в обществе воцаряются равноправие и справедливость, оно освобождается от произвола и беззакония. Данная теория исходит из того, что в качестве естественных законов выступают прирожденные, неотчуждаемые права человека: семья, частная собственность, свобода, равенство, достоинство, безопасность и др. Именно их должен в
первую очередь охранять любой политический союз и, в первую очередь, государство.
Сыграв значительную роль в борьбе с феодализмом, эта теория не потеряла своего значения, а во второй половине ХХ в. выступила в качестве теоретического фундамента борьбы за права человека во всем мире.
Согласно воззрениям представителей социологической школы права (Е. Эрлих в
Германии, С. А. Муромцев в России и др.), право представляет собой совокупность
правовых отношений, сложившийся в жизни социальный порядок, а точнее говоря, фактическую деятельность государственных органов, должностных лиц,
чиновников. Правовые отношения здесь рассматриваются в качестве основных
элементов права. Иными словами, сторонники социологического направления в праве акцентируют внимание, в первую очередь, на процессе его реализации, имеют в виду
«право в действии». По их мнению, наряду с нормами права, существует так называемое «живое право», т. е. реальный, сложившийся в жизни порядок отношений.
Данный подход на протяжении длительного времени вызывает интерес у многих ученых-юристов, но вряд ли, как и многие другие, может считаться совершенным,
поскольку при таком понимании права возникает немало проблем, в том числе и касающихся затруднительности решения вопроса о том, как отличить правовые отношения от иных. Кроме того, и это еще более существенно, при такой трактовке права авторитет закона принижается, а сфера судейского усмотрения расширяется, что не способствует установлению и функционированию цивилизованного правопорядка.
Споры о том, что есть право, продолжаются и в настоящее время. На страницах многих работ отечественных ученых-юристов ведутся дискуссии об «узком» и
«широком» понимании права; определенный интерес привлекает так называемый
либертарно-юридический подход к праву, у истоков которого стоял академик В. С.
Нерсесянц, и другие подходы
69
Внимание ряда ученых-юристов акцентировано на
интегративном
правопонимании
70
.
Оценивая имеющую место плюралистичность правопонимания, надо
согласиться с тем утверждением, что следует лишь приветствовать разные
подходы к пониманию права. В научном плане каждая из доктрин является
шагом к познанию природы и возможностей права. В практическом же плане
благодаря спорам о праве более рационально решаются современные вопросы об
источниках, эффективности, системности права, способах и средствах
разрешения противоречий и т. д.
71
2. Сущность права
Сущность права представляет собой одну из основополагающих его характеристик.
Сама по себе категория «сущность» того или иного явления призвана выражать его
Сыграв значительную роль в борьбе с феодализмом, эта теория не потеряла своего значения, а во второй половине ХХ в. выступила в качестве теоретического фундамента борьбы за права человека во всем мире.
Согласно воззрениям представителей социологической школы права (Е. Эрлих в
Германии, С. А. Муромцев в России и др.), право представляет собой совокупность
правовых отношений, сложившийся в жизни социальный порядок, а точнее говоря, фактическую деятельность государственных органов, должностных лиц,
чиновников. Правовые отношения здесь рассматриваются в качестве основных
элементов права. Иными словами, сторонники социологического направления в праве акцентируют внимание, в первую очередь, на процессе его реализации, имеют в виду
«право в действии». По их мнению, наряду с нормами права, существует так называемое «живое право», т. е. реальный, сложившийся в жизни порядок отношений.
Данный подход на протяжении длительного времени вызывает интерес у многих ученых-юристов, но вряд ли, как и многие другие, может считаться совершенным,
поскольку при таком понимании права возникает немало проблем, в том числе и касающихся затруднительности решения вопроса о том, как отличить правовые отношения от иных. Кроме того, и это еще более существенно, при такой трактовке права авторитет закона принижается, а сфера судейского усмотрения расширяется, что не способствует установлению и функционированию цивилизованного правопорядка.
Споры о том, что есть право, продолжаются и в настоящее время. На страницах многих работ отечественных ученых-юристов ведутся дискуссии об «узком» и
«широком» понимании права; определенный интерес привлекает так называемый
либертарно-юридический подход к праву, у истоков которого стоял академик В. С.
Нерсесянц, и другие подходы
69
Внимание ряда ученых-юристов акцентировано на
интегративном
правопонимании
70
.
Оценивая имеющую место плюралистичность правопонимания, надо
согласиться с тем утверждением, что следует лишь приветствовать разные
подходы к пониманию права. В научном плане каждая из доктрин является
шагом к познанию природы и возможностей права. В практическом же плане
благодаря спорам о праве более рационально решаются современные вопросы об
источниках, эффективности, системности права, способах и средствах
разрешения противоречий и т. д.
71
2. Сущность права
Сущность права представляет собой одну из основополагающих его характеристик.
Сама по себе категория «сущность» того или иного явления призвана выражать его