Файл: Учебник по теории государства и права подготовлен в соответствии с.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 6125
Скачиваний: 211
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
деятельность государственных и иных органов и должностных лиц, адекватное применение норм материального права. Юридический процесс есть форма реализации деятельности всех трех ветвей государственной власти — законодательной,
исполнительной, судебной, выражаемая в последовательных стадиях прохождения отдельных видов этой деятельности. Процессуальное право придает определенным видам деятельности юридическую значимость, поскольку обеспечивается государственным принуждением, а в случаях несоблюдения установленной процедуры,
может повлечь признание юридического акта недействительным; направлено на достижение конкретного юридического результата — защиту субъективного права,
создание нормативного правового акта, вынесение правоприменительного акта, выбор депутатов и т. д.
109
В Российской Федерации конституционно закреплено, что
«судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского,
административного и уголовного судопроизводства» (ч. 2 ст. 118 Конституции РФ).
6. Система объективного права и система законодательства:
соотношение и взаимосвязь
От системы права следует отличать систему законодательства, т. е. группировку
всех нормативных правовых актов, т. е. законов и подзаконных актов. Система законодательства — это внешняя форма выражения объективного права. Иными словами, это совокупность нормативных правовых актов, в которой объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права.
Система права и система законодательства тесно взаимосвязаны, однако не совпадают. Они соотносятся, соответственно, как содержание и форма права. В этом и заключается их основное соотношение. В целом же система права и система законодательства выражают один и тот же феномен — право, но при этом, однако, с разных сторон: как бы внутренней и внешней, чем, собственно, и обусловлено их общесоциальное назначение.
Учитывая то обстоятельство, что система законодательства отражает систему права и строится на ее основе, можно сказать, что система права имеет первичное, исходное,
а система законодательства — вторичное, производное значение. Правы те ученые,
которые обращают внимание на то, что вторичный характер отрасли законодательства объясняется одним: если отрасль права может выявляться без наличия упорядоченного законодательства (кодекса, основ), то отрасль законодательства складывается лишь в результате обобщения законодателем правовых норм в единые, общие для данной отрасли принципы, общие начала; это же имеется в виду, когда говорят о вторичности и внешнем выражении отраслей права в отраслях законодательства
110
К тому же, как ранее говорилось, система права носит объективный характер, т. е.
складывается независимо от воли законодателя как отражение реально существующих общественных отношений. Напротив, система законодательства субъективна, т. е. в значительной мере зависит от воли законодательных и иных властных органов государства. Именно в объективности и субъективности рассматриваемых правовых
исполнительной, судебной, выражаемая в последовательных стадиях прохождения отдельных видов этой деятельности. Процессуальное право придает определенным видам деятельности юридическую значимость, поскольку обеспечивается государственным принуждением, а в случаях несоблюдения установленной процедуры,
может повлечь признание юридического акта недействительным; направлено на достижение конкретного юридического результата — защиту субъективного права,
создание нормативного правового акта, вынесение правоприменительного акта, выбор депутатов и т. д.
109
В Российской Федерации конституционно закреплено, что
«судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского,
административного и уголовного судопроизводства» (ч. 2 ст. 118 Конституции РФ).
6. Система объективного права и система законодательства:
соотношение и взаимосвязь
От системы права следует отличать систему законодательства, т. е. группировку
всех нормативных правовых актов, т. е. законов и подзаконных актов. Система законодательства — это внешняя форма выражения объективного права. Иными словами, это совокупность нормативных правовых актов, в которой объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права.
Система права и система законодательства тесно взаимосвязаны, однако не совпадают. Они соотносятся, соответственно, как содержание и форма права. В этом и заключается их основное соотношение. В целом же система права и система законодательства выражают один и тот же феномен — право, но при этом, однако, с разных сторон: как бы внутренней и внешней, чем, собственно, и обусловлено их общесоциальное назначение.
Учитывая то обстоятельство, что система законодательства отражает систему права и строится на ее основе, можно сказать, что система права имеет первичное, исходное,
а система законодательства — вторичное, производное значение. Правы те ученые,
которые обращают внимание на то, что вторичный характер отрасли законодательства объясняется одним: если отрасль права может выявляться без наличия упорядоченного законодательства (кодекса, основ), то отрасль законодательства складывается лишь в результате обобщения законодателем правовых норм в единые, общие для данной отрасли принципы, общие начала; это же имеется в виду, когда говорят о вторичности и внешнем выражении отраслей права в отраслях законодательства
110
К тому же, как ранее говорилось, система права носит объективный характер, т. е.
складывается независимо от воли законодателя как отражение реально существующих общественных отношений. Напротив, система законодательства субъективна, т. е. в значительной мере зависит от воли законодательных и иных властных органов государства. Именно в объективности и субъективности рассматриваемых правовых
явлений состоит их методологическое значение. Следует согласиться с мнением Н. И.
Матузова, который полагает, что «…субъективность системы законодательства все же относительна, ибо она не может отрываться от объективных корней системы права,
поэтому законодатель в своих желаниях и стремлениях вынужден действовать в заданных пределах, но пределы эти достаточно широки, чтобы можно было построить разумную и удобную для пользования систему законодательства, т. е. привести огромный массив правовых норм и актов в известный порядок, систематизировать их»
111
Основным структурным элементом системы права является норма права, а
основным структурным элементом системы законодательства — нормативный
правовой акт (закон, указ, постановление и т. д.).
В отличие от системы законодательства, система права характеризуется высокой степенью однородности. Это обусловлено тем, что каждая отрасль в системе права
имеет присущий ей предмет и метод правового регулирования. Отрасли же
законодательства такого обобщающего начала не имеют: они, регулируя определенные сферы общественной и государственной жизни, выделяются только по
предмету регулирования. Причем, под ним следует понимать весьма различные отношения, в связи с чем и отрасль законодательства не столь однородна, как отрасль права.
Различие между системой права и системой законодательства проводится и по структуре строения: если система права имеет только горизонтальное (отраслевое)
строение, то система законодательства — и горизонтальное (отраслевое), и
вертикальное строение.
Горизонтальное
(отраслевое)
строение
системы
законодательства
обусловливается двумя критериями: системой права и системой отраслей
государственного
управления.
На этой основе вычленяются
отрасли
законодательства, соответствующие отраслям системы права (например,
конституционное право — конституционное законодательство), но возможно выделение и так называемых комплексных отраслей законодательства (например,
законодательство о социальном обеспечении).
Вертикальное строение системы законодательства предполагает, во-первых,
иерархическое строение нормативных правовых актов (законы и подзаконные
нормативные правовые акты), во-вторых, федеративное строение системы
законодательства. Последнее исходит из: 1) федеральной структуры государства; 2)
круга полномочий субъектов Российской Федерации в сфере законодательства.
Основываясь на содержании ст. 65 Конституции РФ и Федеративного договора от 31
марта 1992 г. «О разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области,
автономных округов в составе Российской Федерации», можно выделить три уровня
законодательства Российской Федерации: 1) федеральный, включающий
Матузова, который полагает, что «…субъективность системы законодательства все же относительна, ибо она не может отрываться от объективных корней системы права,
поэтому законодатель в своих желаниях и стремлениях вынужден действовать в заданных пределах, но пределы эти достаточно широки, чтобы можно было построить разумную и удобную для пользования систему законодательства, т. е. привести огромный массив правовых норм и актов в известный порядок, систематизировать их»
111
Основным структурным элементом системы права является норма права, а
основным структурным элементом системы законодательства — нормативный
правовой акт (закон, указ, постановление и т. д.).
В отличие от системы законодательства, система права характеризуется высокой степенью однородности. Это обусловлено тем, что каждая отрасль в системе права
имеет присущий ей предмет и метод правового регулирования. Отрасли же
законодательства такого обобщающего начала не имеют: они, регулируя определенные сферы общественной и государственной жизни, выделяются только по
предмету регулирования. Причем, под ним следует понимать весьма различные отношения, в связи с чем и отрасль законодательства не столь однородна, как отрасль права.
Различие между системой права и системой законодательства проводится и по структуре строения: если система права имеет только горизонтальное (отраслевое)
строение, то система законодательства — и горизонтальное (отраслевое), и
вертикальное строение.
Горизонтальное
(отраслевое)
строение
системы
законодательства
обусловливается двумя критериями: системой права и системой отраслей
государственного
управления.
На этой основе вычленяются
отрасли
законодательства, соответствующие отраслям системы права (например,
конституционное право — конституционное законодательство), но возможно выделение и так называемых комплексных отраслей законодательства (например,
законодательство о социальном обеспечении).
Вертикальное строение системы законодательства предполагает, во-первых,
иерархическое строение нормативных правовых актов (законы и подзаконные
нормативные правовые акты), во-вторых, федеративное строение системы
законодательства. Последнее исходит из: 1) федеральной структуры государства; 2)
круга полномочий субъектов Российской Федерации в сфере законодательства.
Основываясь на содержании ст. 65 Конституции РФ и Федеративного договора от 31
марта 1992 г. «О разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области,
автономных округов в составе Российской Федерации», можно выделить три уровня
законодательства Российской Федерации: 1) федеральный, включающий
Конституцию РФ, Основы законодательства, нормативные указы Президента и др.; 2)
субъектов Федерации: республик, включающий конституции республик, законы и иные нормативные акты краев, областей, автономных округов, автономной области,
городов федерального значения (Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя) — уставы,
законы, постановления глав администрации (правительств) и иные нормативные акты;
3) органов местного самоуправления — решения, постановления.
Интерес представляет вопрос о том, что шире: система права или система
законодательства?
Думается, что ответ на поставленный вопрос вряд ли имеет однозначный характер. С
одной стороны, система законодательства шире системы права, поскольку включает в себя большее число отраслей и, соответственно, имеет больше кодексов. Анализ ст. 71,
72 Конституции РФ позволяет выделить три группы отраслей законодательства: 1)
одноименные с отраслями права (уголовное, гражданское, административное и т. д.); 2)
комплексные — отрасли, состоящие из норм различных отраслей права (например,
административного, гражданского, уголовного); 3) «обслуживающие» соответствующие сферы государственной деятельности (например, законодательство о водном,
воздушном, железнодорожном транспорте, об образовании и др.).
Общеправовым классификатором отраслей законодательства, утвержденным указом
Президента РФ от 5 октября 2002 г. № 1129 «О классификаторе правовых актов» (c изменением и дополнением от 5 октября 2002 г.)
112
, охватывается 21 отрасль законодательства.
Следует учитывать и то, что система законодательства включает в свое содержание,
кроме формулировок норм права, положения, которые нельзя отнести к праву:
программные положения, цели издания нормативных актов, преамбулы, названия разделов, глав, статей и т. п.
Однако, с другой стороны, система права шире системы законодательства по охвату юридических источников права: если система законодательства — это структурированная совокупность законов и иных нормативных правовых актов, то система права находит воплощение не только в них, но и в правовых обычаях,
принципах, нормативных договорах, правовых прецедентах и т. д.
Необходимость проведения различий между системой права и системой законодательства вызывается потребностями систематизации законодательства, т. е.
деятельностью государственных органов, направленных на упорядочение законодательства, приведение его в стройную, логичную систему. Говоря в целом,
установление правильного соотношения системы права и системы законодательства —
важная теоретическая и практическая задача, надлежащее решение которой обеспечит доступность правовой информации, сокращение ненужной множественности нормативно-правовых актов, их согласованность и, как результат, правильное применение.
1 ... 12 13 14 15 16 17 18 19 ... 39
Тема 15. Правовая система общества
План
1. Понятия «национальная правовая система» и «правовая семья»
2. Международное право и национальная правовая система
3. Романо-германская правовая семья
4. Англосаксонская правовая семья
5. Мусульманское право
6. Индусское право
7. Социалистическая правовая семья
1. Понятия «национальная правовая система» и «правовая семья»
Правовая карта мира представляет собой множество национальных правовых систем,
каждая из которых объединяет всю правовую действительность конкретного государства: правовую доктрину, структуру, источники, ведущие институты и отрасли права, правовые традиции, правосознание и правовую культуру, правопорядок и др.
Правовая система — понятие широкое, многоаспектное, оно используется для того,
чтобы охватить весь спектр правовых явлений, имеющихся в обществе. Правовая система охватывает собой все имеющиеся в обществе внутренне согласованные,
взаимосвязанные компоненты, средства, явления, которые оказывают воздействие на правовую жизнь общества, действия его субъектов, способствуя как его стабилизации,
так и необходимой динамике. С точки зрения Т. Н. Радько, правовая система включает действующее право, правовую идеологию, правовую психологию, правовые отношения, юридическую практику, правовые учреждения
113
. В. И. Власов и Г. Б.
Власова, определяя правовую систему как совокупность взаимосвязанных,
согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны или государства, в ее состав включают: явления духовного,
мировоззренческого характера (юридическую науку, правовые понятия и правовые категории, правовые принципы, правовую культуру и правовую политику); право и выражающее его законодательство; правовые отношения; юридическую практику;
юридическую технику
114
Перечисленные элементы могут быть структурированы иначе: 1) собственно право,
которое является ядром всей правовой действительности; 2) юридическая