Файл: Учебник по теории государства и права подготовлен в соответствии с.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 6127
Скачиваний: 211
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(прежде всего, судебная) практика, которая в отдельных правовых системах может служить основой для признания правомерности или неправомерности поведения лиц и во всех
источники, ведущие институты и отрасли, правовая культура, правовые
традиции и др.). Она вторична по отношению к понятию «исторический тип права»,
отражая, прежде всего, относительную самостоятельность правовой формы,
особенности технико-юридического содержания права.
Правовая семья — более или менее широкая общность национальных правовых
систем в рамках одного типа права, выделенная на основе общности их
различных признаков и черт.
При классификации правовых семей используются самые различные критерии. Так,
французский исследователь Р. Давид на основании двух критериев: 1) идеологического,
являющегося отражением религиозных, философских воззрений данного общества и его политической, экономической и социальной структуры; и 2) технико-юридического,
связанного с источниками права, структурой действующего права, юридической терминологией, правовыми принципами, концепциями, конструкциями, методами и практикой работы юристов, — выделял три основные правовые семьи — романо-
германскую, англо-саксонскую и социалистическую, к которым примыкают
религиозные и традиционные правовые семьи, в частности, мусульманское и
индусское право, право стран Дальнего Востока, а также стран Африки
116
.
Немецкие юристы К. Цвайгерт и Х. Кетц уже на основании пяти критериев: 1)
происхождения и эволюции правовой семьи; 2) своеобразия юридического мышления;
3) специфических правовых институтов; 4) природы источников права и способов их толкования; 5) идеологических факторов — рассматривали такие правовые семьи
(«правовые круги»), как романский, германский, скандинавский, общего права,
социалистический, стран Дальнего Востока, исламский, индусский
117
.
Российский ученый А. Х. Саидов на основании таких критериев, как история правовых систем, система источников права и структура правовой системы (ведущие правовые институты и отрасли права), выделяет следующие правовые семьи: романо-
германскую,
скандинавскую,
латиноамериканскую,
общего
права,
мусульманскую,
индусскую,
обычного
права,
дальневосточную
и
социалистическую
118
.
2. Международное право и национальная правовая система
Международное право — это особая система общепризнанных принципов и
норм, регулирующая международные отношения посредством установления
взаимных прав и обязанностей независимых субъектов этих отношений.
Международное право, не входящее ни в одну национальную систему права, занимает особое (наднациональное) место, регулируя, как уже подчеркивалось, международные отношения, а не внутригосударственные, что является характерным для любой отрасли права. Исторически сложилось два основных источника международного права —
международный договор и международный обычай, причем в ходе кодификации большинства отраслей международного права повышается значение именно
Приоритет норм международного права объясняется рядом обстоятельств: оно представляет собой общечеловеческую ценность, по своему содержанию является общедемократическим, носит наднациональный характер, служит фактором сближения различных правовых систем. Поэтому законодатель должен ориентироваться при принятии новых законов на важнейшие международные акты в области прав и свобод человека, а судьи и другие правоприменительные органы при рассмотрении споров или иных конфликтов должны ссылаться прямо на нормы международных актов,
подписанных и ратифицированных Российской Федерацией
120
Правы те авторы, которые обоснованно утверждают, что «…внутригосударственное право и право международное — две различные системы, действующие в соответствующих областях… между ними нет юридического соподчинения»
121
. Да и в правовую систему, с точки зрения Н. И. Матузова, оно включается не в полном своем объеме, а лишь в той мере, в какой выступает источником права страны и не противоречит ее национальным интересам. Речь, прежде всего, идет о таких нормах,
которые направлены на поддержание правопорядка и стабильности в мире. Как известно, Россия вступила в Совет Европы, взяв при этом на себя ряд важных обязательств. Так, в соответствии с требованиями Совета Европы, Россия должна отменить смертную казнь, пересмотреть пенитенциарную (исправительную) систему в сторону ее либерализации, соблюдать права человека, принципы демократии,
гуманизма, свободы личности, строить открытое общество
122
Она, с одной стороны, все более интегрируется в мировое сообщество, развивает сотрудничество с мировыми государствами, участвует в разрешении региональных конфликтов, выполняет по мандату ООН миротворческие миссии. Все это является свидетельством признания конструктивного влияния России на мировые дела и безопасность, активизации ее внешней политики. С другой стороны, возросла роль международного права и во внутренней жизни России. Теперь граждане нашего государства могут в случае нарушения их прав и законных интересов обращаться за помощью в международные организации, если на месте они исчерпали все меры защиты
123
Признавая международное и внутригосударственное право в качестве двух различных систем, следует решить два вопроса.
Во-первых, является ли международное право частью национальной правовой системы или же частью права? С одной стороны, поскольку национальная правовая система включает в себя не только источники позитивного права, но и правосознание,
правовую идеологию, правовую культуру и прочие подобные элементы, то международное право, безусловно, является частью этой системы. Однако, с другой стороны, его можно рассматривать в качестве части права как системы правовых норм,
но только в той степени, в которой международно-правовые нормы тем или иным образом включены в национальное законодательство. В большинстве цивилизованных государств, в том числе и в России, общепризнанные принципы и нормы
случаях учитывается в деятельности юридических органов; 3) господствующая
правовая идеология, могущая служить для реализации вышеприведенных целей.
На наш взгляд, правовая система — это право, рассматриваемое в единстве с
другими элементами правовой действительности: правовой идеологией и
юридической практикой.
Понятие правовой системы рассматривается как в узком, так и в широком смысле. В
узком смысле термины «право» и «правовая система» отождествляются. В широком
смысле они соотносятся как часть и общее. Если под правом понимается сложная многоуровневая организация общеобязательных, формально-юридических норм, то правовая система — это явление, охватывающее всю правовую организацию общества,
целостную правовую действительность, совокупность юридических средств, с помощью которых официальная власть оказывает воздействие на людей.
Право — главный элемент правовой системы, ее связующее, цементирующее звено. По его характеру можно судить о сущности всей правовой системы. Рассматривая правовую систему конкретной страны как сложное, многоэлементное явление,
необходимо с предельной четкостью выделять в ней собственно право как институциональное образование с целью выявления его роли как в тех государствах, в которых оно достаточно сформулировано, так и в тех, в которых превалируют другие элементы правовой системы. При этом недопустимо и необоснованно принижать роль иных элементов, в частности, юридической практики. Неразрывное единство указанных элементов очевидно в правовых системах различных типов. В одних правовых системах общественные отношения регулируются и собственно правом, и прецедентным решением, в других — компетентные органы, прежде всего, судебные,
призваны гарантировать, обеспечивать проведение в жизнь юридических норм; при этом соответствующие органы с целью реализации юридических норм издают правоприменительные акты, содержащие индивидуальные правовые предписания.
Правовое сознание (правовая идеология и правовая психология) могут не только служить в отдельных системах основой для правового регулирования, но и во всех случаях оказывать воздействие и на правообразование, и на характер принимаемых судебных решений
115
Национальная правовая система — конкретно-историческая организация права
(законодательства), юридической практики и господствующей правовой
идеологии отдельной страны. Правовая система каждого государства (их насчитывается около 240) отражает закономерности развития общества, его исторические, национальные и культурные особенности.
Национальные правовые системы по сходству, единству их элементов объединяются в группы — правовые семьи. Категория «правовая семья» служит для обозначения
относительного единства правовых систем, имеющих схожие юридические
признаки и отражающих те особенности названных систем, которые
обусловлены сходством их конкретно-исторического бытия (структура,
правовая идеология, могущая служить для реализации вышеприведенных целей.
На наш взгляд, правовая система — это право, рассматриваемое в единстве с
другими элементами правовой действительности: правовой идеологией и
юридической практикой.
Понятие правовой системы рассматривается как в узком, так и в широком смысле. В
узком смысле термины «право» и «правовая система» отождествляются. В широком
смысле они соотносятся как часть и общее. Если под правом понимается сложная многоуровневая организация общеобязательных, формально-юридических норм, то правовая система — это явление, охватывающее всю правовую организацию общества,
целостную правовую действительность, совокупность юридических средств, с помощью которых официальная власть оказывает воздействие на людей.
Право — главный элемент правовой системы, ее связующее, цементирующее звено. По его характеру можно судить о сущности всей правовой системы. Рассматривая правовую систему конкретной страны как сложное, многоэлементное явление,
необходимо с предельной четкостью выделять в ней собственно право как институциональное образование с целью выявления его роли как в тех государствах, в которых оно достаточно сформулировано, так и в тех, в которых превалируют другие элементы правовой системы. При этом недопустимо и необоснованно принижать роль иных элементов, в частности, юридической практики. Неразрывное единство указанных элементов очевидно в правовых системах различных типов. В одних правовых системах общественные отношения регулируются и собственно правом, и прецедентным решением, в других — компетентные органы, прежде всего, судебные,
призваны гарантировать, обеспечивать проведение в жизнь юридических норм; при этом соответствующие органы с целью реализации юридических норм издают правоприменительные акты, содержащие индивидуальные правовые предписания.
Правовое сознание (правовая идеология и правовая психология) могут не только служить в отдельных системах основой для правового регулирования, но и во всех случаях оказывать воздействие и на правообразование, и на характер принимаемых судебных решений
115
Национальная правовая система — конкретно-историческая организация права
(законодательства), юридической практики и господствующей правовой
идеологии отдельной страны. Правовая система каждого государства (их насчитывается около 240) отражает закономерности развития общества, его исторические, национальные и культурные особенности.
Национальные правовые системы по сходству, единству их элементов объединяются в группы — правовые семьи. Категория «правовая семья» служит для обозначения
относительного единства правовых систем, имеющих схожие юридические
признаки и отражающих те особенности названных систем, которые
обусловлены сходством их конкретно-исторического бытия (структура,
источники, ведущие институты и отрасли, правовая культура, правовые
традиции и др.). Она вторична по отношению к понятию «исторический тип права»,
отражая, прежде всего, относительную самостоятельность правовой формы,
особенности технико-юридического содержания права.
Правовая семья — более или менее широкая общность национальных правовых
систем в рамках одного типа права, выделенная на основе общности их
различных признаков и черт.
При классификации правовых семей используются самые различные критерии. Так,
французский исследователь Р. Давид на основании двух критериев: 1) идеологического,
являющегося отражением религиозных, философских воззрений данного общества и его политической, экономической и социальной структуры; и 2) технико-юридического,
связанного с источниками права, структурой действующего права, юридической терминологией, правовыми принципами, концепциями, конструкциями, методами и практикой работы юристов, — выделял три основные правовые семьи — романо-
германскую, англо-саксонскую и социалистическую, к которым примыкают
религиозные и традиционные правовые семьи, в частности, мусульманское и
индусское право, право стран Дальнего Востока, а также стран Африки
116
.
Немецкие юристы К. Цвайгерт и Х. Кетц уже на основании пяти критериев: 1)
происхождения и эволюции правовой семьи; 2) своеобразия юридического мышления;
3) специфических правовых институтов; 4) природы источников права и способов их толкования; 5) идеологических факторов — рассматривали такие правовые семьи
(«правовые круги»), как романский, германский, скандинавский, общего права,
социалистический, стран Дальнего Востока, исламский, индусский
117
.
Российский ученый А. Х. Саидов на основании таких критериев, как история правовых систем, система источников права и структура правовой системы (ведущие правовые институты и отрасли права), выделяет следующие правовые семьи: романо-
германскую,
скандинавскую,
латиноамериканскую,
общего
права,
мусульманскую,
индусскую,
обычного
права,
дальневосточную
и
социалистическую
118
.
2. Международное право и национальная правовая система
Международное право — это особая система общепризнанных принципов и
норм, регулирующая международные отношения посредством установления
взаимных прав и обязанностей независимых субъектов этих отношений.
Международное право, не входящее ни в одну национальную систему права, занимает особое (наднациональное) место, регулируя, как уже подчеркивалось, международные отношения, а не внутригосударственные, что является характерным для любой отрасли права. Исторически сложилось два основных источника международного права —
международный договор и международный обычай, причем в ходе кодификации большинства отраслей международного права повышается значение именно
договорной формы. Хотя такие источники международного права появляются за счет воли их участников, но в то же время они могут противоречить нормам внутреннего законодательства того или иного государства. Поэтому и возникает проблема
соотношения международного и внутригосударственного (национального) права.
В вопросе о соотношении международного и национального права в юридической науке определились три направления.
Первое, так называемое дуалистическое, исходит из того, что международное и национальное право есть относительно изолированные и независимые друг от друга системы правопорядка.
Два других направления, именуемые монистическими, основываются на том, что международное и внутригосударственное право есть составные части единой системы права. При этом одна часть сторонников данного подхода исходит из признания
приоритета (примата), или верховенства национального права, другая, напротив,
настаивает на приоритете международного права над национальным.
Сразу отметим, что в настоящее время доминирует монистическая теория, что обусловлено широкими интеграционными процессами тесного переплетения,
взаимопроникновения и взаимодействия между собой различных национальных систем. Интернационализация жизни народов, расширение международного партнерства и сотрудничества в различных областях общественной жизни,
возрастающее значение роли международных отношений, углубление их воздействия на внутреннюю жизнь государств, судьбы отдельных народов и отдельной личности,
придающее современному миру целостность, усиливают значение международного права. Оно становится универсальным регулятором, выражающим общечеловеческие ценности и приоритеты. В этих условиях все большее число сторонников находит
концепция примата международного права, разработанная основателем нормативистской школы права Г. Кельзеном
119
.
Активизация в последнее время самых различных форм межгосударственного сотрудничества и общения поставила проблему соотношения международного и внутригосударственного (национального) права. Конституцией РФ в ч. 4 ст. 15
установлено, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью российской правовой системы». Важно подчеркнуть, что в данном случае речь идет о том, что международное право становится частью именно национальной правовой системы, которая представляет собой более широкое понятие, чем система права.
Данное конституционное положение существенно расширяет и усложняет структуру национальной правовой системы России, создавая некий дуализм ее активных центров:
с одной стороны, Конституции Российской Федерации, а с другой — международных договоров и соглашений. Более того, в той же норме установлено, что «если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом,
то применяются нормы международного договора».
соотношения международного и внутригосударственного (национального) права.
В вопросе о соотношении международного и национального права в юридической науке определились три направления.
Первое, так называемое дуалистическое, исходит из того, что международное и национальное право есть относительно изолированные и независимые друг от друга системы правопорядка.
Два других направления, именуемые монистическими, основываются на том, что международное и внутригосударственное право есть составные части единой системы права. При этом одна часть сторонников данного подхода исходит из признания
приоритета (примата), или верховенства национального права, другая, напротив,
настаивает на приоритете международного права над национальным.
Сразу отметим, что в настоящее время доминирует монистическая теория, что обусловлено широкими интеграционными процессами тесного переплетения,
взаимопроникновения и взаимодействия между собой различных национальных систем. Интернационализация жизни народов, расширение международного партнерства и сотрудничества в различных областях общественной жизни,
возрастающее значение роли международных отношений, углубление их воздействия на внутреннюю жизнь государств, судьбы отдельных народов и отдельной личности,
придающее современному миру целостность, усиливают значение международного права. Оно становится универсальным регулятором, выражающим общечеловеческие ценности и приоритеты. В этих условиях все большее число сторонников находит
концепция примата международного права, разработанная основателем нормативистской школы права Г. Кельзеном
119
.
Активизация в последнее время самых различных форм межгосударственного сотрудничества и общения поставила проблему соотношения международного и внутригосударственного (национального) права. Конституцией РФ в ч. 4 ст. 15
установлено, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью российской правовой системы». Важно подчеркнуть, что в данном случае речь идет о том, что международное право становится частью именно национальной правовой системы, которая представляет собой более широкое понятие, чем система права.
Данное конституционное положение существенно расширяет и усложняет структуру национальной правовой системы России, создавая некий дуализм ее активных центров:
с одной стороны, Конституции Российской Федерации, а с другой — международных договоров и соглашений. Более того, в той же норме установлено, что «если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом,
то применяются нормы международного договора».
Приоритет норм международного права объясняется рядом обстоятельств: оно представляет собой общечеловеческую ценность, по своему содержанию является общедемократическим, носит наднациональный характер, служит фактором сближения различных правовых систем. Поэтому законодатель должен ориентироваться при принятии новых законов на важнейшие международные акты в области прав и свобод человека, а судьи и другие правоприменительные органы при рассмотрении споров или иных конфликтов должны ссылаться прямо на нормы международных актов,
подписанных и ратифицированных Российской Федерацией
120
Правы те авторы, которые обоснованно утверждают, что «…внутригосударственное право и право международное — две различные системы, действующие в соответствующих областях… между ними нет юридического соподчинения»
121
. Да и в правовую систему, с точки зрения Н. И. Матузова, оно включается не в полном своем объеме, а лишь в той мере, в какой выступает источником права страны и не противоречит ее национальным интересам. Речь, прежде всего, идет о таких нормах,
которые направлены на поддержание правопорядка и стабильности в мире. Как известно, Россия вступила в Совет Европы, взяв при этом на себя ряд важных обязательств. Так, в соответствии с требованиями Совета Европы, Россия должна отменить смертную казнь, пересмотреть пенитенциарную (исправительную) систему в сторону ее либерализации, соблюдать права человека, принципы демократии,
гуманизма, свободы личности, строить открытое общество
122
Она, с одной стороны, все более интегрируется в мировое сообщество, развивает сотрудничество с мировыми государствами, участвует в разрешении региональных конфликтов, выполняет по мандату ООН миротворческие миссии. Все это является свидетельством признания конструктивного влияния России на мировые дела и безопасность, активизации ее внешней политики. С другой стороны, возросла роль международного права и во внутренней жизни России. Теперь граждане нашего государства могут в случае нарушения их прав и законных интересов обращаться за помощью в международные организации, если на месте они исчерпали все меры защиты
123
Признавая международное и внутригосударственное право в качестве двух различных систем, следует решить два вопроса.
Во-первых, является ли международное право частью национальной правовой системы или же частью права? С одной стороны, поскольку национальная правовая система включает в себя не только источники позитивного права, но и правосознание,
правовую идеологию, правовую культуру и прочие подобные элементы, то международное право, безусловно, является частью этой системы. Однако, с другой стороны, его можно рассматривать в качестве части права как системы правовых норм,
но только в той степени, в которой международно-правовые нормы тем или иным образом включены в национальное законодательство. В большинстве цивилизованных государств, в том числе и в России, общепризнанные принципы и нормы
международного права, а также международные договоры с участием этих государств,
являются частью национальной правовой системы.
Второй вопрос следующий: каково место международно-правовых актов в системе источников национального права, обладают ли нормы международного права верховенством по отношению к нормам внутригосударственного права или нет?
Заметим, что в разных странах этот вопрос решается по-разному. Например, в
Конституции РФ содержится норма права, согласно которой «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». А вот в Конституции
Италии 1947 г. сказано о том, что если в международном договоре содержатся нормы,
противоречащие Конституции страны, то договор не может быть заключен без ее предварительного пересмотра. Однозначно ответить, где лучше решен этот вопрос,
трудно. Ведь, как справедливо замечается в юридической науке, «конституция,
закрепляющая суверенитет государства и устанавливающая единство правового регулирования на его территории, принципы функционирования на международной арене, является стержнем всей правовой системы страны»
124
. Все нормативные акты,
действующие в стране, в том числе и международные, должны соответствовать
Конституции, а не противоречить ей.
По мнению И. В. Тимошенко, о верховенстве Конституции над международными договорами свидетельствует и особый порядок ее принятия, тогда как международный договор в нашей стране утверждается по схеме, характерной для принятия федерального закона. Однако, несмотря на приведенные положения, сетует ученый,
российский законодатель в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ предусмотрел иное
125
Без сомнения, определенный интерес представляет и решение вопроса о том, что российский законодатель включает в содержание «общепризнанные принципы и
нормы международного права». Думается, что частично об этом упомянуто в п. 5
постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8, в котором говорится об общепризнанных принципах и нормах права, закрепленных в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах).
Аналогичное положение содержится и в постановлении Пленума Верховного Суда
Российской Федерации от 10 сентября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»
126
Общепризнанные принципы и нормы международного права представляют собой принципы и нормы, установленные и признанные международным сообществом как применимые в международном праве и обязательные для всех его членов
127
. В
доктрине международного права они в основном обозначаются как нормы общего
являются частью национальной правовой системы.
Второй вопрос следующий: каково место международно-правовых актов в системе источников национального права, обладают ли нормы международного права верховенством по отношению к нормам внутригосударственного права или нет?
Заметим, что в разных странах этот вопрос решается по-разному. Например, в
Конституции РФ содержится норма права, согласно которой «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». А вот в Конституции
Италии 1947 г. сказано о том, что если в международном договоре содержатся нормы,
противоречащие Конституции страны, то договор не может быть заключен без ее предварительного пересмотра. Однозначно ответить, где лучше решен этот вопрос,
трудно. Ведь, как справедливо замечается в юридической науке, «конституция,
закрепляющая суверенитет государства и устанавливающая единство правового регулирования на его территории, принципы функционирования на международной арене, является стержнем всей правовой системы страны»
124
. Все нормативные акты,
действующие в стране, в том числе и международные, должны соответствовать
Конституции, а не противоречить ей.
По мнению И. В. Тимошенко, о верховенстве Конституции над международными договорами свидетельствует и особый порядок ее принятия, тогда как международный договор в нашей стране утверждается по схеме, характерной для принятия федерального закона. Однако, несмотря на приведенные положения, сетует ученый,
российский законодатель в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ предусмотрел иное
125
Без сомнения, определенный интерес представляет и решение вопроса о том, что российский законодатель включает в содержание «общепризнанные принципы и
нормы международного права». Думается, что частично об этом упомянуто в п. 5
постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8, в котором говорится об общепризнанных принципах и нормах права, закрепленных в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах).
Аналогичное положение содержится и в постановлении Пленума Верховного Суда
Российской Федерации от 10 сентября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»
126
Общепризнанные принципы и нормы международного права представляют собой принципы и нормы, установленные и признанные международным сообществом как применимые в международном праве и обязательные для всех его членов
127
. В
доктрине международного права они в основном обозначаются как нормы общего