Файл: Учебник по теории государства и права подготовлен в соответствии с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 6126

Скачиваний: 211

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
международного права. В частности, согласно уже упомянутому постановлению
Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г., под общепризнанными принципами следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, применяемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо.
Общепризнанные нормы определяют главные черты международного права,
обусловливают его социальную и юридическую ценность для всех государств,
общечеловеческую ценность. По мнению Г. В. Игнатенко, к ним относятся основные принципы международного права (суверенное равенство государств, неприменение силы или угрозы силой, уважение прав человека и основных свобод, добросовестное исполнение международных обязательств и др.), иные общеобязательные принципы,
затрагивающие определенные аспекты межгосударственного общения
128
К числу основных принципов международного права М. И. Абдулаев относит принципы суверенного равенства государств, неприменения силы и угрозы силой;
нерушимости государственных границ; территориальной целостности государств;
мирного разрешения международных споров; невмешательства во внутренние дела государства; всеобщего уважения прав человека; равноправия и самоопределения наций и народов; сотрудничества государств; добросовестного выполнения международных обязательств. Как новейшие принципы, с позиции ученого,
сформировались принципы всеобщего и полного разоружения под эффективным международным контролем и международной защиты окружающей среды
129
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   39

Международное
и
внутригосударственное
право
между
собой
взаимодействуют. Формы влияния норм внутригосударственного права на международные отношения и международное право, и наоборот, самые разнообразные.
Так, внутригосударственное право законодательно определяет организацию и деятельность государства, его политику внутри страны и на международной арене.
Внутригосударственное право находит отражение во внешней политике и дипломатии государства, которые не должны вступать в противоречие с общепризнанными принципами и нормами международного права. Через политику, дипломатию государство выражает и утверждает правовые идеи, взгляды, нормы, закрепленные в политическом, правовом, нравственном сознании народа, в нормативных правовых актах, и тем самым воздействует на международную жизнь, межгосударственные отношения, на международное право.
Одной из форм воздействия внутреннего права на нормы международного права является закрепление в конституции государства, других нормативных правовых актах принципов международного права. Например, в преамбуле Конституции РФ получили выражения принципы уважения прав и свобод человека, равноправия и самоопределения народов, суверенной государственности России. Конституционные положения об общепризнанных принципах и нормах международного права создают юридические гарантии того, что эти принципы и нормы будут реальной основой внешней политики государства; государственные органы и должностные лица будут
учитывать эти положения и во внутренней жизни страны, общества.
Внутригосударственное право, вся система его норм представляют собой своеобразный источник норм международного права. Национальное право, прежде всего, отражает происходящие в государственно-организованном обществе изменения.
Развитие науки, техники, культуры, изменение самого человека и т. д. — все это происходит в пределах государства, находит отражение и закрепление в нормах национального права. Однако, при развитии сотрудничества государств в определенных областях жизни, в реализации совпадающих или близких интересов умножается решение дел, связанных с так называемым иностранным элементом.
К нормам национального права, которые могут быть трансформированы в международное право, относятся нормы, регулирующие конкретную деятельность государств, например, заключение договоров, правовое положение иностранцев,
дипломатических и консульских представительств в стране, а также нормы,
регулирующие отношения между субъектами национального права из разных стран;
нормы, регулирующие часть внутригосударственных отношений, могущих породить международные отношения в связи с их реализацией.
В условиях расширения и углубления международного сотрудничества государств перед каждым из них стоит задача с помощью международного права унифицировать ряд областей внутригосударственного права. По мнению ученых, нормы международного права, для того, чтобы регулировать внутригосударственные отношения, должны войти в систему права государства (вернее, правовую систему. — В.
К.), т. е. быть имплементированы во внутреннее право. Главный способ
имплементации представляет
трансформация
(прямая, опосредованная,
смешанная). Прямая трансформация означает, что нормы заключенного и ратифицированного международного договора обретают силу закона, а если государства об этом достигнут соглашения, то и силу, превосходящую закон.
Опосредованная трансформация — это принятие особого закона, другого нормативного акта, переводящего норму международного договора во внутригосударственную норму права. Так, полагают авторы, правовой статус личности по международному праву нуждается во внутригосударственном механизме обеспечения и защиты. А для этого необходимо разработать систему норм внутреннего права, которые обеспечили бы комплекс юридических, социальных, экономических гарантий правового статуса личности. Наиболее распространенной является
смешанная трансформация, представляющая собой сочетание элементов первых двух видов трансформации
130
. Г. В. Игнатенко убежден в том, что признанные государством международные договоры и нормы обладают способностью прямого действия, могут непосредственно применяться в соответствующих внутригосударственных отношениях
131
. В своих исследованиях авторы обращают внимание и анализируют и иные аспекты взаимодействия международного и национального права
132


3. Романо-германская правовая семья
Романо-германская правовая семья включает национальные правовые системы многих государств: Италии, Испании, Португалии (страны Латинской Европы); ФРГ,
Франции, Норвегии, Дании (германские страны); государств континентальной Европы,
всю Латинскую Америку, значительную часть Африки, страны Ближнего Востока,
Японию, Индонезию. К романо-германской правовой семье относятся национальные правовые системы, возникшие в континентальной Европе на основе римских,
католических и местных правовых традиций. Она сложилась на основе изучения римского права в итальянских, французских и германских университетах в ХII–ХIII вв.
на базе свода законов Юстиниана. Главный признак данной правовой семьи —
формирование на основе римского права. Становление национальных правовых систем, совпавшее с изучением римского права, объективно породило явление его
рецепции: из римского права были восприняты идеи закона как воплощение общей воли и его высшей юридической силы, активная правотворческая деятельность государственных органов, кодификация законодательства и др. Рецепция римского права как один из наиболее важных признаков романо-германской правовой семьи означала: во-первых, возрождение изучения римского права в университетах, в ходе которого осуществлялось восприятие правовых концепций, взглядов и образа мыслей школы римского права; во-вторых, применение терминов римского права,
использование принятых в нем структур и понятий (деление на частное и публичное,
классификация прав на вещное и личное, понятие пользователя, сервитута, давности,
представительства, найма и др.). Благодаря огромному влиянию католической церкви и широкой юрисдикции церковных судов, особенно в Испании, существенный вклад в становление романо-германской правовой семьи внесло католическое (церковное)
право — система правил, установленных церковью и относящихся как к устройству церкви, так и к жизни верующих (например, брак, завещание).
В течение длительного времени основным источником права в романо-германской правовой семье была научная доктрина. Именно в университетах (в период XII–XIX
вв.) были главным образом выработаны основные принципы права. И лишь с победой идей демократии и кодификации первенство доктрины было заменено первенством
закона.
Последующее развитие континентального права, в значительной мере подготовленное школой естественного права, ассоциируется с интенсивным развитием в европейских странах законодательства и кодификацией.
Особенности романо-германской правовой семьи следующие: 1) наличие писаного права; 2) деление права на отрасли и институты; 3) кодифицированный характер права; 4) общий понятийный фонд; 5) единая система правовых принципов; 6)
деление права на частное и публичное, материальное и процессуальное; 7) единая иерархическая система источников права.
Говоря об источниках романо-германской семьи, следует сказать, что в качестве


основного выступают нормативные правовые акты, находящиеся в иерархическом порядке: акты законодательных органов — конституции, конституционные законы,
органические законы, обычные законы, множество кодексов отраслевого характера;
акты исполнительных органов власти — регламенты, декреты, административные циркуляры. Особую роль занимает делегированное правотворчество, т. е.
правотворческая деятельность центрального правительства, принимающего по полномочию парламента акты законодательного уровня.
Среди других источников романо-германской правовой семьи следует иметь в виду
международное право, общие принципы права, правовой обычай, договоры
нормативного содержания. В современных условиях правовая доктрина, которая ранее признавалась в качестве основного, а сегодня — в качестве косвенного источника права, оказывает заметное влияние на правоприменение и толкование права.
В начале своего развития страны континентальной Европы не восприняли принципы общего права. В этот период закон становится основным источником права. Роль судебной практики в странах романо-германской правовой семьи, в отличие от англосаксонской, может быть уточнена лишь в связи с законом и раскрывается лишь в толковании. В большинстве стран судебная практика не является источником права,
что подтверждается общим правилом: «Не конкретные примеры, а законы имеют юридическую силу».
Но после Второй мировой войны в Западной Европе появилась концепция
судейского права, и многие страны ее восприняли (ФРГ, Италия, Швейцария, Франция,
Испания, Португалия)
133
Другие признаки романо-германской правовой семьи: 1) основная роль в формировании права отводится законодателю, создающему общие юридические правила поведения; 2) правоприменители (судья, административные органы) призваны лишь точно реализовывать их в конкретных актах; 3) доминирующие позиции занимают не обязанности, а права человека и гражданина; 4) особую роль играет юридическая доктрина, разрабатывающая основные принципы (теорию) построения правовой семьи; 5) норма права оценивается как общее, формально-определенное правило поведения, установленное государством.
4. Английское общее право
Английское общее право исторически сложилось в Англии и оправдывает свое название тем, что оно действовало на территории всей Англии в виде судебных обычаев, возникших помимо законодательства, и распространялось на всех свободных подданных короля. Обобщая судебную практику в своих решениях, судьи руководствовались нормами уже сложившихся отношений и на их основе вырабатывали свои юридические принципы. Совокупность этих решений (принципов прецедентов)
была обязательна для всех судов и таким образом составляла систему общего права.


Данная правовая семья распространяется на Англию, Уэльс, США, Канаду,
Австралию, Новую Зеландию, а также на 36 государств — членов Британского содружества. Эта правовая семья является самой крупной правовой семьей современности. Примерно одна треть населения земного шара руководствуется ее процедурами. Английское право не является правом Великобритании, так как оно применяется на территории Англии и Уэльса, а Шотландия, Северная Ирландия,
острова Ла-Манш и Мэн английскому праву не подчиняются. Английское право развивалось автономно, независимо от развития романо-германской семьи. Датой становления английского права называют 1066 г., когда нормандцы завоевали Англию.
До этого господствовало партикулярное (раздробленное) англосаксонское право. Общее право (Common Law) стало действовать на всей территории Англии, где ранее придерживались местных обычаев. В свою очередь, оно и сложилось на основе обычаев и судебных решений (прецедентов).
В качестве особенностей английского общего права следует указать следующие:
1) приоритет процессуального права перед материальным. Если на континенте интересуются, как регламентирована данная ситуация, то в Англии — в каком порядке она может быть рассмотрена, чтобы прийти к правильному судебному решению.
Прецедентное право — это право, преимущественно судебное, или процессуальное;
2) отсутствие кодексов европейского типа, поэтому английскому юристу оно представляется однородным;
3) отрасли английского права выражены не столь четко, как в континентальной правовой семье, что обусловлено двумя факторами: а) все суды имеют общую юрисдикцию, т. е. могут разбирать разные категории дел; б) дифференциация и группировка норм права происходит не по отраслям, а по институтам;
4) отсутствие деления права на частное и публичное; его заменяет деление права на
общее право и право справедливости. В этой связи заметим, что активное участие в развитии общего права сыграли королевские суды Вестминстера (Лондон). Они постепенно накапливали сумму решений, которыми и руководствовались в последующем остальные суды. Так выработалось правило прецедента: однажды
вынесенное судебное решение в дальнейшем становилось обязательным для
судов. С активизацией социальной жизни феодальной Англии (развитие товарно- денежных отношений, рост городов, упадок натурального хозяйства) возникла необходимость выйти за жесткие рамки закрытой системы уже сложившихся прецедентов. Эту работу взял на себя королевский канцлер (лорд-канцлер), решая в определенном порядке процедурные споры, освободив от такой обязанности короля. И
параллельно с общим сложилось так называемое право справедливости, которое образует часть прецедентного права. Исторически право справедливости создавалось судом канцлера с той целью, чтобы дополнить, а иногда и изменить систему общего права, если она несколько устаревала. Если королевские суды не могли рассмотреть или разрешить спор, то у истца оставалась еще одна возможность — обратиться непосредственно к королю как источнику всех справедливостей и милостей. Но это