Файл: Учебник по теории государства и права подготовлен в соответствии с.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 6143
Скачиваний: 211
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 20. Правовое регулирование
План
1. Действие права
2. Правовое регулирование: понятие и виды
3. Механизм правового регулирования
4. Предмет и метод правового регулирования
5. Способы и типы правового регулирования
6. Пределы правового регулирования
1. Действие права
Право существует постольку, поскольку оно действует, оказывает воздействие на участников правового общения, проявляет активность в общественной среде.
Рассмотрение права в аспекте его действия «высвечивает» главное качество права — его способность оказывать различное воздействие на деятельность и поведение людей.
В юридической литературе обоснованно утверждается, что назначение категории
«действие права» состоит в том, чтобы отобразить все возможные формы и сферы проявления права, т. е. охарактеризовать право в процессе формирования (генезис права), восприятия индивидуальным и массовым (вернее, общественным. — В. К.)
правосознанием и осуществления в практической деятельности. Это предельно широкая абстракция, которая, так или иначе, затрагивает все сферы бытия права.
В широком значении действие права — его свойство (способность) в определенной среде оказывать идейно-мотивационное воздействие на личность, общности людей и вследствие этого обеспечивать соответственно своим целям, принципам и предписаниям правомерный характер их деятельности и поведения
206
Интересно заметить, что в юридической литературе обращается внимание на уровни действия права, в которых заключена специфика форм, способов и механизмов внедрения права в правосознание и социальную практику.
Основными направлениями правового воздействия являются два первичных, или основных, уровня: уровень восприятия (существования) права и уровень
социальных правовых действий (реального функционирования права).
Уровень восприятия (существования) права есть необходимая ступень, создающая основу для регулятивного действия права, достижения им, в конечном счете, своих целей. Вне идейно-мотивационного влияния права его специально-юридические действия оказываются невозможными. Как свидетельствует практика, недооценка
3) превентивно-психологическое. Ограничивая индивидуальную свободу личности,
устанавливая санкции для правонарушителей, право подавляет агрессивные,
антиобщественные устремления в человеке. С одной стороны, это убеждает человека в необходимости воздерживаться от неправомерных деяний под угрозой наказания или взыскания, с другой стороны, наличие правоохранительного механизма, системы правового принуждения придает человеку уверенность в своей заинтересованности в стабильности общественных отношений;
4) культурологическое. Право, являясь частью общей культуры общества,
взаимодействует со всеми проявлениями общественной жизни и общественного сознания — наукой, искусством, образованием, религией, моралью, политикой, влияет на них и проявляется в них. Не случайно исторические памятники права позволяют оценить и уровень общей культуры людей, живших в ту или иную эпоху. Особенно сильно влияние права на кино, телевидение, литературу
208
Итак, на основе изложенного можно сделать вывод о том, что право оказывает воздействие не только на внешнее поведение людей, но и на их внутренний мир —
интеллект, подсознание, эмоционально-чувственную сферу.
Уровень социально-правовых действий (реального функционирования). Право имеет огромную идеологическую (идейно-мотивационную) силу, потому что обладает способностью реализовываться в массовых действиях, поведении и деятельности людей. Данный уровень отображает ту стадию действия права, когда оно реализует собственный потенциал, утверждает себя в качестве реальной социальной силы. Иными словами, на уровне внешнего проявления действия права речь может идти о собственно правовом регулировании.
В отечественной литературе обычно различают три способа (или направления)
воздействия права на деятельность индивида:
— информационный — простейший из них. Он имеет место тогда, когда юридическая норма в той или иной форме сообщает своим адресатам о том, что требует от них право, что ожидает от них общество и государство, поскольку оно представляет коллективные интересы. Информационный аспект практически свойственен любому нормативному акту: юридические нормы извещают субъектов о том, на что они имеют право, и о том, что им запрещено, об ответственности за нарушение требований права и о поощрении в случае достижения определенных результатов. Они информируют людей о правилах поведения во всех сферах общества: в быту, в экономике, политике;
— ценностно-ориентационный — второй способ (или направление) воздействия права на поведение людей. В отличие от информационного, он дает оценку различным вариантам человеческого поведения, направляя деятельность в одном направлении и ставя определенные преграды в другом. Оба отмеченных способа воздействия права на поведение человека не являются собственно юридическими. Они присущи не только праву и по своему характеру являются, скорее, идеологическими. Любая нормативная
План
1. Действие права
2. Правовое регулирование: понятие и виды
3. Механизм правового регулирования
4. Предмет и метод правового регулирования
5. Способы и типы правового регулирования
6. Пределы правового регулирования
1. Действие права
Право существует постольку, поскольку оно действует, оказывает воздействие на участников правового общения, проявляет активность в общественной среде.
Рассмотрение права в аспекте его действия «высвечивает» главное качество права — его способность оказывать различное воздействие на деятельность и поведение людей.
В юридической литературе обоснованно утверждается, что назначение категории
«действие права» состоит в том, чтобы отобразить все возможные формы и сферы проявления права, т. е. охарактеризовать право в процессе формирования (генезис права), восприятия индивидуальным и массовым (вернее, общественным. — В. К.)
правосознанием и осуществления в практической деятельности. Это предельно широкая абстракция, которая, так или иначе, затрагивает все сферы бытия права.
В широком значении действие права — его свойство (способность) в определенной среде оказывать идейно-мотивационное воздействие на личность, общности людей и вследствие этого обеспечивать соответственно своим целям, принципам и предписаниям правомерный характер их деятельности и поведения
206
Интересно заметить, что в юридической литературе обращается внимание на уровни действия права, в которых заключена специфика форм, способов и механизмов внедрения права в правосознание и социальную практику.
Основными направлениями правового воздействия являются два первичных, или основных, уровня: уровень восприятия (существования) права и уровень
социальных правовых действий (реального функционирования права).
Уровень восприятия (существования) права есть необходимая ступень, создающая основу для регулятивного действия права, достижения им, в конечном счете, своих целей. Вне идейно-мотивационного влияния права его специально-юридические действия оказываются невозможными. Как свидетельствует практика, недооценка
правотворческим органом специфики восприятия права приводит к тому, что отдельные законы, иные нормативные акты не только не воспринимаются общественным сознанием в качестве ориентиров поведения, но и нередко выполняют роль «бумеранга». В. И. Червонюк обращает внимание на то, что на настоящем этапе развития юридической науки можно считать в определенной мере преодоленными представления о внеличностном (внесубъектном), или внешнем характере действия права, который укладывается в кибернетическую схему «команда — действие». Однако и ныне, сетует автор, информативное и ценностно-ориентационное действие права явно недооценивается. Если назначение предписаний права заключается, главным образом, в том, чтобы вызвать у адресатов соответственно их требованиям моделируемые действия, то, очевидно, что сами эти действия, помимо воли и сознания их носителя, возникнуть не могут. Обусловлено это тем, что право есть психологический фактор общественной жизни, и оно действует психически. С точки зрения ученого, многочисленные исследования, юридический опыт свидетельствуют о том, что адекватная реакция на правовые раздражители (нормы, правовую действительность) имеет строго определенную закономерность, суть которой заключается в том, что лишь преломившись в психике человека, вызывая у него соответствующее отношение, правовое предписание реализуется в практических действиях. Юридические нормы, не пропущенные через сознание, психику своих адресатов, имеют лишь формально-юридическое значение и не приобретают качества правового регулятора. Восприимчивость правовой нормы ее адресатом является свидетельством того, что она произведет эффект в общественной жизни, достигнет предусмотренных в ней целей
207
На уровне восприятия права как внутренней стороны его действия выделяют следующие виды воздействия права:
1) информационное. Право предоставляет индивиду сведения о правомерном
(должном, дозволенном, запрещенном) поведении. Чтобы жить в обществе, человек должен правильно ориентироваться в окружающем мире, понимать его, объяснять логически. Человек комфортно чувствует себя лишь в понятном ему мире. Информация о праве (наряду с другими информационными каналами) позволяет человеку разобраться в окружающем мире, выяснить требования к нему общества, свои правовые возможности. Все это, в конце концов, позволяет индивиду принимать правильные решения;
2) ценностно-воспитательное (ориентационное). Разрешая, запрещая и обязывая определенные виды поведения, право способствует формированию у людей позитивной идеологии — взглядов, ценностей, убеждений, идеалов, соответствующих одобряемым обществом и государством ценностям. Право вырабатывает у человека осознанное стремление к правомерному поведению, которое, как правило, поощряется государством. Речь идет о влиянии права на внутренний мир, духовную жизнь человека. Право способствует формированию у людей позитивных убеждений,
преодолению предрассудков, направленности на поведение, соответствующее прогрессивному развитию общественной жизни;
207
На уровне восприятия права как внутренней стороны его действия выделяют следующие виды воздействия права:
1) информационное. Право предоставляет индивиду сведения о правомерном
(должном, дозволенном, запрещенном) поведении. Чтобы жить в обществе, человек должен правильно ориентироваться в окружающем мире, понимать его, объяснять логически. Человек комфортно чувствует себя лишь в понятном ему мире. Информация о праве (наряду с другими информационными каналами) позволяет человеку разобраться в окружающем мире, выяснить требования к нему общества, свои правовые возможности. Все это, в конце концов, позволяет индивиду принимать правильные решения;
2) ценностно-воспитательное (ориентационное). Разрешая, запрещая и обязывая определенные виды поведения, право способствует формированию у людей позитивной идеологии — взглядов, ценностей, убеждений, идеалов, соответствующих одобряемым обществом и государством ценностям. Право вырабатывает у человека осознанное стремление к правомерному поведению, которое, как правило, поощряется государством. Речь идет о влиянии права на внутренний мир, духовную жизнь человека. Право способствует формированию у людей позитивных убеждений,
преодолению предрассудков, направленности на поведение, соответствующее прогрессивному развитию общественной жизни;
3) превентивно-психологическое. Ограничивая индивидуальную свободу личности,
устанавливая санкции для правонарушителей, право подавляет агрессивные,
антиобщественные устремления в человеке. С одной стороны, это убеждает человека в необходимости воздерживаться от неправомерных деяний под угрозой наказания или взыскания, с другой стороны, наличие правоохранительного механизма, системы правового принуждения придает человеку уверенность в своей заинтересованности в стабильности общественных отношений;
4) культурологическое. Право, являясь частью общей культуры общества,
взаимодействует со всеми проявлениями общественной жизни и общественного сознания — наукой, искусством, образованием, религией, моралью, политикой, влияет на них и проявляется в них. Не случайно исторические памятники права позволяют оценить и уровень общей культуры людей, живших в ту или иную эпоху. Особенно сильно влияние права на кино, телевидение, литературу
208
Итак, на основе изложенного можно сделать вывод о том, что право оказывает воздействие не только на внешнее поведение людей, но и на их внутренний мир —
интеллект, подсознание, эмоционально-чувственную сферу.
Уровень социально-правовых действий (реального функционирования). Право имеет огромную идеологическую (идейно-мотивационную) силу, потому что обладает способностью реализовываться в массовых действиях, поведении и деятельности людей. Данный уровень отображает ту стадию действия права, когда оно реализует собственный потенциал, утверждает себя в качестве реальной социальной силы. Иными словами, на уровне внешнего проявления действия права речь может идти о собственно правовом регулировании.
В отечественной литературе обычно различают три способа (или направления)
воздействия права на деятельность индивида:
— информационный — простейший из них. Он имеет место тогда, когда юридическая норма в той или иной форме сообщает своим адресатам о том, что требует от них право, что ожидает от них общество и государство, поскольку оно представляет коллективные интересы. Информационный аспект практически свойственен любому нормативному акту: юридические нормы извещают субъектов о том, на что они имеют право, и о том, что им запрещено, об ответственности за нарушение требований права и о поощрении в случае достижения определенных результатов. Они информируют людей о правилах поведения во всех сферах общества: в быту, в экономике, политике;
— ценностно-ориентационный — второй способ (или направление) воздействия права на поведение людей. В отличие от информационного, он дает оценку различным вариантам человеческого поведения, направляя деятельность в одном направлении и ставя определенные преграды в другом. Оба отмеченных способа воздействия права на поведение человека не являются собственно юридическими. Они присущи не только праву и по своему характеру являются, скорее, идеологическими. Любая нормативная
система, действующая в обществе, сообщает о заключенных в ней правилах поведения и их ориентационной ценности.
Собственно юридическое воздействие предполагает, что присущая праву нормативность в процессе своей реализации сопрягается с общеобязательностью и,
следовательно, с обеспеченностью принудительной силой государства. Его называют
правовым регулированием
209
. Придерживаясь той же позиции и подчеркивая, что правовое регулирование — это лишь один из способов правового воздействия, С. С.
Алексеев справедливо отмечал, что последнее — широкое понятие, которое характеризует все направления и формы влияния права на общественную жизнь, в том числе, функционирования права в качестве идеологического, воспитательного фактора.
Также выделяя два канала общего идеологического воздействия права, —
информационное и ценностно-ориентационное, в отношении последнего ученый писал,
что оно «базируется на том, что, будучи самостоятельной ценностью, право одновременно является носителем многих политических, моральных, духовных ценностей, и потому способно вместе с информацией о требуемом, дозволенном или запрещенном поведении формировать те или иные ценностные представления участников общественных отношений, содействовать воспитанию у лица данного образца поведения, влиять на принятую им систему ценностей»
210
Следует также обратить внимание на то, что правовое воздействие как понятие более широкое, чем правовое регулирование, тем не менее, не сводится в то же время только к регулирующему, информационному и ценностно-ориентационному воздействию.
Право, например, способно оказывать воздействие на отношения, которые не только им не регулируются, но и объективно не могут регулироваться. Так, право способно оказывать определенное воздействие на происходящие в стране демографические процессы, хотя непосредственно регулировать их не может, поскольку они объективно не «поддаются» правовому регулированию. Однако, регулируя семейные отношения,
жилищные и другие отношения, право, так или иначе, способно влиять на демографическую ситуацию в стране
211
2. Правовое регулирование: понятие и виды
В юридической науке
правовое
регулирование
определяется,
как
осуществляемое при помощи системы правовых средств (юридических норм,
правоотношений, индивидуальных предписаний и др.) воздействие на
общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в
соответствии с требованиями экономического базиса, иных объективных
факторов.
Правовое регулирование имеет следующие признаки:
1) это один из видов социального регулирования, т. е. регулирования,
осуществляемого в обществе и связанного с упорядочением общественных отношений.
Как известно, упорядочение общественных отношений осуществляется разными
Собственно юридическое воздействие предполагает, что присущая праву нормативность в процессе своей реализации сопрягается с общеобязательностью и,
следовательно, с обеспеченностью принудительной силой государства. Его называют
правовым регулированием
209
. Придерживаясь той же позиции и подчеркивая, что правовое регулирование — это лишь один из способов правового воздействия, С. С.
Алексеев справедливо отмечал, что последнее — широкое понятие, которое характеризует все направления и формы влияния права на общественную жизнь, в том числе, функционирования права в качестве идеологического, воспитательного фактора.
Также выделяя два канала общего идеологического воздействия права, —
информационное и ценностно-ориентационное, в отношении последнего ученый писал,
что оно «базируется на том, что, будучи самостоятельной ценностью, право одновременно является носителем многих политических, моральных, духовных ценностей, и потому способно вместе с информацией о требуемом, дозволенном или запрещенном поведении формировать те или иные ценностные представления участников общественных отношений, содействовать воспитанию у лица данного образца поведения, влиять на принятую им систему ценностей»
210
Следует также обратить внимание на то, что правовое воздействие как понятие более широкое, чем правовое регулирование, тем не менее, не сводится в то же время только к регулирующему, информационному и ценностно-ориентационному воздействию.
Право, например, способно оказывать воздействие на отношения, которые не только им не регулируются, но и объективно не могут регулироваться. Так, право способно оказывать определенное воздействие на происходящие в стране демографические процессы, хотя непосредственно регулировать их не может, поскольку они объективно не «поддаются» правовому регулированию. Однако, регулируя семейные отношения,
жилищные и другие отношения, право, так или иначе, способно влиять на демографическую ситуацию в стране
211
2. Правовое регулирование: понятие и виды
В юридической науке
правовое
регулирование
определяется,
как
осуществляемое при помощи системы правовых средств (юридических норм,
правоотношений, индивидуальных предписаний и др.) воздействие на
общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в
соответствии с требованиями экономического базиса, иных объективных
факторов.
Правовое регулирование имеет следующие признаки:
1) это один из видов социального регулирования, т. е. регулирования,
осуществляемого в обществе и связанного с упорядочением общественных отношений.
Как известно, упорядочение общественных отношений осуществляется разными
социальными регуляторами: правом, моралью, другими социальными нормами. В
условиях государственно-организованного общества право рассматривается в качестве основного социального регулятора, а правовое регулирование — в качестве важнейшего;
2) правовое регулирование — это государственное регулирование, поскольку нормы позитивного права устанавливаются или санкционируются государством, опираются на возможность применения принудительной силы государства. Н. А. Пьянов в этой связи замечает, что «тот факт, что в ряде случаев нормы позитивного права могут устанавливаться негосударственными органами или непосредственно народом, не меняет существа дела, так как негосударственные организации, а также народ устанавливают нормы с санкции (разрешения) государства»
212
Справедливости ради отметим, что не все ученые безоговорочно признают только государственный характер правового регулирования. Так, коллектив авторов полагает,
что своим содержанием правовое регулирование охватывается как государственным регулированием, так и регулированием, осуществляемым непосредственно адресатами права, т. е. саморегуляцией. Главным образом, государственное регулирование права распространяется на публично-правовую сферу, а саморегуляцией охвачена сфера действия частного права
213
Принимая во внимание данную точку зрения, следует все-таки отметить, что, во- первых, и частное, и публичное право основываются на нормах, исходящих от государства, во-вторых, как ранее замечалось нами, «чистых» отраслей публичного и частного права не существует;
3) правовое регулирование — это воздействие на общественные отношения. Право,
регулируя общественные отношения, воздействует на них, в связи с чем правовое регулирование рассматривается как одна из форм воздействия права на общественные отношения;
4) правовое регулирование — это воздействие, которое осуществляется с помощью системы юридических средств (норм права, правоотношений, индивидуальных предписаний и др.), которые выражают собой юридические способы обеспечения интересов субъектов права; сочетаясь определенным образом, они выступают
«работающим» механизмом действия права, правового регулирования; имеют юридическую силу и поддерживаются государством;
5) правовое регулирование — это такое воздействие на общественные отношения,
которое имеет своей целью их упорядочение. Правовое регулирование выступает как целенаправленное воздействие на общественные отношения, в результате чего они приводятся в систему, и в обществе формируется определенный правопорядок;
6) правовое регулирование связано с действием определенного механизма,
охватывающего совокупность юридических средств, — механизма правового
условиях государственно-организованного общества право рассматривается в качестве основного социального регулятора, а правовое регулирование — в качестве важнейшего;
2) правовое регулирование — это государственное регулирование, поскольку нормы позитивного права устанавливаются или санкционируются государством, опираются на возможность применения принудительной силы государства. Н. А. Пьянов в этой связи замечает, что «тот факт, что в ряде случаев нормы позитивного права могут устанавливаться негосударственными органами или непосредственно народом, не меняет существа дела, так как негосударственные организации, а также народ устанавливают нормы с санкции (разрешения) государства»
212
Справедливости ради отметим, что не все ученые безоговорочно признают только государственный характер правового регулирования. Так, коллектив авторов полагает,
что своим содержанием правовое регулирование охватывается как государственным регулированием, так и регулированием, осуществляемым непосредственно адресатами права, т. е. саморегуляцией. Главным образом, государственное регулирование права распространяется на публично-правовую сферу, а саморегуляцией охвачена сфера действия частного права
213
Принимая во внимание данную точку зрения, следует все-таки отметить, что, во- первых, и частное, и публичное право основываются на нормах, исходящих от государства, во-вторых, как ранее замечалось нами, «чистых» отраслей публичного и частного права не существует;
3) правовое регулирование — это воздействие на общественные отношения. Право,
регулируя общественные отношения, воздействует на них, в связи с чем правовое регулирование рассматривается как одна из форм воздействия права на общественные отношения;
4) правовое регулирование — это воздействие, которое осуществляется с помощью системы юридических средств (норм права, правоотношений, индивидуальных предписаний и др.), которые выражают собой юридические способы обеспечения интересов субъектов права; сочетаясь определенным образом, они выступают
«работающим» механизмом действия права, правового регулирования; имеют юридическую силу и поддерживаются государством;
5) правовое регулирование — это такое воздействие на общественные отношения,
которое имеет своей целью их упорядочение. Правовое регулирование выступает как целенаправленное воздействие на общественные отношения, в результате чего они приводятся в систему, и в обществе формируется определенный правопорядок;
6) правовое регулирование связано с действием определенного механизма,
охватывающего совокупность юридических средств, — механизма правового
регулирования (МПР).
Виды правового регулирования — урегулированные правом участки правовой
действительности, различающиеся спецификой применяемых регулятивных
средств и объемом их применения.
По объему правового регулирования, на которое оно распространяется, различают
нормативное (общее) и индивидуальное регулирование.
Нормативное регулирование — это упорядочение поведения людей при помощи нормативных правовых актов, рассчитанных на многоразовую реализацию (в том числе применения) при наличии определенных обстоятельств (юридических фактов). При этом объем регулируемых отношений количественно не определен. По сравнению с индивидуальным правовым регулированием, оно является первичным и определяющим. Это обусловлено тем, что правовое регулирование начинается с выработки и принятия норм права, которые устанавливают единый режим правового регулирования общественных отношений того или иного вида. В этой связи нормативное правовое регулирование носит общий характер, поскольку распространяется не на единичные, конкретные общественные отношения, а на все общественные отношения определенного вида.
Индивидуальное правовое регулирование — это регулирование, которое осуществляется с помощью индивидуальных правовых средств (индивидуальных правовых договоров в гражданском праве, трудовом праве и актов правоприменения).
В отличие от нормативного, индивидуальное правовое регулирование не носит общего характера, так как связано с упорядочением конкретных, т. е. единичных отношений. В
этой связи индивидуальное правовое регулирование можно назвать казуальным
правовым регулированием (от лат. casus — случай). Индивидуальное правовое регулирование — это конкретизация юридических норм участниками правовых отношений, решение ими юридически значимых вопросов, которым законодатель не дал исчерпывающей нормативной регламентации.
Индивидуальное регулирование, во-первых, осуществляется на основе нормативного правового регулирования и в его развитии; во-вторых, конкретизирует последнее; в- третьих, основано на принятии собственного решения субъектом права; в-четвертых, в процессе индивидуального регулирования создаются индивидуальные акты. К
факультативному признаку индивидуально-правового регулирования следует отнести возможность субъектов действовать по своему усмотрению. Это связано с диспозитивными началами, присущими этому виду регулирования. Когда в отношении конкретного лица правоприменительное решение выносится на основе императивной нормы, индивидуальное правовое регулирование есть, однако свободы усмотрения нет.
Индивидуальное правовое регулирование не обязательно осуществляется в отношении одного лица. При субординационном индивидуальном правовом регулировании правоприменительный акт также может быть вынесен в отношении нескольких лиц
(например, приговор суда по уголовному делу при совершении группового преступления). В любом случае для каждого конкретного лица наступают персональные
Виды правового регулирования — урегулированные правом участки правовой
действительности, различающиеся спецификой применяемых регулятивных
средств и объемом их применения.
По объему правового регулирования, на которое оно распространяется, различают
нормативное (общее) и индивидуальное регулирование.
Нормативное регулирование — это упорядочение поведения людей при помощи нормативных правовых актов, рассчитанных на многоразовую реализацию (в том числе применения) при наличии определенных обстоятельств (юридических фактов). При этом объем регулируемых отношений количественно не определен. По сравнению с индивидуальным правовым регулированием, оно является первичным и определяющим. Это обусловлено тем, что правовое регулирование начинается с выработки и принятия норм права, которые устанавливают единый режим правового регулирования общественных отношений того или иного вида. В этой связи нормативное правовое регулирование носит общий характер, поскольку распространяется не на единичные, конкретные общественные отношения, а на все общественные отношения определенного вида.
Индивидуальное правовое регулирование — это регулирование, которое осуществляется с помощью индивидуальных правовых средств (индивидуальных правовых договоров в гражданском праве, трудовом праве и актов правоприменения).
В отличие от нормативного, индивидуальное правовое регулирование не носит общего характера, так как связано с упорядочением конкретных, т. е. единичных отношений. В
этой связи индивидуальное правовое регулирование можно назвать казуальным
правовым регулированием (от лат. casus — случай). Индивидуальное правовое регулирование — это конкретизация юридических норм участниками правовых отношений, решение ими юридически значимых вопросов, которым законодатель не дал исчерпывающей нормативной регламентации.
Индивидуальное регулирование, во-первых, осуществляется на основе нормативного правового регулирования и в его развитии; во-вторых, конкретизирует последнее; в- третьих, основано на принятии собственного решения субъектом права; в-четвертых, в процессе индивидуального регулирования создаются индивидуальные акты. К
факультативному признаку индивидуально-правового регулирования следует отнести возможность субъектов действовать по своему усмотрению. Это связано с диспозитивными началами, присущими этому виду регулирования. Когда в отношении конкретного лица правоприменительное решение выносится на основе императивной нормы, индивидуальное правовое регулирование есть, однако свободы усмотрения нет.
Индивидуальное правовое регулирование не обязательно осуществляется в отношении одного лица. При субординационном индивидуальном правовом регулировании правоприменительный акт также может быть вынесен в отношении нескольких лиц
(например, приговор суда по уголовному делу при совершении группового преступления). В любом случае для каждого конкретного лица наступают персональные