Файл: Учебник по теории государства и права подготовлен в соответствии с.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 6177
Скачиваний: 211
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(индивидуальные) последствия.
В свою очередь, индивидуальное правовое регулирование подразделяется на
автономное
(координационное, договорное) и
субординационное
(правоприменительное) правовое регулирование.
При
автономном
(координационном) регулировании, которое широко используется в гражданском,
хозяйственном, трудовом праве, юридически равные субъекты права (участники), без какого-либо вмешательства компетентных государственных органов, упорядочивают свои отношения путем заключения индивидуальных договоров или соглашений.
В отличие от автономного (координационного) регулирования, субординационное
регулирование осуществляется только компетентными, как правило,
государственными органами. Причем, в одних случаях участники конкретных общественных отношений не могут сами урегулировать свои отношения путем использования доступных им правовых средств, в связи с чем они вынуждены обращаться за содействием к компетентным органам, которые, применяя соответствующие нормы права, урегулируют данные общественные отношения
(например, назначить пенсию, взыскать долг и т. п.); в других случаях компетентные государственные органы по своей инициативе применяют нормы права, упорядочивая тем самым конкретные отношения (например, при совершении преступления).
Нетрудно увидеть, что такое регулирование, во-первых, осуществляется между неравными субъектами права; во-вторых, выражается в издании в одностороннем порядке акта применения на основе государственно-властной компетенции.
Причем оба вида индивидуального регулирования могут иметь
1 ... 19 20 21 22 23 24 25 26 ... 39
договорную форму.
Так, договорное индивидуальное правовое регулирование распространено в семейном праве: брачный договор, договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (ст. 151 СК РФ). Договорное индивидуальное правовое регулирование имеет место и в уголовном праве. Так, согласно ст. 76 УК РФ возможно освобождение лица от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим.
Результатом индивидуального правового регулирования являются индивидуальные
акты, т. е. внешнее выражение решения людей, направленное на достижение
определенного правового результата. В автономном регулировании правовые нормы индивидуализируются лицами, участвующими в данных отношениях, путем заключения соглашений, договоров, сделок. Договор устанавливает персональный состав участников отношений, их права и обязанности (например, договор поставки).
При государственно-властном регулировании индивидуализация прав и обязанностей осуществляется на основе актов применения, имеющих государственно- властный характер.
Правовое регулирование по своему характеру может быть централизованным и
децентрализованным. Централизованное правовое регулирование — вид правового регулирования, связанный с нормотворческой и правоприменительной деятельностью государства. Оно осуществляется из одного центра и распространяется
на всю территорию государства. Централизованное регулирование осуществляется преимущественно с помощью нормативных правовых актов, хотя не исключается и использование индивидуальных правовых актов (например, о переходе на зимнее или летнее время). Централизованное правовое регулирование имеет как свои достоинства,
так и недостатки. В качестве первых следует отметить, что оно вносит единообразие в регулирование общественных отношений на всей территории страны и позволяет добиться в обществе того порядка, к которому стремится государство. Вместе с тем,
следует учитывать, что чрезмерная централизация может привести к излишней
(избыточной) зарегулированности общественных отношений, мелочной над ними опеки, ограничению свободы участников общественных отношений. Избыточность правового регулирования означает объективно необусловленное и необоснованное привлечение юридических средств в регламентации поведения и деятельности людей.
При избыточности объективно возникает необходимость прибегнуть к так называемому дерегулированию, т. е. деятельности государства, направленной на устранение (полное или частичное) юридической регламентации определенных сфер жизнедеятельности людей
214
Децентрализованное правовое регулирование — это регулирование, которое
осуществляется из разных центров и на разных уровнях. Оно может осуществляться различными субъектами: субъектами федерации, органами местного самоуправления, администрациями предприятий, учреждений, организаций,
трудовыми коллективами, самими участниками конкретных общественных отношений.
В качестве средства правового регулирования в данном случае используют как нормативные, так и индивидуальные правовые акты. Это самостоятельное, в рамках закона, определение равноправными участниками регулируемых отношений своих прав, обязанностей и ответственности.
При этом, как отмечалось, такой вид регулирования может быть как нормативным,
как и индивидуальным. Такой вид правового регулирования в целом свидетельствует о демократизации государственного управления, степени самостоятельности и свободе участников общественных отношений. Однако, при этом следует иметь в виду, что оно должно соответствовать централизованному правовому регулированию и не противоречить ему.
В зависимости от наличия или отсутствия такой стадии механизма правового регулирования, как применение права, различают соответственно сложное и простое
правовое регулирование.
По сфере распространения (сфере действия) права правовое регулирование может подразделяться на общее, местное, ведомственное и локальное.
Общее правовое регулирование распространяется на всю территорию страны и охватывает поведение всех субъектов. Оно осуществляется, прежде всего, законами государства и подзаконными нормативными правовыми актами.
так и недостатки. В качестве первых следует отметить, что оно вносит единообразие в регулирование общественных отношений на всей территории страны и позволяет добиться в обществе того порядка, к которому стремится государство. Вместе с тем,
следует учитывать, что чрезмерная централизация может привести к излишней
(избыточной) зарегулированности общественных отношений, мелочной над ними опеки, ограничению свободы участников общественных отношений. Избыточность правового регулирования означает объективно необусловленное и необоснованное привлечение юридических средств в регламентации поведения и деятельности людей.
При избыточности объективно возникает необходимость прибегнуть к так называемому дерегулированию, т. е. деятельности государства, направленной на устранение (полное или частичное) юридической регламентации определенных сфер жизнедеятельности людей
214
Децентрализованное правовое регулирование — это регулирование, которое
осуществляется из разных центров и на разных уровнях. Оно может осуществляться различными субъектами: субъектами федерации, органами местного самоуправления, администрациями предприятий, учреждений, организаций,
трудовыми коллективами, самими участниками конкретных общественных отношений.
В качестве средства правового регулирования в данном случае используют как нормативные, так и индивидуальные правовые акты. Это самостоятельное, в рамках закона, определение равноправными участниками регулируемых отношений своих прав, обязанностей и ответственности.
При этом, как отмечалось, такой вид регулирования может быть как нормативным,
как и индивидуальным. Такой вид правового регулирования в целом свидетельствует о демократизации государственного управления, степени самостоятельности и свободе участников общественных отношений. Однако, при этом следует иметь в виду, что оно должно соответствовать централизованному правовому регулированию и не противоречить ему.
В зависимости от наличия или отсутствия такой стадии механизма правового регулирования, как применение права, различают соответственно сложное и простое
правовое регулирование.
По сфере распространения (сфере действия) права правовое регулирование может подразделяться на общее, местное, ведомственное и локальное.
Общее правовое регулирование распространяется на всю территорию страны и охватывает поведение всех субъектов. Оно осуществляется, прежде всего, законами государства и подзаконными нормативными правовыми актами.
Местное правовое регулирование осуществляется в пределах административно- территориальных образований нормативными и индивидуальными правовыми актами местных органов государственной власти и органами местного самоуправления.
Ведомственное правовое регулирование осуществляется в рамках той или иной отрасли государственного управления: промышленности, сельского хозяйства,
транспорта, образования и т. д. Основными средствами правового регулирования здесь выступают ведомственные нормативные акты, действие которых распространяется, как правило, на работников соответствующих ведомств.
Локальное правовое регулирование осуществляется в рамках учреждений,
предприятий, организаций нормативными и индивидуальными правовыми актами администрации этих учреждений, предприятий и организаций.
Выделяется также законодательное и подзаконное правовое регулирование, а в федеративных государствах ввиду наличия там федеральной и региональной систем законодательства допустимо выделение федерального и регионального правового
регулирования
215
.
3. Механизм правового регулирования
Механизм правового регулирования — это совокупность юридических средств,
обеспечивающих результативное правовое воздействие на общественные
отношения, поведение людей.
Механизм правового регулирования (МПР) позволяет: 1) собрать в единую систему явления правовой действительности — нормы права, правоотношения, правовые акты и т. п.; 2) представить их в активном, системно-динамическом виде; 3) увидеть специфические функции правовых явлений на различных стадиях.
Вообще МПР есть идеальная модель, созданная в результате упрощения, огрубления реальных процессов, отвлечения от второстепенных, несущественных моментов.
Назначение такой модели — представить в единстве и взаимодействии все правовые средства. МПР отражает автономию правовой действительности с динамической стороны, т. е. обрисовывает те элементы правовой системы, через которые осуществляется правовое регулирование.
Заметим, что кроме инструментального (специально-юридического) подхода, при котором внимание сосредоточивается на средствах юридического воздействия, МПР
изучается и с других позиций — психологического и социального, что позволяет использовать потенциал иных наук — психологии, общей социологии и др.
Цель МПР — обеспечить беспрепятственное движение интересов субъектов к ценностям, их справедливого удовлетворения. Средства ее достижения —
юридические инструменты, служащие удовлетворению интересов субъектов права:
нормы права, правоотношения, правовые акты и др. Эффективность правового
регулирования определяется соотношением между фактическими результатами действия нормативных и индивидуальных правовых предписаний и теми социальными целями, для достижения которых они были приняты.
Правовое регулирование — длящийся во времени и в пространстве процесс. Условно можно выделить следующие его основные стадии:
1) стадия формирования и общего действия юридических норм,
характеризующаяся тем, что введенные в правовую систему нормы общим образом регламентируют, направляют поведение участников общественных отношений,
устанавливают для них тот или иной правовой режим;
2) стадия возникновения субъективных прав и юридических обязанностей
(правоотношений), характеризующаяся тем, что на основе юридических норм, при наличии предусмотренных обстоятельств (юридических фактов) у конкретных субъектов возникают субъективные права и юридические обязанности —
индивидуализированные меры поведения;
3) стадия реализации субъективных прав и юридических обязанностей,
характеризующаяся тем, что программы поведения, которые заложены в юридических нормах и затем выражены в конкретных мерах поведения для данных субъектов (в субъективных правах и юридических обязанностях), воплощаются в жизнь,
осуществляются в фактическом правомерном поведении участников общественных отношений, становятся реальностью.
Кроме того, нередко возникает необходимость в дополнительной, факультативной
стадии, которая либо предшествует возникновению правоотношений, либо призвана обеспечить реализацию субъективных прав и юридических обязанностей. Эта стадия
применения права характеризуется тем, что компетентный орган государства или должностное лицо издает властный индивидуальный правовой акт — акт
правоприменения.
В соответствии с указанными стадиями правового регулирования выделяются три, а с учетом факультативной стадии — стадии применения права — четыре основных
элемента МПР: юридические нормы, акты применения права (факультативный элемент), правоотношения, акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей.
Каждый из основных элементов МПР выполняет в процессе правового регулирования свои специфические функции.
Юридические нормы представляют собой основу, исходную юридическую базу регулирования. При их помощи вводится тот или иной правовой режим, направляется поведение участников общественных отношений в соответствии с заложенной в нормах права идеальной моделью такого поведения. Значимость нормы права обусловливается и тем, что в них предусматриваются все те последующие средства, которые образуют
иные элементы МПР. От того, каков вид нормы, ее характер, зависит юридическое содержание, весь строй регулирования.
Акты применения права — государственно-властные акты компетентных органов государства и должностных лиц, принятые по какому-либо жизненному случаю.
Учитывая двоякое место правоприменения как факультативной стадии МПР, следует отметить, что соответствующие акты правоприменения во властно-принудительном порядке либо способствуют возникновению правоотношений, либо обеспечивают реализацию требований юридических норм.
Правоотношения являются первым и важнейшим шагом в реализации общих программ поведения, заложенных в нормах права. Правоотношение — главное средство, при помощи которого нормы воплощаются в жизнь, это инструмент перевода общих моделей поведения в плоскость конкретных мер поведения — субъективных прав и юридических обязанностей. Правоотношение свидетельствует о том, что перед нами — точно определенные лица, которые в юридическом отношении что-то могут и что-то должны.
Акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей — это юридически значимые результативные действия субъектов, в которых реально осуществляются выраженные в правах и обязанностях меры поведения. Иными словами, речь идет о правомерном поведении субъектов, которые используют права,
исполняют обязанности и соблюдают запреты. На этой стадии работа МПР завершается,
здесь происходит перевод общих предписаний юридических норм (на стадии правоотношения — конкретизированных в субъективных правах и юридических обязанностях) в то фактическое, реальное правомерное поведение, на которое направлена воля законодателя.
Более того, не лишена смысла научная позиция С. С. Алексеева, согласно которой каждый основной элемент МПР вместе с примыкающими к нему элементами представляет собой своего рода подсистему, в рамках которой правовые явления функционируют в единстве и во взаимосвязи. Через подсистемы в МПР вовлекаются и такие правовые явления, которые, строго говоря, находятся за пределами правового регулирования. На стадии формирования и общего действия юридических норм целостную подсистему образуют, вместе с нормами права, акты правотворческой процедуры, интерпретационные акты, систематизации, юридической техники и др. На стадии возникновения прав и обязанностей (вернее, субъективных прав и обязанностей. — В. К.) вместе с правоотношениями — юридические факты (пусковые элементы МПР. — В. К.), правосубъектность. На стадии реализации прав и обязанностей вместе с актами реализации — обеспечительные правоприменительные акты
216
Думается, что в качестве элементов МПР следует назвать правосознание и
правовую культуру, которые играют весьма важную роль на всех стадиях МПР,
формируя субъективную среду его функционирования, а также законность —
«стержневой» элемент МПР. Наконец, отметим, что в качестве результата работы МПР
Акты применения права — государственно-властные акты компетентных органов государства и должностных лиц, принятые по какому-либо жизненному случаю.
Учитывая двоякое место правоприменения как факультативной стадии МПР, следует отметить, что соответствующие акты правоприменения во властно-принудительном порядке либо способствуют возникновению правоотношений, либо обеспечивают реализацию требований юридических норм.
Правоотношения являются первым и важнейшим шагом в реализации общих программ поведения, заложенных в нормах права. Правоотношение — главное средство, при помощи которого нормы воплощаются в жизнь, это инструмент перевода общих моделей поведения в плоскость конкретных мер поведения — субъективных прав и юридических обязанностей. Правоотношение свидетельствует о том, что перед нами — точно определенные лица, которые в юридическом отношении что-то могут и что-то должны.
Акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей — это юридически значимые результативные действия субъектов, в которых реально осуществляются выраженные в правах и обязанностях меры поведения. Иными словами, речь идет о правомерном поведении субъектов, которые используют права,
исполняют обязанности и соблюдают запреты. На этой стадии работа МПР завершается,
здесь происходит перевод общих предписаний юридических норм (на стадии правоотношения — конкретизированных в субъективных правах и юридических обязанностях) в то фактическое, реальное правомерное поведение, на которое направлена воля законодателя.
Более того, не лишена смысла научная позиция С. С. Алексеева, согласно которой каждый основной элемент МПР вместе с примыкающими к нему элементами представляет собой своего рода подсистему, в рамках которой правовые явления функционируют в единстве и во взаимосвязи. Через подсистемы в МПР вовлекаются и такие правовые явления, которые, строго говоря, находятся за пределами правового регулирования. На стадии формирования и общего действия юридических норм целостную подсистему образуют, вместе с нормами права, акты правотворческой процедуры, интерпретационные акты, систематизации, юридической техники и др. На стадии возникновения прав и обязанностей (вернее, субъективных прав и обязанностей. — В. К.) вместе с правоотношениями — юридические факты (пусковые элементы МПР. — В. К.), правосубъектность. На стадии реализации прав и обязанностей вместе с актами реализации — обеспечительные правоприменительные акты
216
Думается, что в качестве элементов МПР следует назвать правосознание и
правовую культуру, которые играют весьма важную роль на всех стадиях МПР,
формируя субъективную среду его функционирования, а также законность —
«стержневой» элемент МПР. Наконец, отметим, что в качестве результата работы МПР