Файл: Учебник по теории государства и права подготовлен в соответствии с.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 6146
Скачиваний: 211
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
выступает правопорядок.
4. Предмет и метод правового регулирования
Предмет правового регулирования — это качественно определенный вид
общественных отношений, на который направлено воздействие определенной
отрасли права. Иными словами, предмет правового регулирования можно трактовать и иначе: это разнообразные общественные отношения, которые по
своей природе могут «поддаваться» правовому воздействию и в конкретных
социально-политических
условиях
требуют
такого
воздействия,
осуществляемого при помощи юридических норм, иных юридических средств
механизма правового регулирования. Предмет правового регулирования, будучи материальным критерием деления права на отрасли и правовые институты, отвечает на вопрос о том, какие общественные отношения регулируются данной отраслью
права.
Сразу заметим, что правовое регулирование распространяется на имущественные
(товарно-денежные) отношения. Основным их признаком выступает возможность выражения в денежном эквиваленте. А поскольку эти отношения производства, обмена и распределения составляют экономическую основу общества, постольку ее необходимо строго упорядочить с помощью права.
Требует правового регулирования и сфера управления. Основное ее отличие —
обязательность решений вышестоящих органов и должностных лиц.
Правовым регулированием охвачены и отношения по предотвращению и
пресечению нарушения правопорядка, установлению меры вины и юридической
ответственности.
Итак, предмет правового регулирования — это то, что регулируется правом.
Правом, как известно, регулируются общественные отношения. Право не способно упорядочивать физические, химические, биологические и другие естественные процессы, которые протекают по своим собственным законам и не зависят от воли и сознания людей. Оно способно упорядочивать лишь общественные отношения, которые складываются между людьми и проявляются в их поведении, действиях, деятельности.
Следует иметь в виду и то, что не все общественные отношения составляют предмет правового регулирования, ибо не все общественные отношения могут и должны регулироваться правом. Правом могут и должны регулироваться только те общественные отношения, которые входят в сферу правового регулирования.
Какие именно общественные отношения могут и должны регулироваться
правом?
Во-первых, это волевые общественные отношения, т. е. отношения, возникающие и складывающиеся по воле людей и контролируемые их сознанием. Если поведение не
4. Предмет и метод правового регулирования
Предмет правового регулирования — это качественно определенный вид
общественных отношений, на который направлено воздействие определенной
отрасли права. Иными словами, предмет правового регулирования можно трактовать и иначе: это разнообразные общественные отношения, которые по
своей природе могут «поддаваться» правовому воздействию и в конкретных
социально-политических
условиях
требуют
такого
воздействия,
осуществляемого при помощи юридических норм, иных юридических средств
механизма правового регулирования. Предмет правового регулирования, будучи материальным критерием деления права на отрасли и правовые институты, отвечает на вопрос о том, какие общественные отношения регулируются данной отраслью
права.
Сразу заметим, что правовое регулирование распространяется на имущественные
(товарно-денежные) отношения. Основным их признаком выступает возможность выражения в денежном эквиваленте. А поскольку эти отношения производства, обмена и распределения составляют экономическую основу общества, постольку ее необходимо строго упорядочить с помощью права.
Требует правового регулирования и сфера управления. Основное ее отличие —
обязательность решений вышестоящих органов и должностных лиц.
Правовым регулированием охвачены и отношения по предотвращению и
пресечению нарушения правопорядка, установлению меры вины и юридической
ответственности.
Итак, предмет правового регулирования — это то, что регулируется правом.
Правом, как известно, регулируются общественные отношения. Право не способно упорядочивать физические, химические, биологические и другие естественные процессы, которые протекают по своим собственным законам и не зависят от воли и сознания людей. Оно способно упорядочивать лишь общественные отношения, которые складываются между людьми и проявляются в их поведении, действиях, деятельности.
Следует иметь в виду и то, что не все общественные отношения составляют предмет правового регулирования, ибо не все общественные отношения могут и должны регулироваться правом. Правом могут и должны регулироваться только те общественные отношения, которые входят в сферу правового регулирования.
Какие именно общественные отношения могут и должны регулироваться
правом?
Во-первых, это волевые общественные отношения, т. е. отношения, возникающие и складывающиеся по воле людей и контролируемые их сознанием. Если поведение не
носит волевого характера, не контролируется его сознанием, то оно не может регулироваться правом (например, право не может регулировать поведение психически больного человека, поведение человека, находящегося в состоянии гипноза). Право способно регулировать только волевое поведение людей, а через него волевые общественные отношения.
Во-вторых, правом могут и должны регулироваться только конкретные отношения,
т. е. отношения, складывающиеся между конкретными их участниками. Напротив,
право не может и не должно регулировать массовые социальные процессы (например,
миграционные, демографические), ибо они протекают по объективным общественным законам.
В-третьих, правом могут и должны регулироваться только те общественные отношения, которые «поддаются» внешнему контролю. Право — это внешний регулятор общественных отношений. Оно исходит от государства и воздействует на поведение человека извне, независимо от того, положительно или отрицательно относится человек к праву, принимает его или отвергает. Воздействуя на поведение человека извне, право может регулировать только те его поступки, которые
«поддаются» внешней регламентации и могут быть извне проконтролированы.
Например, право не может и не должно регулировать отношения дружбы,
товарищества, любви, проведение досуга, которые объективно не допускают внешней формально-юридической регламентации и регулируются иными социальными нормами (обычаями, моралью и т. д.).
В-четвертых, правом могут и должны регулироваться наиболее значимые для
государства и общества общественные отношения. Право должно регулировать не любое поведение, а лишь то, которое затрагивает интересы других людей, общества в целом и государства.
В-пятых, право регулирует общественные отношения только в тех случаях, когда
у субъектов есть возможность выбора поведения. Если его нет, то требования норм права бесполезны. Нельзя, например, с помощью права запретить человеку удовлетворять естественные потребности: дышать, пить, есть; обязать любить или ненавидеть.
Полагаем, что такие понятия как «предмет правового регулирования» и «сфера
правового регулирования» следует различать.
Во-первых, предмет правового регулирования составляет не все общественные отношения, которые входят в сферу правового регулирования, а лишь те из них,
которые уже урегулированы правом. Те же общественные отношения, которые входят в сферу правового регулирования, но правом не урегулированы, предмет правового регулирования не составляют.
Во-вторых, в предмет правового регулирования иногда входят те отношения,
которые находятся за пределами сферы правового регулирования. Происходит это
Во-вторых, правом могут и должны регулироваться только конкретные отношения,
т. е. отношения, складывающиеся между конкретными их участниками. Напротив,
право не может и не должно регулировать массовые социальные процессы (например,
миграционные, демографические), ибо они протекают по объективным общественным законам.
В-третьих, правом могут и должны регулироваться только те общественные отношения, которые «поддаются» внешнему контролю. Право — это внешний регулятор общественных отношений. Оно исходит от государства и воздействует на поведение человека извне, независимо от того, положительно или отрицательно относится человек к праву, принимает его или отвергает. Воздействуя на поведение человека извне, право может регулировать только те его поступки, которые
«поддаются» внешней регламентации и могут быть извне проконтролированы.
Например, право не может и не должно регулировать отношения дружбы,
товарищества, любви, проведение досуга, которые объективно не допускают внешней формально-юридической регламентации и регулируются иными социальными нормами (обычаями, моралью и т. д.).
В-четвертых, правом могут и должны регулироваться наиболее значимые для
государства и общества общественные отношения. Право должно регулировать не любое поведение, а лишь то, которое затрагивает интересы других людей, общества в целом и государства.
В-пятых, право регулирует общественные отношения только в тех случаях, когда
у субъектов есть возможность выбора поведения. Если его нет, то требования норм права бесполезны. Нельзя, например, с помощью права запретить человеку удовлетворять естественные потребности: дышать, пить, есть; обязать любить или ненавидеть.
Полагаем, что такие понятия как «предмет правового регулирования» и «сфера
правового регулирования» следует различать.
Во-первых, предмет правового регулирования составляет не все общественные отношения, которые входят в сферу правового регулирования, а лишь те из них,
которые уже урегулированы правом. Те же общественные отношения, которые входят в сферу правового регулирования, но правом не урегулированы, предмет правового регулирования не составляют.
Во-вторых, в предмет правового регулирования иногда входят те отношения,
которые находятся за пределами сферы правового регулирования. Происходит это
потому, что государство в ряде случаев пытается урегулировать общественные отношения, которые не должны и которые объективно не могут регулироваться правом. Юриспруденция знает немало примеров тому, когда государство при помощи права пыталось регулировать поведение животных и даже неодушевленных предметов.
Основываясь на вышеуказанном, Н. А. Пьянов подчеркивает, что при идеальном соотношении предмета и сферы правового регулирования предмет должен составлять только часть сферы правового регулирования, поскольку право практически никогда не охватывает всех общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования. В этом случае предмет правового регулирования будет уже сферы правового регулирования, и его будут составлять только те из наиболее значимых для государства и общества конкретных волевых общественных отношений, поддающихся внешнему контролю, которые урегулированы правом
217
Метод правового регулирования — это совокупность юридических приемов и
средств, с помощью которых осуществляется правовое воздействие на
качественно однородные общественные отношения. Будучи юридическим критерием деления системы права на отрасли и институты, метод отвечает на вопрос о том, как, каким образом регулируются те или иные общественные отношения,
составляющие предмет правового регулирования.
Метод правового регулирования обусловливает: 1) правовой статус субъектов права; 2) подбор юридических фактов, влекущих правоотношения; 3) порядок установления субъективных прав и юридических обязанностей; 4) характер взаимоотношения сторон правоотношений; 5) пути и способы обеспечения субъективных прав; 6) характер юридических санкций.
Методы правового регулирования неотделимы от правовой материи. Они — главное,
что выражает самую суть, стержень того или иного юридического режима регулирования.
Рассматривая методы правового регулирования в качестве реальных юридических явлений, обретающих свою жизнь только в рамках отраслей права, необходимо, прежде всего, указать на первичные, исходные методы, которые представляют собой выделенные логическим путем простейшие приемы регулирования, определяющие главное в правовом статусе субъектов, в их сходных юридических позициях.
Это: централизованное, императивное регулирование (метод субординации,
подчинения,
вертикальный,
административно-правовой), при котором регулирование сверху донизу осуществляется на властно-императивных началах:
юридическая энергия поступает на данный участок правовой действительности только сверху от государственных органов, и, сообразно этому, положение субъектов характеризуется отношениями субординации, прямого подчинения;
децентрализованное, диспозитивное регулирование (метод координации,
равноправия, горизонтальный, гражданско-правовой), при котором правовое
Основываясь на вышеуказанном, Н. А. Пьянов подчеркивает, что при идеальном соотношении предмета и сферы правового регулирования предмет должен составлять только часть сферы правового регулирования, поскольку право практически никогда не охватывает всех общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования. В этом случае предмет правового регулирования будет уже сферы правового регулирования, и его будут составлять только те из наиболее значимых для государства и общества конкретных волевых общественных отношений, поддающихся внешнему контролю, которые урегулированы правом
217
Метод правового регулирования — это совокупность юридических приемов и
средств, с помощью которых осуществляется правовое воздействие на
качественно однородные общественные отношения. Будучи юридическим критерием деления системы права на отрасли и институты, метод отвечает на вопрос о том, как, каким образом регулируются те или иные общественные отношения,
составляющие предмет правового регулирования.
Метод правового регулирования обусловливает: 1) правовой статус субъектов права; 2) подбор юридических фактов, влекущих правоотношения; 3) порядок установления субъективных прав и юридических обязанностей; 4) характер взаимоотношения сторон правоотношений; 5) пути и способы обеспечения субъективных прав; 6) характер юридических санкций.
Методы правового регулирования неотделимы от правовой материи. Они — главное,
что выражает самую суть, стержень того или иного юридического режима регулирования.
Рассматривая методы правового регулирования в качестве реальных юридических явлений, обретающих свою жизнь только в рамках отраслей права, необходимо, прежде всего, указать на первичные, исходные методы, которые представляют собой выделенные логическим путем простейшие приемы регулирования, определяющие главное в правовом статусе субъектов, в их сходных юридических позициях.
Это: централизованное, императивное регулирование (метод субординации,
подчинения,
вертикальный,
административно-правовой), при котором регулирование сверху донизу осуществляется на властно-императивных началах:
юридическая энергия поступает на данный участок правовой действительности только сверху от государственных органов, и, сообразно этому, положение субъектов характеризуется отношениями субординации, прямого подчинения;
децентрализованное, диспозитивное регулирование (метод координации,
равноправия, горизонтальный, гражданско-правовой), при котором правовое
регулирование определяется снизу; на его ход и процесс оказывает активность участников общественных отношений, их правомерные действия здесь являются индивидуальным, «автономным» источником юридической энергии, и, сообразно этому, положение субъектов характеризуется отношениями координации, приданием конститутивного значения их правомерному поведению.
Указанные первичные методы правового регулирования можно назвать магистральными. В отраслях права эти первичные методы, в зависимости от характера регулируемых отношений и других социальных факторов, выступают в различных вариациях, сочетаниях, хотя, как правило, с преимущественным преобладанием одного из них. В наиболее чистом виде указанные первичные методы выражаются в
административном праве (централизованное регулирование) и в гражданском праве
(децентрализованное регулирование), хотя и здесь, как и в иных отраслях, отраслевые методы не могут быть сведены к рассматриваемым простейшим приемам. Представляя собой сложные, многогранные правовые явления, каждый отраслевой метод есть специфический комплекс приемов и средств регулирования, который существует только в данном, конкретном нормативном материале, тесно связан с соответствующей группой общественных отношений — предметом правового регулирования.
Представляется, что данная классификация методов правового регулирования не исключает и другие ее подходы. В частности, речь идет о классификации методов правового регулирования, в соответствии с которой выделяются следующие их виды:
императивный — метод властных предписаний, присущий уголовному и административному праву; диспозитивный — дающий субъектам возможность выбора в рамках закона того или иного варианта поведения; в основном характерен для гражданского права, хотя применяется и в других отраслях права (например, в уголовно-процессуальном); метод поощрения — стимулирующий правомерное поведение и в особенности социально-активное поведение; применяется в трудовом праве, в административном праве, в части награждения и присвоения почетных званий,
в уголовном и уголовно-исполнительном праве; метод автономии и равенства
сторон — используется в процессуальных отраслях права (например, в гражданско- процессуальном праве), где стороны (истец и ответчик) находятся в одинаковом положении перед законом и судом; метод рекомендации — применявшийся ранее в советском колхозном праве при урегулировании отношений между колхозами и соответствующими органами государства. Наконец, отметим, что в качестве основных методов правового регулирования выступают убеждение и принуждение, которые присущи как праву в целом, так и его отдельным отраслям.
5. Способы и типы правового регулирования
В юридической литературе способы правового регулирования понимаются как
пути юридического воздействия, выраженные в юридических нормах и других
элементах механизма правового регулирования.
Из элементов правовой материи, выражающих способы правового регулирования,
Указанные первичные методы правового регулирования можно назвать магистральными. В отраслях права эти первичные методы, в зависимости от характера регулируемых отношений и других социальных факторов, выступают в различных вариациях, сочетаниях, хотя, как правило, с преимущественным преобладанием одного из них. В наиболее чистом виде указанные первичные методы выражаются в
административном праве (централизованное регулирование) и в гражданском праве
(децентрализованное регулирование), хотя и здесь, как и в иных отраслях, отраслевые методы не могут быть сведены к рассматриваемым простейшим приемам. Представляя собой сложные, многогранные правовые явления, каждый отраслевой метод есть специфический комплекс приемов и средств регулирования, который существует только в данном, конкретном нормативном материале, тесно связан с соответствующей группой общественных отношений — предметом правового регулирования.
Представляется, что данная классификация методов правового регулирования не исключает и другие ее подходы. В частности, речь идет о классификации методов правового регулирования, в соответствии с которой выделяются следующие их виды:
императивный — метод властных предписаний, присущий уголовному и административному праву; диспозитивный — дающий субъектам возможность выбора в рамках закона того или иного варианта поведения; в основном характерен для гражданского права, хотя применяется и в других отраслях права (например, в уголовно-процессуальном); метод поощрения — стимулирующий правомерное поведение и в особенности социально-активное поведение; применяется в трудовом праве, в административном праве, в части награждения и присвоения почетных званий,
в уголовном и уголовно-исполнительном праве; метод автономии и равенства
сторон — используется в процессуальных отраслях права (например, в гражданско- процессуальном праве), где стороны (истец и ответчик) находятся в одинаковом положении перед законом и судом; метод рекомендации — применявшийся ранее в советском колхозном праве при урегулировании отношений между колхозами и соответствующими органами государства. Наконец, отметим, что в качестве основных методов правового регулирования выступают убеждение и принуждение, которые присущи как праву в целом, так и его отдельным отраслям.
5. Способы и типы правового регулирования
В юридической литературе способы правового регулирования понимаются как
пути юридического воздействия, выраженные в юридических нормах и других
элементах механизма правового регулирования.
Из элементов правовой материи, выражающих способы правового регулирования,
образуется самая плоть отраслевых методов. Причем от первичных особенностей последних — централизованного и децентрализованного регулирования — во многом зависит и комбинация способов, которая характерна для той или иной отрасли права.
Для отраслевых методов, где доминирующим является централизованное регулирование (административное, финансовое право и др.), в комбинации указанных трех способов превалируют позитивное обязывание и запрещение; в отраслевых же методах, выражающих диспозитивное начало (гражданское, семейное право, трудовое право и др.) превалирует дозволение.
Нетрудно заметить, что цепочка зависимостей может быть протянута и дальше — к специально-юридическим функциям права: позитивное обязывание присуще в основном динамической, а дозволение и запрещение — статической регулятивной функции права.
Способы правового регулирования закрепляются в нормах права в виде определенных предписаний и адресуются участникам общественных отношений. Если говорить более подробно о способах правового регулирования, то можно отметить следующее.
Дозволение характеризуется тем, что государство, осуществляя правовое регулирование, разрешает участникам общественных отношений совершать те или иные действия, для чего наделяет их соответствующими юридическими правами.
Причем, государство не требует, чтобы данные действия обязательно совершались.
Обладая юридическими правами, участники общественных отношений сами решают,
осуществлять им эти права или нет.
Позитивное обязывание характеризуется тем, что государство предписывает участникам общественных отношений определенный вариант поведения, обязывая их совершать те или иные действия. Здесь государство требует от участников общественных отношений совершения действий, предписанных законом.
Запрещение характеризуется тем, что государство предписывает участникам общественных отношений воздержаться от совершения определенных действий.
Кроме основных способов правового регулирования, в качестве дополнительного выступает применение мер государственного принуждения (например, возложение юридической ответственности за совершенное правонарушение). В качестве дополнительных способов правового регулирования выступают поощрения и
рекомендации — своеобразные стимулы к правомерному поведению, специфичные для трудового права, однако, их отдельные проявления применимы в отраслях публичного права.
В теории государства и права, кроме методов и способов правового регулирования,
выделяют тип правового регулирования, который трактуется как общая
направленность юридического регулирования, зависящая от того, что лежит в его
Для отраслевых методов, где доминирующим является централизованное регулирование (административное, финансовое право и др.), в комбинации указанных трех способов превалируют позитивное обязывание и запрещение; в отраслевых же методах, выражающих диспозитивное начало (гражданское, семейное право, трудовое право и др.) превалирует дозволение.
Нетрудно заметить, что цепочка зависимостей может быть протянута и дальше — к специально-юридическим функциям права: позитивное обязывание присуще в основном динамической, а дозволение и запрещение — статической регулятивной функции права.
Способы правового регулирования закрепляются в нормах права в виде определенных предписаний и адресуются участникам общественных отношений. Если говорить более подробно о способах правового регулирования, то можно отметить следующее.
Дозволение характеризуется тем, что государство, осуществляя правовое регулирование, разрешает участникам общественных отношений совершать те или иные действия, для чего наделяет их соответствующими юридическими правами.
Причем, государство не требует, чтобы данные действия обязательно совершались.
Обладая юридическими правами, участники общественных отношений сами решают,
осуществлять им эти права или нет.
Позитивное обязывание характеризуется тем, что государство предписывает участникам общественных отношений определенный вариант поведения, обязывая их совершать те или иные действия. Здесь государство требует от участников общественных отношений совершения действий, предписанных законом.
Запрещение характеризуется тем, что государство предписывает участникам общественных отношений воздержаться от совершения определенных действий.
Кроме основных способов правового регулирования, в качестве дополнительного выступает применение мер государственного принуждения (например, возложение юридической ответственности за совершенное правонарушение). В качестве дополнительных способов правового регулирования выступают поощрения и
рекомендации — своеобразные стимулы к правомерному поведению, специфичные для трудового права, однако, их отдельные проявления применимы в отраслях публичного права.
В теории государства и права, кроме методов и способов правового регулирования,
выделяют тип правового регулирования, который трактуется как общая
направленность юридического регулирования, зависящая от того, что лежит в его