Файл: Учебник по теории государства и права подготовлен в соответствии с.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 6090
Скачиваний: 209
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
общие субстанциональные характеристики государства и права: сущности, проявления,
их формы, строение; 2) их общие функциональные характеристики: функции,
механизмы их действия; 3) общие характеристики генезиса государства и права; 4)
типологические характеристики государства и права
21
С точки зрения логико-гносеологического состава наук, А. Ф. Черданцев в свое время предлагал выделить в общей теории государства и права эмпирическое звено (сведения о непосредственно зафиксированных фактах), теоретическое звено — частные теории
(теории происхождения государства и права, теории о сущности права, формах права,
сущности государства, формах государства и др.) и практически-прикладное звено
(научные предложения и рекомендации, правила законодательной и
правоприменительной техники, толкования законов и т. д.)
22
На наш взгляд, представляет интерес по рассматриваемому вопросу точка зрения Т.
Н. Радько, который предлагает следующую структуру теории государства и права: 1)
предмет и методология общей теории государства и права; 2) общая теория государства; 3) общая теория права; 4) общая теория прав человека. В отношении последней части автор пишет, что «проблема прав человека вполне может рассматриваться в общей теории государства и права в качестве отдельного самостоятельного раздела... При этом отпадает необходимость рассматривать отдельно
(а по существу искусственно разделять) такие вопросы, как “государство, право,
личность”, “правовой статус личности”, “субъективные права” и др. в курсе теории государства и права, а такие, как “понятие прав человека”, “гарантии прав человека” —
в другом курсе. Нет необходимости доказывать, что это единый комплекс вопросов, ибо в действительности перечисленные понятия неразделимы»
23
Отметим, что в структуре теории государства и права в настоящее время формируются и некоторые другие направления, поскольку эта наука находится в постоянном развитии. Например, уже сейчас можно говорить о появлении таких новых направлений, как общая юридическая конфликтология, изучающая природу,
причины и динамику развития юридических конфликтов, а также правовые механизмы их предупреждения и разрешения, и юридическая антропология, изучающая правовые формы общественной жизни людей от древности до наших дней.
В. И. Червонюк в связи с рассмотрением вопроса о структуре теории государства и права выделяет также психологию права, анализирующую психическую сущность права, общие закономерности его движения, и логику права, изучающую право как логическое явление, подчиненное в своем существовании и развитии законам формальной логики. Использование последних позволяет всякую систему рассмотреть как единую, противоречивую и формализованную; уяснить логику правового развития и провести логико-семантический и логико-структурный анализ юридических норм и правоприменительных актов, выяснить роль и место форм мышления (понятия,
суждения, умозаключения) в сфере права
24
их формы, строение; 2) их общие функциональные характеристики: функции,
механизмы их действия; 3) общие характеристики генезиса государства и права; 4)
типологические характеристики государства и права
21
С точки зрения логико-гносеологического состава наук, А. Ф. Черданцев в свое время предлагал выделить в общей теории государства и права эмпирическое звено (сведения о непосредственно зафиксированных фактах), теоретическое звено — частные теории
(теории происхождения государства и права, теории о сущности права, формах права,
сущности государства, формах государства и др.) и практически-прикладное звено
(научные предложения и рекомендации, правила законодательной и
правоприменительной техники, толкования законов и т. д.)
22
На наш взгляд, представляет интерес по рассматриваемому вопросу точка зрения Т.
Н. Радько, который предлагает следующую структуру теории государства и права: 1)
предмет и методология общей теории государства и права; 2) общая теория государства; 3) общая теория права; 4) общая теория прав человека. В отношении последней части автор пишет, что «проблема прав человека вполне может рассматриваться в общей теории государства и права в качестве отдельного самостоятельного раздела... При этом отпадает необходимость рассматривать отдельно
(а по существу искусственно разделять) такие вопросы, как “государство, право,
личность”, “правовой статус личности”, “субъективные права” и др. в курсе теории государства и права, а такие, как “понятие прав человека”, “гарантии прав человека” —
в другом курсе. Нет необходимости доказывать, что это единый комплекс вопросов, ибо в действительности перечисленные понятия неразделимы»
23
Отметим, что в структуре теории государства и права в настоящее время формируются и некоторые другие направления, поскольку эта наука находится в постоянном развитии. Например, уже сейчас можно говорить о появлении таких новых направлений, как общая юридическая конфликтология, изучающая природу,
причины и динамику развития юридических конфликтов, а также правовые механизмы их предупреждения и разрешения, и юридическая антропология, изучающая правовые формы общественной жизни людей от древности до наших дней.
В. И. Червонюк в связи с рассмотрением вопроса о структуре теории государства и права выделяет также психологию права, анализирующую психическую сущность права, общие закономерности его движения, и логику права, изучающую право как логическое явление, подчиненное в своем существовании и развитии законам формальной логики. Использование последних позволяет всякую систему рассмотреть как единую, противоречивую и формализованную; уяснить логику правового развития и провести логико-семантический и логико-структурный анализ юридических норм и правоприменительных актов, выяснить роль и место форм мышления (понятия,
суждения, умозаключения) в сфере права
24
В принципе, не исключается, что в обозримом будущем в качестве компонентов теории государства и права появятся и другие частные дисциплины, которые будут представлять собой системы знаний, отражающие иные спектры и стороны взаимосвязи государства и права, их взаимодействия с личностью и обществом.
8. Становление и развитие теории государства и права в России
Юридическая наука в России формировалась под заметным влиянием западноевропейской юриспруденции. Известный русский юрист конца ХIХ в. Н. М.
Коркунов в этой связи писал: «Наше отношение к западной науке можно сравнить с отношением глоссаторов к римской юриспруденции. И нам приходилось начинать с усвоения плодов чужой работы, и нам, прежде всего, надо было подняться до уровня иноземной науки…»
25
Во второй половине ХVIII в. России отсутствовала самостоятельная национальная юридическая наука западного уровня, поскольку университетское образование находилось на стадии становления. А российское правоведение носило «рецептивный»
характер, заимствуя у западноевропейских юристов основные правовые идеи с доминантой доктрины естественного права. В Московском университете преподавание национального права ограничивалось военными и морскими уставами;
первые примитивные учебники по юриспруденции компилятивного характера были изданы только в последнем десятилетии ХVIII столетия. В течение нескольких веков правоведение развивалось в составе философских наук. Ориентация юридического образования на философскую подготовку и естественное право сохранилось и в начале
ХIХ в.
С выделением его в качестве самостоятельной отрасли знания отдельные вопросы государства и права рассматривались в рамках учебной дисциплины энциклопедии
законоведения. В ней давалось краткое освещение всего круга правовых наук, без анализа их внутреннего единства. В соответствии с программой, общей для всех российских университетов, предлагались такие темы для обучения студентов: понятие нормы права и ее элементы, соотношение морали и права, определение права и его источников, теория естественного права, происхождение права, право в объективном понимании, субъективное право, юридические факты, частное право, право как общественный порядок, определение государства, власть и право, применение права,
толкование прав и т. д.
Соответствующая учебная дисциплина впервые стала преподаваться в учебных заведениях России в ХVIII в.
В начале ХIХ в. выходят первые работы российских ученых по энциклопедии права,
среди которых наибольшую известность приобрели сочинения Н. М. Капустина
«Теория права. Общая догматика» (1868), который вопросы права рассматривал с позиции юридического позитивизма, в соответствии с которым исследователя должна интересовать лишь формально-логическая обработка нормативного материала путем
его систематизации и обобщения, и Н. Ренненкампфа «Очерки юридической энциклопедии» (1880). Имея в виду неопределенность содержания энциклопедии права и безграничность материала, который мог бы войти в ее состав, Н. М. Капустин предлагал именовать эту науку не энциклопедией, а теорией права.
Во второй половине ХIХ в. в российском юридическом образовании заметно стремление отойти от простого пересказа содержания юридических актов к теории вопроса, к историческому и философскому осмыслению излагаемого законодательства,
что вело к закреплению в учебных планах более общих предметов.
Энциклопедия законоведения выполняла функцию своеобразного введения в науку о праве, в связи с чем большинство ученых не считали ее самостоятельной наукой. Более того, заметно стала проявляться критика пригодности ее для сведения огромного материала юридических наук к чисто внешнему единству его краткого изложения для предварительного ознакомления и ориентирования
26
. Пользуясь уже выработанными юридическими понятиями, энциклопедия права была призвана подготовить обучаемых к системному восприятию положений отраслевых юридических дисциплин. Как учебная дисциплина она состояла из энциклопедии юридических и политических наук, а также из истории философии права. Постепенно стирается грань между энциклопедией и философией права.
Философия права выделилась в особое научное направление на стыке философии и правоведения. Она занималась исследованием идеальных первооснов права. Ее цель состояла в том, чтобы право как социальный регулятор общественных отношений было правильным и справедливым, естественным, природным и рациональным. Она определяло, каким должно быть представленное человеческим разумом идеальное право. Благодаря философии права законоведение становилось правоведением.
Поэтому основным предметом философии права было познание сущности и ценности правовой идеи, воплощенной в естественном праве. К сожалению, и философия права также оказалась неспособной дать целостное знание о праве, поскольку оставалась универсальной наукой о юридическом мышлении и абсолютных началах права.
В начале ХIХ в. под влиянием исторической школы права позиции естественно- правовой теории несколько ослабли. Развитие нового, позитивистского направления в правовой идеологии стимулировалось стремлением буржуазии к стабилизации общественной жизни. Для этого было необходимо создать устойчивую, эффективно действующую правовую систему, добиться укрепления законности и правопорядка. В
связи с этим термины «юридический позитивизм», «позитивное право» прочно вошли в арсенал юридической науки.
Данное обстоятельство не могло не повлиять на дальнейшее развитие энциклопедии права и философии права
27
Н. М. Коркунов, представляющий юридический позитивизм, решительно выступал за то, чтобы обобщающей дисциплине в правоведении дать наименование «общая
Во второй половине ХIХ в. в российском юридическом образовании заметно стремление отойти от простого пересказа содержания юридических актов к теории вопроса, к историческому и философскому осмыслению излагаемого законодательства,
что вело к закреплению в учебных планах более общих предметов.
Энциклопедия законоведения выполняла функцию своеобразного введения в науку о праве, в связи с чем большинство ученых не считали ее самостоятельной наукой. Более того, заметно стала проявляться критика пригодности ее для сведения огромного материала юридических наук к чисто внешнему единству его краткого изложения для предварительного ознакомления и ориентирования
26
. Пользуясь уже выработанными юридическими понятиями, энциклопедия права была призвана подготовить обучаемых к системному восприятию положений отраслевых юридических дисциплин. Как учебная дисциплина она состояла из энциклопедии юридических и политических наук, а также из истории философии права. Постепенно стирается грань между энциклопедией и философией права.
Философия права выделилась в особое научное направление на стыке философии и правоведения. Она занималась исследованием идеальных первооснов права. Ее цель состояла в том, чтобы право как социальный регулятор общественных отношений было правильным и справедливым, естественным, природным и рациональным. Она определяло, каким должно быть представленное человеческим разумом идеальное право. Благодаря философии права законоведение становилось правоведением.
Поэтому основным предметом философии права было познание сущности и ценности правовой идеи, воплощенной в естественном праве. К сожалению, и философия права также оказалась неспособной дать целостное знание о праве, поскольку оставалась универсальной наукой о юридическом мышлении и абсолютных началах права.
В начале ХIХ в. под влиянием исторической школы права позиции естественно- правовой теории несколько ослабли. Развитие нового, позитивистского направления в правовой идеологии стимулировалось стремлением буржуазии к стабилизации общественной жизни. Для этого было необходимо создать устойчивую, эффективно действующую правовую систему, добиться укрепления законности и правопорядка. В
связи с этим термины «юридический позитивизм», «позитивное право» прочно вошли в арсенал юридической науки.
Данное обстоятельство не могло не повлиять на дальнейшее развитие энциклопедии права и философии права
27
Н. М. Коркунов, представляющий юридический позитивизм, решительно выступал за то, чтобы обобщающей дисциплине в правоведении дать наименование «общая
теория права». Ученый к числу условий развития права отнес и государство. Поэтому в его «Лекциях по общей теории права» (1886) нашли отражение не только проблемы права, но и государства, которое ученый определял как «общественный союз,
представляющий собою самостоятельное, признанное принудительное властвование над свободными людьми»
28
В сущности «Лекции…» — это первый отечественный учебник по теории государства и права, в котором в систематизированном виде изложены основные положения общетеоретической государственно-правовой науки, во многом сохранившие свое значение до нашего времени. Н. М. Коркунов пришел к выводу о том, что философия права и энциклопедия права утрачивают самостоятельное значение и являются подготовительными стадиями к образованию одной обобщающей дисциплины —
общей теории права. Н. М. Коркунов в «Лекциях…» замечал, что «пальма первенства» во введении термина «общая теория права» принадлежит немецкому ученому Фальку,
который еще в 20-х гг. ХIХ в. предлагал заменить философию права теорией права
29
В русской юриспруденции второй половины ХIХ — начала ХХ в. в целом
доминировали идеи юридического позитивизма, видным представителем которого в России был Г. Ф. Шершеневич (1863–1912). «Всякая норма права, — писал он, — это приказ»
30
. Право, по его оценке, — «это произведение государства», а государственная власть характеризуется им как «тот начальный факт, из которого исходят, цепляясь друг за друга, нормы права»
31
Согласно мнению, бытовавшему в 40–50-х гг. ХХ в., советский курс теории государства и права был не чем иным, как курсом Г. Ф. Шершеневича, лишь немного
«причесанным» под марксизм.
В конце ХIХ — начале ХХ в. в России заметное развитие в целом с позитивистских позиций получили социология права и психология права (Н. М. Коркунов, М. М.
Ковалевский, С. А. Муромцев, Л. И. Петражицкий).
Значительный вклад в развитие теории государства и права внес Б. А. Кистяковский.
Трактовка естественного права, неотчуждаемых прав и свобод личности в его творчестве сочеталась с религиозно-нравственным восприятием идей социализма в смысле необходимости справедливого решения социального вопроса и защиты неимущих на основе христианских представлений об осуществлении солидарных интересов людей.
Заметная веха в развитии теории государства и права в России связана с творчеством выдающегося юриста Б. Н. Чичерина (1829–1904), который полагал, что «в отличие от нравственности право есть начало принудительное»
32
. Вместе с тем он говорил о различии положительного и естественного права и о направлениях влияния второго на первое.
представляющий собою самостоятельное, признанное принудительное властвование над свободными людьми»
28
В сущности «Лекции…» — это первый отечественный учебник по теории государства и права, в котором в систематизированном виде изложены основные положения общетеоретической государственно-правовой науки, во многом сохранившие свое значение до нашего времени. Н. М. Коркунов пришел к выводу о том, что философия права и энциклопедия права утрачивают самостоятельное значение и являются подготовительными стадиями к образованию одной обобщающей дисциплины —
общей теории права. Н. М. Коркунов в «Лекциях…» замечал, что «пальма первенства» во введении термина «общая теория права» принадлежит немецкому ученому Фальку,
который еще в 20-х гг. ХIХ в. предлагал заменить философию права теорией права
29
В русской юриспруденции второй половины ХIХ — начала ХХ в. в целом
доминировали идеи юридического позитивизма, видным представителем которого в России был Г. Ф. Шершеневич (1863–1912). «Всякая норма права, — писал он, — это приказ»
30
. Право, по его оценке, — «это произведение государства», а государственная власть характеризуется им как «тот начальный факт, из которого исходят, цепляясь друг за друга, нормы права»
31
Согласно мнению, бытовавшему в 40–50-х гг. ХХ в., советский курс теории государства и права был не чем иным, как курсом Г. Ф. Шершеневича, лишь немного
«причесанным» под марксизм.
В конце ХIХ — начале ХХ в. в России заметное развитие в целом с позитивистских позиций получили социология права и психология права (Н. М. Коркунов, М. М.
Ковалевский, С. А. Муромцев, Л. И. Петражицкий).
Значительный вклад в развитие теории государства и права внес Б. А. Кистяковский.
Трактовка естественного права, неотчуждаемых прав и свобод личности в его творчестве сочеталась с религиозно-нравственным восприятием идей социализма в смысле необходимости справедливого решения социального вопроса и защиты неимущих на основе христианских представлений об осуществлении солидарных интересов людей.
Заметная веха в развитии теории государства и права в России связана с творчеством выдающегося юриста Б. Н. Чичерина (1829–1904), который полагал, что «в отличие от нравственности право есть начало принудительное»
32
. Вместе с тем он говорил о различии положительного и естественного права и о направлениях влияния второго на первое.
Критика позитивистских идей в русской юриспруденции была продолжена П. И.
Новгородцевым (1866–1924). Он призывал к возрождению естественного права в качестве необходимой духовной и нравственной основы права. По его мнению,
естественное право в его соотношении с позитивным правом выступает как идеал,
«создаваемый ввиду недостатков и несовершенства положительных установлений»
33
После 1917 г. юриспруденция была поставлена на службу классовым интересам,
которые, однако, на практике интерпретировались исключительно с позиции административно-командной верхушки. Целые разделы теории государства и права (о понятии государства и права, о функциях государства и т. д.) были подвергнуты коренному пересмотру. Вместо идеологического плюрализма, характерного для предреволюционной эпохи, на многие десятилетия утверждается монополия на истину исключительно за марксизмом-ленинизмом. Соответственно, теория государства и права стала именоваться не иначе, как марксистско-ленинская.
В тот период в позитивном плане рассматривались только взгляды домарксовской теоретической мысли или концепции, основанные на идеях К. Маркса и В. И. Ленина.
Немарксистская и антимарксистская мысль либо игнорировалась, либо служила мишенью для нападок, ибо в ней не находили ничего положительного. Современные западные государственно-правовые системы были представлены как враждебные интересам масс и не способные обеспечить права и интересы широких слоев населения.
Сама юридическая наука была провозглашена партийной, служащей интересам пролетариата. При этом утверждалось, что интересы пролетариата — это и есть подлинные интересы общества. Поэтому все, что им противоречит, объективно противоречит и интересам общества.
Весьма распространенным в юридической литературе был тезис о том, что государство и право подчинены классовым интересам, и по мере того, как классовое деление общества утратит смысл, государство и право будут отмирать. В
послеоктябрьский период советская философско-юридическая мысль во взглядах на государство была неизменной: она была в основном ориентирована на более углубленное раскрытие классового характера государства в любых его проявлениях, в том числе и социалистического. В философском словаре того времени утверждалось,
что «государство — политическая организация экономически господствующего класса,
имеющая своей целью охранять существующий экономический порядок и подавлять сопротивление других классов»
34
Рекомендовалось везде и всюду отыскивать классовый смысл конкретных правовых норм, конкретных государственных решений. В результате «партийного» подхода юридическая наука лишилась объективного подхода к анализу государственно- правовых явлений. Прежде всего, это выразилось и в теории, и на практике в пренебрежении интересами индивида, его правами. Отрицались самостоятельный статус и значение индивида, отдельного человека в качестве субъекта экономики, права и политики. Радикальный отказ от индивидуального в пользу всеобщего