Файл: Учебник по теории государства и права подготовлен в соответствии с.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 6317
Скачиваний: 211
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
возлагаемую судебными и иными юрисдикционными органами государства;
3) по отраслевому признаку различают: уголовно-правовую, административно-
правовую,
гражданско-правовую,
материальную,
дисциплинарную
ответственность и др.;
4) в зависимости от сфер правового регулирования выделяют: ответственность в
национальном праве и ответственность в международном праве;
5) в зависимости от субъекта ответственности: индивидуальная юридическая
ответственность и юридическая ответственность организаций (коллективная);
6) по порядку привлечения к ответственности выделяют: ответственность,
налагаемую компетентными государственными органами (уголовно-правовая,
административно-правовая, дисциплинарная); ответственность, налагаемую по
инициативе уполномоченного лица (гражданско-правовая ответственность).
Особенности уголовной ответственности проявляются в том, что:
— ее основанием выступают только преступления;
— она содержит наиболее строгие санкции, вплоть до смертной казни, хотя существует мораторий на ее применение;
— предусматривает следственные действия; осуществляется в рамках уголовно- процессуального законодательства;
— налагается только судом.
Особенности административной ответственности:
— возлагается за правонарушения в сфере управления, применяется за правонарушения, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях;
— имеет специфические санкции (предупреждение, штраф, лишение специального права, конфискация и т. п.); по жесткости санкций следует за уголовно-правовыми санкциями;
— санкции имеют как имущественный, так и личностный характер;
— предполагает специфический круг органов, управомоченных рассматривать административные правонарушения: суды, административные комиссии,
государственные инспекции и другие органы.
Особенности гражданской ответственности:
— наступает при правонарушении, посягающем на имущество и связанные с ним неимущественные права субъектов правоотношений (гражданско-правовые деликты);
— может исполняться правонарушителем добровольно, без мер государственного принуждения и во внесудебном порядке;
— устанавливается общими или арбитражными судами, а в некоторых случаях и другими государственными органами по заявлению участников правоотношения;
— рассмотрение гражданского дела основывается на принципе диспозитивности,
предоставляющем сторонам право самостоятельно распоряжаться своими материальными и процессуальными правами;
— возбуждение гражданского дела, определение предмета и основания иска,
обращение к исполнению решения суда зависят от волеизъявления истца;
— санкции имеют имущественный характер (не посягают на личность правонарушителя).
Особенности дисциплинарной ответственности:
— наступает за правонарушения в сфере трудовой, воинской или иной дисциплины;
— характеризуется внесудебным порядком возложения;
— имеет особые санкции неимущественного характера: увольнение, выговор и пр.;
— имеет место в отношении лиц, находящихся в служебной подчиненности;
— имеет ограниченные короткие сроки наложения, как правило, не позднее одного месяца со дня обнаружения;
— имеет несколько разновидностей: а) ответственность, предусмотренную правилами внутреннего распорядка; б) ответственность в порядке подчиненности; в)
ответственность в соответствии с уставами и положениями, действующими в некоторых сферах общественной жизни (обороны, внутренних дел, водного,
воздушного, железнодорожного транспорта).
Следует выделять два вида дисциплинарной ответственности: общую и
специальную. Общая устанавливается в кодексе законов о труде, правилах внутреннего распорядка; специальная — в дисциплинарных уставах.
На предприятиях дисциплина определяется нормами трудового законодательства и правилами внутреннего распорядка. В учебных заведениях — законодательством об образовании, положениями о средних и высших учебных заведениях, уставами школ и правилами поведения учащихся.
В рамках отраслевого деления права выделяется конституционная и
международная юридическая ответственность.
Конституционная ответственность. Конституционная ответственность в российской и зарубежной общетеоретической и отраслевой юридической литературе стала выделяться в особый относительно самостоятельный вид правовой ответственности сравнительно недавно.
К числу особенностей мер конституционно-правовой ответственности можно отнести:
— преимущественно отсылочный характер санкций;
— наличие особых санкций (например, отрешение должностного лица от занимаемой должности, досрочный роспуск органов представительной власти);
— специфика субъективного основания, которым может быть не только вина, но и осознанное субъектом представление о возможных отрицательных конституционно- правовых последствиях риска собственных правомерных действий;
— применение в некоторых случаях мер конституционной ответственности в силу объективного вменения и ее коллективный характер (при отставке правительства,
например, не учитывается степень виновности конкретных его членов), т. е. наступает и при отсутствии правонарушения (за неэффективное решение, задержку принятия решения и т. п.);
— имеет ярко выраженный политический характер;
— является ключевым институтом публичного права;
— наступает и при отсутствии правонарушения (за неэффективное решение, задержку принятия решения и т. п.);
— ее наступление направлено, прежде всего, на защиту конституции.
Поскольку существует международное право, то правомерно говорить о соответствующем виде юридической ответственности, наиболее типичными формами которой являются санкции, ресторации, сатисфакции, репарации и реституции
258
В последнее время все настойчивее утверждается идея о существовании позитивной
юридической ответственности. Этот термин можно заменить на «перспективную
юридическую ответственность». Она предполагает:
1) ответственное правомерное поведение;
2) осознание личностью необходимости выполнения своего долга и воспроизведения его в своем поведении;
3) выражение не столько охранительной функции, сколько творческих, созидательных функций государства. Это средство организации управления.
К позитивной юридической ответственности относят, например, в трудовом праве увольнение или смещение на низшую должность по результатам проведенной аттестации, переизбрание на новый срок преподавательского профессорского состава,
научных работников. В уголовном, гражданском и других отраслях такой ответственности нет.
На наш взгляд, в данном случае налицо не совсем корректное использование термина
«юридическая», отнесение к юридическим таких явлений, которые не имеют свойственных праву признаков. Как известно, всякое правовое явление характеризуется связью с правом и государством, а отсюда — формальной определенностью,
государственной принудительностью и процессуальной формой реализации. Этими признаками не обладает ответственность в ее позитивном, перспективном значении.
Это явление социальное, а не правовое.
Анализируя понятие позитивной ответственности, сводящей ее к правомерному поведению, нельзя не обратить внимание на то, что сторонники такого понимания настойчиво подчеркивают, что не всякое правомерное поведение является
«ответственным» (отметим, что «ответственность» и «ответственное поведение» вовсе не одно и то же): «ответственным» является осознанное, активное поведение;
«маргинальное» и «конформистское» поведение, напротив, является юридически безответственным. Сущностный признак позитивной ответственности, стало быть,
находится не в области объективного, а в области субъективного, возвращая нас снова к ее трактовке, как «чувства долга», «осознанности» и т. п. Но если это так, то такой подход порождает логические нелепости.
Прежде всего, возникает вопрос: кто и каким образом будет устанавливать наличие и степень энтузиазма в исполнении обязанным субъектом своих обязанностей и, самое главное, каков в этом практический смысл?
Вне всякого сомнения, существуют случаи, когда в высокой степени добросовестное правомерное («юридически ответственное») поведение получает оценку со стороны общества. Например, в науке трудового права в свое время была предложена категория трудового подвига.
Учитывая деление системы права на публичное и частное, различают ответственность: публично-правовую и частноправовую.
Особенности публично-правовой ответственности состоят в том, что:
— она реализуется от имени всего общества;
— закреплена в публичном праве;
— ее меры нередко распространяются на саму личность виновного;
— меры ее воздействия не могут регулироваться договором;
— она имеет строгую процессуальную форму.
В публично-правовой ответственности, в отличие от частноправовой, существует неравенство сторон, действуют отношения власти и подчинения между государственным органом, налагающим взыскание, и субъектом ответственности, и именно поэтому, презумпция невиновности носит характер особой конституционной и общеправовой гарантии от произвола обвиняющей власти, гарантии соблюдения прав и свобод.
Особенности частноправовой ответственности проявляются в том, что:
— она закреплена в нормах частного права;
— ее реализация осуществляется от имени частных лиц;
— меры воздействия распространяются, прежде всего, на имущество правонарушителя;
— санкции могут устанавливаться сторонами самостоятельно в договоре;
— процессуальные гарантии при рассмотрении вопроса об ответственности не требуются, ибо стороны в состоянии решить этот вопрос в договоре.
1 ... 27 28 29 30 31 32 33 34 ... 39
Тема 30. Исторические типы государства и права
План
1. Основные научные подходы к типологии государства и права
2. Рабовладельческий тип государства и права
3. Феодальный тип государства и права
4. Буржуазный тип государства и права
5. Проблема социалистического типа государства и права
1. Основные научные подходы к типологии государства и права
Классификация типов государства и права имеет исключительно важное значение,
поскольку позволяет упорядочить представления об этих важнейших феноменах человеческого общества, лучше разобраться в их особенностях, дает возможность
раскрыть закономерности их становления и развития, а также механизм
перехода от одного типа к другому, аргументировать причины их возникновения,
дать научный прогноз дальнейшего развития.
Согласно сложившемуся в юридической, философской и социологической литературе мнению, типология (типизация), или классификация государственных и
правовых систем по типам, представляет собой объективно необходимый,
закономерный
процесс
познания
естественноисторического
развития
государства и права как отражения процесса исторически необходимой смены
одних типов государства и права другими.
Категория «тип государства и права» дает возможность более полно отразить изменяющуюся сущность государства и права, особенности их возникновения и эволюции, увидеть естественноисторический прогресс общества в целом.
Один из вариантов решения вопроса о типологии государства и права, т. е.
своеобразной их классификации, которая призвана раскрыть логику их развития, дает возможность так называемый формационный подход.
На предшествующем этапе развития отечественной юридической науки в основу учения об исторических типах государства и права была положена теория
общественно-экономических формаций, которая рассматривала формации как этапы социальной эволюции. Согласно такому взгляду, эти формации рассматривались как закономерные этапы социальной эволюции, закономерно сменявшие друг друга:
первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и
коммунистическая.
Так как государство и право — феномены лишь социально-дифференцированного,
классового общества, то с каждой из названных формаций, кроме первой, связывался определенный тип государства и права: рабовладельческий, феодальный,
буржуазный и социалистический
259
Суть формационного подхода заключается в следующем: уровень развития производительных сил определяет материально-техническую базу общества, а производственные отношения, складывающиеся на однотипной форме собственности на средства производства, составляют экономический базис общества, которому соответствуют определенные политические, государственно-правовые и другие надстроечные явления. Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате смены отживших форм производственных отношений и замены их новым экономическим базисом. Качественные изменения экономического базиса закономерно влекут за собой коренные преобразования в надстройке.
Вывод о том, что решающей силой исторического процесса являются материально- производственные отношения, дал твердое основание для представления развития общественных формаций естественноисторическим путем. Этот принцип был положен в основу марксистско-ленинской типологии государства и права. Понятие исторического типа связывается с установлением закономерностей зависимости сущности государства и права от экономических отношений, которые господствуют в классовом обществе на определенном этапе его развития. Исторический тип государства и права выражает единство классовой сущности всех государств и правовых систем, обладающих общей экономической основой. Единство экономического строя различных стран проявляется в господствующем типе собственности на средства производства, а следовательно, в экономическом господстве определенного класса
(классов), в общности основных черт классовой структуры общества, оказывающих определенное влияние на классовое содержание государства и права. Господство производственных отношений одного типа в различных странах, относящихся в силу этого к одной общественно-экономической формации, обусловливает общность классовой сущности государства и права в этих странах.
Тип государства определяется на основании того, какой экономический базис этого государства защищает, интересам какого класса он служит. При таком подходе государство и право приобретают сугубо классовую сущность.
При формационном подходе первые три типа государства — рабовладельческий,
феодальный и буржуазный — определяются в качестве эксплуататорских типов: 1)
все эти государства являются политической надстройкой над такими производственными отношениями, которые базируются на частной собственности и эксплуатации человека человеком; 2) они представляют собой организацию политической власти эксплуататоров, подавляющих большинство населения; 3) все эксплуататорские государства стоят над обществом и все более отчуждаются от него.
В отличие от эксплуататорских государств, социалистическое государство
представляет собой организацию политической власти трудящихся; ее
буржуазный и социалистический
259
Суть формационного подхода заключается в следующем: уровень развития производительных сил определяет материально-техническую базу общества, а производственные отношения, складывающиеся на однотипной форме собственности на средства производства, составляют экономический базис общества, которому соответствуют определенные политические, государственно-правовые и другие надстроечные явления. Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате смены отживших форм производственных отношений и замены их новым экономическим базисом. Качественные изменения экономического базиса закономерно влекут за собой коренные преобразования в надстройке.
Вывод о том, что решающей силой исторического процесса являются материально- производственные отношения, дал твердое основание для представления развития общественных формаций естественноисторическим путем. Этот принцип был положен в основу марксистско-ленинской типологии государства и права. Понятие исторического типа связывается с установлением закономерностей зависимости сущности государства и права от экономических отношений, которые господствуют в классовом обществе на определенном этапе его развития. Исторический тип государства и права выражает единство классовой сущности всех государств и правовых систем, обладающих общей экономической основой. Единство экономического строя различных стран проявляется в господствующем типе собственности на средства производства, а следовательно, в экономическом господстве определенного класса
(классов), в общности основных черт классовой структуры общества, оказывающих определенное влияние на классовое содержание государства и права. Господство производственных отношений одного типа в различных странах, относящихся в силу этого к одной общественно-экономической формации, обусловливает общность классовой сущности государства и права в этих странах.
Тип государства определяется на основании того, какой экономический базис этого государства защищает, интересам какого класса он служит. При таком подходе государство и право приобретают сугубо классовую сущность.
При формационном подходе первые три типа государства — рабовладельческий,
феодальный и буржуазный — определяются в качестве эксплуататорских типов: 1)
все эти государства являются политической надстройкой над такими производственными отношениями, которые базируются на частной собственности и эксплуатации человека человеком; 2) они представляют собой организацию политической власти эксплуататоров, подавляющих большинство населения; 3) все эксплуататорские государства стоят над обществом и все более отчуждаются от него.
В отличие от эксплуататорских государств, социалистическое государство
представляет собой организацию политической власти трудящихся; ее