Файл: Учебник по теории государства и права подготовлен в соответствии с.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 6323
Скачиваний: 211
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
возможность глубже понять исторические процессы, зафиксировать их особенности;
4) выделение определенных критериев развития цивилизаций позволяет историкам оценить уровень достижений тех или иных стран, народов и регионов, их вклад в развитие мировой цивилизации;
5) данный подход отводит подобающую роль в историческом процессе человеческому духовно-нравственному и интеллектуальному фактору. В этом подходе важное значение для характеристики и оценки цивилизации имеет религия, культура,
менталитет;
6) при таком подходе человек стоит в центре изучения прошлого и настоящего общества как подлинно творческая и конкретная личность, а не как классово обезличенный индивид;
7) концепция цивилизационного подхода намного шире и богаче формационного подхода в изучении общественной жизни: она позволяет различать не только противостояние классов и социальных групп, их противоречий, но и сферу их взаимодействия на базе общечеловеческих ценностей, общность духовных принципов,
пронизывающих все поведение людей в различных областях человеческой деятельности. Таким образом, данный подход позволяет видеть в государстве не только инструмент политического господства эксплуататоров над эксплуатируемыми. В
политической системе государство выступает как важнейший фактор социально- экономического и духовного развития общества, консолидации людей, удовлетворения разнообразных потребностей людей.
4) выделение определенных критериев развития цивилизаций позволяет историкам оценить уровень достижений тех или иных стран, народов и регионов, их вклад в развитие мировой цивилизации;
5) данный подход отводит подобающую роль в историческом процессе человеческому духовно-нравственному и интеллектуальному фактору. В этом подходе важное значение для характеристики и оценки цивилизации имеет религия, культура,
менталитет;
6) при таком подходе человек стоит в центре изучения прошлого и настоящего общества как подлинно творческая и конкретная личность, а не как классово обезличенный индивид;
7) концепция цивилизационного подхода намного шире и богаче формационного подхода в изучении общественной жизни: она позволяет различать не только противостояние классов и социальных групп, их противоречий, но и сферу их взаимодействия на базе общечеловеческих ценностей, общность духовных принципов,
пронизывающих все поведение людей в различных областях человеческой деятельности. Таким образом, данный подход позволяет видеть в государстве не только инструмент политического господства эксплуататоров над эксплуатируемыми. В
политической системе государство выступает как важнейший фактор социально- экономического и духовного развития общества, консолидации людей, удовлетворения разнообразных потребностей людей.
1 ... 28 29 30 31 32 33 34 35 ... 39
Цивилизационный подход имеет и слабые стороны: 1) он недооценивает социально-экономический фактор; 2) по сути, предлагается типология не столько государства, сколько общества.
В литературе справедливо отмечается, что цивилизационный подход является недостаточно разработанным в методологическом отношении, в его рамках еще не сформулированы объективные критерии, в соответствии с которыми можно относить общества и государства к тому или иному типу. Он, как основание для построения новой типологии государства и права, находится в стадии формирования и сегодня, по- видимому, не может в полной мере заменить формационный подход
266
Полагаем, что эти подходы нельзя противопоставлять: они взаимно дополняют друг друга. Это позволяет наиболее полно охарактеризовать типы государства и права с учетом не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов
267
2. Рабовладельческий тип государства и права
Данный тип государства и права соответствует рабовладельческой общественно- экономической формации, которой свойственны были низкая производительность труда (основной производительной силой выступали рабы), примитивные технологии
производства.
Рабовладельцы и рабы представляли основные классы рабовладельческого общества. Ремесленники, мелкие земледельцы являлись социальными прослойками. Рабы боролись за улучшение своего положения (восстание рабов в Сицилии во II в. до н. э., восстание Спартака в I в. до н. э. и др.). Все это определяло насильственные, внеэкономические формы эксплуатации рабов рабовладельцами. На данном этапе развития человеческого общества классовый характер государства и права выступает отчетливо, ярко, зримо. Рабы здесь не имеют прав собственности на что бы то ни было, в том числе, и на свою рабочую силу. А
рабовладельцы выступают полными собственниками основных средств производства и рабов. Рабовладельческое государство по своей сущности — организация класса
рабовладельцев. Иными словами, рабовладельческое государство представляло собой орган классового господства класса рабовладельцев над рабами и мелкими производителями — крестьянами и ремесленниками.
Основная задача такого государства состояла в охране частной собственности и рабовладельческой формы эксплуатации, подавлении эксплуатируемых; с помощью государства обеспечивалось сохранение выгодных для рабовладельцев правоотношений.
Внутренние функции рабовладельческого государства направлены на охрану собственности рабовладельцев, удержание в повиновении рабов. Внешние служат обеспечению внешних условий существования государства: оборона от нападения извне, ведение захватнических войн и другие. Внутри своей страны рабовладельческое государство осуществляло функции: охраны частной собственности рабовладельцев и создания условий для эксплуатации рабов и неимущих свободных; подавления сопротивления рабов и других, неимущих слоев населения; идеологического воздействия на население для оправдания существовавшего строя и создания культурных ценностей.
В качестве внешних функций рабовладельческое государство осуществляло такие основные направления деятельности, как оборона территории своей страны:
поддержание мирных связей с другими государствами, функцию захвата чужих территорий и, соответственно, управления ими.
Все рабовладельческие государства были одинаковыми по своей классовой сущности,
но отличались по форме организации диктатуры рабовладельцев.
Форма государства в условиях рабовладельческого общества имеет свои особенности. По форме правления оно, как правило, монархия, типичная для рабовладельческой общественно-экономической формации, позволявшая господствующему классу держать в повиновении большое количество рабов.
Рабовладельческие монархии были в большинстве государств Древнего Востока, где сложились восточные деспотии (Вавилон, Египет, Индия, Китай). Существование этой формы было обусловлено необходимостью создавать и поддерживать в порядке ирригационные сооружения, сохранением в странах Древнего Востока общинного
Рабовладельцы и рабы представляли основные классы рабовладельческого общества. Ремесленники, мелкие земледельцы являлись социальными прослойками. Рабы боролись за улучшение своего положения (восстание рабов в Сицилии во II в. до н. э., восстание Спартака в I в. до н. э. и др.). Все это определяло насильственные, внеэкономические формы эксплуатации рабов рабовладельцами. На данном этапе развития человеческого общества классовый характер государства и права выступает отчетливо, ярко, зримо. Рабы здесь не имеют прав собственности на что бы то ни было, в том числе, и на свою рабочую силу. А
рабовладельцы выступают полными собственниками основных средств производства и рабов. Рабовладельческое государство по своей сущности — организация класса
рабовладельцев. Иными словами, рабовладельческое государство представляло собой орган классового господства класса рабовладельцев над рабами и мелкими производителями — крестьянами и ремесленниками.
Основная задача такого государства состояла в охране частной собственности и рабовладельческой формы эксплуатации, подавлении эксплуатируемых; с помощью государства обеспечивалось сохранение выгодных для рабовладельцев правоотношений.
Внутренние функции рабовладельческого государства направлены на охрану собственности рабовладельцев, удержание в повиновении рабов. Внешние служат обеспечению внешних условий существования государства: оборона от нападения извне, ведение захватнических войн и другие. Внутри своей страны рабовладельческое государство осуществляло функции: охраны частной собственности рабовладельцев и создания условий для эксплуатации рабов и неимущих свободных; подавления сопротивления рабов и других, неимущих слоев населения; идеологического воздействия на население для оправдания существовавшего строя и создания культурных ценностей.
В качестве внешних функций рабовладельческое государство осуществляло такие основные направления деятельности, как оборона территории своей страны:
поддержание мирных связей с другими государствами, функцию захвата чужих территорий и, соответственно, управления ими.
Все рабовладельческие государства были одинаковыми по своей классовой сущности,
но отличались по форме организации диктатуры рабовладельцев.
Форма государства в условиях рабовладельческого общества имеет свои особенности. По форме правления оно, как правило, монархия, типичная для рабовладельческой общественно-экономической формации, позволявшая господствующему классу держать в повиновении большое количество рабов.
Рабовладельческие монархии были в большинстве государств Древнего Востока, где сложились восточные деспотии (Вавилон, Египет, Индия, Китай). Существование этой формы было обусловлено необходимостью создавать и поддерживать в порядке ирригационные сооружения, сохранением в странах Древнего Востока общинного
хозяйства, существованием коллективной собственности на воду и землю. Укреплению деспотической власти во многом способствовало то обстоятельство, что во время ведения войн царь (фараон) нередко становился во главе войска, обожествлялся и считался богом, сыном бога Ра (Древний Египет). В Древнем Вавилоне царь выполнял роль верховного отправителя религиозных культов. Царь (фараон) выступал как крупный собственник. Выполняя функции единоличного правителя, роль верховного руководителя ирригационных сооружений и всем хозяйством страны, царь связывал как высший собственник в стране воедино все звенья политического и хозяйственного механизма в стране. Его опорой являлся огромный военно-бюрократический аппарат,
армия, полиция, чиновничество, жрецы. Последние, используя ограниченность сознания народных масс, скованность их традициями первобытнообщинного строя и их сильную подверженность влиянию со стороны родоплеменной знати и вождей,
насаждали культ царя (фараона). В условиях восточной деспотии власть монарха представлялась неограниченной, однако она была ограничена властью и влиянием военно-чиновничьей знати и жрецов. Причем, такое ограничение носило не формально-юридический, а фактический характер.
От восточной деспотии значительно отличалась монархическая форма
рабовладельческого государства Древнего Рима (27 г. до н. э. — 476 г. н. э).
В отличие от восточной деспотии, монархическая форма рабовладельческого Рима основывалась на гораздо более развитых рабовладельческих производственных отношениях. От республиканской формы правления к монархической римское государство шло через переходную форму правления — военную диктатуру.
Отличительной особенностью монархической формы рабовладельческого Рима было существование на первых стадиях ее развития, наряду с монархическими институтами,
ряда республиканских институтов.
На более поздних стадиях развития рабовладельческого общества (III в. н. э) в Риме установилась высокоцентрализованная военно-бюрократическая монархия, основой которой была армия.
В то же время, ряд рабовладельческих государств существовал и в форме республик,
которые дифференцировались на аристократические и демократические.
Рабовладельческая аристократическая республика была известна Спарте и
Древнему Риму. В Древнем Риме эта форма правления существовала в период с VI по I
в. до н. э.
Органами государственной власти в римской республике формально считались народные собрания, которые были правомочны принимать решения, имевшие юридическую силу. Однако эти собрания не обладали правом законодательной инициативы, а могли лишь принимать или отклонять предложения магистратов —
должностных лиц, выбираемых из представителей класса рабовладельцев и уполномоченных на выполнение функций в области судопроизводства и управления.
армия, полиция, чиновничество, жрецы. Последние, используя ограниченность сознания народных масс, скованность их традициями первобытнообщинного строя и их сильную подверженность влиянию со стороны родоплеменной знати и вождей,
насаждали культ царя (фараона). В условиях восточной деспотии власть монарха представлялась неограниченной, однако она была ограничена властью и влиянием военно-чиновничьей знати и жрецов. Причем, такое ограничение носило не формально-юридический, а фактический характер.
От восточной деспотии значительно отличалась монархическая форма
рабовладельческого государства Древнего Рима (27 г. до н. э. — 476 г. н. э).
В отличие от восточной деспотии, монархическая форма рабовладельческого Рима основывалась на гораздо более развитых рабовладельческих производственных отношениях. От республиканской формы правления к монархической римское государство шло через переходную форму правления — военную диктатуру.
Отличительной особенностью монархической формы рабовладельческого Рима было существование на первых стадиях ее развития, наряду с монархическими институтами,
ряда республиканских институтов.
На более поздних стадиях развития рабовладельческого общества (III в. н. э) в Риме установилась высокоцентрализованная военно-бюрократическая монархия, основой которой была армия.
В то же время, ряд рабовладельческих государств существовал и в форме республик,
которые дифференцировались на аристократические и демократические.
Рабовладельческая аристократическая республика была известна Спарте и
Древнему Риму. В Древнем Риме эта форма правления существовала в период с VI по I
в. до н. э.
Органами государственной власти в римской республике формально считались народные собрания, которые были правомочны принимать решения, имевшие юридическую силу. Однако эти собрания не обладали правом законодательной инициативы, а могли лишь принимать или отклонять предложения магистратов —
должностных лиц, выбираемых из представителей класса рабовладельцев и уполномоченных на выполнение функций в области судопроизводства и управления.
К тому же, решения народных собраний нуждались в утверждении сенатом,
представляющим крупных землевладельцев, торговой и военной аристократии. Сенат избирался недемократическим путем консулами, а с VI в. до н. э. — цензорами,
составлявшими списки сенаторов.
В области законодательной, помимо утверждения законов, принятых народными собраниями, сенат обладал правом отмены или временного приостановления законов.
В административной области он обладал полномочиями на издание общих распоряжений, касающихся укрепления общественного порядка, внутренней и внешней безопасности государства, религиозных культов, вопросов войны и мира.
В области финансовой деятельности сенат имел право распоряжаться государственной казной, составлять планы государственных и военных расходов,
устанавливать налоги. Он имел право на учреждение диктатуры и предоставление чрезвычайных полномочий диктатору.
Классическим примером рабовладельческой демократической республики было
Афинское государство, где в формировании высших государственных органов принимали участие не только представители господствующего класса, но и свободные граждане. В Афинах сложились демократические принципы замещения должностей:
выборность, подотчетность, сменяемость. Выборы проводились путем голосования в народном собрании или использования жребия.
Высшим органом государственной власти было народное собрание, которое принимало законы и издавало постановления по ряду частных проблем: вопросы войны и мира, заключение или расторжение договоров с другими государствами. Оно выступало и судебной инстанцией.
На деятельность народного собрания значительное влияние оказывал высший орган управления государственными делами — совет 500, избираемый на 1 год. Совет 500
подготовлял законопроекты, а также иные документы, относящиеся к ведению народного собрания; распоряжался финансами страны, делал заключения по ряду законодательных предложений, контролировал деятельность должностных лиц,
проводил решения, принятые народным собранием.
Порядок и деятельность народного собрания и других государственных органов свидетельствует о демократизме Афинского государства, однако он был ограниченный,
ибо полностью исключал от участия в общественно-политической жизни женщин; всех граждан, не достигших 20 лет; бывших рабов-вольноотпущенников.
Рабовладельческое право по своей сущности выступало как возведенная в закон воля класса рабовладельцев, обусловленная материальными условиями существования этого класса. Основной свойственной ему функцией было регулирование общественных отношений в интересах, прежде всего, господствующего на данном этапе развития класса. Оно закрепляло неравенство и между свободными и рабами, и между
отдельными группами свободных людей. Практически над рабами было возможно какое угодно насилие, даже убийство раба не считалось преступлением. Любые попытки сопротивления рабов беспощадно подавлялись. Нормы рабовладельческого права закрепляли собственность рабовладельцев над рабами, рабочий скот, орудия производства. Нарушение права частной собственности жестоко каралось. Так, в
Древней Греции по законам Драконта (конец VII в. до н. э.) смертная казнь предусматривалась даже за такие посягательства на частную собственность, как кража плодов и овощей. Правовые нормы позволяли обращать должников в рабство и даже предоставляли кредитору право убивать неисправного должника. Социально-классовый характер рабовладельческого права наиболее ярко проявился и в других памятниках права: законы Солона в Афинах, Сервия Туллия в Риме, Законы Ману в Индии,
Законы Хаммурапи в Древнем Вавилоне и др. Право тесно было связано с религией:
религиозные нормы нередко являлись источником правовых норм. Правовые нормы носили казуистичный характер.
В императорский период римское право достигло наивысшего развития. На этом этапе активно развивались торговые связи Рима, совершенствовалось товарное производство. Для регламентации интенсивно развивавшихся отношений римскими юристами были разработаны институты собственности, вещного, обязательственного,
наследственного права и многие другие, не потерявшие своего значения и в наше время. За исключением римского частного права, в целом рабовладельческому праву был свойствен невысокий уровень юридической техники: не была разработана строгая правовая терминология, законодатели пользовались обыденным языком.
Имея в виду классовый характер рабовладельческого государства и права, не следует забывать о том, что и на этом этапе развития государство и право по своей сущности выступали не только в качестве феноменов, выражавших интересы господствующего класса, но им свойственна была и вторая сущностная сторона — социальная,
функционирование в интересах всего общества, решения общих дел, стоявших перед обществом.
Основными формами (источниками) рабовладельческого права были обычаи,
зародившиеся еще в недрах первобытнообщинного строя и получившие общеобязательный характер в условиях рабовладельческого общества. На первоначальных стадиях рабовладельческого государства и права (вплоть до V в. до н.
э.) обычаи выступали единственным источником права и практически мало отличались от многих религиозных и нравственных предписаний.
На более поздних стадиях развития государства и права в Древнем Риме широкое распространение получили законы («то, что народ римский одобрил и постановил»).
Законы коренным образом отличались от «плебейских решений», принимаемых и одобряемых плебсом. Плебс не входил в понятие «римский народ» и в силу этого не участвовал в принятии законов.
Среди других правовых актов Древнего Рима выделялись эдикты магистров, т. е.
публичные объявления правил, которые подготавливались и обнародовались
Древней Греции по законам Драконта (конец VII в. до н. э.) смертная казнь предусматривалась даже за такие посягательства на частную собственность, как кража плодов и овощей. Правовые нормы позволяли обращать должников в рабство и даже предоставляли кредитору право убивать неисправного должника. Социально-классовый характер рабовладельческого права наиболее ярко проявился и в других памятниках права: законы Солона в Афинах, Сервия Туллия в Риме, Законы Ману в Индии,
Законы Хаммурапи в Древнем Вавилоне и др. Право тесно было связано с религией:
религиозные нормы нередко являлись источником правовых норм. Правовые нормы носили казуистичный характер.
В императорский период римское право достигло наивысшего развития. На этом этапе активно развивались торговые связи Рима, совершенствовалось товарное производство. Для регламентации интенсивно развивавшихся отношений римскими юристами были разработаны институты собственности, вещного, обязательственного,
наследственного права и многие другие, не потерявшие своего значения и в наше время. За исключением римского частного права, в целом рабовладельческому праву был свойствен невысокий уровень юридической техники: не была разработана строгая правовая терминология, законодатели пользовались обыденным языком.
Имея в виду классовый характер рабовладельческого государства и права, не следует забывать о том, что и на этом этапе развития государство и право по своей сущности выступали не только в качестве феноменов, выражавших интересы господствующего класса, но им свойственна была и вторая сущностная сторона — социальная,
функционирование в интересах всего общества, решения общих дел, стоявших перед обществом.
Основными формами (источниками) рабовладельческого права были обычаи,
зародившиеся еще в недрах первобытнообщинного строя и получившие общеобязательный характер в условиях рабовладельческого общества. На первоначальных стадиях рабовладельческого государства и права (вплоть до V в. до н.
э.) обычаи выступали единственным источником права и практически мало отличались от многих религиозных и нравственных предписаний.
На более поздних стадиях развития государства и права в Древнем Риме широкое распространение получили законы («то, что народ римский одобрил и постановил»).
Законы коренным образом отличались от «плебейских решений», принимаемых и одобряемых плебсом. Плебс не входил в понятие «римский народ» и в силу этого не участвовал в принятии законов.
Среди других правовых актов Древнего Рима выделялись эдикты магистров, т. е.
публичные объявления правил, которые подготавливались и обнародовались