Файл: Учебник по теории государства и права подготовлен в соответствии с.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 6333
Скачиваний: 211
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
магистрами при вступлении в должность.
Важное значение в системе источников римского права имели «ответы правоведов»,
т. е. мнения и суждения наиболее авторитетных юристов, которым было позволено устанавливать и творить право.
В качестве иных источников римского права следует назвать следующие:
— императорские конституции, выступавшие в виде декретов — решений императора по судебным делам, поступившим к нему на рассмотрение;
— мандаты — инструкции императора должностным лицам;
— эдикты — издаваемые и широко обнародуемые, наподобие эдиктов магистров,
решения императора;
— рескрипты — ответы императора на юридические вопросы частных и должностных лиц — магистратов.
При этом необходимо учитывать, что эдикты и мандаты действовали лишь в период пребывания у власти императора, издавшего их; декреты и рескрипты сохраняли свою юридическую силу независимо от смены того или иного императора.
3. Феодальный тип государства и права
По своей сущности феодальное государство — политическая организация феодалов- крепостников.
Функции феодального государства определялись его социально-классовой структурой. В числе основных направлений его деятельности внутри страны — охрана феодальной собственности; подчинение крепостных крестьян классу феодалов;
подавление сопротивления крестьян и других эксплуатируемых слоев населения.
Внешние функции большей частью проявляли себя в защите от внешних нападений и в ведении захватнических войн, а также в поддержании торгово-экономических связей с другими государствами. Как и любому другому, феодальному государству присущи также функции, вытекающие из потребностей всего общества.
Строгая иерархическая структура земельной собственности и производная от нее иерархическая система общественно-политической надстройки, вассальной зависимости одних, менее могущественных феодалов от других, более могущественных, позволяли феодальному государству, даже при отсутствии строгой централизации, обеспечивать охрану существующего экономического и социально- политического строя, сохранять социально-классовую солидарность нередко противоборствующих друг с другом феодалов, держать в повиновении и подавлять сопротивление огромной массы крепостных крестьян. Этому же в значительной степени способствовало почти безраздельное господство в духовной сфере жизни
Важное значение в системе источников римского права имели «ответы правоведов»,
т. е. мнения и суждения наиболее авторитетных юристов, которым было позволено устанавливать и творить право.
В качестве иных источников римского права следует назвать следующие:
— императорские конституции, выступавшие в виде декретов — решений императора по судебным делам, поступившим к нему на рассмотрение;
— мандаты — инструкции императора должностным лицам;
— эдикты — издаваемые и широко обнародуемые, наподобие эдиктов магистров,
решения императора;
— рескрипты — ответы императора на юридические вопросы частных и должностных лиц — магистратов.
При этом необходимо учитывать, что эдикты и мандаты действовали лишь в период пребывания у власти императора, издавшего их; декреты и рескрипты сохраняли свою юридическую силу независимо от смены того или иного императора.
3. Феодальный тип государства и права
По своей сущности феодальное государство — политическая организация феодалов- крепостников.
Функции феодального государства определялись его социально-классовой структурой. В числе основных направлений его деятельности внутри страны — охрана феодальной собственности; подчинение крепостных крестьян классу феодалов;
подавление сопротивления крестьян и других эксплуатируемых слоев населения.
Внешние функции большей частью проявляли себя в защите от внешних нападений и в ведении захватнических войн, а также в поддержании торгово-экономических связей с другими государствами. Как и любому другому, феодальному государству присущи также функции, вытекающие из потребностей всего общества.
Строгая иерархическая структура земельной собственности и производная от нее иерархическая система общественно-политической надстройки, вассальной зависимости одних, менее могущественных феодалов от других, более могущественных, позволяли феодальному государству, даже при отсутствии строгой централизации, обеспечивать охрану существующего экономического и социально- политического строя, сохранять социально-классовую солидарность нередко противоборствующих друг с другом феодалов, держать в повиновении и подавлять сопротивление огромной массы крепостных крестьян. Этому же в значительной степени способствовало почти безраздельное господство в духовной сфере жизни
феодального общества церкви, осуществлявшей на протяжении многих веков управление образованием и культурой. Власть церкви нередко приравнивалась к власти императора и короля. Церковь обладала огромными экономическими и идеологическими средствами воздействия на образ мыслей и поведение людей. Она всячески насаждала и защищала религиозное мировоззрение, освящала феодальный строй, вела борьбу с ересями. Церковь подчиняла себе и держала под неусыпным контролем духовную жизнь миллионов людей, оказывала политическое и иное давление на глав государств, княжеств и правителей крупных областей путем угрозы отлучения их от церкви или запрета богослужения на управляемых ими территориях.
В условиях раздробленности феодальных государств Европы церковь выступала как сила, соединяющая воедино феодальное общество, его правящие круги.
Говоря о форме феодального государства, следует сказать следующее: история свидетельствует, что наиболее распространенной формой правления была монархия; в отдельных, довольно редких случаях — аристократическая республика.
Монархическая форма правления, в свою очередь, подразделялась на следующие виды.
Раннефеодальная монархия (конец V – середина XI вв.), которая характеризуется слабостью центральной королевской власти, наличием в каждой стране самостоятельных или полусамостоятельных государств, княжеств или герцогств; слабой связью и практической независимостью крупных феодалов от центральных государственных органов. В политической и общественной жизни феодальных государств строго проводился принцип иерархического подчинения. Каждый феодал находился в вассальной зависимости лишь от своего непосредственного сеньора и был полностью свободен по отношению ко всем другим. Относительно самостоятельными,
замкнутыми, имеющими свои собственные обычаи, судебные органы, дружины выступали владения отдельных феодалов.
Во многих феодальных государствах, находящихся на ранней стадии развития (в ряде англосаксонских государств, Франции), королевская власть была выборная. Наиболее важные дела король рассматривал с участием «совета мудрых», который состоял из представителей светской и духовной знати. Власть французских королей, формально являющихся верховными сеньорами, в течение долгого времени фактически осуществлялась на ограниченной территории их собственной сеньории или домена.
Королевская власть в значительной степени ограничивалась властью крупных феодалов, не желавших даже юридически признавать ее и постоянно выступавших против усиления ее влияния.
Характерной особенностью сословно-представительной монархии (середина ХI —
конец XV вв.) было значительное усиление центральной государственной власти,
сосредоточение в руках монарха основных рычагов управления государственными делами, опора его не только на крупное дворянство, но и на широкие слои городского населения, мелкое и среднее дворянство.
В условиях раздробленности феодальных государств Европы церковь выступала как сила, соединяющая воедино феодальное общество, его правящие круги.
Говоря о форме феодального государства, следует сказать следующее: история свидетельствует, что наиболее распространенной формой правления была монархия; в отдельных, довольно редких случаях — аристократическая республика.
Монархическая форма правления, в свою очередь, подразделялась на следующие виды.
Раннефеодальная монархия (конец V – середина XI вв.), которая характеризуется слабостью центральной королевской власти, наличием в каждой стране самостоятельных или полусамостоятельных государств, княжеств или герцогств; слабой связью и практической независимостью крупных феодалов от центральных государственных органов. В политической и общественной жизни феодальных государств строго проводился принцип иерархического подчинения. Каждый феодал находился в вассальной зависимости лишь от своего непосредственного сеньора и был полностью свободен по отношению ко всем другим. Относительно самостоятельными,
замкнутыми, имеющими свои собственные обычаи, судебные органы, дружины выступали владения отдельных феодалов.
Во многих феодальных государствах, находящихся на ранней стадии развития (в ряде англосаксонских государств, Франции), королевская власть была выборная. Наиболее важные дела король рассматривал с участием «совета мудрых», который состоял из представителей светской и духовной знати. Власть французских королей, формально являющихся верховными сеньорами, в течение долгого времени фактически осуществлялась на ограниченной территории их собственной сеньории или домена.
Королевская власть в значительной степени ограничивалась властью крупных феодалов, не желавших даже юридически признавать ее и постоянно выступавших против усиления ее влияния.
Характерной особенностью сословно-представительной монархии (середина ХI —
конец XV вв.) было значительное усиление центральной государственной власти,
сосредоточение в руках монарха основных рычагов управления государственными делами, опора его не только на крупное дворянство, но и на широкие слои городского населения, мелкое и среднее дворянство.
В условиях сословно-представительной монархии, наряду с относительно сильной властью монарха, существовали различные представительные органы (духовенство,
зажиточные слои городского населения, дворянство), которые обладали широкими полномочиями. Их названия самые разнообразные: Земские Соборы (Русское государство), парламент (Англия), генеральные штаты (Франция). Они в известной степени ограничивали власть монарха, который вынужден считаться с мнением и решениями входящих в них представителей.
Абсолютная монархия (конец ХV–ХVII вв.) образовалась в период упадка и разложения феодализма и возникновения в недрах феодального общества зачатков капитализма. Существование абсолютных монархий соответствует периоду завершения процесса формирования высокоцентрализованных феодальных государств.
Абсолютные монархии характеризуются чрезмерным усилением власти монарха и ослаблением или полной утратой прежней роли сословно-представительных органов.
Монарх сосредоточивает в своих руках всю полноту законодательной, исполнительной и судебной власти. Он устанавливает полный контроль над всей территорией страны,
обладает правом наложения и взыскания налогов, штрафов, содержания постоянной армии и принудительного призыва на военную службу, правом назначения на государственные должности и смещения, вынесения окончательных судебных приговоров или помилования.
Аристократические республики существовали лишь в отдельных странах и при этом распространялись на небольшую, относительно замкнутую территорию (Великий
Новгород, Псков — Россия, Венеция, Флоренция — Италия).
Высшими органами власти и управления республик были городские советы. Каждый город-государство имел свое войско, городские трибуналы, ведавшие судебными делами; управленческий аппарат, обычаи, территорию, суверенную власть и денежную систему.
В Новгороде и в некоторых других городах-республиках существовали также свои вече — собрания всех свободных горожан, на которых обсуждались и решались вопросы организации внутренней жизни и деятельности всего города-республики. Однако,
решающее слово в управлении государственными делами принадлежало советам феодальной аристократии в лице духовенства, купечества, зажиточных ремесленников и бояр.
Так же как и в любом другом обществе с ярко выраженными классовыми противоположностями, феодальное право выражало волю и интересы феодалов. С
помощью права юридически оформлялась и закреплялась феодальная собственность на землю и другие средства производства, сложившаяся система эксплуатации и поддержания угодного элите общества порядка.
Особенностями феодального права являлось, во-первых, то, что оно носило ярко выраженный сословный характер, открыто закрепляло экономическое и социально-
политическое неравенство сословий и сословных групп, в связи с чем оно выступало как право-привилегия класса феодалов; оно закрепляло различное положение сословий в феодальном обществе, и именно место в феодальной иерархии определяло социальное положение человека. Привилегированными сословиями являлись духовенство и дворяне. Значительно ограничивались в правах горожане. Лишены были элементарных прав крестьяне, которые фактически являлись бесправным сословием.
Феодальное право — право «кулачное». Феодальное право в открытой форме признавало в качестве источника права прямое насилие, поощряло захват чужих территорий, закрепляло и оправдывало внешнеэкономическое принуждение крепостного крестьянства.
Право рассматриваемого исторического типа — право партикулярное, т. е.
раздробленное, что означало отсутствие единой для всей страны правовой системы,
наоборот, в нем преобладали местные обычаи и акты отдельных феодалов.
Ему не свойственно было деление на отрасли, институты права. А элементами его,
составными частями выступало крепостное право, городское и каноническое, или
церковное.
Крепостное право обеспечивало полное подчинение крепостных крестьян феодалам.
Городское право закрепляло правовой статус купечества, ремесленников и других слоев городского населения.
Каноническое право, особенно в странах, где господствующая религия возводилась в ранг государственной, регулировало отношения не только между духовными лицами,
но в значительной мере распространялось на всех членов общества в области брачно- семейных, наследственных отношений и так называемых религиозных преступлений
(ереси, колдовство).
Разнообразны были формы феодального права. На первых этапах его развития основная форма — обычаи, большей частью местные. В феодальном праве Франции насчитывалось, например, более 3000 систем местного обычного права (кутюмов). В
силу застойного характера феодального общества именно обычаи были преобладающей формой права вплоть до периода абсолютизма. С их помощью регулировались самые разнообразные отношения, касающиеся власти суверена (короля), сеньора (барона,
графа), положения крепостных крестьян, городских коммун, различных судебных инстанций, порядка наследования имущества различными сословиями, применения доказательств в уголовном и гражданском процессе.
Известны такие источники права, как частные сборники обычаев и описания
судебной практики (Саксонское и Швабское зерцала в Германии), договоры между различными представителями правившего класса (например, Хартия вольностей 1215
г.). В период абсолютизма широкое распространение получают такие формы
(источники) феодального права, как нормативные правовые акты: царские указы,
Феодальное право — право «кулачное». Феодальное право в открытой форме признавало в качестве источника права прямое насилие, поощряло захват чужих территорий, закрепляло и оправдывало внешнеэкономическое принуждение крепостного крестьянства.
Право рассматриваемого исторического типа — право партикулярное, т. е.
раздробленное, что означало отсутствие единой для всей страны правовой системы,
наоборот, в нем преобладали местные обычаи и акты отдельных феодалов.
Ему не свойственно было деление на отрасли, институты права. А элементами его,
составными частями выступало крепостное право, городское и каноническое, или
церковное.
Крепостное право обеспечивало полное подчинение крепостных крестьян феодалам.
Городское право закрепляло правовой статус купечества, ремесленников и других слоев городского населения.
Каноническое право, особенно в странах, где господствующая религия возводилась в ранг государственной, регулировало отношения не только между духовными лицами,
но в значительной мере распространялось на всех членов общества в области брачно- семейных, наследственных отношений и так называемых религиозных преступлений
(ереси, колдовство).
Разнообразны были формы феодального права. На первых этапах его развития основная форма — обычаи, большей частью местные. В феодальном праве Франции насчитывалось, например, более 3000 систем местного обычного права (кутюмов). В
силу застойного характера феодального общества именно обычаи были преобладающей формой права вплоть до периода абсолютизма. С их помощью регулировались самые разнообразные отношения, касающиеся власти суверена (короля), сеньора (барона,
графа), положения крепостных крестьян, городских коммун, различных судебных инстанций, порядка наследования имущества различными сословиями, применения доказательств в уголовном и гражданском процессе.
Известны такие источники права, как частные сборники обычаев и описания
судебной практики (Саксонское и Швабское зерцала в Германии), договоры между различными представителями правившего класса (например, Хартия вольностей 1215
г.). В период абсолютизма широкое распространение получают такие формы
(источники) феодального права, как нормативные правовые акты: царские указы,
кодексы законов (например, Каролина 1532 г.), сборники уголовного и уголовно-
процессуального законодательства (например, Соборное уложение 1649 г. в России).
4. Буржуазный тип государства и права
Экономическая основа буржуазного государства на первых порах его развития —
капиталистическая частная собственность на средства производства. Здесь все граждане равны перед законом. Но сохраняется экономическое неравенство. Особенности отношений между буржуазией и рабочими в значительной степени зависят от этапа, на котором находится буржуазное государство.
В его развитии выделяют следующие этапы. Первый — период становления
буржуазного государства. Это период свободной конкуренции большого числа собственников. Государство непосредственно в экономику не вмешивается.
Демократия, законность, парламентаризм дают возможность для выявления общеклассовых интересов и воли. Классовая борьба на этом этапе не достигла еще большой остроты.
Второй этап развития буржуазного государства — период монополистического
капитализма. На этом этапе буржуазная государственность начинает испытывать постепенно углубляющийся кризис. Ей свойственны периодические кризисы и депрессии в связи с обостряющимися проблемами в экономике. Государство начинает отказываться от демократии и законности, следствием чего является установление в ряде стран реакционных политических режимов. Во внутренней деятельности буржуазных государств усиливается функция борьбы с революционным рабочим движением, во внешней — функция ведения войн за захват чужих территорий и рынки сбыта
268
. Угроза саморазрушения, вставшая перед государством на этом этапе,
потребовала перейти к реформам и преобразованиям.
В 30-е гг. прошлого столетия буржуазное государство вступило в третий
(современный) этап своего развития. На данном этапе существенно меняется экономическая основа государства, «чистая» частная собственность перестает быть доминирующей. Значительная доля экономического потенциала развитых стран превращается в государственную собственность, быстрыми темпами развивается собственность акционеров, возникает кооперативная собственность. Экономика приобретает смешанный характер. Многообразие видов и форм собственности придает экономике больший динамизм, способность приспосабливаться к изменяющимся условиям
269
Буржуазное государство, выступая политической организацией всего класса буржуазии, в период своего становления, по мере развития капиталистического общества, существенно сужает свою социальную базу и выражает интересы монополистической буржуазии, начинает активно вмешиваться в экономику,
отказываясь от политики «государство — ночной сторож».