Файл: Учебник по теории государства и права подготовлен в соответствии с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 6332

Скачиваний: 211

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Со временем произошло перерастание монополистического капитализма в государственно-монополистический, при котором имеет место сращивание государства с монополиями.
Повышение экономической роли буржуазного государства объясняется тем, что оно становится совокупным капиталистом, так как, будучи собственником целых отраслей промышленности, проводит государственную политику, используя законодательную,
исполнительную и судебную власть.
Соответствующие изменения происходят и в социально-классовой структуре общества. Многие рабочие становятся держателями акций и вместе с другими слоями общества (научно-технической интеллигенцией и др.) образуют «средний» класс —
основной стабилизатор общественных отношений. Государство сохраняет буржуазно- классовые черты, но делается более демократичным и социальным. Ряд его основных функций (экономическая, социальная) вытекает из потребностей всего общества.
Государство активно вмешивается в экономику путем гибкого планирования,
размещения государственных заказов, кредитования и т. п.
Функциональная характеристика современного буржуазного государства заключается в том, что оно, как и любое другое, осуществляет внутренние и внешние функции. Внутри своей страны буржуазное государство осуществляет такие функции,
как: охрана капиталистического строя и политическое подавление пролетариата и непролетарских трудящихся масс; экономическое содействие буржуазии в эксплуатации и непосредственная эксплуатация государством (совокупным капиталистом)
пролетариата и непролетарских трудящихся масс; идеологическая «обработка»
пролетариата и всех трудящихся. Внешние его функции — оборона страны;
ограбление и эксплуатация колониальных и зависимых народов и эксплуатация трудящихся других буржуазных стран; обеспечение духовных интересов буржуазии своей страны путем поддержания культурных обменов с другими странами.
Говоря о форме правления буржуазного государства, следует подчеркнуть, что они дифференцируются на: 1) конституционные монархии — парламентарная
(Великобритания, Бельгия, Голландия, Дания, Швеция) и дуалистические (Эфиопия,
Иран); 2) республики — парламентарные (Австрия, ФРГ, Италия) и президентские
(США, Франция).
По форме государственного устройства буржуазные государства подразделяются на: 1) унитарные (Англия, Франция, Италия, Швеция, Япония); 2) федеративные
(США, ФРГ). Причем, большинство буржуазных федераций строятся не по национальному, а по территориальному либо национально-территориальному признаку.
Наконец, по форме государственного режима буржуазные государства делятся на
демократические и антидемократические.
Буржуазное право — важнейший рычаг, с помощью которого осуществляется

воздействие на отношения и институты буржуазного общества. Оно представляет собой систему норм поведения, выражающую, прежде всего, интересы власть имущих,
закрепляет угодные господствующему классу порядки как в экономической, так и в других сферах жизнедеятельности буржуазного общества. С помощью права господствующий класс закрепляет частно-капиталистическую систему хозяйства,
защищает свою власть от посягательства со стороны других классов, обеспечивает свое экономическое и социально-политическое господство. Буржуазное право ставит превыше всего и охраняет капиталистическую собственность. Во французской
«Декларации прав человека и гражданина» 1789 г. закрепляется, что право собственности, наряду с другими правами и свободами, выступает как одно из естественных и неотъемлемых прав человека, а также то, что собственность есть право неприкосновенное и священное. Буржуазное право уничтожает сословные
привилегии. Ему присущ светский характер, в отличие от права предшествующих исторических типов. В современных исторических условиях оно предусматривает
деление на частное и публичное, благодаря чему обеспечиваются как частные интересы индивидуальных собственников и объединений, так и общеклассовые,
публичные интересы буржуазии. Для современного буржуазного права характерны высокая юридическая техника и создание разветвленной отраслевой системы права.
Основными формами (источниками) буржуазного права являются нормативные
правовые акты, нормативные правовые договоры, юридические обычаи и
прецеденты (судебные и административные).
Среди нормативных правовых актов особое место занимают законы — нормативно- правовые акты, принятые высшими органами законодательной власти (Конгресс —
США, Парламент — Великобритания, Национальное собрание — Франция, Бундестаг —
ФРГ) или путем проведения референдума и направленные на регулирование наиболее важных общественных отношений.
Среди законов, подразделяющихся на конституционные и обыкновенные, особо выделяются первые. Причины этого следующие: 1) конституционные акты выступают документами не только сугубо юридическими, но и политико-идеологическими; 2)
конституции закрепляют, создают политико-правовые гарантии и охраняют экономическую, социально-политическую и духовную власть господствующих классов,
привилегированное положение общественно-политических институтов капитала; 3)
буржуазные конституции фиксируют структуру политической системы капиталистического общества, ее экономические, социально-политические и идеологические основы, наиболее важные принципы организации деятельности политической системы; 4) конституции капиталистических государств призваны способствовать упорядочению и развитию организации буржуазии, повышению их роли и эффективности.
Значительное место в системе источников буржуазного права занимают
нормативно-правовые акты, издаваемые органами исполнительной власти. Это отражает усиление исполнительной власти и относительное ослабление, утрату своего

конституционного значения законодательной власти. Высшие органы государства,
обладающие исключительным правом на издание законов, нередко передают в порядке уступки часть своих полномочий правительству, благословляя тем самым его на принятие актов, фактически имеющих силу законов.
Речь идет о делегированном законодательстве, т. е. о совокупности нормативно- правовых актов, изданных в порядке реализации исполнительными органами новых законодательных функций.
Причем делегированное законодательство может осуществляться либо формально-
юридическим, либо фактическим путем.
В первом случае издается специальный акт о передаче определенных законодательных полномочий от парламента к правительству; во втором —
законодательные полномочия к исполнительным органам передаются без принятия каких бы то ни было уполномочивающих актов. В конституциях некоторых государств,
принятых в послевоенный период, содержатся специальные статьи,
предусматривающие возможность делегированного законодательства (например,
Конституция Испании 1978 г.).
Практика делегированного законодательства объективно умаляет роль представительных органов в области правотворчества и не в полной мере согласуется с демократическими принципами парламентаризма и конституционализма,
провозглашенными на ранних стадиях развития капитализма.
5. Проблема социалистического типа государства и права
Согласно воззрениям основоположников марксистско-ленинского учения,
социалистические государство и право возникают путем свершения социалистической революции, уничтожения, слома старой государственной машины
270
Сущность нового государства видели в диктатуре пролетариата. В процессе становления и развития новой государственности выделялся ряд этапов эволюционного изменения.
Значимым в марксистско-ленинском учении о государстве и праве было положение о том, что государство и право — не вечные и неизменные институты, а по мере отмирания классов тоже отмирают.
Практика функционирования социалистических государства и права оказалась весьма далекой от многих теоретических положений, содержащихся в трудах классиков марксизма-ленинизма. По своей сущности социалистические государства оказывались орудиями власти в руках партийно-государственной бюрократии для решения задач
«социалистического строительства».
Функции социалистического государства, наряду с традиционными для

современного государства, содержат, например, такие как подавление свергнутых эксплуататоров (это предполагало осуществление репрессивных мер по отношению ко всем несогласным с установившимися в государстве порядками), регулирование меры труда и меры потребления и др. На самом деле, функции социалистического государства представляли собой основные направления деятельности сугубо тоталитарного государства, практика функционирования которого находилась в вопиющем противоречии с постулатами, провозглашенными в трудах классиков марксизма-ленинизма.
По форме правления социалистическое государство представляло собой ту или иную разновидность республики: советскую, народно-демократическую и т. д. Одна из заметных особенностей этой формы правления — отказ правящих слоев от осуществления принципа разделения властей.
Форма государственного устройства могла быть различной, в зависимости от многих факторов: как унитарной, так и федеративной, обычно тяготевшей к унитаризму.
Политический режим социалистического государства, представлявшийся обычно как режим социалистической демократии, состоял из сложного комплекса приемов и способов осуществления государственной власти, которые имели мало общего с традициями демократии. Особое место среди этих средств занимала руководящая роль
Коммунистической партии, что, как правило, исключало возможность официального функционирования оппозиции.
Своеобразным выглядел феномен, выступавший, как социалистическое право. По своей сущности оно обычно характеризовалось как возведенная в закон воля рабочего класса, иных слоев трудящихся, круг которых, как считалось, расширялся по мере достижения успехов в социалистическом строительстве. Хотя, на самом деле, оно
выражало и закрепляло интересы, прежде всего, власть имущих. Для функций
права характерна была в значительной мере принудительная, репрессивная направленность.
Что касается форм социалистического права, то использовались различные способы объективирования правовых норм, их внешнего оформления от нормативных
правовых актов до правового обычая. В целом, однако, социалистическое право не обрело высокозначимый статус, свойственный этому феномену в эпоху цивилизации, а в значительной мере играло роль инструмента в руках государства и руководящей партии для оформления их команд.

1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   ...   39

Тема 31. Советское и современное российское государство и право
План
1. Советское государство: этапы развития, сущность, форма и функции
2. Советское право: этапы развития, сущность и формы (источники)
3. Современное российское государство: сущность, форма и функции
4. Современное российское право: особенность и формы (источники)
1. Советское государство: этапы развития, сущность, форма и
функции
Советские ученые выделяли три этапа становления и развития Советского
государства: 1) диктатура пролетариата (1917–1936 гг.); 2) перерастание в переходное государство (1936–1960 гг.); 3) общенародное государство (с 1960 г.). Такая позиция была общепризнанной до середины 1980-х гг. После этого стали добавлять этап
перестройки.
До 1960-х гг. отечественное государство было диктатурой определенной политической силы. Конкретно же назывались разные виды диктаторства: диктатура рабочих (пролетариата и крестьян), диктатура партии, диктатура номенклатуры,
диктатура бюрократии. Чаще всего, сущность советского государства определялась
как диктатура пролетариата до начала 60-х гг. прошлого столетия и как
общенародная после этой даты.
По критерию содержания государственной власти сущность государства определяют как классовую или как общесоциальную. Советскому государству присущи обе стороны сущности с приоритетом классовости.
Черты классовой сущности характерны для первого этапа становления и развития советского государства. Они проявились: а) в защите интересов рабочих и крестьян; б) в эксплуатации населения. В Советском государстве были три формы эксплуатации:
рабовладельческая, феодальная, буржуазная. Рабовладельческая эксплуатация проявилась в помещении миллионов лиц в места лишения свободы, где они не имели никакой собственности, насильно принуждались к труду, а результаты их труда полностью изымались. Это были бесправные рабы, принадлежавшие государству.
Феодальная эксплуатация рабочих выражалась в прикреплении их к фабрикам и заводам. Эксплуатация крестьян — в прикреплении к земле, колхозам и совхозам. Труд также был принудительным. За уклонение от труда применялись меры административной и уголовной ответственности.
Буржуазная форма эксплуатации выражалась в том, что лично свободные граждане,
рабочие и крестьяне для поддержания своего существования вынуждены были продавать свою рабочую силу на государственных предприятиях.
Черты общесоциальной сущности Советского государства характерны для периода построения социализма. Общесоциальная сущность выразилась в реализации интересов всего населения, в позитивных изменениях общества.
По критерию принадлежности государственной власти сущность советского государства можно считать бюрократической. Это подтверждается следующими фактами:
1) закреплением прав собственности на основные средства производства за государственной бюрократией;
2) выработкой ею планов производства и распределения общественных благ (т. е. она распоряжалась общественными богатствами страны);
3) именно государственная бюрократия принуждала (убеждала с помощью пропаганды) массы рабочего класса и крестьян к исполнению этих планов;
4) она присваивала произведенный продукт у трудящихся и перераспределяла его,
направляя на оплату труда рабочих, расширение производства и собственные нужды (на поддержание собственной власти: армию, милицию, идеологический аппарат).
Собственность находилась не в руках отдельных чиновников, а у бюрократической корпорации в целом. Внутри корпорации право собственности распределялось между чиновниками в зависимости от их положения в пирамиде власти. Чем выше положение чиновника в пирамиде власти, тем большими правами собственника над всеми общественными богатствами он располагал.
Функции советского государства. Советское государство выполняло три основные функции: 1) экономическую, 2) политическую, 3) идеологическую (культурно-
воспитательную).
Экономическая функция советского государства. Для нее характерны следующие черты (содержание):
— двойственный ее характер; по существу она состояла из двух основных функций:
хозяйственно-организаторской и контроля над мерой труда и мерой
потребления;
— проведение форсированной индустриализации и насильственной коллективизации;
— бюрократическое планирование развития экономики (планирование сверху,
отстранение трудящихся от управления производством и т. п.);
— устранение полного хозрасчета, переход к максимальному огосударствлению;