Файл: Методические рекомендации по психологической профилактике и коррекциии в мчс россии москва 2016 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1545

Скачиваний: 34

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

227 7
Температурно-
миографический
тренинг
- выработка навыков произвольной регуляции локальной температуры и тонуса мышц;
- психосоматические проявления (головные боли напряжения, артериальная гипертензия);
Электромиограмма
(ЭМГ мкВ)
Температурный
показатель
(Т, Сo; Темп., Fo)
Датчик для
снятия
ОЭМГ
Датчик для
снятия ЭМГ
место установки датчика зависит от цели процедуры
Пальцевой
температурный
датчик фиксируется на внутренней поверхности дистальной фаланги среднего пальца ведущей руки
- нормализация функционального состояния;
- снижение мышечного напряжения
(мышечных зажимов),
- уменьшение психосоматических проявлений
8
Тренинги на основе параметров электрической активности мозга
Альфа-
стимулирующий
тренинг
- выработка навыков релаксации за счет повышения альфа- активности
Электроэнцефалограмма
- индекс мощности альфа- активности (Гц)
Электроэнцефал
ографические
электроды –
отведения А1-О1
и А2-О2 фиксируется в затылочной и теменной областях
(зрительных отделах мозга)
- нормализация функционального состояния;
- достижение состояния релаксации;
- уменьшение мышечного напряжения;
- уменьшение выраженности

228
Бета-
стимулирующий
тренинг
Тета-
стимулирующий
тренинг
Бета- и тета-
стимулирующий
тренинг
- подготовительный тренинг для выработки навыков произвольной концентрации внимания
- выработка навыков глубокой релаксации
- выработка навыков произвольной концентрации внимания
(на основе бета- стимулирующего тренинга)
Электроэнцефалограмма
- индекс мощности бета- активности (Гц)
Электроэнцефалограмма
- индекс мощности тета- активности (Гц)
Электроэнцефалограмма
- индекс мощности тета и бета-активности (Гц)
Электроэнцефало графические электроды (CZ-FZ и F4-O2) электроэнцефалог рафические электроды (CZ-FZ и F4-O2) электроэнцефалог рафические электроды
(FCz и СРz) эмоциональной напряженности
- улучшение произвольной концентрации внимания
- нормализация функционального состояния;
- уменьшение выраженности эмоциональной напряженности
- повышение произвольной концентрации внимания


229
Приложение 3
Сценарий группового психопрофилактического занятия
(тематический блок «Пропаганда здорового образа жизни»)
«Здоровый образ жизни как способ сохранения и укрепления здоровья»
Цель: формирование среди личного состава мотивации на здоровый образ жизни.
Задачи:
- расширение представлений о понятиях: здоровье, компоненты здоровья, образ жизни (здоровый образ жизни и его составляющие);
- анализ личного опыта, связанного с ведением здорового образа жизни;
- выявление источников личной мотивации на здоровый образ жизни.
Примечание:
Жирный шрифт – название темы, этапов занятия.
Шрифт курсивом – заметка для ведущего. Ведущий - это психолог, проводящий занятие.
Обычный шрифт – речь ведущего.
Необходимое оборудование (стимульный материал):
- листы А4 (на каждого участника группы);
- ватман (в случае отсутствия доски в классе);
- скотч;
- ручки (на каждого участника группы).

230
Вводный этап группового психопрофилактического занятия
Алгоритм действий при проведении первого занятия с данной группой:
Действия
Речь ведущего
Комментарии
Ведущий представляет себя
(краткая информация о себе).
Здравствуйте, меня зовут ____________ (ФИО ведущего), я психолог _______ отряда, работаю в МЧС более _____ лет.
Энергичное
приветствие,
установление контакта глаз с
каждым участником.
Срок работы (службы) в МЧС
озвучивается, если он свыше 3-
х лет.
Ведущий предоставляет группе
общую
информацию
о
цели
психопрофилактических занятий и
их содержании.
За время службы в системе МЧС России у вас накопился большой опыт работы в экстремальных условиях и в режиме ожидания.
Однако профессиональная деятельность такого рода может негативно влиять как на физическое, так и на психологическое здоровье, что зачастую оказывает влияние на все сферы вашей жизнедеятельности. Поэтому в течение этих занятий мы выработаем наиболее оптимальные для вас алгоритмы работы со стрессовыми нагрузками, постараемся сделать так, чтобы они были индивидуальными и подходили конкретно каждому из вас; поймем, откуда можно черпать ресурсы и силы для выполнения поставленных задач.
Знакомство с участниками группы. Для начала нашей совместной работы необходимо познакомиться.
Я предлагаю вам сделать это следующим образом: назовите свое имя, коротко представьте информацию о себе (если считаете необходимым) и охарактеризуйте себя одним словом.
Вы озвучили свои качества, личностные особенности, которые возможно помогают вам справляться с повышенными предъявляемыми требованиями, как в профессиональной среде, так и личной сфере. Очень приятно познакомиться с вами.
Рекомендуется,
чтобы
ведущий принимал участие в
самих
упражнениях
на
знакомство (был одним из
участников группы).
Упражнение «Охарактеризуй
себя»
Цели:
- знакомство;
- создание атмосферы доверия
и безопасности;
-
повышение
готовности
участников
группы
к


231
совместной работе в рамках
темы занятия.
Продолжительность:
10
минут
Ведущий
проговаривает
организационные аспекты занятия
(время начала и длительность
занятия,
место
проведения,
отсутствие
и
опоздания,
перерывы).
У нас с Вами состоится n
*
занятий, которые будут начинаться в
______. Продолжительность каждого занятия – 2,5-3 часа с перерывом на 10 минут. Занятия будут проводиться в данном классе. Если вы опаздываете на занятие, огромная просьба тихо войти, не мешая другим участникам группы и не задавая уточняющих вопросов. Я (ведущий) обязательно замечу ваш приход и постепенно включу Вас в общий рабочий процесс. Если
Вы отсутствовали на одном из занятий, огромная просьба перед началом следующего занятия подойти ко мне (ведущему) для получения краткой информации о предыдущем занятии и вводных на это занятие.
Отдельно стоит проговорить условия, связанные с рабочей
ситуацией, например, проведение занятий в дежурной смене.
Сейчас мы находимся на вашей смене, и в любую секунду может прозвенеть сигнал тревоги. В случае если это произойдет, мы постараемся дождаться вас и продолжить занятие после вашего возвращение. Если выезд будет долгим и серьезным, и мы не сможем вас дождаться, занятие будет перенесено на следующую неделю (день и др. в зависимости от расписания занятий).
*
Методическое руководство по
проведению
психологической
профилактики и коррекции в
Министерстве
Российской
Федерации
по
делам
гражданской
обороны,
чрезвычайным ситуациям и
ликвидации
последствий
стихийных бедствий
/ МЧС России. М.: ФГБУ
ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2016. 20с.
Ведущий проговаривает правила
работы при проведении группового
профилактического занятия.
Правила
работы
при
проведении
группового
профилактического
занятия
описаны
в
Методических
рекомендациях
по
психологической
и
психофизиологической
профилактике и коррекции в
МЧС России. – М., 2014. – 146
с.

232
Ведущий проводит сбор ожиданий
участников
о
психопрофилактических занятиях.
Сейчас каждому я раздам листы и ручки. Возьмите, пожалуйста, эти листочки и в течение 5 минут напишите:
– Что Вы ожидаете от этих занятий?
– О чем бы Вы хотели узнать?
Я заинтересована в максимально честных ответах, т.к., опираясь на них, мы вместе сможем сделать занятия максимально интересными и информативными для вас.
Сбор ожидания
Продолжительность задания:
10 минут (запись ожиданий и
обсуждение)
Стимульный
материал:
необходимо
заготовить
листочки (четверть листа А4)
и скотч для сбора ожиданий.
Действия
ведущего:
заполненные листочки ведущий
наклеивает на доску (или
раскладывает
на
парте).
Ведущему
необходимо
прокомментировать
все
ожидания – что будет на
занятии, какие вопросы будут
раскрыты и какие можно
будет обсудить в перерыве,
какие
вопросы
не
будут
представлены,
так
как
выходят
за
рамки
целей
данных занятий т.д.
Ведущий информирует группу о
цели занятия.
Сегодня я предлагаю поделиться знаниями и опытом о том, как можно заботиться о себе, о своем самочувствии и психоэмоциональном состоянии.
Цель нашего занятия заключается в том, чтобы каждый из вас нашёл для себя те способы и пути поддержания хорошего самочувствия, которые будут удобными, приятными и укрепляющими ваше здоровье.
Алгоритм действий в случае, если занятие не является первым с данной группой:
Действия
Речь ведущего
Комментарии


233
Ведущий здоровается с группой и
переходит к актуализации опыта,
полученного
на
предыдущем
занятии.
Здравствуйте! Давайте вспомним, что было на прошлом занятии.
– О чем было прошлое занятие?
– Что мы обсуждали?
– Какие выполняли упражнения?
– Что нового вы узнали на прошлом занятии?
Ведущий информирует группу о
цели занятия.
Сегодня я предлагаю поделиться знаниями и опытом о том, как можно заботиться о себе, о своем самочувствии и психоэмоциональном состоянии.
Цель нашего занятия заключается в том, чтобы найти те способы и пути поддержания хорошего самочувствия, которые будут удобными, приятными и укрепляющими ваше здоровье.
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23

Основной этап группового психопрофилактического занятия
Действия
Речь ведущего
Комментарии
Первая
ступень
цикла

актуализация
личного
опыта
каждого из участников группы.
(упражнение)
Предлагаю начать наше сегодняшнее занятие с небольшого упражнения. Для этого нам понадобится лист бумаги и ручка (ведущий раздаёт необходимые принадлежности
участникам группы).
Я попрошу вас на этом листе бумаги составить список из десяти ваших жизненных ценностей. Что такое ценность?
То, что для вас в жизни значимо, что играет важную роль, о чём вы заботитесь и беспокоитесь, что даёт вам радость в жизни и во что вы готовы вкладываться сами. Словом, всё, что важно и лично для вас. У вас есть около пяти минут на составление этого списка.
Упражнение «Ценности»
Цель: обращение к личному опыту
участников группы, повышение
осознанного отношения к
ценностям, выявление жизненных
приоритетов.
Продолжительность: 10 минут.
Стимульный материал: листы А4 и
ручки (по количеству участников
группы).
Вторая
ступень
цикла
-
осмысление и обдумывание опыта.
Посмотрите на составленный список и скажите:
- Есть ли в вашем списке такая ценность, как здоровье?
- Какую позицию в вашем списке она занимает?
- Возможна ли реализация перечисленных вами ценностей, если отсутствует ценность здоровья?
В процессе выполнения упражнения
необходимо,
чтобы
высказался
каждый участник группы.

234
- Как вы думаете, насколько полно человек может реализовывать свои жизненные ценности, если не заботится при этом о своём здоровье?
Третья ступень цикла - теория и
краткое
обобщение
групповой
дискуссии, которая озвучивается
ведущим.
Здоровье является определённым ресурсом, при наличии которого человек может легче справляться с разными задачами из других важных сфер жизни. Отсутствие здоровья снижает качество жизни и затрудняет реализацию желаний и целей человека.
Первая
ступень
цикла

актуализация
личного
опыта
каждого из участников группы.
(групповая дискуссия)
- Что же такое здоровье? Что вы понимаете под данным понятием?
Цель групповой дискуссии:
-
актуализация
индивидуальных
представлений о здоровье.
Ведущий
записывает
кратко
сформулированные
варианты
ответов на доске (ватмане).
Вторая
ступень
цикла
-
осмысление и обдумывание опыта.
- Как человек ощущает, что здоров?
- Как ещё, помимо отсутствия болезней может проявляться здоровье?
- Относится ли понятие здоровья только к физическому состоянию? Если нет, то к чему ещё?
- Как на эмоциональном уровне проявляется состояние здоровья?
- Влияет ли как-то здоровье человека на его социальную жизнь? На его отношение с близкими людьми?
- Является ли умение создавать и сохранять близкие отношения с людьми показателем здоровья, как вы считаете?
Третья ступень цикла - теория,
которая озвучивается ведущим по
итогам групповой дискуссии.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет понятие «здоровье» следующим образом: это «такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но полное физическое, душевное и социальное благополучие».
Исходя из этого определения и ваших ответов (ведущий
Дополнительная информация, которую необходимо знать ведущему:
Физическое благополучие – это здоровье тела, которое представляет собой свободу от болезней, а также