Файл: Русский язык функциональные стили москва 2019 Ответственный редактор.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 1135
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава каждого дипломатического представительства решает, какую форму переписки его дипломатическое представительство будет использовать в сношениях с властями страны, где он выполняет свои функции. Он ориентируется на местный протокол и обычай. Как правило, ответная корреспонденция направляется в той форме, что и форма, употребленная отправителем.
Общий термин «Нота» охватывает по традиции все виды официальной переписки между дипломатическими представительствами и правительствами стран пребывания. Ноты могут быть написаны в 1-ом или 3-ем лице и могут быть официальными или неофициальными.
В одной и той же столице дипломатические представительства часто следуют различной практике. Некоторые главы представительств подписывают всю официальную корреспонденцию – ноты, вербальные ноты, памятные записки и скрепляют ее официальной печатью, в то время как другие просто парафируют ее. Скрепление корреспонденции печатью представительства обычно не практикуется.
Английские дипломатические представительства пользуются только двумя видами официальных нот: нота «в первом лице» и нота «в третьем лице», причем предпочтение отдается первому виду, поскольку часто считается, что безличная нота недостаточна гибка.
Единственной другой формой официальной корреспонденции является памятная записка или меморандум, которые представляют собой заявление в письменном виде, передаваемое в ходе личной беседы с целью фиксирования для удобства собеседника деталей вопроса, имеющего сложный или запутанный характер.
В практике американской дипломатической службы под дипломатической перепиской понимается официальная или неофициальная корреспонденция, составленная как в первом, так и в третьем лице. Ноты различаются между собой по форме обращения и комплимента, применяемым в настоящее время, а также по виду подписи.
Вербальные ноты составляются в третьем липе от имени государственного секретаря и парафируются. Парафируемые меморандумы составляются от имени государственного департамента. Официальные или неофициальные памятные записки, а также памятки (pro-memoria лат.), цель которых заключается в том, чтобы письменно зафиксировать обсуждаемый вопрос, парафируются. Ноты, оформленные в третьем лице, датируются и парафируются, но они не содержат адреса получателя.
Во французской дипломатической службе широко практикуются ноты, составленные в третьем лице.
К личным письмам прибегают для того, чтобы показать адресату особый интерес отправителя к данному вопросу.
Нота пишется на нотном бланке установленного формата. Она не имеет ни краткого изложения, ни обращения. Обязательно указываются фамилия и официальная должность адресата. Нота подписывается или парафируется. Дата проставляется на отдельной строке после последнего слова текста ноты, что рассматривается в качестве особого знака уважения. Нота скрепляется печатью отправителя.
В следующих случаях употребляются такие типы нот:
1. Коллективная нота (англ. The Collective Note) адресуется какому-либо правительству представителями нескольких стран с целью изложения согласованных соображений. Это особенно авторитетная форма корреспонденции. Она составляется только в единственном экземпляре, на котором проставляются подписи всех глав соответствующих дилломатических представительств, и передается в ходе встречи, на которой должны присутствовать все лица, подписавшие ноту. Или же, поскольку нота имеет идентичный текст, она может быть направлена отдельно, но одновременно каждым главой дип.представительства.
2. Идентичная нота (англ. The Indentical Note) менее авторитетна. Каждое дипломатическое представительство направляет свою ноту, но, хотя существо корреспонденции аналогично, по форме и в деталях ноты могут отличаться друг от друга. Такие нош не обязательно вручать одновременно.
3. Меморандум (англ. A Memorandum) в традиционном понимании дипломатической практики представляет собой ноту, адресованную главе государства. Он начинается следующими словами: «Нижеподписавшийся имеет указание… (англ. The undersigned has been ordered to…У)». В американской практике под меморандумом понимается нота, направленная от имени государственного департамента.
4. Манифест (англ. A Manifesto) (прокламация) представляет собой ноту, которая предназначается для опубликования.
5. Ультиматум (англ. An Ultimatum излагает требования, которые одно правительство решило предъявить другому правительству.
В нем дается понять, что применение силы не исключено, и поэтому он часто является прелюдией к войне.
6. Вербальная нота предназначается для уточнения деталей или для изложения сути важного разговора. Она вручается как обычная нота. Заголовок «Вербальная нота» помещается вверху страницы. Она парафируется и скрепляется печатью отправителя.
Текст 6
. Программирование масс
Программирование масс осуществлялось на всем протяжении истории ХХ века весьма успешно. Вспомним Германию времен Третьего рейха. Чуть более 80 миллионов немцев вдруг стали беспрекословно подчиняться фюреру в лице Адольфа Гитлера и других вождей рейха, из которых следовало бы по особенному отметить рейхсминистра народного просвещения и пропаганды П. Й. Геббельса. При этом обратим внимание, что методы пропаганды, разработанные Геббельсом, не только позволили внушить народу Германии абсолютную любовь к фюреру, но и способствовали тому, что за четыре года войны в плен к немцам добровольно сдалось очень большое количество русских солдат. Причем сдавались не только в начале войны, но и в самом конце войны, когда Советская Армия уже победоносно шествовала по миру, освобождая Европу. Вот данные, которые приводит историк А. Гогун: «…в 1942 году, после битвы под Москвой – шесть дивизий перебежчиков (установлено 79.779 письменными показаниями), в 1943 году – после Сталинграда, больше двух пехотных дивизий полного состава (более 26.100 человек). В 1944 году, когда многие в мире предполагали, что война закончится именно в этом году, а красноармейцы, пройдя через Украину и Белоруссию, воочию убедились во всех прелестях нацистского «нового порядка» – численность осознанных «предателей» равна численному составу дивизии (около 9.210 человек)». И в этом, заметим, заслуга именно тех схем манипулирования массами, тех механизмов воздействия на массы, которые разработал Геббельс.
«Действенность нацистской пропаганды оценили и органы», – замечает А. Гогун. – За найденную вражескую листовку или власовскую газету красноармейца расстреливали. На протяжении всей советско-германской войны военные трибуналы (понятно, не только из-за случаев с экземплярами вражеской пропаганды) вынесли более 167.000 смертных приговоров. 167000 человек – это численность двух общевойсковых армий тех лет». «Можно привести и другие соображения, – продолжает А. Гогун. – Численность советских коллаборационистов в Вермахте, СС и полицейских частях Германии составила свыше одного миллиона человек. Кроме того, на оккупированной территории СССР насчитывалось не менее 300.000 полицейских индивидуальной службы (что-то вроде милиции в советской системе).
То есть, как минимум, на умы населения Советского Союза нацистская пропаганда оказала довольно внушительное воздействие, – подытоживает историк. – Особенно если учесть, что нацисты не считали славян за людей и установили для них режим грабежа и террора. И, тем не менее, народ с немцами сотрудничал».
При этом следует обратить внимание, что лидеры социал-демократической партии Германии, ставшие во главе страны после избрания А. Гитлера канцлером Германии, придавали наиглавнейшее значение средствам массовой коммуникации как способу манипулирования массовым сознанием. А. Гогун отмечает, что на основании трудов Гитлера, Геббельса и других практиков идеологического воздействия на массы теоретик журналистики и публицистики Дофифат сформулировал принципы нацистской пропаганды: «Принципов приводилось два – оба со ссылкой на «Майн кампф» Гитлера. Они гласили: 1) гуманность и красота «не могут находить применения в качестве масштаба пропаганды...»; 2) пропаганда «вечно должна адресоваться только массе…»
«Из этого вытекают, – констатировал позже диссертант доктора Дофифата, – основные законы публицистики:
I основной закон – закон умственного упрощения...
II основной закон – закон ограничения материала...
III основной закон – закон «вдалбливающего» повторения...
IV основной закон – закон субъективности...
V основной закон – закон эмоционального нагнетания...
При этом объективное выяснение истины квалифицировалось – опять-таки со ссылкой на Гитлера – как доктринерское простодушие».
Иными словами, вопрос об истинности пропаганды сознательно оставлялся за скобками.
Закон умственного упрощения означал, что любая сложная мысль, объясняющая то или иное явление, сводилась до простой схемы, понятной любому человеку. То же самое касалось и лексики пропагандистов – слова должны были быть понятны каждому.
Закон ограничения материала был тесно связан с первым законом. Если о каком-либо предмете рассказывать подробно, давать о нем много информации, то, во-первых, объект воздействия просто «утонет», запутается в ней, потеряет интерес к пропагандистским материалам.
Это снизит общий эффект влияния на массы. Во-вторых, если человек обладает большим объемом информации о том или ином явлении, то индивида становится сложно убедить, что только одна точка зрения на это явление – верная.
Субъективность присутствует во всех пропагандистских материалах, причем в двух аспектах. Во-первых, при составлении листовки или текста радиовыступления учитывается субъективный настрой людей, для которых пропаганда предназначена. Геббельс в 1928 году говорил: «Выступая в провинции, я говорю совсем не так, как в Берлине, а для людей в Байрейте (городе Рихарда Вагнера) я нахожу совсем другие слова, чем для берлинцев...».
Во-вторых, автор преднамеренно субъективен, то есть ему не важно, что представляет собой на самом деле предмет, о котором он повествует. Геббельс откровенно говорил: «Пусть сколько угодно говорят о том, что наша пропаганда – крикливая, грязная, скотская, что она нарушает все приличия – плевать! В данном случае все это уже не так уж важно. Важно, что она вела к успеху – вот и все!».
Эмоциональное нагнетание необходимо как для того, чтобы поддерживать у человека постоянный интерес к тому, о чем рассказывает пропаганда, так и для того, чтобы информация легче входила в голову. Когда говорят эмоции и чувства, разум молчит. Возбужденный человек гораздо легче совершает необдуманные поступки: а именно к таковым его подталкивали руководители Третьего рейха. К тому же эмоциональная возбужденность очень сильно изменяет поведение человека, даже повседневное. Как правило, происходит мобилизация организма, всплеск сил... И эти силы умелый политик, особенно в тоталитарном государстве, может легко направить в нужное ему русло.
Силой тоталитарной пропаганды является ее массовость и всеохватность. Рассматривая пропаганду Геббельса, Т. Б. Паулсен указывает, что: «Принципы руководства массами, изложенные Геббельсом, сводятся к следующему:
– принципы размаха и концентрации, согласно которым заранее отработанные лозунги должны внедряться в сознание масс методично;
– принцип простоты: массовое сознание открыто примитивным постулатам.
Министр пропаганды Третьего рейха лично редактировал наиболее важные документы, художественные тексты, предназначенные для опубликования».
Рассматривая роль сочетания харизмы лидера (вождя Третьего рейха) и пропаганды, Т. Б. Паулсен делает очень важные выводы, которые приближают нас к пониманию причин того влияния, которые оказывали вожди рейха на немецкий народ:
«Переходя к взаимовлиянию харизмы и пропаганды, – пишет Т.Б.Паулсен, – ...стоит сделать ряд выводов:
– для каждой личности можно изобрести харизматический прием, что позволит создать иллюзию обладания харизмой у данного индивида, но пропаганда действительно харизматической личности – это ее позиция, подход и решение;
– пропаганда может существовать без харизматической личности, но харизматическая личность не может существовать без пропаганды.
Пропаганда для харизматической личности специфична – это сплав приемов, которые воздействуют в большей степени на подсознание, нежели на разум. Экстеоризация идей харизматической личности – не произвол, это особая жестко структурированная реальность, чья деятельность протекает в особом аналитически-синтетическом режиме, оперирующем с реальными, но не осознанными данными. Сознание харизматической личности оперирует с рециклированием множества реальных данных,
Общий термин «Нота» охватывает по традиции все виды официальной переписки между дипломатическими представительствами и правительствами стран пребывания. Ноты могут быть написаны в 1-ом или 3-ем лице и могут быть официальными или неофициальными.
В одной и той же столице дипломатические представительства часто следуют различной практике. Некоторые главы представительств подписывают всю официальную корреспонденцию – ноты, вербальные ноты, памятные записки и скрепляют ее официальной печатью, в то время как другие просто парафируют ее. Скрепление корреспонденции печатью представительства обычно не практикуется.
Английские дипломатические представительства пользуются только двумя видами официальных нот: нота «в первом лице» и нота «в третьем лице», причем предпочтение отдается первому виду, поскольку часто считается, что безличная нота недостаточна гибка.
Единственной другой формой официальной корреспонденции является памятная записка или меморандум, которые представляют собой заявление в письменном виде, передаваемое в ходе личной беседы с целью фиксирования для удобства собеседника деталей вопроса, имеющего сложный или запутанный характер.
В практике американской дипломатической службы под дипломатической перепиской понимается официальная или неофициальная корреспонденция, составленная как в первом, так и в третьем лице. Ноты различаются между собой по форме обращения и комплимента, применяемым в настоящее время, а также по виду подписи.
Вербальные ноты составляются в третьем липе от имени государственного секретаря и парафируются. Парафируемые меморандумы составляются от имени государственного департамента. Официальные или неофициальные памятные записки, а также памятки (pro-memoria лат.), цель которых заключается в том, чтобы письменно зафиксировать обсуждаемый вопрос, парафируются. Ноты, оформленные в третьем лице, датируются и парафируются, но они не содержат адреса получателя.
Во французской дипломатической службе широко практикуются ноты, составленные в третьем лице.
К личным письмам прибегают для того, чтобы показать адресату особый интерес отправителя к данному вопросу.
Нота пишется на нотном бланке установленного формата. Она не имеет ни краткого изложения, ни обращения. Обязательно указываются фамилия и официальная должность адресата. Нота подписывается или парафируется. Дата проставляется на отдельной строке после последнего слова текста ноты, что рассматривается в качестве особого знака уважения. Нота скрепляется печатью отправителя.
В следующих случаях употребляются такие типы нот:
1. Коллективная нота (англ. The Collective Note) адресуется какому-либо правительству представителями нескольких стран с целью изложения согласованных соображений. Это особенно авторитетная форма корреспонденции. Она составляется только в единственном экземпляре, на котором проставляются подписи всех глав соответствующих дилломатических представительств, и передается в ходе встречи, на которой должны присутствовать все лица, подписавшие ноту. Или же, поскольку нота имеет идентичный текст, она может быть направлена отдельно, но одновременно каждым главой дип.представительства.
2. Идентичная нота (англ. The Indentical Note) менее авторитетна. Каждое дипломатическое представительство направляет свою ноту, но, хотя существо корреспонденции аналогично, по форме и в деталях ноты могут отличаться друг от друга. Такие нош не обязательно вручать одновременно.
3. Меморандум (англ. A Memorandum) в традиционном понимании дипломатической практики представляет собой ноту, адресованную главе государства. Он начинается следующими словами: «Нижеподписавшийся имеет указание… (англ. The undersigned has been ordered to…У)». В американской практике под меморандумом понимается нота, направленная от имени государственного департамента.
4. Манифест (англ. A Manifesto) (прокламация) представляет собой ноту, которая предназначается для опубликования.
5. Ультиматум (англ. An Ultimatum излагает требования, которые одно правительство решило предъявить другому правительству.
В нем дается понять, что применение силы не исключено, и поэтому он часто является прелюдией к войне.
6. Вербальная нота предназначается для уточнения деталей или для изложения сути важного разговора. Она вручается как обычная нота. Заголовок «Вербальная нота» помещается вверху страницы. Она парафируется и скрепляется печатью отправителя.
Текст 6
. Программирование масс
Программирование масс осуществлялось на всем протяжении истории ХХ века весьма успешно. Вспомним Германию времен Третьего рейха. Чуть более 80 миллионов немцев вдруг стали беспрекословно подчиняться фюреру в лице Адольфа Гитлера и других вождей рейха, из которых следовало бы по особенному отметить рейхсминистра народного просвещения и пропаганды П. Й. Геббельса. При этом обратим внимание, что методы пропаганды, разработанные Геббельсом, не только позволили внушить народу Германии абсолютную любовь к фюреру, но и способствовали тому, что за четыре года войны в плен к немцам добровольно сдалось очень большое количество русских солдат. Причем сдавались не только в начале войны, но и в самом конце войны, когда Советская Армия уже победоносно шествовала по миру, освобождая Европу. Вот данные, которые приводит историк А. Гогун: «…в 1942 году, после битвы под Москвой – шесть дивизий перебежчиков (установлено 79.779 письменными показаниями), в 1943 году – после Сталинграда, больше двух пехотных дивизий полного состава (более 26.100 человек). В 1944 году, когда многие в мире предполагали, что война закончится именно в этом году, а красноармейцы, пройдя через Украину и Белоруссию, воочию убедились во всех прелестях нацистского «нового порядка» – численность осознанных «предателей» равна численному составу дивизии (около 9.210 человек)». И в этом, заметим, заслуга именно тех схем манипулирования массами, тех механизмов воздействия на массы, которые разработал Геббельс.
«Действенность нацистской пропаганды оценили и органы», – замечает А. Гогун. – За найденную вражескую листовку или власовскую газету красноармейца расстреливали. На протяжении всей советско-германской войны военные трибуналы (понятно, не только из-за случаев с экземплярами вражеской пропаганды) вынесли более 167.000 смертных приговоров. 167000 человек – это численность двух общевойсковых армий тех лет». «Можно привести и другие соображения, – продолжает А. Гогун. – Численность советских коллаборационистов в Вермахте, СС и полицейских частях Германии составила свыше одного миллиона человек. Кроме того, на оккупированной территории СССР насчитывалось не менее 300.000 полицейских индивидуальной службы (что-то вроде милиции в советской системе).
То есть, как минимум, на умы населения Советского Союза нацистская пропаганда оказала довольно внушительное воздействие, – подытоживает историк. – Особенно если учесть, что нацисты не считали славян за людей и установили для них режим грабежа и террора. И, тем не менее, народ с немцами сотрудничал».
При этом следует обратить внимание, что лидеры социал-демократической партии Германии, ставшие во главе страны после избрания А. Гитлера канцлером Германии, придавали наиглавнейшее значение средствам массовой коммуникации как способу манипулирования массовым сознанием. А. Гогун отмечает, что на основании трудов Гитлера, Геббельса и других практиков идеологического воздействия на массы теоретик журналистики и публицистики Дофифат сформулировал принципы нацистской пропаганды: «Принципов приводилось два – оба со ссылкой на «Майн кампф» Гитлера. Они гласили: 1) гуманность и красота «не могут находить применения в качестве масштаба пропаганды...»; 2) пропаганда «вечно должна адресоваться только массе…»
«Из этого вытекают, – констатировал позже диссертант доктора Дофифата, – основные законы публицистики:
I основной закон – закон умственного упрощения...
II основной закон – закон ограничения материала...
III основной закон – закон «вдалбливающего» повторения...
IV основной закон – закон субъективности...
V основной закон – закон эмоционального нагнетания...
При этом объективное выяснение истины квалифицировалось – опять-таки со ссылкой на Гитлера – как доктринерское простодушие».
Иными словами, вопрос об истинности пропаганды сознательно оставлялся за скобками.
Закон умственного упрощения означал, что любая сложная мысль, объясняющая то или иное явление, сводилась до простой схемы, понятной любому человеку. То же самое касалось и лексики пропагандистов – слова должны были быть понятны каждому.
Закон ограничения материала был тесно связан с первым законом. Если о каком-либо предмете рассказывать подробно, давать о нем много информации, то, во-первых, объект воздействия просто «утонет», запутается в ней, потеряет интерес к пропагандистским материалам.
Это снизит общий эффект влияния на массы. Во-вторых, если человек обладает большим объемом информации о том или ином явлении, то индивида становится сложно убедить, что только одна точка зрения на это явление – верная.
Субъективность присутствует во всех пропагандистских материалах, причем в двух аспектах. Во-первых, при составлении листовки или текста радиовыступления учитывается субъективный настрой людей, для которых пропаганда предназначена. Геббельс в 1928 году говорил: «Выступая в провинции, я говорю совсем не так, как в Берлине, а для людей в Байрейте (городе Рихарда Вагнера) я нахожу совсем другие слова, чем для берлинцев...».
Во-вторых, автор преднамеренно субъективен, то есть ему не важно, что представляет собой на самом деле предмет, о котором он повествует. Геббельс откровенно говорил: «Пусть сколько угодно говорят о том, что наша пропаганда – крикливая, грязная, скотская, что она нарушает все приличия – плевать! В данном случае все это уже не так уж важно. Важно, что она вела к успеху – вот и все!».
Эмоциональное нагнетание необходимо как для того, чтобы поддерживать у человека постоянный интерес к тому, о чем рассказывает пропаганда, так и для того, чтобы информация легче входила в голову. Когда говорят эмоции и чувства, разум молчит. Возбужденный человек гораздо легче совершает необдуманные поступки: а именно к таковым его подталкивали руководители Третьего рейха. К тому же эмоциональная возбужденность очень сильно изменяет поведение человека, даже повседневное. Как правило, происходит мобилизация организма, всплеск сил... И эти силы умелый политик, особенно в тоталитарном государстве, может легко направить в нужное ему русло.
Силой тоталитарной пропаганды является ее массовость и всеохватность. Рассматривая пропаганду Геббельса, Т. Б. Паулсен указывает, что: «Принципы руководства массами, изложенные Геббельсом, сводятся к следующему:
– принципы размаха и концентрации, согласно которым заранее отработанные лозунги должны внедряться в сознание масс методично;
– принцип простоты: массовое сознание открыто примитивным постулатам.
Министр пропаганды Третьего рейха лично редактировал наиболее важные документы, художественные тексты, предназначенные для опубликования».
Рассматривая роль сочетания харизмы лидера (вождя Третьего рейха) и пропаганды, Т. Б. Паулсен делает очень важные выводы, которые приближают нас к пониманию причин того влияния, которые оказывали вожди рейха на немецкий народ:
«Переходя к взаимовлиянию харизмы и пропаганды, – пишет Т.Б.Паулсен, – ...стоит сделать ряд выводов:
– для каждой личности можно изобрести харизматический прием, что позволит создать иллюзию обладания харизмой у данного индивида, но пропаганда действительно харизматической личности – это ее позиция, подход и решение;
– пропаганда может существовать без харизматической личности, но харизматическая личность не может существовать без пропаганды.
Пропаганда для харизматической личности специфична – это сплав приемов, которые воздействуют в большей степени на подсознание, нежели на разум. Экстеоризация идей харизматической личности – не произвол, это особая жестко структурированная реальность, чья деятельность протекает в особом аналитически-синтетическом режиме, оперирующем с реальными, но не осознанными данными. Сознание харизматической личности оперирует с рециклированием множества реальных данных,