Файл: Русский язык функциональные стили москва 2019 Ответственный редактор.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 1133
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Морфологические особенности научного стиля речи
С точки зрения морфологических особенностей научного стиля следует отметить наличие большого количества существительных с абстрактным значением, а также отглагольных существительных (исследование, изучение и т. п.).
В научном стиле имена существительные и прилагательные преобладают над глаголами. Именной характер научного стиля объясняется наличием в этом стиле качественных характеристик предметов и явления. Кроме того, частое употребление в научном стиле имен существительных в сочетании с прилагательными в функции определения объясняется краткостью такого сочетания и высоким информативным весом именных форм, что чрезвычайно важно для научного изложения, цель которого - сообщить читателю большое число предметных значений в возможно более компактной форме.
Как отмечает М. П. Сенкевич11, в научном стиле «значительно реже, чем в других стилях, в частности, в разговорном и художественном, употребляются одушевленные существительные. Среди существительных мужского и женского рода большое место также занимает отвлеченная лексика».
Своеобразно проявляется в научной речи категория числа имен существительных. В научной литературе распространенным является употребление формы единственного числа вместо множественного. Эти формы служат для обозначения обобщенного понятия или неделимой совокупности и общности. Их употребление объясняется тем, что формы множественного числа имеют более конкретное значение, указывая на отдельные считаемые предметы (например: тигр – исчезающее животное. «Тигр» способен нанести значительный урон противнику).
И наоборот: в научной речи встречаются формы множественного числа существительных, которые в других типах речи не встречаются - множественное число от абстрактных и вещественных существительных (например: глубинные частоты).
Отглагольные существительные (образованные при помощи суффиксов –ани, - ени: возгарание, расщепление и пр.) хорошо передают объективные процессы и явления, поэтому они также часто используются в научном тексте.
В научной речи широко представлены относительные прилагательные, поскольку именно такие прилагательные в отличие от качественных способны с предельной точностью выражать достаточные и необходимые признаки понятий.
Как известно, от относительных прилагательных нельзя образовать формы степеней сравнения. Поэтому в научном тексте при необходимости использования качественных прилагательных предпочтение отдается аналитическим (составным) формам сравнительной и превосходной степени.
Для образования превосходной степени чаще всего используются слова «наиболее», «наименее». Не употребляется сравнительная степень прилагательного с приставкой «по» (например, «повыше», «побыстрее»), а также превосходная степень прилагательного с суффиксами -айш-, -ейш-, за исключением некоторых терминологических выражений, например, «мельчайшие частицы вещества».
Особенностью языка научной прозы является факт отсутствия экспрессии. Поэтому большинство прилагательных являются здесь частью терминологических выражений. Отдельные прилагательные употребляются в роли местоимений. Так, прилагательное «следующие» заменяет местоимение «такие» и везде подчеркивает последовательность перечисления особенностей и признаков.
Глагол и глагольные формы в тексте научных работ несут особую информационную нагрузку. Обычно пишется «рассматриваемая проблема», а не «рассмотренная проблема». Эти глагольные формы служат для выражения постоянного свойства предмета (в научных законах, закономерностях, установленных ранее или в процессе данного исследования), они употребляются также при описании хода исследования, доказательства, в описании устройства приборов и машин.
Основное место в научной прозе занимают формы несовершенного вида глагола и формы настоящего времени, так как они не выражают отношение описываемого действия к моменту высказывания.
Часто употребляется изъявительное наклонение глагола, редко – сослагательное наклонение, и почти совсем не употребляется повелительное наклонение. Широко используются возвратные глаголы, пассивные конструкции, что обусловлено необходимостью подчеркнуть объект действия, предмет исследования. Например: «В данной статье рассматриваются...», «Намечено выделить дополнительные силы...».
В научной речи очень распространены указательные местоимения «этот», «тот», «такой». Они не только конкретизируют предмет, но и выражают логические связи между частями высказывания. Например: «Эти данные служат достаточным основанием для вывода...». Местоимения «что-то», «кое-что», «что-нибудь» в силу неопределенности их значения в тексте диссертаций не используются.
В научном тексте (в отличие от художественного) практически не используются глаголы в 1-м и 2-м лице единственного числа.
Глаголы в настоящем времени с «вневременным» значением очень близки к отглагольным существительным, например: приводняется – приводнение, перематывает – перемотка.
Стиль письменной научной речи – это безличный монолог. Поэтому изложение обычно ведется от третьего лица, так как внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения, а не на субъекте. Сравнительно редко употребляется форма первого и совершенно не употребляется форма второго лица местоимений единственного числа. Авторское «я» как бы отступает на второй план.
Сейчас стало неписаным правилом, когда автор диссертации выступает во множественном числе и вместо «я» употребляет «мы», считая, что выражение авторства как формального коллектива придает больший объективизм изложению.
Действительно, выражение авторства через «мы» позволяет отразить свое мнение как мнение определенной группы людей, научной школы или научного направления. И это вполне объяснимо, поскольку современную науку характеризуют такие тенденции, как интеграция, коллективность творчества, комплексный подход к решению проблем. Местоимение «мы» и его производные как нельзя лучше передают и оттеняют эти тенденции.
Став фактом научной речи, местоимение «мы» обусловило целый ряд новых значений и производных от них оборотов, в частности, с притяжательным местоимением типа «по нашему мнению».
Однако нагнетание в тексте местоимения «мы» производит малоприятное впечатление. Поэтому авторы диссертационных работ стараются прибегать к конструкциям, исключающим употребление этого местоимения. Такими конструкциями являются неопределенно-личные предложения (например: «Вначале производят отбор образцов для анализа, а затем устанавливают их соответствие по размерам тиглей...»). Употребляется также форма изложения от третьего лица (например: «Автор полагает...»).
Аналогичную функцию выполняют предложения со страдательным залогом (например: «Разработан комплексный подход к исследованию...»). Такой залог устраняет необходимость в фиксации субъекта действия и тем самым избавляет от необходимости вводить в текст диссертации личные местоимения.
Особую роль в научном стиле выполняют служебные части речи, особенно предлоги.
В научной речи предлоги и союзы употребляются как средства логической связи между предложениями и частями высказывания. Особенно употребительны сложные (производные, отыменные) предлоги (например, «в течение», «в результате», «в соответствии с ...», «в отличие от ..,», «наряду с ...», «в связи с ...» и т. п.) и сложные союзы (например, «ввиду того что», «между тем как», «вследствие того что», «после того как», «несмотря на то что» и т. п.).
Предлоги, характерные для научного стиля речи
Значения | Предлоги |
Способ действия | путем чего, методом чего, способом чего, с помощью чего, в виде чего, в форме чего; |
Целевые отношения | для чего, в целях чего, с целью чего, в интересах чего, во имя чего, ради чего, во избежании чего; |
Причинно-следственные отношения | вследствие чего, в результате чего, в силу чего, ввиду чего, благодаря чему, по причине чего, в связи с чем; |
Основание действия | на основе чего, в соответствии с чем, в зависимости от чего, за счет чего, по чему, с точки зрения чего. |
Условные отношения | при чем, при наличии чего, без чего, при отсутствии чего, в случае чего; |
Временные отношения | при чем, в процессе чего, во время чего, в ходе чего, по мере чего, с развитием чего, в течение чего, за время чего, после чего, с + тв.падеж; |
Частицы в научной речи употребляются в основном как средство усиления убедительности выражаемой мысли (например, «Классы существовали не вечно, а возникают лишь на определенном этапе развития производства»).
Частица «же» употребляется как лаконичное средство противопоставления (например, «Материя является основой мира, а сознание - это продукт материи. Таковы взгляды материалистов. Идеалисты же считают, что природа есть порождение духа, бога, сознания, т.е. идеального начала»).
Модальные частицы и местоимения, вносящие эмоциональные и другие оттенки, почти не употребляются.
Как можно заметить, в научном стиле части речи и их грамматические формы используются не всегда так, как в других стилях.
Синтаксические особенности научного стиля
1. Современный научный стиль характеризуется стремлением к синтаксической компрессии, т. е. к сжатию, увеличению объема информации при сокращении объема текста. Поэтому для него характерны словосочетания имен существительных, в которых в функции определения выступает родительный падеж имени (обменвеществ, коробкапередач, прибордля монтажа).
2. Типичным для данного стиля является употребление именного сказуемого (а не глагольного), что способствует созданию именного характера текста. Например: Сбережение –часть располагаемого дохода, которая не израсходована на конечное потребление товаров и услуг; Акция – этоценная бумага.
3. Широко употребительными в научном синтаксисе являются предложения с краткими причастиями следующего типа: может быть использован (рассматриваемый методможет быть использованпри производстве «умных бомб»).
4. Вопросительные предложения выполняют в научной речи специфические функции, связанные со стремлением пишущего привлечь внимание к излагаемому (В чем же состоят преимущества использования пластиковых карт?)
5. Характерно широкое распространение безличных предложений разных типов, поскольку в современной научной речи личная манера изложения уступила место безличной (Можно сказать, происходит негласный конкурс проектов будущего социального переустройства. Современному человеку этолегко понятьна модели перехода к рынку).
6. Для научных текстов характерно выяснение причинно-следственных отношений между явлениями, поэтому в них преобладают сложные предложения с различными типами союзов (несмотря на то что, ввиду того что, потому что, вследствие того что, тогда как, между тем как, в то время как и др.).
7. Используется в научной речи и группа вводных слов и словосочетаний, содержащих указание на источник сообщения (по нашему мнению, по убеждению, по понятию, по сведению, по сообщению, с точки зрения, согласно гипотезе, определению