Файл: 1. 1 Познавательные учебные действия как компонент требований фгос ооо 6.doc
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 167
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Познавательные учебные действия как компонент требований ФГОС ООО
1.2 Педагогический феномен понятия «познавательные УУД», структура
1.3 Методическая модель формирования ПУУД учащихся 7 классов при обучении алгебре
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ АЛГЕБРЕ В 7 КЛАССЕ, НАПРАВЛЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЯ ПУУД
2.1. Цели и содержание обучения алгебре в 7 классе
2.2. Методы, формы и средства обучения алгебре
Но в отличие от этого, возникают острые проблемы в организации ПУУД в современной школе.
Основной проблемой является отсутствие готовности учителей к организации образовательной и ПУУД учеников. Учителя также не могут определить и правильно описать проблему темы, выбранной учеником, и тем более научить их изолировать проблему самих школьников. Преподаватели - молодые специалисты, в свою очередь, просто не знакомы с такой деятельностью. Во-первых, потому что их не учили в школе, они не знакомы с этой формой организации образовательной деятельности. Во-вторых, и это вторая проблема, педагогические университеты почти не обращают внимания на методы организации внеклассных занятий в школе.
Важной проблемой является отсутствие информационных и материальных ресурсов общеобразовательной школы. В последние десятилетия такая школа не была пополнена, в некоторых нет даже компьютера, и дизайн ПУУД обязательно требуется в печатных и электронных версиях. В библиотечном фонде нет новых доходов, хотя работа требует наличия современного взгляда ученых на проблему, рассматриваемую школьником. Многие школы просто не могут искать информацию на обширной сети.
Еще одной проблемой ПУУД школьников является проблема критериев оценки таких работ. Различные туры и соревнования, в которых учащиеся представляют результаты своих исследований, оцениваются по различным критериям. Это несогласие возникает из-за того, что нет разделения на образовательные, исследовательские и познавательные действия, и нет разделения по возрасту (средние и средние школы). Защищая исследовательскую работу, можно столкнуться с ситуацией, когда ученик средней школы выигрывает в работе над той же темой, поскольку он старше и более эрудирован, хотя ученик сделал гораздо более важное открытие.
Все перечисленные проблемы существуют в большинстве школ. И, конечно же, они требуют пристального внимания и немедленного разрешения.
В качестве основных стратегий современного ресурсного обеспечения используются стратегии инновационного типа:
1. Стратегия интегративного изучения языкового и литературного содержания. Суть интегративной стратегии заключается в том, что языковые (литературные, культурные) единицы изучаются на разных языках синхронизированно, с опорой друг на друга, развивая координативную структуру общения на паритетных началах, не вступая в противоречие друг с другом.
2. Стратегия диалогового общения. Суть этой стратегии заключается в использовании на уроках разнообразных форм диалогового общения, когда проводится не только сопоставление двух литератур, культур разных народов по мотивам, образам, сюжетам и т.д., но и осуществляется перевод текста с одного языка на другой с последующим анализом художественно-изобразительных культурных средств.
3. Стратегия личностно-ориентированного обучения. Особенностью этой стратегии является перевод учащихся на позицию людей, обладающих другими культурными ценностями. Это может происходить как на уроках литературы, так и на уроках обществознания или на кружках декоративно-прикладного искусства в ходе изучения или анализа процессов творческой деятельности представителей искусства, литературы, культуры.
4. Стратегия межкультурной коммуникации. Такая стратегия лучше всего реализуется на мероприятиях, связанных с подготовкой и проведением конкурсов, дидактических игр, концертов или других показательных выступлений, в которых участвуют представители двух и более народов.
5. Стратегия коммуникативно-развивающего обучения. Эта стратегия предполагает моделирование культурной среды и использование на уроках методов активизации резервных возможностей личности ученика (коммуникативного ядра, единства сознаваемого и несознаваемого в обучении, аттрактивности в обучении).
6. Стратегия традиционного обучения и воспитания. В некоторых регионах РФ накоплен большой опыт работы с учащимися образовательных учреждений по формированию толерантного сознания. Разработаны образовательные технологии, способствующие формированию национального самосознания, утверждению национальных и общечеловеческих ценностей средствами литературы, музыки, живописи, мировой художественной, философской, экологической культуры, родного, русского и иностранных языков, обобщен опыт использования в этих целях исторического, историко-краеведческого, фольклорного материала, предложены соответствующие авторские программы. Через опытно-поисковую деятельность учителей представляется возможным донести мысль об обеспечении гармоничного сочетания национального и общечеловеческого в преподавании гуманитарных дисциплин, при формировании культуры межнационального общения, последовательно реализовывать культурный компонент в предметах гуманитарно-эстетического характера, формировать содружество народов через диалог национальных культур, знание истории, традиций, обычаев. Не менее значимо учитывать психологические особенности учащихся, создавать психологические основы, использовать потенциал педагогики, традиции народной педагогики.
На констатирующем этапе (сентябрь 2016) учащимся было предложено написать тест для определения перво уровня формирования ПУУД в ходе решения алгебраических задач. Для этого нами был выбран тест для оценки формирования ПУУД в ходе решения алгебраических задач учащихся средней школы, который проверяет следующие умения: умение находить недостающую информацию, умение делать и оценивать логичные умозаключения, умение оценивать последовательности умозаключений, умение рефлексивно оценивать содержание текста, умение находить главную информацию на фоне избыточной. Кроме этого, учащимся также было предложено написать тест Липпмана «Логические закономерности», поскольку формирование ПУУД в ходе решения алгебраических задач включает формирование ПУУД.
Для получения общего вывода об уровне формирования ПУУД в ходе решения алгебраических задач учащихся по двум методикам, мы воспользовались первичным методом математической статистики, а именно нахождением среднего значения данных.
Таким образом, мы получили показатели, непосредственно отражающие результаты исследования уровня формирования ПУУД в ходе решения алгебраических задач.
Результаты отражены в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Уровень формирования ПУУД в ходе решения алгебраических задач учащихся на констатирующем этапе эксперимента
Уровень формирования ПУУД в ходе решения алгебраических задач | Количество учащихся | % |
Высокий | 3 | 20 |
Средний | 5 | 33 |
Низкий | 7 | 47 |
На формирующем этапе эксперимента было применение вышеперечисленных приемов, учащиеся данной группы в течение 3 четверти посетили краткосрочный курс.
Итак, одной из главных задач развития ПУУД учащихся в процессе образования является организация проектной деятельности. Работа по формированию интеллектуальных умений и навыков в школе осуществляется, главным образом, на уроках. Этому способствуют и внедряемые повсеместно в учебный процесс современные интерактивные технологии. Несмотря на это, внеурочная работа учащихся - благоприятная почва для развития детей путем их приобщения к ПУУД.
Итак, проектная деятельность школьников помогает решать задачи развивающего образования:
- повышает престиж знаний, общую культуру, совершенствует навыки учебной работы;
- развивает личность ученика, формирует системность и глубину знаний, решение алгебраических задач;
- обогащает социальный опыт: учит деловитости, умению преодолевать трудности, достойно пережить успехи и неудачи, воспитывает уверенность в своих силах, расширяет контакты с другими учениками, а при использовании интернета - учит взаимодействовать с учителями и учеными.
Поэтому, одной из важнейших задач, стоящих перед школой сегодня, является подготовка школьника-исследователя, владеющего современными методами поиска, способного творчески подходить к решению проблем, пополнять свои знания путем самообразования [34].
Современный учащийся как творческая, социально активная личность нового типа может формироваться только в процессе исследовательской, поисковой работы, которая органически сочетается с учебной деятельностью.
Дополнительная образовательная программа по организации ПУУД школьников относится к программам социально-педагогической направленности, она ориентирована не на определенную предметную область, а с успехом может быть применена при обучении детей в объединениях различного профиля.
Цель данной образовательной программы - создание условий для развития детей путем их вовлечения в активную работу.
Изучение данной образовательной программы способствует профессиональному становлению школьников, формированию у них собственной гражданской позиции, облегчает социальную адаптацию детей, создает для них ситуацию успеха, способствует воспитанию разносторонней интеллектуально развитой личности.
В процессе изучения данной программы решается ряд задач:
Обучающих:
-дать детям знания об основах проектной деятельности,
-научить школьников грамотно выбирать тему исследования, ставить задачи, решение которых необходимо в процессе достижения цели, разрабатывать стратегию и тактику выполнения работы,
-научить детей работать с различными источниками информации,
-дать учащимся представление о многообразии форм представления полученных результатов, научить их правильному оформлению результатов своей работы.
Развивающих:
-расширить кругозор детей,
-сформировать у учащихся способность к анализу и корректировке своей ПУУД,
-развивать деловые качества учеников.
-сформировать гностические умения учащихся как основу коммуникативно-компетентной и творчески мыслящей личности.
Воспитательных:
-воспитать чувство ответственности за конечный результат своего труда;
-совершенствовать навыки работы в коллективе,
-формировать положительную самооценку подростка в конкретной практической деятельности,
-дать учащимся опыт публичных выступлений, умение вести диалог, развить их коммуникативные способности
Срок реализации программы - 1 год. Объем реализации программы - 144 часа. Режим проведения занятий - 2 раза в неделю по 2 часа.
Количество учащихся в группе 15 человек. Однако программой предусмотрены занятия в малых группах и индивидуальные консультации в области выполнения проектной работы. Группы могут формироваться как одновозрастные, так и разновозрастные.
Данный курс рассчитан на тех школьников, которые проявляют интерес к проектной деятельности в той или иной предметной области.
ПУУД в ходе решения алгебраических задач школьников позволяет перейти от школы памяти к школе ПУУД как необходимого условия развития таких проявлений деятельности, как творчество, воображение и фантазия. Широкое использование информационно-коммуникативных технологий позволяет расширить кругозор учащихся и развивать их интерес, формировать созидательные способности, интеллектуальные умения и навыки.
Курс включает в себя обучение учащихся выполнению действий по научно - исследовательской и проектной работе в соответствии с общими правилами научного исследования.
Система действий школьника представляется следующим образом [30]:
-выбор темы исследования;
-выявление проблемы исследования;
-постановка цели и задач, определение объекта и предмета исследования;
-правильный выбор методики исследования, проведение эксперимента;
-отбор и структурирование материала;
-анализ соответствия собранного материала теме и целям исследования;
-оформление результатов работы;
-представление результатов исследования.
Ожидаемые результаты:
Исходя из задач, поставленных в дополнительной образовательной программе, в результате ее освоения школьники должны научиться:
-подбирать информацию по теме;
-самостоятельно работать со справочной литературой, письменно фиксировать основное содержание прочитанного;
-правильно оформлять цитаты, сноски и т.д.;
-составлять доклады по прочитанному материалу;