Файл: Практикум по механике и молекулярной физике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2021

Просмотров: 720

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

66

Измеряется

 

тангенциальное

 

напряжение

 

в

 

тех

 

же

 

единицах

что

 

и

 

давле

-

ние

 

Деформация

 

сдвига

 

характеризуется

 

величиной

 

относительного

 

сдвига

  . 

Чтобы

 

объяснить

что

 

такое

 

относительный

 

сдвиг

обратимся

 

к

 

рис

. 1. 

Выберем

 

какие

-

нибудь

 

точки

 

тела

лежащие

 

на

 

одной

 

прямой

на

-

пример

точки

 

А

 

и

 

В

При

 

деформации

 

сдвига

 

величины

 

смещения

 

вы

-

бранных

 

точек

 

АА

 

и

 

ВВ

 

называются

 

абсолютным

 

сдвигом

Абсолютный

 

сдвиг

 

для

 

различных

 

точек

 

различен

  (

АА

 

 

ВВ

 

), 

но

 

отношение

 

каждого

 

этого

 

сдвига

 

к

 

расстоянию

 

до

 

точки

 

О

 

будет

 

одно

 

и

 

то

 

же

:     

tg .

AA

BB

OA

OB

γ

=

=

 

Если

 

деформации

 

малы

то

 

.

tg

γ

γ

 

Поэтому

 

можно

 

сказать

что

 

относи

-

тельный

 

сдвиг

 

есть

 

измеренный

 

в

 

радианах

 

угол

 

сдвига

 

По

 

закону

 

Гука

 

для

 

малых

 

деформаций

 

относительный

 

сдвиг

 

про

-

порционален

 

тангенциальному

 

напряжению

т

е

.        

.

γ

σ

τ

G

=

              (2) 

Величина

 G 

называется

 

модулем

 

сдвига

Таким

 

образом

модуль

 

сдвига

 

численно

 

равен

 

тангенциальному

 

напряжению

которое

 

возникло

 

бы

 

в

 

твердом

 

теле

 

при

 

относительном

 

сдвиге

равном

 

единице

.  

В

 

СИ

 

модуль

 

сдвига

 

измеряется

 

в

 

Н

/

м

2

 (

Па

), 

а

 

в

 

системе

 

СГС

 – 

в

 

дин

/

см

2

 

В

 

данной

 

лабораторной

 

работе

 

модуль

 

сдвига

 

оп

-

ределяется

 

косвенно

 – 

из

 

деформации

 

кручения

Рас

-

смотрим

 

более

 

подробно

 

этот

 

вид

 

деформации

 

и

 

ее

 

связь

 

с

 

деформацией

 

сдвига

Деформация

 

кручения

 

возникает

 

в

 

образце

 

(

стержне

проволоке

 

и

 

т

п

.), 

если

 

одно

 

сечение

 

образца

 

закреплено

 

неподвижно

а

 

во

 

втором

 

действуют

 

две

 

равные

 

по

 

модулю

 

и

 

противоположные

 

по

 

направле

-

нию

 

касательные

 

силы

 (

пара

 

сил

), 

момент

 

M

G

 

которых

 

относительно

 

центра

 

этого

 

сечения

 

направлен

 

по

 

оси

 

образца

 (

рис

. 2). 

Под

 

действием

 

крутящего

 

момента

 

M

G

 

все

 

попе

-

речные

 

сечения

 

стержня

изображенного

 

на

 

рис

. 2, 

поворачиваются

 

вокруг

 

оси

 

ОО

 

на

 

некоторые

 

углы

тем

 

большие

 

по

 

величине

чем

 

дальше

 

эти

 

сечения

 

расположены

 

от

 

сечения

закрепленного

 

непод

-

вижно

Угол

 

поворота

   

верхнего

 

сечения

 

называют

 

углом

 

кручения

В

 

ре

-

зультате

 

деформации

 

кручения

 

возникает

 

перекос

 

на

 

угол

   

образующих

 

цилиндрической

 

поверхности

 

стержня

 

По

 

закону

 

Гука

 

угол

 

кручения

   

связан

 

с

 

моментом

 

M

G

 

соотношением

 

                                                            

,

ϕ

N

M

=

                                             (3) 

где

 

N

 – 

модуль

 

кручения

который

 

показывает

какой

 

момент

 

нужно

 

при

-

ложить

чтобы

 

закрутить

 

стержень

 

на

 

угол

 

в

 

один

 

радиан

Найдем

 

теперь

 

M

G

0` 

φ

 

γ

 

Рис

.2

 

 


background image

 

67

связь

 

между

 

модулем

 

сдвига

 

и

 

модулем

 

кручения

Для

 

этого

 

предположим

что

 

стержень

 

с

 

радиусом

 r 

и

 

длиной

 L 

из

 

материала

модуль

 

сдвига

 

которо

-

го

 G, 

закручен

 

под

 

действием

 

момента

 

M

G

 

на

 

угол

   (

см

рис

. 2). 

Это

 

озна

-

чает

что

 

верхнее

 

основание

 

повернуто

 

относительно

 

нижнего

 

на

 

угол

  . 

Вырежем

 

из

 

стержня

 

диск

 

малой

 

высоты

 

dL

 

и

 

положим

что

 

нижнее

 

осно

-

вание

 

этого

 

диска

 

при

 

закручивании

 

повернулось

 

на

 

угол

  , 

а

 

верхнее

 – 

на

 

угол

   + d . 

Из

 

этого

 

диска

 

вырежем

 

кольцо

 

с

 

внутренним

 

радиусом

 

r

 

и

 

внешним

 

r + dr

 (

рис

. 3

а

). 

Все

 

кубики

вырезанные

 

из

 

такого

 

кольца

 (

рис

. 3

в

), 

будут

 

иметь

 

одинако

-

вую

 

деформацию

 

сдвига

 

на

 

один

 

и

 

тот

 

же

 

угол

  . 

Таким

 

образом

дефор

-

мация

 

кручения

 

свелась

 

к

 

деформации

 

сдвига

Из

 

рис

. 3

а

 

видно

что

  

          

ϕ

γ

rd

dL

=

        

или

  

.

dL

d

r

ϕ

γ

=

     (4) 

Определим

 

теперь

 

упругую

 

касатель

-

ную

 

силу

дейст

-

вующую

 

на

 

поверх

-

ность

 

кольца

площадь

 

которого

 

rdr

dS

π

2

=

Согласно

 (1) 

и

 (2), 

.

2

rdr

G

dS

G

dS

dF

γ

π

γ

σ

τ

τ

=

=

=

 

С

 

другой

 

стороны

элементарный

 

момент

 dM 

равен

 

.

2

2

dr

r

G

rdF

dM

γ

π

τ

=

=

 

Тогда

 

для

 

всего

 

стержня

 

полный

 

момент

 

М

 

равен

  

=

=

=

r

r

r

dr

r

dL

d

G

dr

r

G

dM

M

0

0

0

3

2

2

2

ϕ

π

γ

π

После

 

интегрирования

 

получим

4

2

4

r

dL

d

G

M

ϕ

π

=

.

Очевидно

что

 

для

 

одно

-

родного

 

стержня

   

L

dL

d

ϕ

ϕ

=

.       

Тогда

           

ϕ

π

ϕ

π

L

G

Д

L

r

G

M

32

2

4

4

=

=

,           (5) 

где

 

Д

=2r - 

диаметр

 

стержня

 

Подставляя

 (5) 

в

 (3), 

получим

 

соотношение

 

между

 

модулем

 

круче

-

ния

 N 

и

 

модулем

 

сдвига

 G:                                

L

G

Д

N

32

4

π

=

.                          (6) 

Описание

 

установки

 

и

 

вывод

 

расчетной

 

формулы

 

 

Экспериментальная

 

установка

 

состоит

 

из

 

длинной

 

вертикально

 

ви

-

сящей

 

проволоки

к

 

нижнему

 

концу

 

которой

 

прикреплен

 

горизонтальный

 

металлический

 

стержень

 

с

 

двумя

 

симметрично

 

расположенными

 

грузами

 

(

рис

. 4). 

Их

 

положение

 

на

 

стержне

 

можно

 

фиксировать

Верхний

 

конец

 

проволоки

 

зажат

 

в

 

цангу

 

кронштейна

 

и

 

с

 

помощью

 

специального

 

приспо

-

dL 

d

φ

 

γ

 

а

 

dL 

γ

 dr 

б

 

Рис

. 3 


background image

 

68

собления

 

вместе

 

с

 

цангой

 

может

 

поворачиваться

 

вокруг

 

вертикальной

 

оси

Таким

 

образом

в

 

системе

 

можно

 

возбуждать

 

крутильные

 

колебания

К

 

данной

 

системе

 

может

 

быть

 

применен

 

основной

 

закон

 

динамики

 

враща

-

тельного

 

движения

                                       

2

2

dt

d

J

M

ϕ

=

,                               (7) 

где

 

М

 – 

вращающий

 

момент

 

относительно

 

оси

 

ОО

, J – 

мо

-

мент

 

инерции

 

стержня

 

с

 

гру

-

зами

 

относительно

 

той

 

же

 

оси

 – 

угол

 

поворота

 

стержня

 

Если

 

амплитуда

 

коле

-

баний

 

невелика

то

 

для

 

опре

-

деления

 

момента

 

сил

 

М

 

мож

-

но

 

воспользоваться

 

законом

 

Гука

 

в

 

форме

 (3). 

Вращаю

-

щий

 

момент

 

М

 

в

 

этом

 

случае

 

вызван

 

деформацией

 

проволоки

 

и

 

стремится

 

уменьшить

а

 

не

 

увеличить

 

угол

  . 

Поэтому

 

в

 

формуле

 (3) 

необходимо

 

пе

-

ременить

 

знак

Тогда

 

после

 

подстановки

 (3) 

формула

 (7) 

приобретает

 

вид

 

ϕ

ϕ

N

dt

d

J

=

=

2

2

       

или

            

0

2

2

2

=

+

ϕ

ω

ϕ

dt

d

,     (8) 

где

 

J

N

=

2

ω

Из

 

уравнения

 (8) 

видно

что

 

в

 

рассматриваемом

 

движении

 

ус

-

корение

 

2

2

dt

d

ϕ

 

пропорционально

 

смещению

   

и

 

направлено

 

противополож

-

но

 

ему

а

 

это

 

есть

 

существенный

 

признак

 

гармонического

 

колебательного

 

движения

Решением

 

уравнения

 (8), 

как

 

известно

является

 

периодическая

 

функция

изменяющаяся

 

по

 

закону

 

синуса

 

или

 

косинуса

 

Таким

 

образом

,   

является

 

циклической

 

частотой

 

крутильных

 

коле

-

баний

 

стержня

период

 

которых

 

Т

 

равен

             

N

J

T

π

ω

π

2

2

=

=

,               (9) 

где

 J – 

момент

 

инерции

 

всей

 

системы

Момент

 

инерции

 

крутильного

 

маят

-

ника

 J 

складывается

 

из

 

момента

 

инерции

 

стержня

  J

о

 

и

 

момента

 

инерции

 

двух

 

грузов

 

2

2

A

m

 

относительно

 

оси

 

вращения

 

системы

Тогда

 

для

 

двух

 

положений

 

грузов

 1–1 

и

 2–2 (

см

рис

. 4) 

имеем

2

2

1

2

1

2

2

2

2

и

2

o

o

J

m

J

m

T

T

N

N

π

π

+

+

=

=

A

A

.             (10) 

Исключая

 

из

 

этих

 

формул

 J

o

находим

 N: 

(

)

2

2

2

1

2

2

2
1

2

8

T

T

m

N

=

A

A

π

.                                             (11) 

Сравнивая

 (6) 

и

 (11), 

получим

 

формулу

 

для

 

определения

 

модуля

 

сдвига

 G: 

2 1

1

A

0` 

1

A

2

A

2

A

m

Рис

. 4 


background image

 

69

(

)

(

)

2

2

2

1

4

2

2

2

1

256

T

T

Д

Lm

G

=

A

A

π

.                                               12) 

 

Выполнение

 

работы

 

1. 

Устанавливают

 

грузы

 

в

 

положения

 1–1, 

приводят

 

систему

 

в

 

крутиль

-

ные

 

колебания

избегая

 

маятникообразных

 

качаний

 

в

 

сторону

и

пропустив

 

2–3 

колебания

по

 

секундомеру

 

определяют

 

не

 

менее

 3-

х

 

раз

 

время

 30–50 

пол

-

ных

 

колебаний

 

системы

наблюдая

 

прохождение

 

зайчика

 

от

 

зеркальца

 

через

 

вертикальную

 

черту

 

на

 

задней

 

стенке

 

ящика

Число

 

колебаний

 n 

указывается

 

преподавателем

Вычисляют

 

период

 

колебаний

 

n

t

T

/

1

1

=

2. 

Переместив

 

грузы

 

в

 

положения

 2–2, 

определяют

 

период

 

колеба

-

ний

 

Т

2

3. 

С

 

помощью

 

микрометра

 

измеряют

 

в

 

нескольких

 

местах

 

диаметр

 

проволоки

4. 

С

 

помощью

 

линейки

 

определяют

 

расстояние

 

между

 

грузами

 

1

2

A

 

и

 

2

2

A

5. 

Все

 

данные

 

заносят

 

в

 

таблицу

 

и

 

по

 

формуле

 (2) 

находят

 

модуль

 

сдвига

 

материала

 

проволоки

Для

 

данной

 

установки

 L = (131   0,1) 

см

 

и

 

m = (270   0,1) 

г

 

n/n 

Д

мм

 

1

2

A

мм

 

t

1

Т

1

с

 

2

2

A

мм

 

t

2

T

2

G, 

Н

/

м

2

 

G, 

Н

/

м

2

 

%

100

G

G

Δ

 




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ср

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольные

 

вопросы

 

1.

 

Что

 

называется

 

деформацией

 

сдвига

Кручения

2.

 

Запишите

 

закон

 

Гука

 

для

 

этих

 

видов

 

деформаций

3.

 

От

 

чего

 

зависит

 

величина

 

модуля

 

сдвига

Единица

 

его

 

измерения

4.

 

Объясните

как

 

деформацию

 

кручения

 

можно

 

свести

 

к

 

деформа

-

ции

 

сдвига

5.

 

От

 

чего

 

зависит

 

период

 

крутильных

 

колебаний

6.

 

 

РАБОТА

 

 11 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

КОЭФФИЦИЕНТА

 

ВЯЗКОСТИ

 

ЖИДКОСТИ

 

ПО

 

МЕТОДУ

 

СТОКСА

 

Принадлежности

:

 

стеклянный

 

сосуд

наполненный

 

вязкой

 

жидко

-

стью

шарики

 

из

 

свинца

секундомер

измерительный

 

микроскоп

мас

-

штабная

 

линейка

 

 
 


background image

 

70

Краткая

 

теория

 

 

Реальная

 

жидкость

в

 

отличие

 

от

 

идеальной

обладает

 

вязкостью

 

(

внутренним

 

трением

), 

обусловленной

 

сцеплением

 (

взаимодействием

ме

-

жду

 

ее

 

молекулами

При

 

движении

 

жидкости

 

между

 

ее

 

слоями

 

возникают

 

силы

 

внутреннего

 

трения

действующие

 

таким

 

образом

чтобы

 

уравнять

  

скорости

 

всех

 

слоев

Природа

 

этих

 

сил

 

заключается

 

в

 

том

что

 

слои

дви

-

жущиеся

 

с

 

разными

 

скоростями

обмениваются

 

молекулами

Молекулы

 

из

 

более

 

быстрого

 

слоя

 

передают

 

более

 

медленному

 

некоторое

 

количество

 

движения

вследствие

 

чего

 

последний

 

начинает

 

двигаться

 

быстрее

Моле

-

кулы

 

из

 

более

 

медленного

 

слоя

 

получают

 

в

 

быстром

 

слое

 

некоторое

 

коли

-

чество

 

движения

 (

или

 

импульса

), 

что

 

приводит

 

к

 

его

 

торможению

  

Таким

 

образом

при

 

переносе

 

импульса

 

от

 

слоя

 

к

 

слою

 

происходит

 

изменение

 

импульса

 

этих

 

слоев

 (

уве

-

личение

 

или

 

уменьшение

). 

Это

 

зна

-

чит

что

 

на

 

каждый

 

из

 

этих

 

слоев

 

действует

 

сила

равная

 

изменению

 

импульса

 

в

 

единицу

 

времени

 (

второй

 

закон

 

Ньютона

). 

Эта

 

сила

 

называется

 

силой

 

трения

 

между

 

слоями

 

жидко

-

сти

движущимися

 

с

 

различными

 

скоростями

 (

внутреннее

 

трение

). 

Рассмотрим

 

жидкость

движущуюся

   

в

 

направлении

 

оси

 

Х

  (

рис

. 1). 

Пусть

 

слои

 

жидкости

 

движутся

 

с

 

разными

 

скоростями

На

 

оси

 Z 

возьмем

 

две

 

точки

находящиеся

 

на

 

расстоянии

 

dz.

 

Скорости

 

потока

 

отличаются

 

в

 

этих

 

точках

 

на

 

величину

 

dx

Отношение

 

dz

d

υ

 

называется

 

градиентом

 

скоро

-

сти

 – 

векторная

 

величина

численно

 

равная

 

изменению

 

скорости

 

на

 

едини

-

цу

 

длины

 

в

 

направлении

перпендикулярном

 

скорости

,  

и

 

направленная

 

в

 

сторону

 

возрастания

 

скорости

 

Сила

 

внутреннего

 

трения

 (

вязкости

по

 

Ньютону

действующая

 

меж

-

ду

  

двумя

 

слоями

 

жидкости

пропорциональна

 

площади

 

соприкасающихся

 

слоев

 

Δ

S  

и

 

градиенту

 

скорости

:                           

F

=

dz

d

υ

η

Δ

S.                  (1) 

 

Знак

 

минус

 

означает

что

 

импульс

 

движения

 

переносится

 

в

 

направлении

 

уменьшения

 

скорости

η

 – 

коэффициент

 

внутреннего

 

трения

или

 

коэффициент

 

вязкости

.  

 

Иногда

 

коэффициент

 

вязкости

 

η

определяемый

 

формулой

 (1), 

называют

 

коэффициентом

 

динамической

 

вязкости

 

в

 

отличие

 

от

 

кэффициента

 

кинематической

 

вязкости

равного

 

отношению

 

η

/

ρ

где

 

ρ

 

– 

плотность

 

жидкости

 

Физический

 

смысл

 

коэффициента

 

вязкости

 

η

 

заключается

 

в

 

том

что

 

он

 

численно

 

равен

 

силе

 

внутреннего

 

трения

возникающей

 

на

 

единице

 

Y

dZ 

υ

υ

d

+

 

υ

Δ

S

Рис

. 1