Файл: Уральский государственный педагогический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 455

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
и все настоящее выступает для него в свете основной направленности его личности. Выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение, становится тем эмоциональным центром жизненной ситуации, к которому сводятся все интересы [67].

В старшем подростковом возрасте в качестве ведущей деятельности Д. Б. Эльконин выделял учебно-профессиональную деятельность как усвоение системы научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения [70].

В старшем школьном возрасте связь между познавательными и учебными интересами становится постоянной. Проявляется избирательность к учебным предметам и одновременно интерес к решению общих познавательных проблем и к выяснению их мировоззренческой и моральной ценности. Возникает потребность разобраться в себе и окружающем, найти

смысл происходящего и собственного существования. Характер мышления старшего подростка становится личностным, что связано с тем, что в этот период формируется обобщение представление о самом себе, понимание и переживание своего “Я”, своей индивидуальности, своей личности. В общении со сверстниками формируется основное новообразование подросткового возраста □ самосознание или, другими словами, социальное сознание, перенесенное внутрь. По Л.С. Выготскому, это и есть самосознание. Самосознание - это общественное знание, перенесенное во внутренний план мышления. Контролирование своего поведения, проектирование его на основе моральных норм зависит напрямую от уровня развития самосознания[14].

Л.И. Божович считала, что главное новообразование переходного возраста находится именно в мотивационной сфере [10].

Новообразование, возникающее в старшем
подростковом возрасте, Л.И. Божович называла "самоопределением". Оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции [8].

Самоопределение возникает в конце учебы в школе, когда человек стоит перед необходимостью решать проблему своего будущего. Самоопределение отличается от простого прогнозирования своей будущей жизни. Оно основывается на уже устойчиво сложившиеся интересы и стремления субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии. Но подлинное самоопределение, как отмечала Л.И. Божович, не заканчивается в это время, оно, как системное новообразование, связанное с формированием внутренней позиции взрослого человека, возникает значительно позже и завершает последний этап онтогенетического развития личности ребенка. А в старшем подростковом возрасте самоопределение характеризуется не только пониманием самого

себя □ своих возможностей и стремлений, - но и пониманием своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни. Этот факт нельзя упустить при планировании системы патриотического воспитания в школе [8].

Д.Э. Гэлвигарст и М.В. Коле приводят детализированную схему целей развития в старший подростковый период:

  1. Общее эмоциональное созревание от деструктивных чувств и недостатка уравновешенности и конструктивности к конструктивным чувствам и уравновешенности, от субъективной к объективной интерпретации ситуации; от избегания конфликтов к их решению.

  2. Кристаллизация интересов к другому полу от интереса к одинаковому полу к интересу к противоположному полу; от мучительного ощущения сексуальности к признанию факта половой зрелости.

  3. Социальное созревание от чувства неуверенности в группе сверстников к достижению уверенности; от неловкости в обществе к находчивости; от рабского подражания к эмансипации; от неуживчивости в обществе к толерантности.

  4. Освобождение от опеки родителей от поиска поддержки у родителей к опоре на собственные силы.

  5. Интеллектуальное созревание – от веры в авторитеты к требованию доводов; от фактов к объяснениям; от многочисленных поверхностных интересов к нескольким постоянным.

  6. Выбор профессии от интереса к престижным профессиям к адекватной оценке своих возможностей и выбору соответствующей профессии.

  7. Проведение свободного времени − от интереса к индивидуальным играм, где можно показать силу, выносливость к интересу к коллективным играм; от активного участия в играх и соревнованиях к пассивному наблюдению; от интереса ко многим играм к интересу лишь к некоторым.

  8. Формирование жизненной философии от равнодушия к общественным делам к активному участию в них; от стремления к удовольствиям и избеганию боли к поведению, основанному на чувстве долга [17].


Особенности старших подростков:

  1. повышенная по сравнению с другими возрастами значимость тесных эмоциональных контактов.

  2. Интенсивная социализация, сменяющая характерное для старшеклассников противопоставление себя взрослому обществу. Это, в свою очередь, приводит к усилению протестных реакций и эмансипированного поведения со стороны старшеклассников, и к попыткам усилить контроль со стороны их родителей. В результате и дети, и родители переживают целый комплекс личностных проблем, который, в частности, отражается на таком психологическом показателе как тревожность

Гиппенрейтер Ю. Б. отмечал, развитие в старшем подростковом возрасте имеет несколько течений:

  1. пубертатное развитие. В течение относительно короткого периода, занимающего в среднем 4 года, тело подростка претерпевает значительные изменения. В связи с этим ему приходится решать следующие задачи:

  • необходимость реконструкции телесного «образа Я» (схемы тела) и построения мужской или женской «родовой» идентичности;

  • постепенный переход к взрослой генитальной сексуальности, характеризующейся совместным с партнером эротизмом и соединением двух взаимодополняющих влечений.

  1. Когнитивное развитие. Развитие интеллектуальной сферы старшего подростка характеризуется качественными и количественными изменениями. Становление когнитивных способностей отмечено двумя основными достижениями: развитием способности к абстрактному мышлению и расширением временной перспективы. Кроме того, всестороннее и

гармоничное развитие личности не может на каждом возрастном этапе определяться лишь одним «ведущим типом деятельности». В старшем подростковом
возрасте развитие интеллекта обеспечивается учебной деятельностью, и для этой цели она является ведущей; социальная активность задается соответствующей работой; нравственное развитие взаимодействием с референтными личностями. Его действия, реализующие одну его деятельность, одно отношение, объективно оказываются реализующими и какое-то другое его отношение.

  1. Преобразования социализации, проходящее, в двух направлениях:

  • освобождение от родительской опеки;

  • вхождение в группу сверстников, где появляется конкуренция и кооперация.

  1. Становление идентичности, подразумевающее:

  • осознание временной протяженности собственного Я, включающей детское прошлое и определяющей проекцию себя в будущее;

  • осознание себя как отличного от интериоризованных родительских образов;

  • осуществление системы выборов, которые обеспечивают цельность личности [17].

В психологических периодизациях А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина акцент делается на смене ведущего типа деятельности, которой в юношеском возрасте становится учебно-профессиональная деятельность[70]. Л. И. Божович определяет старший школьный возраст в соответствии с развитием мотивационной сферы: юношество она связывает с определением своего места в жизни и внутренней позиции, формированием мировоззрения, моральным сознанием и самосознанием [9].

Главное новообразование старшего подросткового возраста открытие

«Я», развитие рефлексии, осознание собственной индивидуальности и ее свойств, появление жизненного плана, установки на сознательные сферы

жизни, что направляет «Я» на практическое включение в различные виды
жизнедеятельности. Этот процесс сопровождается негативными и позитивными проявлениями. Для данного периода свойственны: беспокойство, тревога, раздражительность, диспропорция в физическом и психическом развитии, агрессивность, метания, противоречивость чувств, абстрактность бунта, меланхолия, снижение работоспособности. Позитивные проявления выражаются в том, что у старшего подростка появляются новые ценности, потребности, ощущение близости с природой, иное понимание искусства. Для старшего подросткового возраста типичными являются внутренняя противоречивость, неопределенность уровня притязаний, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, склонность принимать крайние позиции и точки зрения. Чем резче различия между миром детства и миром взрослости и чем важнее разделяющие их границы, тем ярче проявляются напряженность и конфликтность[8].

В старших классах школы развитие познавательных процессов детей достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. К старшему школьному возрасту происходит усвоение многих научных понятий, совершенствование умения пользоваться ими, рассуждать логически и абстрактно. Это означает сформированность теоретического или словесно-логического мышления. Одновременно наблюдается интеллектуализация всех остальных познавательных процессов. Старшие школьники уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. Они относительно свободно