Файл: Уральский государственный педагогический университет.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 455
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.Теоретические основы патриотического воспитания старших подростков в школе
Психолого-педагогическая характеристика старших подростков
Методы и формы патриотического воспитания старших
Глава 2.Эмпирическое изучение патриотического воспитания старших подростков в школе
Екатеринбурга по патриотическому воспитанию старших подростков
Комплекс мероприятий по патриотическому воспитанию старших подростков
Список использованной литературы
и все настоящее выступает для него в свете основной направленности его личности. Выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение, становится тем эмоциональным центром жизненной ситуации, к которому сводятся все интересы [67].
В старшем подростковом возрасте в качестве ведущей деятельности Д. Б. Эльконин выделял учебно-профессиональную деятельность как усвоение системы научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения [70].
В старшем школьном возрасте связь между познавательными и учебными интересами становится постоянной. Проявляется избирательность к учебным предметам и одновременно — интерес к решению общих познавательных проблем и к выяснению их мировоззренческой и моральной ценности. Возникает потребность разобраться в себе и окружающем, найти
смысл происходящего и собственного существования. Характер мышления старшего подростка становится личностным, что связано с тем, что в этот период формируется обобщение представление о самом себе, понимание и переживание своего “Я”, своей индивидуальности, своей личности. В общении со сверстниками формируется основное новообразование подросткового возраста □ самосознание или, другими словами, социальное сознание, перенесенное внутрь. По Л.С. Выготскому, это и есть самосознание. Самосознание - это общественное знание, перенесенное во внутренний план мышления. Контролирование своего поведения, проектирование его на основе моральных норм зависит напрямую от уровня развития самосознания[14].
Л.И. Божович считала, что главное новообразование переходного возраста находится именно в мотивационной сфере [10].
Новообразование, возникающее в старшем
подростковом возрасте, Л.И. Божович называла "самоопределением". Оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции [8].
Самоопределение возникает в конце учебы в школе, когда человек стоит перед необходимостью решать проблему своего будущего. Самоопределение отличается от простого прогнозирования своей будущей жизни. Оно основывается на уже устойчиво сложившиеся интересы и стремления субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии. Но подлинное самоопределение, как отмечала Л.И. Божович, не заканчивается в это время, оно, как системное новообразование, связанное с формированием внутренней позиции взрослого человека, возникает значительно позже и завершает последний этап онтогенетического развития личности ребенка. А в старшем подростковом возрасте самоопределение характеризуется не только пониманием самого
себя □ своих возможностей и стремлений, - но и пониманием своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни. Этот факт нельзя упустить при планировании системы патриотического воспитания в школе [8].
Д.Э. Гэлвигарст и М.В. Коле приводят детализированную схему целей развития в старший подростковый период:
Особенности старших подростков:
Гиппенрейтер Ю. Б. отмечал, развитие в старшем подростковом возрасте имеет несколько течений:
гармоничное развитие личности не может на каждом возрастном этапе определяться лишь одним «ведущим типом деятельности». В старшем подростковом
возрасте развитие интеллекта обеспечивается учебной деятельностью, и для этой цели она является ведущей; социальная активность задается соответствующей работой; нравственное развитие – взаимодействием с референтными личностями. Его действия, реализующие одну его деятельность, одно отношение, объективно оказываются реализующими и какое-то другое его отношение.
В психологических периодизациях А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина акцент делается на смене ведущего типа деятельности, которой в юношеском возрасте становится учебно-профессиональная деятельность[70]. Л. И. Божович определяет старший школьный возраст в соответствии с развитием мотивационной сферы: юношество она связывает с определением своего места в жизни и внутренней позиции, формированием мировоззрения, моральным сознанием и самосознанием [9].
Главное новообразование старшего подросткового возраста − открытие
«Я», развитие рефлексии, осознание собственной индивидуальности и ее свойств, появление жизненного плана, установки на сознательные сферы
жизни, что направляет «Я» на практическое включение в различные виды
жизнедеятельности. Этот процесс сопровождается негативными и позитивными проявлениями. Для данного периода свойственны: беспокойство, тревога, раздражительность, диспропорция в физическом и психическом развитии, агрессивность, метания, противоречивость чувств, абстрактность бунта, меланхолия, снижение работоспособности. Позитивные проявления выражаются в том, что у старшего подростка появляются новые ценности, потребности, ощущение близости с природой, иное понимание искусства. Для старшего подросткового возраста типичными являются внутренняя противоречивость, неопределенность уровня притязаний, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, склонность принимать крайние позиции и точки зрения. Чем резче различия между миром детства и миром взрослости и чем важнее разделяющие их границы, тем ярче проявляются напряженность и конфликтность[8].
В старших классах школы развитие познавательных процессов детей достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. К старшему школьному возрасту происходит усвоение многих научных понятий, совершенствование умения пользоваться ими, рассуждать логически и абстрактно. Это означает сформированность теоретического или словесно-логического мышления. Одновременно наблюдается интеллектуализация всех остальных познавательных процессов. Старшие школьники уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. Они относительно свободно
В старшем подростковом возрасте в качестве ведущей деятельности Д. Б. Эльконин выделял учебно-профессиональную деятельность как усвоение системы научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения [70].
В старшем школьном возрасте связь между познавательными и учебными интересами становится постоянной. Проявляется избирательность к учебным предметам и одновременно — интерес к решению общих познавательных проблем и к выяснению их мировоззренческой и моральной ценности. Возникает потребность разобраться в себе и окружающем, найти
смысл происходящего и собственного существования. Характер мышления старшего подростка становится личностным, что связано с тем, что в этот период формируется обобщение представление о самом себе, понимание и переживание своего “Я”, своей индивидуальности, своей личности. В общении со сверстниками формируется основное новообразование подросткового возраста □ самосознание или, другими словами, социальное сознание, перенесенное внутрь. По Л.С. Выготскому, это и есть самосознание. Самосознание - это общественное знание, перенесенное во внутренний план мышления. Контролирование своего поведения, проектирование его на основе моральных норм зависит напрямую от уровня развития самосознания[14].
Л.И. Божович считала, что главное новообразование переходного возраста находится именно в мотивационной сфере [10].
Новообразование, возникающее в старшем
подростковом возрасте, Л.И. Божович называла "самоопределением". Оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции [8].
Самоопределение возникает в конце учебы в школе, когда человек стоит перед необходимостью решать проблему своего будущего. Самоопределение отличается от простого прогнозирования своей будущей жизни. Оно основывается на уже устойчиво сложившиеся интересы и стремления субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии. Но подлинное самоопределение, как отмечала Л.И. Божович, не заканчивается в это время, оно, как системное новообразование, связанное с формированием внутренней позиции взрослого человека, возникает значительно позже и завершает последний этап онтогенетического развития личности ребенка. А в старшем подростковом возрасте самоопределение характеризуется не только пониманием самого
себя □ своих возможностей и стремлений, - но и пониманием своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни. Этот факт нельзя упустить при планировании системы патриотического воспитания в школе [8].
Д.Э. Гэлвигарст и М.В. Коле приводят детализированную схему целей развития в старший подростковый период:
-
Общее эмоциональное созревание − от деструктивных чувств и недостатка уравновешенности и конструктивности к конструктивным чувствам и уравновешенности, от субъективной к объективной интерпретации ситуации; от избегания конфликтов к их решению. -
Кристаллизация интересов к другому полу – от интереса к одинаковому полу к интересу к противоположному полу; от мучительного ощущения сексуальности к признанию факта половой зрелости. -
Социальное созревание − от чувства неуверенности в группе сверстников к достижению уверенности; от неловкости в обществе к находчивости; от рабского подражания к эмансипации; от неуживчивости в обществе к толерантности. -
Освобождение от опеки родителей − от поиска поддержки у родителей к опоре на собственные силы. -
Интеллектуальное созревание – от веры в авторитеты к требованию доводов; от фактов к объяснениям; от многочисленных поверхностных интересов к нескольким постоянным. -
Выбор профессии − от интереса к престижным профессиям к адекватной оценке своих возможностей и выбору соответствующей профессии. -
Проведение свободного времени − от интереса к индивидуальным играм, где можно показать силу, выносливость к интересу к коллективным играм; от активного участия в играх и соревнованиях к пассивному наблюдению; от интереса ко многим играм к интересу лишь к некоторым. -
Формирование жизненной философии – от равнодушия к общественным делам к активному участию в них; от стремления к удовольствиям и избеганию боли к поведению, основанному на чувстве долга [17].
Особенности старших подростков:
-
повышенная по сравнению с другими возрастами значимость тесных эмоциональных контактов. -
Интенсивная социализация, сменяющая характерное для старшеклассников противопоставление себя взрослому обществу. Это, в свою очередь, приводит к усилению протестных реакций и эмансипированного поведения со стороны старшеклассников, и к попыткам усилить контроль со стороны их родителей. В результате и дети, и родители переживают целый комплекс личностных проблем, который, в частности, отражается на таком психологическом показателе как тревожность
Гиппенрейтер Ю. Б. отмечал, развитие в старшем подростковом возрасте имеет несколько течений:
-
пубертатное развитие. В течение относительно короткого периода, занимающего в среднем 4 года, тело подростка претерпевает значительные изменения. В связи с этим ему приходится решать следующие задачи:
-
необходимость реконструкции телесного «образа Я» (схемы тела) и построения мужской или женской «родовой» идентичности; -
постепенный переход к взрослой генитальной сексуальности, характеризующейся совместным с партнером эротизмом и соединением двух взаимодополняющих влечений.
-
Когнитивное развитие. Развитие интеллектуальной сферы старшего подростка характеризуется качественными и количественными изменениями. Становление когнитивных способностей отмечено двумя основными достижениями: развитием способности к абстрактному мышлению и расширением временной перспективы. Кроме того, всестороннее и
гармоничное развитие личности не может на каждом возрастном этапе определяться лишь одним «ведущим типом деятельности». В старшем подростковом
возрасте развитие интеллекта обеспечивается учебной деятельностью, и для этой цели она является ведущей; социальная активность задается соответствующей работой; нравственное развитие – взаимодействием с референтными личностями. Его действия, реализующие одну его деятельность, одно отношение, объективно оказываются реализующими и какое-то другое его отношение.
-
Преобразования социализации, проходящее, в двух направлениях:
-
освобождение от родительской опеки; -
вхождение в группу сверстников, где появляется конкуренция и кооперация.
-
Становление идентичности, подразумевающее:
-
осознание временной протяженности собственного Я, включающей детское прошлое и определяющей проекцию себя в будущее; -
осознание себя как отличного от интериоризованных родительских образов; -
осуществление системы выборов, которые обеспечивают цельность личности [17].
В психологических периодизациях А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина акцент делается на смене ведущего типа деятельности, которой в юношеском возрасте становится учебно-профессиональная деятельность[70]. Л. И. Божович определяет старший школьный возраст в соответствии с развитием мотивационной сферы: юношество она связывает с определением своего места в жизни и внутренней позиции, формированием мировоззрения, моральным сознанием и самосознанием [9].
Главное новообразование старшего подросткового возраста − открытие
«Я», развитие рефлексии, осознание собственной индивидуальности и ее свойств, появление жизненного плана, установки на сознательные сферы
жизни, что направляет «Я» на практическое включение в различные виды
жизнедеятельности. Этот процесс сопровождается негативными и позитивными проявлениями. Для данного периода свойственны: беспокойство, тревога, раздражительность, диспропорция в физическом и психическом развитии, агрессивность, метания, противоречивость чувств, абстрактность бунта, меланхолия, снижение работоспособности. Позитивные проявления выражаются в том, что у старшего подростка появляются новые ценности, потребности, ощущение близости с природой, иное понимание искусства. Для старшего подросткового возраста типичными являются внутренняя противоречивость, неопределенность уровня притязаний, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, склонность принимать крайние позиции и точки зрения. Чем резче различия между миром детства и миром взрослости и чем важнее разделяющие их границы, тем ярче проявляются напряженность и конфликтность[8].
В старших классах школы развитие познавательных процессов детей достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. К старшему школьному возрасту происходит усвоение многих научных понятий, совершенствование умения пользоваться ими, рассуждать логически и абстрактно. Это означает сформированность теоретического или словесно-логического мышления. Одновременно наблюдается интеллектуализация всех остальных познавательных процессов. Старшие школьники уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. Они относительно свободно