Файл: О. А. Кирьяш (подпись).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 197

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ориентиров», опре-деленных Федеральными государственными образовательными стандартами в отношении развития речи, в конце дошкольного возраста ребенок [55].

- способен вести переговоры, учитывать интересы и чувства других, совмест -

но переживать неудачи и радоваться успехам других, адекватно выражать свои чув-ства, в том числе чувство веры в себя, пытаясь разрешить конфликты;

- умеет высказывать и отстаивать свою позицию по различным вопросам;

- способен сотрудничать и выполнять как руководящие, так и исполнитель -ные функции в совместной деятельности;

- показывает способность слышать других и желание быть понятыми другими.

- ребенок свободно говорит на устной речи, может выражать свои мысли                     и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, строить речевое высказывание в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка есть предпосылки к грамотности.

Как следует из всего выше сказанного, в старшем дошкольном возрасте у некоторых детей еще наблюдаются нарушения звукопроизношения, ошибки в обра -зовании грамматических форм и другие нарушения речи, однако, наиболее подроб -

но остановимся на развитии связной речи детей.

Важнейшим в работе педагога с дошкольниками является принцип коммуни- кативного подхода к формированию разговорной речи детей. В то же время особое внимание уделяется обучению детей таким согласованным высказываниям, которые требуются детям дошкольного возраста в процессе общения и обучения в период подготовки к школе (подробные ответы, пересказ текста, составление рассказа на визуальном уровне) (Рисунок 1).

Рисунок 1. Развитие связной речи.
Коммуникативный подход предполагает использование различных форм и методов обучения, которые способствуют активизации различных речевых проявле-ний у ребенка. Но чаще всего учителя используют игровые приемы обучения, пос -кольку игра является ведущей деятельностью дошкольника.


Работа по формированию связной речи строится в соответствии с общеди- дактическими принципами:

  • систематичность и последовательность в обучении;

  • учет возрастных и индивидуально психологических особенностей детей;

  • направленность обучения на развитие их активности и самостоятельности.

Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование рече -

вых умений, необходимых для общения.

Диалог – сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге детям иногда бывает труднее, чем строить собственное монологическое высказыва -ние. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием речи собеседника.

Участие в диалоге требует от дошкольников сложных умений:

  1. слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником;

  2. формулировать в ответ собственное суждение;

  3. правильно выражать свой ответ (суждение) средствами языка;

  4. менять вслед за мыслями собеседника тему диалога;

  5. поддерживать определенный эмоциональный тон;

  6. следить за правильностью языковой формы, мысли;

  7. слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки.

В старших группах педагоги работают над совершенствованием диалогичеc- кой речи и учат детей:

  • Педагоги ДОУ уделяют особое внимание способности обдумывать и задавать вопросы, в соответствии с заданным вопросом, строить свой ответ, добавлять, исправлять ошибки речи собеседника, сравнивать свою точку зрения с точкой зрения других людей;

  • Педагоги поощряют детей говорить на темы, которые в данный момент не находятся в поле зрения ребенка, содержательное речевое общение между детьми о проводимых играх, чтении книг, просмотре фильмов;

  • Задачи и содержание изучения монологической речи определяются особенностями развития связной речи детей и особенностями монологического высказывания, которое характеризуется рядом особенностей:

  • целостность (единство темы, соответствие всех микротем главной мысли);

  • структурное оформление (начало, середина, конец);

  • связность (логические связи между предложениями и частями мо- нолога);

  • объем высказывания;

  • плавность (отсутствие длительных пауз в процессе рассказывания).


Связностьречи характеризуетсяумениями:

  • понимать и осмысливать тему, определять ее границы;

  • отбирать необходимый материал;

  • располагать материал в нужной последовательности;

  • пользоваться средствами языка в соответствии с литературными                нормами и задачами высказывания;

  • строить речь преднамеренно и произвольно.

На современном этапе программа развития связной монологической речи существенно уточняется и дополняется.

Она предусматривает формирование способности выбирать тему и контент для своих рассказов и упорядочивать их в определенной последовательности.

Кроме того, важно научить дошкольников базовым знаниям о построении утверждений и о том, как соединять предложения [58].

Связанные высказывания детей характеризуются с разных точек зрения: функцией (целью), источником высказывания, ведущим психическим процессом, на который опирается ребенок.

В зависимости от функции (цели), существует четыре типа моно журналов:

      1. описание;

      2. повествование;

      3. рассуждение;

      4. контаминацию (смешанные тексты).

У детей в дошкольном возрасте преимущественно сочетаются (смешанные) утверждения, в которых дети используют элементы всех типов с преобладанием одного из них. Преподаватель должен хорошо знать особенности каждого типа высказываний: их назначение, структуру, типичные для них языковые средства, а также типичные межфразовые коммуникации.

Описание – это                            характеристика предмета и его свойств.

Повествование – это связный рассказ о каких-нибудь событиях. Его основой является сюжет, развертывающийся во времени.

Рассуждение – это логическое изложение материала в форме доказательства.

В рассуждении содержится объяснение какого-либо факта, аргументируется определенная 
точка зрения, раскрываются причинно-следственные связи и отноше -

ния.

Пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи. При пересказе ребенок передает готовое авторское содержание и заимствует готовые речевые формы (словарь, грамматические конструкции, внутритекстовые связи).

Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенно-

го содержания.

В методике традиционно термином «рассказ» принято обозначать самостоя -

тельно созданные детьми монологи разного типа (описание, повествование, рассуж-дение или контаминация).

С лингвистической точки зрения допускается терминологическая неточность, поскольку рассказом мы можем назвать только повествование [2].

В зависимости от источника высказывания можно выделить монологи:

  1. по игрушкам и предметам;

  2. по картине или серии картин, связанных одним сюжетом;

  3. из личного опыта;

  4. творческие рассказы.

Творческие рассказы – это рассказы о вымышленных событиях.

Под творческим рассказыванием в методике понимают деятельность, результатом которой является придумывание детьми сказок, реалистических рассказов с самостоятельно созданными воображаемыми образами, ситуациями, логически построенных, облеченных в определенную словесную форму.

При пересказе литературных произведений (сказок или рассказов) дошкольники учатся последовательно, последовательно и выразительно выражать законченный текст без помощи взрослого, передавая интонационный диалог между персонажами и персонажами персонажей.

В рассказывании историй, используя картинку, дети развивают способность самостоятельно составлять описательную или повествовательную историю в соот -ветствии с ее содержанием, указывая место и время действия, выдумывая события, предшествующие или следующие за сюжетом. Рассказывание историй из серии картин повествования формирует у детей способность развивать сюжетную линию, придумывать название для истории в соответствии с содержанием, объединять отдельные предложения и части высказывания
в повествовательный текст.

Говоря об объектах и игрушках (или о наборе игрушек), детей дошкольного возраста учат сочинять рассказы и сказки, наблюдать за композицией и выражать идеи выразительным и последовательным образом, развивая способность описывать и характеризовать их.

В группах старшего дошкольного возраста доля рассказывания историй из личного опыта детей увеличивается, так как они активно формируют элементарные знания о структуре повествовательного текста и умении использовать различные средства выражения речи, обеспечивая целостность и согласованность монолог.

Учителя учат детей понимать тему высказывания, использовать различные начала повествования, разрабатывать сюжет в логической последовательности, уметь его завершать и называть его.

Чтобы объединить идеи о структуре истории, дошкольные учителя использу -

ют метод мнемоники или моделирования. Например: модель представляет собой круг, разделенный на три части - зеленый (начало), красный (середина) и синий (конец).

Согласно таким моделям, ребенок более успешен в создании собственной истории.

В процессе работы по воспитанию связной речи дошкольников особое внимание педагоги уделяют прослушиванию записи сказок и других литературных произведений в исполнении авторов или мастеров разговорного жанра, а так же просмотру мультфильмов по этим произведениям и созданию игр-драматизаций [11].