ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 197
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретическое обоснование проблемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Психолого-педагогические основы развития связной речи у детей дошкольного возраста
1.2 Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
1.3 Роль игры-драматизации в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Выявление уровня развития связной речи у детей старшего дошколь-ного возраста
2.3 Определение эффективности экспериментальной работы
ориентиров», опре-деленных Федеральными государственными образовательными стандартами в отношении развития речи, в конце дошкольного возраста ребенок [55].
- способен вести переговоры, учитывать интересы и чувства других, совмест -
но переживать неудачи и радоваться успехам других, адекватно выражать свои чув-ства, в том числе чувство веры в себя, пытаясь разрешить конфликты;
- умеет высказывать и отстаивать свою позицию по различным вопросам;
- способен сотрудничать и выполнять как руководящие, так и исполнитель -ные функции в совместной деятельности;
- показывает способность слышать других и желание быть понятыми другими.
- ребенок свободно говорит на устной речи, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, строить речевое высказывание в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка есть предпосылки к грамотности.
Как следует из всего выше сказанного, в старшем дошкольном возрасте у некоторых детей еще наблюдаются нарушения звукопроизношения, ошибки в обра -зовании грамматических форм и другие нарушения речи, однако, наиболее подроб -
но остановимся на развитии связной речи детей.
Важнейшим в работе педагога с дошкольниками является принцип коммуни- кативного подхода к формированию разговорной речи детей. В то же время особое внимание уделяется обучению детей таким согласованным высказываниям, которые требуются детям дошкольного возраста в процессе общения и обучения в период подготовки к школе (подробные ответы, пересказ текста, составление рассказа на визуальном уровне) (Рисунок 1).
Рисунок 1. Развитие связной речи.
Коммуникативный подход предполагает использование различных форм и методов обучения, которые способствуют активизации различных речевых проявле-ний у ребенка. Но чаще всего учителя используют игровые приемы обучения, пос -кольку игра является ведущей деятельностью дошкольника.
Работа по формированию связной речи строится в соответствии с общеди- дактическими принципами:
Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование рече -
вых умений, необходимых для общения.
Диалог – сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге детям иногда бывает труднее, чем строить собственное монологическое высказыва -ние. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием речи собеседника.
Участие в диалоге требует от дошкольников сложных умений:
В старших группах педагоги работают над совершенствованием диалогичеc- кой речи и учат детей:
Связностьречи характеризуетсяумениями:
На современном этапе программа развития связной монологической речи существенно уточняется и дополняется.
Она предусматривает формирование способности выбирать тему и контент для своих рассказов и упорядочивать их в определенной последовательности.
Кроме того, важно научить дошкольников базовым знаниям о построении утверждений и о том, как соединять предложения [58].
Связанные высказывания детей характеризуются с разных точек зрения: функцией (целью), источником высказывания, ведущим психическим процессом, на который опирается ребенок.
В зависимости от функции (цели), существует четыре типа моно журналов:
У детей в дошкольном возрасте преимущественно сочетаются (смешанные) утверждения, в которых дети используют элементы всех типов с преобладанием одного из них. Преподаватель должен хорошо знать особенности каждого типа высказываний: их назначение, структуру, типичные для них языковые средства, а также типичные межфразовые коммуникации.
Описание – это характеристика предмета и его свойств.
Повествование – это связный рассказ о каких-нибудь событиях. Его основой является сюжет, развертывающийся во времени.
Рассуждение – это логическое изложение материала в форме доказательства.
В рассуждении содержится объяснение какого-либо факта, аргументируется определенная
точка зрения, раскрываются причинно-следственные связи и отноше -
ния.
Пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи. При пересказе ребенок передает готовое авторское содержание и заимствует готовые речевые формы (словарь, грамматические конструкции, внутритекстовые связи).
Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенно-
го содержания.
В методике традиционно термином «рассказ» принято обозначать самостоя -
тельно созданные детьми монологи разного типа (описание, повествование, рассуж-дение или контаминация).
С лингвистической точки зрения допускается терминологическая неточность, поскольку рассказом мы можем назвать только повествование [2].
В зависимости от источника высказывания можно выделить монологи:
Творческие рассказы – это рассказы о вымышленных событиях.
Под творческим рассказыванием в методике понимают деятельность, результатом которой является придумывание детьми сказок, реалистических рассказов с самостоятельно созданными воображаемыми образами, ситуациями, логически построенных, облеченных в определенную словесную форму.
При пересказе литературных произведений (сказок или рассказов) дошкольники учатся последовательно, последовательно и выразительно выражать законченный текст без помощи взрослого, передавая интонационный диалог между персонажами и персонажами персонажей.
В рассказывании историй, используя картинку, дети развивают способность самостоятельно составлять описательную или повествовательную историю в соот -ветствии с ее содержанием, указывая место и время действия, выдумывая события, предшествующие или следующие за сюжетом. Рассказывание историй из серии картин повествования формирует у детей способность развивать сюжетную линию, придумывать название для истории в соответствии с содержанием, объединять отдельные предложения и части высказывания
в повествовательный текст.
Говоря об объектах и игрушках (или о наборе игрушек), детей дошкольного возраста учат сочинять рассказы и сказки, наблюдать за композицией и выражать идеи выразительным и последовательным образом, развивая способность описывать и характеризовать их.
В группах старшего дошкольного возраста доля рассказывания историй из личного опыта детей увеличивается, так как они активно формируют элементарные знания о структуре повествовательного текста и умении использовать различные средства выражения речи, обеспечивая целостность и согласованность монолог.
Учителя учат детей понимать тему высказывания, использовать различные начала повествования, разрабатывать сюжет в логической последовательности, уметь его завершать и называть его.
Чтобы объединить идеи о структуре истории, дошкольные учителя использу -
ют метод мнемоники или моделирования. Например: модель представляет собой круг, разделенный на три части - зеленый (начало), красный (середина) и синий (конец).
Согласно таким моделям, ребенок более успешен в создании собственной истории.
В процессе работы по воспитанию связной речи дошкольников особое внимание педагоги уделяют прослушиванию записи сказок и других литературных произведений в исполнении авторов или мастеров разговорного жанра, а так же просмотру мультфильмов по этим произведениям и созданию игр-драматизаций [11].
- способен вести переговоры, учитывать интересы и чувства других, совмест -
но переживать неудачи и радоваться успехам других, адекватно выражать свои чув-ства, в том числе чувство веры в себя, пытаясь разрешить конфликты;
- умеет высказывать и отстаивать свою позицию по различным вопросам;
- способен сотрудничать и выполнять как руководящие, так и исполнитель -ные функции в совместной деятельности;
- показывает способность слышать других и желание быть понятыми другими.
- ребенок свободно говорит на устной речи, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, строить речевое высказывание в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка есть предпосылки к грамотности.
Как следует из всего выше сказанного, в старшем дошкольном возрасте у некоторых детей еще наблюдаются нарушения звукопроизношения, ошибки в обра -зовании грамматических форм и другие нарушения речи, однако, наиболее подроб -
но остановимся на развитии связной речи детей.
Важнейшим в работе педагога с дошкольниками является принцип коммуни- кативного подхода к формированию разговорной речи детей. В то же время особое внимание уделяется обучению детей таким согласованным высказываниям, которые требуются детям дошкольного возраста в процессе общения и обучения в период подготовки к школе (подробные ответы, пересказ текста, составление рассказа на визуальном уровне) (Рисунок 1).
Рисунок 1. Развитие связной речи.
Коммуникативный подход предполагает использование различных форм и методов обучения, которые способствуют активизации различных речевых проявле-ний у ребенка. Но чаще всего учителя используют игровые приемы обучения, пос -кольку игра является ведущей деятельностью дошкольника.
Работа по формированию связной речи строится в соответствии с общеди- дактическими принципами:
-
систематичность и последовательность в обучении; -
учет возрастных и индивидуально психологических особенностей детей; -
направленность обучения на развитие их активности и самостоятельности.
Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование рече -
вых умений, необходимых для общения.
Диалог – сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге детям иногда бывает труднее, чем строить собственное монологическое высказыва -ние. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием речи собеседника.
Участие в диалоге требует от дошкольников сложных умений:
-
слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; -
формулировать в ответ собственное суждение; -
правильно выражать свой ответ (суждение) средствами языка; -
менять вслед за мыслями собеседника тему диалога; -
поддерживать определенный эмоциональный тон; -
следить за правильностью языковой формы, мысли; -
слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки.
В старших группах педагоги работают над совершенствованием диалогичеc- кой речи и учат детей:
-
Педагоги ДОУ уделяют особое внимание способности обдумывать и задавать вопросы, в соответствии с заданным вопросом, строить свой ответ, добавлять, исправлять ошибки речи собеседника, сравнивать свою точку зрения с точкой зрения других людей; -
Педагоги поощряют детей говорить на темы, которые в данный момент не находятся в поле зрения ребенка, содержательное речевое общение между детьми о проводимых играх, чтении книг, просмотре фильмов; -
Задачи и содержание изучения монологической речи определяются особенностями развития связной речи детей и особенностями монологического высказывания, которое характеризуется рядом особенностей: -
целостность (единство темы, соответствие всех микротем главной мысли); -
структурное оформление (начало, середина, конец); -
связность (логические связи между предложениями и частями мо- нолога); -
объем высказывания; -
плавность (отсутствие длительных пауз в процессе рассказывания).
Связностьречи характеризуетсяумениями:
-
понимать и осмысливать тему, определять ее границы; -
отбирать необходимый материал; -
располагать материал в нужной последовательности; -
пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания; -
строить речь преднамеренно и произвольно.
На современном этапе программа развития связной монологической речи существенно уточняется и дополняется.
Она предусматривает формирование способности выбирать тему и контент для своих рассказов и упорядочивать их в определенной последовательности.
Кроме того, важно научить дошкольников базовым знаниям о построении утверждений и о том, как соединять предложения [58].
Связанные высказывания детей характеризуются с разных точек зрения: функцией (целью), источником высказывания, ведущим психическим процессом, на который опирается ребенок.
В зависимости от функции (цели), существует четыре типа моно журналов:
-
описание; -
повествование; -
рассуждение; -
контаминацию (смешанные тексты).
У детей в дошкольном возрасте преимущественно сочетаются (смешанные) утверждения, в которых дети используют элементы всех типов с преобладанием одного из них. Преподаватель должен хорошо знать особенности каждого типа высказываний: их назначение, структуру, типичные для них языковые средства, а также типичные межфразовые коммуникации.
Описание – это характеристика предмета и его свойств.
Повествование – это связный рассказ о каких-нибудь событиях. Его основой является сюжет, развертывающийся во времени.
Рассуждение – это логическое изложение материала в форме доказательства.
В рассуждении содержится объяснение какого-либо факта, аргументируется определенная
точка зрения, раскрываются причинно-следственные связи и отноше -
ния.
Пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи. При пересказе ребенок передает готовое авторское содержание и заимствует готовые речевые формы (словарь, грамматические конструкции, внутритекстовые связи).
Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенно-
го содержания.
В методике традиционно термином «рассказ» принято обозначать самостоя -
тельно созданные детьми монологи разного типа (описание, повествование, рассуж-дение или контаминация).
С лингвистической точки зрения допускается терминологическая неточность, поскольку рассказом мы можем назвать только повествование [2].
В зависимости от источника высказывания можно выделить монологи:
-
по игрушкам и предметам; -
по картине или серии картин, связанных одним сюжетом; -
из личного опыта; -
творческие рассказы.
Творческие рассказы – это рассказы о вымышленных событиях.
Под творческим рассказыванием в методике понимают деятельность, результатом которой является придумывание детьми сказок, реалистических рассказов с самостоятельно созданными воображаемыми образами, ситуациями, логически построенных, облеченных в определенную словесную форму.
При пересказе литературных произведений (сказок или рассказов) дошкольники учатся последовательно, последовательно и выразительно выражать законченный текст без помощи взрослого, передавая интонационный диалог между персонажами и персонажами персонажей.
В рассказывании историй, используя картинку, дети развивают способность самостоятельно составлять описательную или повествовательную историю в соот -ветствии с ее содержанием, указывая место и время действия, выдумывая события, предшествующие или следующие за сюжетом. Рассказывание историй из серии картин повествования формирует у детей способность развивать сюжетную линию, придумывать название для истории в соответствии с содержанием, объединять отдельные предложения и части высказывания
в повествовательный текст.
Говоря об объектах и игрушках (или о наборе игрушек), детей дошкольного возраста учат сочинять рассказы и сказки, наблюдать за композицией и выражать идеи выразительным и последовательным образом, развивая способность описывать и характеризовать их.
В группах старшего дошкольного возраста доля рассказывания историй из личного опыта детей увеличивается, так как они активно формируют элементарные знания о структуре повествовательного текста и умении использовать различные средства выражения речи, обеспечивая целостность и согласованность монолог.
Учителя учат детей понимать тему высказывания, использовать различные начала повествования, разрабатывать сюжет в логической последовательности, уметь его завершать и называть его.
Чтобы объединить идеи о структуре истории, дошкольные учителя использу -
ют метод мнемоники или моделирования. Например: модель представляет собой круг, разделенный на три части - зеленый (начало), красный (середина) и синий (конец).
Согласно таким моделям, ребенок более успешен в создании собственной истории.
В процессе работы по воспитанию связной речи дошкольников особое внимание педагоги уделяют прослушиванию записи сказок и других литературных произведений в исполнении авторов или мастеров разговорного жанра, а так же просмотру мультфильмов по этим произведениям и созданию игр-драматизаций [11].