ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 200
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретическое обоснование проблемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Психолого-педагогические основы развития связной речи у детей дошкольного возраста
1.2 Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
1.3 Роль игры-драматизации в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Выявление уровня развития связной речи у детей старшего дошколь-ного возраста
2.3 Определение эффективности экспериментальной работы
1.3 Роль игры-драматизации в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра.
Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздей -ствия на детей.
Игра-драматизация оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка.
Стимулирует активную речь за счет активизации словарного запаса, совершенствует звуковую культуру речи, ее грамматический строй, артикуляционный аппа -
рат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства.
Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимо –стью ясно, четко, понятно изъясняться. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь [37]. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную
обусловленность.
Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Постепенно складывающееся умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значе -
ние для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению [23].
Старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для использования драматических постановок. Для этого возраста характерны острота и свежесть восприятия, любознательность, яркость воображения.
Внимание ребенка уже относительно длительно и устойчиво. Память его также достаточно развита: легко и прочно запоминает он то, что его особенно поражает, что непосредственно связано с его интересами [19].
Участвуя в игре-драматизации, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствуют развитию умственных способностей.
Игра-драматизация создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью.
Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчест-
ва [34].
Игра-драматизация оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка.
Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершен-ствует артикуляционный аппарат, способствует запоминанию слов всех персонажей посредством импровизации. Дети начинают использовать новые слова, пословицы, поговорки из сценария.
Театрализация сказок очень увлекает детей. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли [34].
Т. А. Куликова указывает, что полноценное участие детей в игре-драматиза -
ции требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстети-ческому восприятию искусства, художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов [36].
Чтобы понять, каков герой, надо научиться элементарно анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения.
Умение представить героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить.
Речь ребенка старшего дошкольного возраста также довольно развита.
Она, в известной степени, грамматически правильна и выразительна. Запас слов достаточно велик. Ребенок может в относительно широких пределах понимать услышанное, связно излагать свои мысли, способен к элементарным умственным операциям - сравнению, обобщению и т. д.
Таким образом, возможности детей старшего дошкольного возраста достаточ-но велики, чтобы использовать драматизацию или ее элементы в детском саду.
Драматизация обладает большим воспитательным и образовательным потенциалом, поскольку в ней синтезируются многие виды искусства
; она объединяет художественное чтение, пение, танцы (Приложение 2).
С. Л. Новосёлова считает, что в этом возрасте основную роль играют именно самодеятельные игры, в которых ребенок импровизирует, тренирует воображение, фантазию и самостоятельность [47].
Следовательно, подготовленность к играм – драматизациям можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа [48].
Особое место на занятиях со старшими дошкольниками должна занять именно драматизация. Эта форма работы наиболее привлекает детей, так как отвечает их внутренним потребностям в творческой активности. В процессе драматизации дети совершенствуют умения и навыки диалогической речи, учатся выразительно читать свои роли, овладевают некоторыми элементами сценической грамоты.
По мнению Беркут О. В., «подготовка драматизации развивает творческое воображение и художественный вкус» [48].
Игры-драматизации, как обозначает Н. С. Карпинская, представлены играми на основе простых текстов этического характера с опорой на книжки-самоделки, а также играми на основе проблемных ситуации и ситуаций из жизни детей. В основу игр-спектаклей могут быть положены сюжеты сказок.
Важным условием ее эффективности являются заинтересованность детей и достаточный уровень их речевой компетентности. Одним из способов усиления личностного отношения дошкольников к драматизируемым событиям, повышаю -
щим мотивированность их деятельности и эмоциональный тонус, является отбор материала (диалоги, ситуации, тексты, в котором отражены события из жизни детей, их близких, а также любимых детских персонажей.
Важно, чтобы все дети могли попробовать себя в новом жанре, убедиться в своих силах и почувствовать естественную среду для использования родного языка.
Так же, я считаю, что внедрение и использование данного вида игр выдвинет требования по повышению уровня владения диапазоном голоса, мимикой, жестами, а также интонациями.
Развитие игр-драматизаций зависит от содержания и методики художествен -
ного воспитания детей в целом и от уровня образовательной работы в группе. При этом в основе руководства театрализованными играми должна лежать работа над текстом литературного произведения.
Преподносить текст, произведения необходимо выразительно, художественно, а при повторном чтении вовлекать детей в несложный анализ содержания, подводить их к осознанию мотивов поступков персонажей [51].
Обогащению детей художественными средствами передачи образа способствуют этюды из прочитанного произведения или выбор любого события из сказки и его розыгрыш. Также интересны этюды, в которых дети двигаются под фрагменты музыкальных произведений.
У детей старшего дошкольного возраста расширяется и активизируется в речи словарный запас. Совершенствуется умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалоги, выслушивать друг друга до конца.
Формируется умение составлять рассказы-описания, загадки-описания по образцу, по плану, выразительно читать стихи [54].
В старшей группе дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения. Воспитатель учит их самостоятельно находить способы образной вырази -тельности. Драматический конфликт, становление характеров, острота ситуаций, эмоциональная насыщенность, короткие, выразительные диалоги, простота и образность языка - все это создает благоприятные условия для проведения игр-драматизаций на основе сказок.
Наблюдая за играми старших дошкольников, Д. Б. Менджерицкая отмечала: такая игра сложнее для ребенка, чем подражание событиям из жизни, потому что в ней требуется понять и почувствовать образы героев, их поведение, выучить и запомнить текст произведения [38].
Рекомендуется в ходе подготовки к спектаклю соблюдать несколько основных правил: не перегружать детей; не навязывать своего мнения; не позволять одним детям вмешиваться в действия других; предоставлять всем детям возможность поп-робовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных. При этом первая встреча детей с пьесой или инсценировкой должна быть эмоционально насыщена с целью пробудить интерес к предстоящей работе.
Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, кото-рые полны чудес, тайн, приключений, превращений и очень близки ребенку дош -кольного возраста.
Колесникова обращает внимание на то, что старшие дошкольники смелее и разнообразнее комбинируют в игре свои знания, почерпнутые из наблюдений, книг и рассказов взрослых. Как и малыши, они отражают в любимых играх новые впечатления, но пользуются своими знаниями и наблюдениями более сознательно
Н. Губанова считает, что особый характер приобретает замысел в играх-драматизациях, которые отличаются от обычной творческой игры тем, что создают-ся по готовому сюжету, взятому из книги. План игры и последовательность дейст -вий определены заранее. Такая игра труднее для детей, чем подражание событиям из жизни: требуется хорошо понять и прочувствовать образы героев, их поведение, помнить текст - произведения.
Игры-драматизации помогают дошкольникам глубже почувствовать ее художественную ценность, способствуют развитию выразительности речи и движе -ний [57].
Особого внимания при подготовке спектакля, сценки заслуживает оформле -
ние: декорации, костюмы, музыка, которые несут в себе большое смысловое значе-ние.
Например, специальный подбор музыки поможет передать настроение персонажа, его характер, поможет юным актёрам соотносить движения с музыкой, то есть с её помощью он сможет прочувствовать героя лучше. Так же песенки, встречающиеся в инсценировке, познакомят ребят с музыкальной культурой.
Умелый подбор костюмов так же будет влиять на игру. Более эффективным способом по воспитанию будет являться самостоятельное изготовление костюмов или же помощь в создании декораций, костюмов и атрибутов к игре. Воспитатель тут не будет указывать на правильность, а лишь проконсультирует или поможет. Этот способ, к примеру, проинформирует ребят об особенностях быта персонажей, их манеры одеваться в тот или иной промежуток времени, показав иллюстрации, сделав краткое сообщение в доступной для детей форме.
С помощью игры-драматизации можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа [60].
Таким образом, из выше сказанного можно сделать вывод, игра-драматизация является особым видом игр, позволяющим оказывать большое воздействие на речевое развитие ребенка.
Данная игра побуждает активную речь за счет активизации словарного запаса, способствует улучшению звуковой культуры речи, ее грамматический строй, артикуляционный аппарат.
Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимос-тью ясно, четко, понятно изъясняться за счёт этого так же качественно и количественно обогащается словарный запас.
В старшем дошкольном возрасте совершенствуются исполнительские навыки, дети с помощью педагога находят более правильный способ к показу героя. Ребенок может в относительно широких пределах понимать услышанное, связно излагать свои мысли, способен к элементарным умственным операциям — сравнению, обобщению.
Таким образом, их возможности очень широки. Знакомство ребёнка с персонажем, проигрывание его, позволит познакомиться с бытом тех времён персонажа, а музыкальное сопровождение послужит знакомством с музыкальной культурой [60].