ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 196
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Уровни | Компоненты творческого воображения | |||
Оригинальность | Беглость | Гибкость | Баллы | |
I. Высокий | Ребенок способен вносить в знакомый образ элементы новизны, свой замысел. | Ребенок способен высказывать широкое многообразие идей. | Ребенок способен легко переходить от явлений одного класса к явлениям другого класса, часто очень далеким по содержанию. | 3 |
II. Средний | Ребенок способен внести в знакомый образ нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии. | Высказывает некоторые идеи, имеются небольшие затруднения в выполнении задания, образы представления сформированы. | Ребенок способен переходить от явлений одного класса к явлениям другого класса, чаще очень близким по содержанию. | 2 |
III. Низкий | Значительные затруднения: схематичность изображений, широкоизвестные идеи, копирует уже имеющие образы. | Испытывает значительные затруднения при выполнении задания. | Ребенок не в состоянии поменять стратегию, не может приспосабливаться к неожиданным изменениям ситуации. | 1 |
Теперь подробнее рассмотрим использованные нами диагностические задания для определения уровня развития творческого воображения, опишем, как проводилась диагностика, и как работали дети с разным уровнем развития творческого воображения.
I. При выявлении такого компонента творческого воображения, оригинальность, мы использовали методическую литературу – Психолого-педагогическая диагностика интеллектуального развития ребенка от 3 до 7 лет. Под редакцией Панченковой Т.В. [49].
Использовали диагностическое задание: «Дорисуй»: Задание позволяет выявить у детей дошкольного возраста способности:
-
создавать внешний облик предмета на какой-либо его части;
-
узнавать в неопределенных графических формах элементы знакомых предметов; -
продуцировать оригинальные идеи, варианты создания образов.
Для проведения данного теста заранее готовили цветные карандаши, 5 карточек с изображением графического контура.
Оригинальные экзотические персонажи сказок Килинга и Чуковского были выполнены старшими дошкольниками экспериментальной группы - 8%. Изображенные идеи, отличались от других (банальных) своей неожиданностью в применении фигурок.
Полина Б. показала оригинальные идеи при выполнении задания. Фигурки были преобразованы во второстепенные роли – в верхнюю часть платья на девочке; в ветку испуганной елочки, распушившей свои колючки; в паучка-мошкоеда и др. Таким образом, она показала высокий уровень развития исследуемого компонента творческого воображения.
38% дошкольников экспериментальной группы и 33% контрольной группы, имеющие средний уровень представленного компонента творческого воображения – это те дети, которые перекомбинировали материал, хранящийся в памяти.
Так Настя Щ. преобразовала данные фигурки в любимые игрушки: мамонтенок, челобок, животное с ушами, кораблик. Она нарисовала небольшие сюжеты (например, мамонтенок плывет на льдине).
Не все дошкольники справились с данным заданием. У некоторых детей (58% экспериментальной группы и 67% контрольной группы) отсутствует умение проявлять фантазию, творческое воображение. Рисунки отличались схематизмом, простой передачи формы предмета, выполненные по шаблону.
Например, Коля Б. не смог выполнить задание без подсказки. Чаще всего его фигурки носили абстрактный характер, тем самым, он показал низкий уровень развития оригинальности.
II. Для выявления следующего компонента творческого воображения беглости – способности реагирования на идеи в пределах ограниченного времени нами была использована методика Немова Р.С. «Скульптура» (Приложение 2).
Ребенку предлагалось придумать и нарисовать на листе бумаги цветными фломастерами что-либо необычное. На выполнение задания отводилось 4 минуты.
Качество рисунка оценивалось по приведенным показателям, и на основе такой оценки делали вывод о сформированности умения быстро придумывать идеи и воплощать их.
Если за это отведенное время ребенок придумывал и рисовал что-то необычное, прорисовывая тщательно свои идеи-образы, то это свидетельствовало о незаурядной фантазии, о богатом воображении.
Высокий уровень проявился у одного ребенка подготовительной группы (8%). Полина Б. придумала и нарисовала достаточно оригинальное, с фантазией, эмоциональное и красочное изображение. Детали картины проработала хорошо. (Бабочка-принцесса порхает над принцем-цветком, который растет в саду в цветнике.)
Дети, находящиеся на среднем уровне (42%экспериментальной группы и 50% контрольной группы), нарисовали предметные сюжеты. Сюжеты, изображенные в детских работах, являются известными, но в них есть элементы творческой фантазии, которые оказывают на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы работ дошкольников проработаны средне.
Аня Щ., рисуя свою сказочную картину, изобразила очаровательных маленьких принцесс, гуляющих по цветочному полю. У своих принцесс она выделила украшения, прорисовала их тщательно (колечки, колье, браслеты). Девочка показала средний уровень.
Согласно данной методике 50%детей экспериментальной группы и 50% контрольной группы показали низкий уровень развития способности к продуцированию идей в пределах ограниченного времени. Дошкольники нарисовали простые, схематические рисунки, где слабо просматривается фантазия и плохо проработаны детали.
Даша К. нарисовала дом, забор, дерево, солнце, что свидетельствует о шаблонных идеях.
III. Уровень сформированности такого компонента творческого воображения как гибкость определялся с помощью модифицированного теста Роршаха, предлагали игру «На что похоже?»
При работе с детьми использовали следующие методы:
Метод первый: «Заканчиваем сказку».
Суть метода заключается в том, чтобы ребенок придумал окончание к сказке, которую логопед ему расскажет. А его цель: развить логическое мышление, умение правильно заканчивать мысль и осмысливать услышанное.
Для этого, логопед читает ребенку начало придуманной сказки. Дальше ребенок сам продолжает сказку в соответствии со смыслом. Если возникают трудности, ребенку задаются уточняющие вопросы, побуждающие его обдумывать свой ответ.
В конце можно попросить ребенка проиллюстрировать продолжение истории.
Метод второй: «Рассказ о конкретном персонаже».
Суть метода в придумывании персонажа сказки, определении его характера, поступков, целей и действий. Цель метода: формирование нравственного воспитания ребенка, а также навыков межличностного общения с взрослыми и сверстниками.
Любая сказка строится по определенной структуре. В ней есть главный герой, другие люди, препятствия, которые он преодолевает, жизненные уроки, которые персонаж извлекает в итоге. Ребенку предлагается придумать собственного персонажа, наделить его мыслями и чувствами. Он создает герою трудности, и окружающих людей, с которыми он будет взаимодействовать. Ребенок должен описать действия главного героя, и результат, к которому герой в итоге придет. Ребенок должен научиться рассуждать о том, как изменился персонаж в конце его сказки, какие выводы сделал. А затем, придумать название собственной сказки.
Метод третий: «Сказка о любимой игрушке».
Для сочинения сказки нужно спросить ребёнка о его любимой игрушке. Затем предложить ему придумать необычную сказку с участием любимой игрушки. Начать сказку можно такими словами: «Жила-была …».
В процессе выполнения такого задания активизируется словарь ребенка (он активнее использует те слова, которые уже знает, но пока не использует в своей речи), развивается связная речь: ребенок подбирает нужные определения, образуя соответствующую грамматическую форму прилагательного, и на этом же словарном материале строит связное высказывание. Отвечая на вопросы, он обращает внимание на характерные особенности внешнего вида игрушек (цвет, форма, материал), подбирает сравнения, определения. Впоследствии поощряйте этот вид творчества в игре ребенка. Предложите сделать рисунок к сказке, попросите рассказать (показать) сказку об игрушках бабушке или пришедшим в гости друзьям.
Время на выполнение задания не ограничивалось в связи с тем, что дошкольник должен тщательно анализировать образы, представляющиеся им на карточках. Уровень гибкости оценивался при выполнении данного задания по количеству предлагаемых идей.
Лучший результат из экспериментальной группы показала Полина Б. – назвала множество образов, что свидетельствует об изобилии оригинальных решений, своеобразии комбинации в процессе воображения. На высоком уровне развития творческого воображения данного компонента оказалось 8% дошкольников экспериментальной группы, такой же процент проявился и в контрольной группе.
Средний уровень показали 50% старших дошкольников экспериментальной группы и так же 50% контрольной группы. Они сумели мысленно связать, не связываемые обычно в жизни, образы предметов. Назвали несколько оригинальных одухотворенных образов.
Низкий уровень по результатам данной методики показала Даша К., назвала только 4 образа, которые ей представились на карточках. Она не сумела проанализировать и отобрать необходимые представления и их элементы, преобразовать их и синтезировать в новые образы. Что говорит о бедности творческого воображения.
Так же низкий уровень развития творческого воображения показали еще несколько детей, возможность оценки чернильных пятен и контурных изображений у них была ограничена, жизненный опыт дошкольников очень мал. К этому уровню отнесли 42% детей экспериментальной группы и так же 42% контрольной группы.
Обобщив результаты исследования, мы получили такие данные: 8% обладают достаточно высоким исходным уровнем творческого воображения - это только один ребенок из экспериментальной группы, средний уровень показали в экспериментальной группе 34%, в контрольной группе 42% , в обеих группах (58%) старших дошкольников показали низкий уровень.
Результаты констатирующего этапа исследования, который состоял в проведении вышеперечисленных методик и в их анализе, были оформлены в таблицы 2.
Таблица 2
Распределение детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы по уровням развития творческого воображения по результатам констатирующего этапа
№ | Фамилия Имя ребенка | Уровни развития компонентов творческого воображения | Общий результат | ||
Уровень развития оригинальности | Уровень развития беглости | Уровень развития гибкости | |||
1 | Дима А. | Н | С | Н | Н |
2 | Даша К. | С | Н | Н | Н |
3 | Рома К. | Н | С | Н | Н |
4 | Вова С. | Н | С | С | С |
5 | Полина Б. | В | В | В | В |
6 | Аня Щ. | Н | С | Н | Н |
7 | Саша Т. | Н | Н | С | Н |
8 | Саша М. | С | Н | С | С |
9 | Настя Щ. | С | Н | С | С |
10 | Настя Ш. | С | Н | С | С |
11 | Айсун А. | Н | С | Н | Н |
12 | Гуля М. | Н | Н | С | Н |