ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 296
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
60
6.
Следующий опыт может быть проделан без детального внешнего разбо- ра, все действия по определению цели и ее достижению происходят в уме. Учи- тель фиксирует только результат, то есть верную формулировку цели.
7.
Действия повторяются с аналогичными заданиями с использованием большого спектра педагогических приемов, помогающих ребенку правильно сформулировать цель. Например, если это цель урока, мы делим класс на груп- пы, просим каждую группу прочитать несущий отдельный смысл абзац в пара- графе и его озаглавить. Если собрать вместе все названия, получится общая цель, а по отдельности – это конкретные учебные задачи!
Задание 2. Тема урока: «Что такое почва»?
Цель:
сформировать у младших школьников метапредметное действие пла- нирования как умения определять последовательность промежуточных целей с уче- том конечного результата; составлять план и последовательность действий.
Определите цель опыта, описанного ниже, опишите его ход, сформули-
руйте вывод.
Опыт. Бросим комочек сухой почвы в воду. Увидим, что из почвы выходят
пузырьки воздуха.
Задание 3. Тема урока: «Организм человека»
Цель: сформировать у младших школьников метапредметное действие пла- нирования как умения определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий.
Продумайте, как можно измерить свой рост и массу тела. Что для этого
потребуется?
Обратимся к действию планирования.
1.
Работа на мотивационном этапе включает в себя действие целеполага- ния. Если мы формируем действие планирования, то основная цель для нас – это: «хочу научиться планировать эксперимент». Причем в задании 3 планиро- вание – это прямая цель задания, а в задании 2 она тоже присутствует, но опо- средованно, а первичной целью является определение свойств сухой почвы.
2.
Этап актуализации при планировании. Это выяснение того, представля- ют ли учащиеся себе все необходимые для эксперимента приборы и оборудова- ние, а также приблизительный ход работы.
3.
В задании 2 план присутствует частично, в задании 3 он отсутствует, его необходимо создать с нуля. Поэтому ориентировочная основа действия для этих двух заданий будет различаться. В первом случае мы предлагаем учащим- ся подумать, каких действий не хватает в предложенном задании, а во втором – полностью по пунктам описать ход опыта.
4.
Получив результат в виде плана, мы его оцениваем вместе с учащи- мися, ищем неточности и корректируем. Затем выполняем действия согласно этому плану.
5.
Оцениваем успешность нашего планирования. Проговариваем эту оцен- ку. Все ли мы учли в своем плане? Делаем выводы.
6.
Отрабатываем действие планирования на других заданиях до выработки соответствующего умственного навыка.
61
Задание 4. Тема урока: «Организм человека»
Цель: сформировать у младших школьников метапредметное действие коррекции, то есть внесения необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта.
Запомните, как надо вырабатывать правильную осанку и выполняйте эти
правила. Попросите взрослых проследить за вашей осанкой. Не обижайтесь на
замечания.
1.
В этом задании мотивационный этап достаточно очевиден. Правильная осанка – один из аспектов гармоничного развития. Кроме того, это эстетично!
Можно продемонстрировать иллюстрации, где для контраста показаны люди сутулые и с правильной осанкой.
2.
Для актуализации знаний можно вспомнить правила посадки за столом.
На фото в учебнике показаны варианты посадки (верные и неверные). Скорее всего, учащиеся без труда выберут правильный вариант и перечислят правила, которые очень часто вывешивают на стене в классе. Однако это не гарантирует выработки действия коррекции.
3.
На третьем этапе садимся за стол правильно вместе с детьми. Просим в парах посмотреть, правильно ли сидит сосед, что нужно исправить. Как пра- вило, младшие школьники очень внимательны и замечают даже незначитель- ные ошибки. Степень конкретизации ООД при этом зависит от того, насколько учащиеся знакомы со схемой действия. Конечно, в первом классе мы будем уделять этой работе больше времени, чем в третьем. Одновременно проходит и 4-й этап, так как схема действия в этом случае соотносится с его практиче- ским выполнением и коррекцией промежуточных результатов.
4.
Формирование навыка, то есть реализация этапов 5–7 возможна в том случае, если учитель будет обращать ежедневное внимание на вопросы осанки, затрачивая при этом все меньшее время – до нескольких секунд на уроке!
Задание 5. Тема урока: «Разнообразие растений»
Цель:
сформировать у младших школьников метапредметное действие контроля через сравнение способа действия и его результата с заданным этало- ном с целью обнаружения соответствия с эталоном или отклонения от него.
Определите с помощью атласа-определителя 2–3 растения в классе,
в других помещениях школы или возле школы (по вашему выбору). Проверьте,
правильно ли определили растения другие ребята.
Задание 6. Тема урока: «Размножение и развитие растений»
Цель: сформировать у младших школьников метапредметное действие контроля через сравнение способа действия и его результата с заданным этало- ном с целью обнаружения соответствия с эталоном или отклонения от него.
Покажите на модели процесс развития растения из семени. Проверьте
себя по тексту и рисунку учебника.
62
Для одного из примеров заданий по формированию действия контроля мы выбрали достаточно сложное действие – определение растений.
Даже по школьному атласу-определителю определить растение непросто!
Однако это действие имеет важный практический смысл – мы можем узнать, что растет вокруг нас. Мир растений перестает быть сплошной зеленой массой, а становится понятным и знакомым.
Перед определением важно выяснить, какие растения уже знакомы уча- щимся, а какие – нет. Далее следует поставить цель: научиться определять рас- тения; подробно описать схему действий по определению, ввести понятия теза- антитеза, то есть прямое и обратное высказывание. Описать алгоритм опреде- ления. Провести пробное определение.
Как правило, после пробного определения выясняется, что учащиеся сде- лали огромное количество ошибок. Как подойти в этом случае к действию контроля?
1.
Начинаем с первого этапа. Для чего нам нужен контроль? В данном слу- чае – чтобы не перепутать березу с липой и не уйти «не туда» по атласу- определителю.
2.
Этапы 2–3. А знаем ли мы, как проконтролировать правильность опре- деления? Для этого нужно заново пройти весь алгоритм и проследить, правиль- но ли выполнены все этапы.
3.
Делаем вместе. Выявляем ошибки. Возвращаемся к исходной точке.
Проговариваем весь ход определения и снова определяем это же растение. Для лучшего результата можно взять для определения уже известное растение, что- бы не ошибиться. Затем берем неизвестное младшим школьникам растение и начинаем сначала. Действие контроля в этом случае облегчается тем, что процесс уже знаком. Младшие школьники могут пытаться работать в парах и проверять друг друга, а результат сообщать учителю.
4.
Реализуем этапы 5–7 с помощью аналогичных тренировочных заданий.
Можно использовать самоконтроль по тексту учебника и рисункам, как это по- казано в задании 6.
63
Задания, направленные на формирование познавательных
1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 14
УУД
Задание 1. Тема урока: «Природа»
Цель: сформировать у младших школьников метапредметное умение ис- кать и выделять из текста необходимую информацию.
В книге «Зеленые страницы» найдите главу о грибах. Прочитайте рассказ
«Не растения и не животные». Обратите внимание на то, что раньше ученые
относили грибы к растениям, а потом стали считать самостоятельным цар-
ством природы. Найдите в рассказе объяснение этому.
Задание 2. Тема урока: «Разнообразие веществ»
Цель: сформировать у младших школьников метапредметное умение осмысливать цель чтения, извлекать необходимую информацию из текстов, определять основную и второстепенную информацию, исходя из конкретного задания.
Прочитайте текст. Используя полученную информацию, объясните, что
изображено на рисунках.
Текст к заданию. Некоторые животные и растения с помощью кислоты
защищаются от врагов. Так, муравьи в момент опасности поднимают брюш-
ко и выбрызгивают едкие струйки муравьиной кислоты. Эта же кислота со-
держится в пчелином яде и жгучих волосках крапивы.
Задание 3. Тема урока: «Воздух и его охрана»
Цель:
сформировать у младших школьников метапредметное умение осмыс- ливать цель чтения, извлекать необходимую информацию из текстов, определять основную и второстепенную информацию, исходя из конкретного задания.
Прочитайте текст. «Воздух должен быть чистым». Найдите в нем ин-
формацию: 1) об источниках загрязнения воздуха; 2) о способах охраны чис-
тоты воздуха.
Текст к заданию. Человеку и другим живым существам для дыхания ну-
жен чистый воздух. Но во многих местах, особенно в больших городах, он за-
грязнен.
Некоторые фабрики и заводы выбрасывают из своих труб ядовитые газы,
сажу, пыль. Автомобили выделяют отработанные газы, в которых очень мно-
го вредных веществ.
Загрязнение воздуха угрожает здоровью людей, всей жизни на Земле!
Сейчас немало делается для охраны чистоты воздуха. На многих предпри-
ятиях работают установки, которые улавливают пыль, сажу, ядовитые газы.
Ученые разработали новые автомобили – электромобили, которые не бу-
дут загрязнять воздух.
64
В разных местах созданы специальные станции, они постоянно следят за
чистотой воздуха в городах.
Приведенные выше задания направлены на поиск и анализ важной инфор- мации в текстах. Как с ними работать?
1.
Мотивационный этап. Итак, зачем нужно это умение? Анализ любого текста – залог успеха не только в учебе, но и в жизни. Приведите школьникам пример, когда важная информация, найденная вами, облегчила вам жизнь.
2.
Смотрим, как именно можно найти важную информацию в тексте.
Например, ее можно найти по словам-маркерам:
•
итак, наконец, таким образом;
•
поэтому, следовательно;
•
именно, даже, как раз, особенно;
•
однако, тем не менее.
А также по ключевым словам, которые образуют определенную смысло- вую структуру.
3.
Если важная информация формирует понятие, можно воспользоваться следующим алгоритмом:
•
прочтите внимательно текст с описанием изучаемого объекта;
•
выпишите общие признаки этого объекта;
•
на основании этих признаков дайте определение объекту.
4. На 4 этапе просим учащихся проговорить вслух найденное в тексте объ- яснение или вывод. Просим пояснить, почему был выбран именно этот абзац.
По каким признакам он показался самым важным?
5. Этапы 5–7 отрабатываем на аналогичных заданиях.
Задание 4. Тема урока: «Что такое экология?»
Цель: сформировать у младших школьников метапредметное умение мо- делировать объект или явление, то есть преобразовывать его из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель.
Как можно показать экологические связи с помощью модели (например,
такой, которая приведена ниже)?
Задание 5. Тема урока: «Превращения и круговорот воды»
Цель:
сформировать у младших школьников метапредметное умение мо- делировать объект или явление, то есть преобразовывать его из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель.
Из выданных вам деталей соберите модель круговорота воды. Проверьте
себя по схеме в учебнике (приведена ниже).
65
Задание 6. Тема урока: «Кто что ест»
Цель:
сформировать у младших школьников метапредметное умение мо- делировать объект или явление, то есть преобразовывать его из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель.
Изготовьте модели цепей питания. Проверьте друг друга с помощью ил-
люстраций и текста учебника. Если потребуется, исправьте ошибки, переме-
щая детали моделей.
Обратите внимание, что в приведенных примерах задания по работе с мо- делями и схемами показаны в определенной последовательности по возраста- нию сложности: в задании 4 – работа с готовой схемой, в задании 5 – сборка схемы из имеющихся деталей, в задании 6 – самостоятельная работа по моде- лированию. Такая последовательность позволяет постепенно подходить к сфор- мированному умственному навыку.
1.
На мотивационном этапе очень важно поставить цель моделирования или работы с моделью. Например, «хочу научиться представлять экологические связи в природе в виде модели». А зачем это нам нужно в жизни? Приведите детям пример – покажите описание чего-либо текстом и в виде красочной диа- граммы. Где понятнее и лучше усваивается? Ответ очевиден.
2.
Для работы с моделью нам нужно четко представлять себе моделируе- мый объект, процесс или явление. Поэтому этап актуализации – это собственно весь этап введения нового материала. Работу с моделью, как правило, начинают либо в процессе введения нового понятия, либо в конце. Но в предварительной работе модель использовать нельзя, так как процесс или явление еще не усвое- но детьми.
3.
На третьем этапе предъявляем учащимся ООД с моделью или схемой.
Уместно начинать с готовой схемы, как в задании 4. Спрашиваем, что изобра- жено на схеме, как связаны объекты между собой? Можно показать короткое видео, как заяц ест листву или кору, а затем вернуться к схеме. Какие связи по- казывает эта модель?
4.
На 4-м этапе просим учащихся вслух описать, как они представляют себе связи между растениями и травоядными животными. Почему эти связи удобно показывать с помощью геометрических фигур? Особенностью чет- вертого этапа в заданиях 5–6 является самостоятельное действие по состав-