Файл: Твой шаг к успеху.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 300

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

46
После решения задачи по действиям арифметическим способом педагог может предложить учащимся другую таблицу, с заменой данных в одной из ячеек.
Расход овощей за 1 день
Количество дней
Общий расход овощей
Одинаковый
6 10 3
?
Учитель:
«Сравните первую и вторую таблицы. Что изменилось?»
Ученик:
«Изменилось число в одной из ячеек. Было 5, стало 6».
Учитель:
«Что вы можете сказать о числах во втором столбике?»
Ученик:
«Одно больше другого, 6 больше 3, 3 меньше 6».
Учитель:
«А как именно больше или меньше?»
Ученик:
«На 3 больше» (варианты: в 2 раза больше, на 3 меньше, в 2 раза меньше)».
Учитель останавливает внимание учащихся на ответах: «6 в 2 раза больше, чем 3», «3 в 2 раза меньше, чем 6» для построения последующих рассуждений.
Учитель:
«Составьте новую задачу по этой таблице, используя текст зада- чи, которую мы решили, но с числом 6».
Ученик:
«За 6 дней в семье израсходовали 10 кг овощей. Сколько овощей израсходовали за 3 дня, если каждый день расходовали овощей поровну?»
Учитель:
«Сможем ли мы решить эту задачу так же, как мы решали первую?»
Ученик:
«Не сможем, так как если 10 разделить на 6, будет остаток».
Давайте на основании второй таблицы построим схему с помощью последова- тельных одинаковых отрезков, так как расход овощей в день был все время одина- ковый. Раз дней было 6, то строим 6 последовательных одинаковых отрезков.
Используя данные, «оживляем» схему, подписывая числа, обозначающие общий расход овощей сначала за 6 дней, затем, проведя рассуждения, за 3 дня.
Что мы видим на этой схеме?»
10
5
Ученик:
«За 3 дня семья съела овощей в два раза меньше».
Учитель:
«Давайте сделаем общий вывод».
Ученик:
«6 дней больше 3-х в 2 раза. Раз количество дней в 2 раза меньше, а расход в день был одинаковый, то и общий расход овощей за 3 дня был в 2 ра- за меньше».

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

47
Учитель:
«Как же мы можем решить такую задачу?»
Ученик:
1) 6 : 3 = 2;
2) 10 : 2 = 5.
Далее рассмотрим работу с диаграммами как с еще одним вариантом не- сплошных текстов.
К сожалению, в учебниках математики системы «Школа России» диаграм- мам уделено немного времени и задания предлагаются несложные. Но тем не менее они направлены на формирование таких УУД, как извлечение информа- ции из несплошного текста, умение преобразовывать различные модели его представления: занесение данных, полученных из анализа диаграммы в таблицу и наоборот, и, конечно, построение рассуждений и логического вывода.
Работая с диаграммами из учебника для 4 класса, учитель может задавать гораздо больше специальных вопросов, чем представлено в самом учебнике.
Разберем это на примере следующего задания.
Задание 8
(Математика, 3 класс, 1 часть; УМК «Школа России»)
23
Цель (М):
извлечение информации из несплошного текста, умение созда- вать различные модели его представления.
«На диаграмме показаны результаты прыжков в высоту четырех маль-
чиков, которые заняли 4 первых места. Используя данные, изображенные на
диаграмме, ответьте на вопросы.
1)
Кто из мальчиков занял первое место?
2)
Какую высоту удалось взять Роме? Юре?
3)
На сколько сантиметров прыжок Олега был выше, чем прыжок
Гены?»
После ответов на эти вопросы, можно предложить такие дополнительные варианты работы с этим заданием.
Во-первых, добавить вопросы, развивающие сформированные УУД, например:
23
Математика. 3 класс : учеб. для общеобразовательных организаций : в 2 ч. / М. И. Моро,
С. И. Волкова, С. В. Степанова. М. : Просвещение, 2021. Ч. 1.

48

Сколько сантиметров не хватило Юре до 2 места?

Есть ли какой-то отрезок (выраженный в сантиметрах), характеризую- щий что-то общее для всех четырех прыгунов?
Выше этого задания в учебнике представлены еще два задания, где исполь- зуя диаграммы, нужно начертить таблицы и записать в них результаты. Поэто- му можно использовать опыт предыдущих действий в новой ситуации.
Пример выполнения задания
1. Самостоятельно начертить таблицу, где, используя рисунок с медалями, закрасить ячейку таблицы против имени участника цветом, соответствующим цвету ленточки к медали, не забывая озаглавить столбцы. Как мы видим, уча- щиеся не должны вписывать в таблицу 4 участника, но они могут это сделать по-своему, проявив творчество.
У учащихся могут получиться такие таблицы.
Имя Место
Олег
Рома
Юра
Имя Место
Олег
Рома
Юра
Гена
2. Преобразовать диаграмму в граф с отношением «выше», предваритель- но пояснив учащимся на предыдущих уроках, что объекты или предметы на та- ком рисунке, как граф, обозначаются кружками, а связи между объектами – от- резками. Отрезки со стрелками показывают отношение между объектами.
В данном случае объекты – это мальчики. Можно попросить вписать заглавные буквы, соответствующие именам мальчиков, в кружки.
У учащихся должен получиться такой граф.
Можно начертить второй вариант графа с отношением «ниже».
О
Р
Ю
Г


49
3.3. Математические задания на разных этапах
формирования метапредметных результатов
Покажем методику поэтапного формирования метапредметных результа- тов на примере заданий на деление с остатком.
1 этап. «Представление».
Предполагается, что на этом этапе учащийся учится выполнять учебные действия по образцу, содержащему необходимый способ действия.
Метапредметный результат, который может быть достигнут в процессе выполнения задания школьником, заключается в «овладении логическими дей- ствиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидо- вым признакам, установлении аналогий и причинно-следственных связей, по- строении рассуждений, отнесении к известным понятиям»
24
В процессе выполнения задания у младших школьников будут формиро- ваться следующие универсальные учебные действия:

демонстрация заинтересованности в поиске признаков, важных для рас- крытия и понимания сущности того или иного понятия и/или предмета;

осуществление операций логического деления объекта на структурные и
/
или функциональные части по разным основаниям, значимым для решения познавательной или практической задачи.
Задание. «Дима, Коля и Витя выполняли деление с остатком 18 : 5. У Ди-
мы получилось так: 18 : 5 = 2 (ост. 8), у Коли так: 18 : 5 = 3 (ост. 3), а у Вити
так: 18 : 5 = 3 (ост. 5). Кто из мальчиков выполнил задание правильно?
Объясни»
25
.
Предлагая учащимся задание в такой форме, мы мотивируем их учебную деятельность, так как это не простое выполнение примеров на деление, а оце- нивание деятельности других детей, соотнесение представленных вариантов с собственными знаниями правила деления натурального числа с остатком.
Выполнение этого задания можно построить двумя способами.
1 способ.
Учащиеся выполняют деление 18 : 5, опираясь на правило. Вы- страивают логические рассуждения относительно правила деления с остатком.
Для того чтобы разделить 18 : 5 воспользуемся таблицей умножения. По- смотрим, какое число меньше 18 делится на 5 без остатка. Это число 15. Разде- лим 15 на 5 получим число 3. Число 3 – это частное. Далее из числа 18 вычтем число 15 и получим 3. Это остаток. Запишем 18 : 5 = 3 (ост. 3).
Сравним свое решение с решениями мальчиков.
Дима: 18 : 5 = 2 (ост. 8).
Это решение не правильное, так как частное должно быть равно числу 3, а не 2. При умножении числа 5 на число 2 получа-
24
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования : Приказ М-ва просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286
[Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028? index=8&rangeSize=1 25
Математика. 3 класс : учеб. для общеобразовательных организаций : в 2 ч. [Электронный ресурс] / Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т. Б. Бука. М. : Просвещение, 2015. Ч. 2. С. 80. URL: https://uchebniki-rabochie-tetradi.com/knijka0316listat/num0316.html#prettyPhoto/39/


50
ется 10. Из таблицы умножения видно, что число 10 не является ближайшим числом к числу 18. Между ними есть еще число 15.
Коля: 18 : 5 = 3 (ост. 3).
Это решение правильное.
Витя: 18 : 5 = 3 (ост. 5).
Это решение неправильное, так как 5 ∙ 3 = 15,
18 – 15 = 3. Значит, остаток равен 3, а не 5, как считает Витя.
2 способ.
Учащиеся не решают пример 18 : 5, а анализируют решения детей.
Дима: 18 : 5 = 2 (ост. 8).
Дима выполнил деление неправильно, так как у него получился остаток 8 при делении на число 5. Этого не может быть, по- тому что при делении на число 5 остаток всегда меньше 5.
Витя: 18 : 5 = 3 (ост. 5).
Это решение неправильное, так как при делении на число 5 остаток всегда меньше 5.
Коля: 18 : 5 = 3 (ост. 3).
Это решение правильное.
В процессе такой работы, учащиеся выстраивают свои рассуждения, опи- раясь на алгоритм деления с остатком. Анализируют представленное решение с правилом, выделяют существенные признаки. Разбивают решение на отдель- ные шаги и каждый шаг сравнивают с правилом, чтобы найти ошибки.
2 этап. «Способ».
Учащиеся овладевают алгоритмом деления с остатком по прямому его названию (назначению).
Задание 1. «Выполни деление с остатком и сделай проверку: 36 : 7, 45 : 8, 27 : 4».
Задание 2. «Составь пример на деление с остатком по каждому рисунку
как показано в образце»
26
.
При выполнении этих заданий у учащихся наряду с предметными резуль- татами формируются и метапредметные, такие как планирование способов реа- лизации решения задачи, считывание и «дешифровка» несплошного текста, ис- пользование знаково-символических средств представления информации, осу- ществление самоконтроля.
3 этап. Универсальное учебное действие.
На этом этапе учащиеся уже демонстрируют умения применять способ действия в контексте учебной задачи
(цели). В контексте дальнейшего рассмотрения алгоритма деления натурально- го числа с остатком учащимся предлагается такое задание.
Задание. «Хватит ли 50 тетрадей 14 ученикам, если дать каждому уче-
нику по 3 тетради?»
27
.
Планируемый метапредметный результат: использование знаково-симво- лических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
26
Математика. 3 класс : учеб. для общеобразовательных организаций : в 2 ч. [Электронный ресурс] / Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т. Б. Бука. М. : Просвещение, 2015. Ч. 2. С. 81.
URL: https://uchebniki-rabochie-tetradi.com/knijka0316listat/num0316.html#prettyPhoto/39/
27
Там же. С. 82.


51
В процессе выполнения задания младшими школьниками будут формиро- ваться следующие универсальные учебные действия:

считывает и «дешифрует» несплошной текст;

извлекает из него информацию для решения учебных и практических задач.
Работа начинается с анализа несплошного текста, из которого необходимо вычленить такие числа, с которыми нужно будет выполнять арифметические действия.
1 способ.
Выясняем, что есть 50 тетрадей и раздаем их по три тетради каж- дому школьнику. Решение задачи может быть записано следующим образом:
50 : 3 = 16 (ост. 2).
Далее выстраиваем обсуждение записанного решения.
Полученное решение показывает, что если 50 тетрадей раздать по 3 тетра- ди каждому учащемуся, то тетради получат 16 учеников и 2 тетради останутся.
Таким образом, 14 ученикам тетрадей хватит.
2 способ.
Анализируем текст, извлекаем из него информацию о том, что тетради нужны для 14 детей, каждому ребенку даем по три тетради. Можем узнать количество тетрадей, которое нужно будет для всех детей. Записываем решение: 14 · 3 = 42. То есть нужно 42 тетради, а у нас есть 50 тетрадей. 42 < 50.
Делаем вывод о том, что тетрадей хватит 14 ученикам.
Таким образом, в процессе работы с таким заданием учащимся предлагает- ся практическая ситуация, близкая и понятная школьникам, имеющая не одну модель решения. Учим детей строить рассуждения, устанавливать причинно- следственные связи и делать обобщения.
Другим примером задания, которое может быть использовано на третьем этапе, может быть следующее.
Задание.
«Составь задачу по таблице и реши ее».
Среди метапредметных результатов, которые могут быть достигнуты в процессе выполнения этого задания, выделим такие, как использование зна- ково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; преобразование информации из одной формы в другую.
В ходе выполнения задания учащийся считывает и «дешифрует» информа- цию, представленную цифрами, буквами и знаками отношений, извлекает из таблицы информацию для решения поставленной учебной задачи.
Пример выполнения данного задания
Для того чтобы информацию, представленную в таблице, записать в виде текста, анализируем с учащимися сначала название столбцов и строк, чтобы

52
определяться с объектами, о которых пойдет речь в задаче. Затем обсуждаем все числовые данные в таблице и связи между ними, которые можно устано- вить по данным таблицы. На основании этой информации составляем условие.
Например: «С первого участка собрали 25 одинаковых мешков картофеля по 45 кг в каждом. Со второго участка собрали 32 одинаковых мешка картофе- ля. Всего с двух участков собрали 2т 725 кг картофеля. Сколько килограммов картофеля было в каждом мешке, собранном со второго участка?».
В учебниках по математике для 4 класса присутствуют задания, которые соответствуют третьему этапу формирования метапредметных результатов, в процессе их выполнения учащимся необходимо применять известные понятия и алгоритмы действий в новых ситуациях, использовать логические мысли- тельные операции, вариативное мышление.
Задание. «Какие цифры надо поставить вместо пропусков в делимом,
частном и остатке, чтобы в результате деления получился наибольший из
возможных остатков?»
28
.
Метапредметные результаты: овладение логическими действиями сравне- ния, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; установление аналогий и причинно-следственных связей; построение рассуж- дений; отнесение к известным понятиям.
Выполнение этого задания построено на знании деления с остатком, ос- новных правилах и свойствах.
Эти результаты будут выражаться через:

знание сущностных характеристик понятия «анализ»;

демонстрацию заинтересованности в поиске признаков, важных для рас- крытия и понимания сущности того или иного понятия и/или предмета;

осуществление операции логического деления объекта на структурные и / или функциональные части по разным основаниям, значимым для решения познавательной или практической задачи.
Рассмотрим последовательно решение этих примеров.
Пример 1
Выполнение задания начинается с анализа предлагаемой ситуации.
Учитель:
«Необходимо двузначное число разделить на двузначное. Какую цифру нужно поставить в пустую клетку делимого, чтобы оно было наибольшим?».
28
Математика. 4 класс : учеб. для общеобразовательных организаций : в 2 ч. [Электронный ресурс] / Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т. Б. Бука. М. : Просвещение, 2015. Ч. 2. С. 80. URL: https://uchebniki-rabochie-tetradi.com/knijka0316listat/num0316.html