ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 295
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
53
Учащиеся:
«Цифру 9».
Учитель:
«Какое число получим?».
Учащиеся:
«
69».
Учитель:
«Давайте разделим число 69 на 17, используя метод подбора».
17 · 4 = 40 + 28 = 68.
Значит, 69 : 17 = 4 (ост. 1).
Возвращаемся к тексту задания. «В результате деления должен получиться наибольший остаток».
Учитель:
«Вспоминаем правило: “При делении с остатком, остаток всегда меньше делителя”».
Делитель у нас равен 17, следовательно, наибольший остаток может быть равен 16.
При делении числа 69 на 17 получили остаток 1.
Значит, при делении 68 на 17 получим остаток 0.
При делении 67 на 17 получим остаток 16. И это будет наибольший остаток.
Возвращаемся к нашему примеру
И получаем, что делимое равно 67, остаток – 16. Находим, чему равно частное. Следовательно, получим пример 67 : 17 = 3 (ост. 16).
Рассуждения можно построить и по-другому, начиная с определения остатка.
Учитель направляет деятельность младших школьников наводящими во- просами, актуализируя имеющиеся знания, помогая выстраивать причинно- следственные связи, делать обобщения, искать разные способы решения.
Пример 2
В данной ситуации рассуждения начинаем с делимого. В пустой квадрат можем поставить цифры от 0 до 9.
Анализируем делимое относительно делителя. Количество единиц в дели- мом 4, в делителе – 1. Следовательно, при делении единиц получим 4 (4 : 1 = 4).
Значит, частное будет равно 4.
Далее, 51 · 4 = 204, то есть если 204 разделим на 51, то получим 4 и в остатке 0.
По условию задания остаток должен быть наибольшим. При делении на число 51 наибольший остаток будет равен 50.
Следовательно, к числу 204 прибавляем 50 и получаем 254.
Таким образом, пример будет выглядеть так: 254 : 51 = 4 (ост. 50).
Пример 3
Рассуждения начинаем с делимого. В пустой квадрат можем поставить цифры от 0 до 9.
54
Анализируем делимое относительно делителя. Максимальное делимое 499 разделим на 46, получим 10 и в остатке 39. В частном должно быть однозначное число, поэтому число 10 не подходит. Возьмем в частном 9. Умножим 46 на 9.
46 · 9 = 414.
Наибольший остаток при делении на 46 равен 45. К числу 414 прибавим 45.
414 + 45 = 459.
Значит, 459 : 46 = 9 (ост. 45).
Успешное решение этих примеров во многом определяется владением младшими школьниками универсальными учебными действиями.
Контекстные задачи в курсе математики позволяют соединить эмпириче- ский опыт школьников с житейскими проблемами, решение которых возможно средствами математики.
Задание 1. «У Даши 1 500 р. Ей нужно купить два утюга различных моде-
лей. В торговом центре цены на утюги в разных отделах представлены
в таблице.
Модель утюга
Отдел
Электробытовые товары
Свет
1 690 р.
625 р.
2 780 р.
856 р.
3 585 р.
586 р.
4 650 р.
642 р.
В каких отделах торгового центра и по какой цене Даша может сделать
покупку? В каком случае стоимость покупки будет наименьшей? Сколько де-
нег останется у Даши в этом случае?»
29
Задание 2.
Известно требование составной задачи:
«Сколько саженцев яб-
лонь и груш посадили учащиеся около школы?».
Из данного списка выбери и назови вопросы, которые могут исполнять роль дополнительных промежуточных требований.
1)
На сколько больше посадили учащиеся саженцев яблонь, чем груш?
2)
Сколько саженцев яблонь посадили учащиеся?
3)
Во сколько раз меньше посадили учащиеся саженцев груш, чем яблонь?
4)
Сколько саженцев груш посадили учащиеся?
Какой из выбранных тобой вопросов нужно оставить, если условие данной задачи формулируется следующим образом: «Учащиеся посадили 15 саженцев груш, а саженцев яблонь в 4 раза больше».
Задание 3. «Имеется перекресток двух дорог. Вдоль каждой из дорог, по
одну сторону на этом перекрестке надо посадить по 11 деревьев. Каково
наименьшее количество деревьев, которые можно посадить, выполняя это
задание?».
Для мотивации младших школьников к решению задач подбираем инте- ресные смыслы, чтобы превратить учебную деятельность учащихся в увлека-
29
Математика. 4 класс : учеб. для учащихся общеобразовательных учреждений : в 2 ч. /
В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачева. М. : Вентана-Граф, 2018. Ч. 1.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 14
55
тельное путешествие, которое будет стимулировать развитие самостоятельно- сти, инициативности, настойчивости.
«Мария Ивановна – директор одной из тульских школ. В их центре обра-
зования открывается новый класс и необходимо закупить оборудование для
нового кабинета. Перед тем, как все закупить, Мария Ивановна посмотрела
стоимость нужных товаров. В таблице показана стоимость оборудования
в магазинах «Эльдорадо» и «Технопарк». Посчитайте, сколько школа потра-
тит в каждом из магазинов, запишите ответ в таблицу. Выясните, в каком
магазине выгоднее закупить оборудование, если доставка из «Эльдорадо» бу-
дет бесплатной, а доставка из «Технопарка» стоит 7000 рублей».
Таблица 1
Цены товаров в магазинах «Эльдорадо» и «Технопарк»
Наименование товара
Количество
«Эльдорадо»
«Технопарк»
Планшеты
15 150 000 руб.
155 000 руб.
Ноутбук
1 35 000 руб.
30 000 руб.
Проектор
1 7 500 руб.
7 000 руб.
Документ-камера
1 15 000 руб.
15 500 руб.
Интерактивная доска
1 55 000 руб.
50 000 руб.
Колонки
1 8 400 руб.
8 200 руб.
Всего
Примерами заданий на обработку и обобщение информации, в которых представлена конкретная жизненная ситуация, близкая и понятная младшему школьнику, могут служить следующие.
1.
«
Сегодня мы с вами ребята отправляемся в школу чародейства и вол-
шебства Хогвартс, где учатся всеми любимые герои Дж. Роулинг – Гарри
Поттер, Рон Уизли, Гермиона Грейнджер. Приближалось Рождество, и трое
друзей решили отправиться в Хогсмид за подарками. Гарри накопил 2 галлеона,
Рон – 3 сикля и 20 кнатов, Гермиона – 1 галлеон и 10 сиклей. Хватит ли ребя-
там денег на подарки, если Гарри собирается купить подарок за 203 сикля,
Рон – за 1 сикль 25 кнатов, Гермиона – за 16 сиклей, если известно, что 1 гал-
леон = 17 сиклей, 1 сикль = 29 кнатов».
2.
«
На графике ниже представлены расход семьи Карасевых за 2019 год.
График расходов семьи Карасевых за 2019 год
0 10000 20000 30000 40000 50000 60000
ян ва рь фев рал ь
ма рт ап рел ь
ма й
ию нь ию ль ав гу ст сен тя бр ь
ок тя брь но яб рь дек абр ь
Расходы семьи Карасевых
Расходы семьи
Карасевых
(в руб.)
56
Определите по графику:
•
В каком месяце у них было больше всего расходов?
•
В каком месяце меньше всего?
•
В каком месяце – марте или сентябре – расходов было меньше?
•
Посчитайте, сколько потратили Карасевы за второй месяц зимы и за
второй месяц лета, взятые вместе?».
Таким образом, правильная организация учителем учебной деятельности школьников с материалом учебника может служить основой формирования ме- тапредметных результатов на предметном содержании.
57
Глава 4
КАК СТРОИМ РАБОТУ ПО ДОСТИЖЕНИЮ
МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Согласно П. Я. Гальперину, алгоритм реализации учителем метапредмет- ных результатов обучения через использование заданий учебника проходит че- рез ряд этапов, а именно:
•
1 этап – мотивационный. Он формирует мотивационную основу учебно- го действия;
•
2 этап – актуализация опорных знаний и умений;
•
3 этап – предъявление схемы ориентировочной основы действия;
•
4 этап – выполнение действия в материальном или материализованном виде;
•
5 этап – формирование внешнеречевого действия без опоры на матери- альные предметы и средства;
•
6 этап – формирование действия во внутренней речи;
•
7 этап – выполнение действий в умственном плане. Формируется ум- ственный навык
30
При этом сам алгоритм достижения метапредметных результатов в сов- ременной парадигме проходит через универсальные учебные действия (по
А. Г. Асмолову)
31
Выделяют 4 основные группы УУД:
1) личностные;
2) регулятивные;
3) познавательные;
4) коммуникативные
32
Вероятно, результат, то есть
формирование умственного навыка
, скла- дывается из совокупности регулярно выполняемых заданий, на прогрессирую- щем уровне сформированности этого навыка.
На последнем, 7-м этапе сформированности, они будут представлять из се- бя
умственные навыки личностной, регулятивной, познавательной и ком-
муникативной направленности.
Учитывая сказанное выше, мы рассмотрим, как формируется умственный навык через использование заданий, представленных в учебнике по курсу
«Окружающий мир».
Задания, приведенные в качестве примеров ниже, взяты из учебника
А. А. Плешакова «Окружающий мир», 3 класс, часть 1 33 30
Гальперин П. Я. Опыт изучения формирования умственных действий // Вестн. Моск. ун-та.
Сер. 14. Психология. 2017. № 4. С. 3–20.
31
Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли.
М. : Просвещение, 2008. С. 4–5.
32
Там же.
33
Окружающий мир. 3 класс : учеб. для общеобразовательных организаций : в 2 ч. / А. А. Пле- шаков. 9-е изд. М. : Просвещение, 2019. Ч. 1.
58
Задания, направленные на формирование личностных УУД
Задание 1. Тема урока: «Берегите воду»
Цель: сформировать у младших школьников метапредметное действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Рассмотрите схему и помещенные рядом с ней фотографии на с. 60-61
учебника. Что на них изображено? Какие мысли вызывают у вас эти фото-
графии?
Задание 2. Тема урока: «Охрана растений»
Цель: сформировать у младших школьников метапредметное действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
В книге «Великан на поляне» прочитайте один из рассказов: «Кукушкины
слезки», «Как одолели одолень-траву», «Еще немного о редких растениях».
Подумайте о своем поведении в природе. Всегда ли вы бережно относитесь
к растениям?
Задание 3. Тема урока: «Разнообразие животных»
Цель:
сформировать у младших школьников метапредметное действие нравст- венно-этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее лич- ностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
В книге «Великан на поляне» прочитайте рассказ «История с пиявкой».
Что можно сказать об отношении большинства людей к этим животным?
Заслуживают ли они такого отношения?
В работе с такого рода заданиями учитель должен, в первую очередь, опи- раться на знание моральных норм детьми, то есть на когнитивный компонент, зарождающиеся в процессе прочтения эмоции, то есть на эмоциональный ком- понент. Поведенческую реакцию нельзя сформировать прямо на уроке, поэтому включение деятельностного компонента будет логическим продолжением ва- шей работы за пределами учебного класса. Формирование действий личност- ной направленности осложняется тем, что, помимо школы, на этот процесс огромное влияние оказывают семья и окружение ребенка, а также информа-
59
ционный фон. Но даже с учетом этой сложности, алгоритм работы с подобны- ми заданиями будет складываться из следующих действий.
1.
Чтение текста или рассматривание иллюстраций.
2.
Вопросы учителя по содержанию прочитанного (увиденного). Важно выяснить, понятно ли учащимся, что описано в рассказе или приведено на фо- тографиях.
3.
Очень важный этап! Актуализация жизненного опыта ребенка. Видел ли ты когда-нибудь пиявку? Приходилось ли тебе собирать цветы на лугу?
4.
Актуализация эмоций, которые заложены в описании объектов в расска- зе или приведены на фото. Как автор относится к пиявке? Какие ощущения вы- зывает у тебя грязная вода на фото, затоптанный газон?
5.
Соотнесение ребенком описанных поступков и событий с известными ему моральными нормами и выражение собственного согласия или несогласия с ними в конкретных случаях.
Задания, направленные на формирование группы регулятивных УУД:
Задание 1. Тема урока «Свойства воды»
Цель:
сформировать у младших школьников метапредметное умение целе- полагания, то есть постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно.
Проделайте опыты по теме «Свойства воды» по инструкции, приведен-
ной в учебнике. Определите и назовите цель каждого опыта, устно опишите
его ход. Выводы запишите в рабочей тетради. Проверьте себя на «Странич-
ках для самопроверки».
Например,
опыт 3: определи, имеет ли чистая вода запах?
Целеполагание как метапредметное действие, с одной стороны, является важнейшим компонентом мотивационного этапа, а с другой, как формирующийся умственный навык содержит в себе все этапы процесса его становления. Только в первом случае это цель ребенка для себя, то есть осознание достигаемого ре- зультата, а во втором – это формирование умения эту цель формулировать.
Поэтому делаем следующее.
1.
Стимулируем интерес ребенка к предстоящему опыту, реализуя тем са- мым мотивационный этап.
Как вы думаете, чистая вода имеет запах? Предс-
тавьте себя ученым! Хотите ли вы это проверить?
2.
Актуализируем знания и умения.
Какую воду можно считать чистой?
Какую воду лучше использовать для опыта? Как правильно определять нали-
чие запаха?
3.
В качестве ориентировочной основы действия (ООД) приводится ин- струкция в учебнике. На этом этапе мы просим учащихся ее прочитать. Делаем вывод – а что будет являться результатом опыта? В результате опыта мы опре- делим важное свойство воды: наличие или отсутствие запаха. Этот результат, высказанный учащимися, и является нашей
целью.
4.
Выполнение задания в материализованном виде в данном случае – это устное описание цели опыта и его проведение.
5.
Теперь описываем, смогли ли мы достичь цели? Это и есть пятый этап формирования действия целеполагания, когда цель снова проговаривается и фиксируется ее достижение.