ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 297
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
66
лению модели и контроль (самоконтроль) за правильностью выполнения это- го действия.
5.
Этапы 5–7 прорабатываются на любых заданиях, в которых использу- ются модели и моделирование. Учитель в этом случае контролирует только результат.
Задание 7. Тема урока: «Природа в опасности»
Цель: сформировать у младших школьников метапредметное умение структурировать знания; выбирать основания и критерии для сравнения и клас- сификации объектов.
Сравните фото на с. 33 учебника. Что изображено на каждой из них?
Почему они расположены парами?
Найдите фотографии, которые можно было бы подписать так: «Загряз-
нение воздуха», «Загрязнение воды», «После вырубки леса», «проверка чистоты
воздуха на дороге», «Очистные сооружения», «Посадка леса». На каких из
этих фотографий показано то, что вредит природе, а на каких – работа по
охране природы?
67
Задание 8. Тема урока: «Разнообразие животных»
Цель:
сформировать у младших школьников метапредметное умение анализировать объекты с целью выделения существенных и несущественных признаков.
Рассмотрите рисунок. На нем показаны следующие виды птиц: синица
большая, поползень обыкновенный, воробей домовый. Названия, состоящие из
двух слов, ученые дают всем видам животных. Животные разных видов за-
метно отличаются друг от друга, а животные одного вида очень схожи. По-
считайте, сколько на рисунке птиц каждого вида. Сколько всего птиц показа-
но? Проверьте себя на «Страничках для самопроверки».
Задание 9. Тема урока: «Разнообразие животных»
Цель:
сформировать у младших школьников метапредметное умение вы- бора оснований и критериев для сравнения и классификации объектов.
Придумайте задание на классификацию животных. Предложите его ре-
бятам из других групп. Оцените их ответы.
1.
На мотивационном этапе обращаем внимание на важность работы по классификации объектов и явлений для нашей жизни. Что мы классифицируем, когда идем в магазин? Фрукты и овощи, хлебобулочные изделия, молочные продукты и т. п. Но далеко не всегда легко подобрать основания и критерии для классификации. Часто объекты попадают в разные группы одновременно.
Например, эвглена зеленая имеет признаки растений и животных.
2.
На этапе актуализации знаний выясняем, понятен ли школьникам визу- альный ряд или текст, из которого следует отобрать объекты для сравнения или классификации.
3.
В задании 7, приведенном для примера, имеется подсказка (примерные подписи для фотографий). При помощи этой подсказки и темы урока «Природа в опасности» предлагаем учащимся сравнить фото и определить основной кри- терий, по которому их можно разделить на 2 группы. Это загрязнение либо за- щита объектов природы.
4.
На четвертом этапе учащиеся структурируют фото по найденному кри- терию и проговаривают полученный результат. Хорошей тренировкой для формирования действия структурирования и классификации служит дидакти- ческая игра «Найди лишнее».
5.
Для реализации этапов 5–7 служат любые задания с объектами, которые требуется объединить в определенные группы.
68
Задание 10. Тема урока: «Разнообразие веществ»
Цель: сформировать у младших школьников метапредметное умение ста- вить и формулировать проблему исследования, самостоятельно создавать алго- ритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
С помощью разбавленной настойки йода определите, есть ли крахмал в
продуктах, выданных вам учителем.
Задание 11. Тема урока «Разнообразие веществ»
Цель:
сформировать у младших школьников метапредметное умение осо- знанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письмен- ной формах.
Пользуясь текстом учебника, устно опишите 1–2 вещества по плану:
название вещества, внешние признаки, главные свойства, где встречается
в природе (содержится), как используется человеком?
1.
Зачем нам нужно уметь рассказывать или описывать что-либо на бума- ге? Важность хорошо построенного устного или письменного высказывания трудно переоценить. Можно в качестве мотивационного примера привести та- кое описание объекта или явления, где оно выглядит словно живое! Читая или слушая, мы понимаем, насколько точно выполнено описание.
2.
Отсюда цель: хочу научиться строить высказывание в соответствии с заданной темой и по плану. Смотрим план, приведенный в задании. Название вещества получаем от учителя. Все ли мы знаем об этом веществе в соответст- вии с планом? Не все! Нужно найти необходимую информацию.
3.
Приступаем к формированию ООД. Предлагаем учащимся сначала найти недостающую информацию в тексте учебника и дополнительных мате- риалах. Эта информация должна быть важной и короткой.
4.
Далее предлагаем учащимся структурировать найденную информацию в соответствии с планом и проговорить ее вслух. Корректируем высказывания, а затем выслушиваем еще двух-трех учащихся с учетом корректив.
5.
Этапы 5–7, которые обеспечивают успешность и быстроту действий, от- рабатываем на большом объеме подобных заданий.
Задание 12. Тема урока: «Свойства воды»
Цель:
сформировать у младших школьников метапредметное умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепочку рас- суждений.
Отмечайте в рабочей тетради, сколько стаканов воды, чашек чая, других
напитков вы и члены вашей семьи выпиваете в день. Сделай вывод.
Задание 13. Тема урока: «Тела. Вещества. Частицы»
Цель: сформировать у младших школьников метапредметное умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепочку рас- суждений.
На уроке ребята решили узнать, что произойдет с поваренной солью, если
ее поместить в воду. Проделали опыт. В лабораторный стакан налили воды,
насыпали щепотку крупной соли, помешали стеклянной палочкой. Сначала соль
была хорошо видна, но постепенно стала невидимой. Попробовав жидкость на
69
вкус, дети убедились, что она соленая. Какой вывод ученики могли сделать из
этого опыта?
1.
Соль исчезла.
2.
Соль превратилась в воду.
3.
Вода превратилась в соль.
4.
Соль растворилась в воде, то есть частицы соли перемешались с ча-
стицами воды.
1.
Для формирования цепочки рассуждений прежде всего поставим цель, то есть определим результат, к которому мы стремимся. В задании 12 этой це- лью может быть «подтвердить с помощью наблюдения, что вода необходима для нормального функционирования организма человека».
2.
После того, как учащиеся зафиксировали с помощью наблюдения доста- точно большое количество потребляемой воды, можно приступить ко второму этапу, то есть к актуализации знаний, которые необходимы, чтобы сделать вывод.
3.
На третьем и четвертом этапе просим учащихся найти эти знания в тек- сте параграфа и высказать их вслух.
4.
Теперь самое главное – это связать знания о присутствии воды в орга- низме человека с объемом жидкости, который мы потребляем в сутки. Делать это лучше с помощью наводящих вопросов, формируя цепочку рассуждений вместе с детьми.
5.
Затем связь между теорией и наблюдаемыми объектами и явлениями должны самостоятельно объяснить младшие школьники. Умственный навык рассуждения (вслух и про себя) – один из важнейших в обучении.
Задание 14. Тема урока: «Что такое почва?»
Цель: сформировать у младших школьников метапредметное умение вы- двигать и обосновывать гипотезу.
Почему почва плодородна? Выскажите гипотезу и обоснуйте ее.
Задание 15. Тема урока: «Размножение и развитие растений»
Цель:
сформировать у младших школьников метапредметное умение вы- двигать и обосновывать гипотезу.
Однажды ученые поставили опыт: на грушевом дереве перед цветением
выбрали две ветки с одинаковым числом бутонов. Одну из них накрыли марлей,
чтобы к цветкам не могли проникнуть пчелы, а другую оставили открытой.
На той ветке, где на цветки прилетали пчелы, образовалось 33 груши.
А на ветке под марлей – ни одной! Выскажи предположение, почему это про-
изошло? Проверь себя по тексту параграфа.
1.
Для того, чтобы начать формирование умения выдвигать гипотезу, нуж- но создать проблемную ситуацию или задать проблемный вопрос. После этого следует определить цель работы, например выяснить, почему почва является плодородной. Мотивов для того, чтобы научиться выдвигать гипотезы, огром- ное множество. Это умение позволяет предвидеть или объяснять самые разные ситуации. Очень важно, чтобы гипотезы были реалистичными и логичными, а для этого нужно владеть исходной информацией.
2.
Приступаем ко второму этапу. Что мы знаем о почве, ее составе и свойст- вах? Какие знания помогут нам высказать предположение о ее плодородии? Это
70
знания о том, что необходимо растениям для роста и развития, и знания о том, есть ли эти вещества в составе почвы. Умение строить научно-обоснованную гипотезу в конечном итоге убеждает человека верить науке, а не гадалкам, так как отделяет рандомное предположение от обоснованного.
3.
Приступаем к третьему этапу. Здесь этот этап достаточно сложно вы- членить, так как дети начинают активно высказывать предположения, не заду- мываясь об их обоснованности, то есть переходят сразу к этапу 4. Чтобы вы- членить полноценный третий этап, подготовьте детям тезисы в виде короткого текста, который они должны прочитать прежде, чем строить гипотезу. Эти те- зисы послужат основой для ее обоснования.
4.
Этапы 4 и 5 – это высказывание гипотезы вслух и ее обоснование. Если есть возможность подтвердить гипотезу экспериментально – сделайте это!
Можно использовать и другой вариант, когда результат эксперимента уже из- вестен и описан, а гипотеза касается того, почему он именно такой, а не иной.
5.
Этапы 6 и 7 – это тренировка по выстраиванию гипотез с учетом имею- щихся базовых знаний на различном материале.
Задания, направленные на формирование коммуникативных УУД
Задание 1. Тема урока: «Размножение и развитие животных»
Цель:
сформировать у младших школьников метапредметное умение с дос- таточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задача- ми и условиями коммуникации.
Подготовьте классу сообщение о размножении и развитии животных
выбранной группы.
Задание 2. Тема урока: «Размножение и развитие животных»
Цель:
сформировать у младших школьников метапредметное умение со- трудничать в поиске и сборе информации.
На основе сообщений других ребят сравните размножение и развитие
разных животных (найдите сходство и различия).
Формирование действий коммуникативной направленности требует, на наш взгляд, видоизменения мотивационного этапа. Учитель предлагает уча- щимся работать в группах или в парах. Это само по себе является мотивацией к коммуникации. Задания 1 и 2 связаны между собой. Чтобы выполнить их в такой последовательности, учащиеся должны договориться между собой, какие именно группы животных они рассматривают, иначе многие могут сделать рас- сказ об одной группе и проигнорировать другую. Если распределяет учитель, то получается хорошо, но формирования коммуникативных навыков при этом не происходит. Для составления полного и точного высказывания просим обсудить в группах или парах цель высказывания и его план. Целью высказывания может быть: «Хочу узнать и описать, как размножаются и развиваются птицы».
План сообщения обсудить крайне важно, так как он может различаться у разных учащихся и информацию затем трудно будет сравнивать. Так как сами учащиеся рассуждают о размножении и развитии животных, а учитель решает еще и проблему формирования коммуникативных действий, то он просит кого- либо из учеников предложить свой план сообщения и вынести его на всеобщее обсуждение. План записывается на доске и после корректировки с участием
1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 14