Файл: Цели изучения темы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 190

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
его симптомов немедленно предпринимать защитные меры.

Вопросыдлясамопроверки:

  1. Перечислите основные причины стресса.

  2. Что можно отнести к основным признакам стрессового напряжения?

  3. В чем состоит особенность проявления стрессового состояния у представителей разного пола?

  4. Что относится к психологическим особенностям людей типа «А»?

  5. Что относится к психологическим особенностям людей типа «Б»?

  6. Сколько типов реакции на стресс выделили российские психологи? Охарактеризуйте каждый их них.

  7. Перечислите основные линии поведения в стрессовых ситуациях.

  8. Что лежит в основе хронического стресса?

  9. Перечислите основные симптомы хронического стресса.

  10. Что является профилактикой и лечением хронического стресса?



Глоссарий

Дистресс – состояние страдания, при котором человек не может полностью адаптироваться к стрессовым факторам и вызванному ими стрессу и демонстрирует дезадаптивное поведение.

Постстрессовое нарушение – тяжелое психическое состояние, возникающее в результате единичного или повторяющегося события, оказывающего сверхмощное негативное воздействие на психику индивида.

Психологическое«застревание»
это состояние длительной задержки психики человека на конкретном событии или чувстве.

Хроническийстресс это негативные проявления организма и психики человека в ответ на длительную стрессовую ситуацию.



Тренинг по управлению стрессом



Тема 3. Саморегуляция, снятие стрессового напряжения и помощь при стрессе
Целиизучениятемы:


  • познакомиться с понятиями «саморегуляция» и «психологическая защита».


Задачи изучениятемы:

  • научиться различать когнитивные, эмоциональные и поведенческие копинг-стратегии.


В результате изучения данной темы Вы будетезнать:

  • что такое «копинг-стратегии» и какие классификации существуют;

  • основные типы психологической защиты.

Уметь:

  • снимать напряжение при стрессе;

  • оказывать помощь в стрессовой ситуации другому человеку.


Учебныевопросытемы:

    1. Понятие «Копинг-стратегии».

    2. Классификация копинг- стратегий в психологии.

3.3 Типы психологической защиты.

    1. Понятие «Саморегуляция».

    2. Методы саморегуляции эмоциональных состояний.

    1. Понятие«Копинг-стратегии»


Понятие «копинг-стратегии» в психологии существует лишь с недавнего времени: впервые его стали употреблять в шестидесятых годах ХХ века. Однако достаточно быстро понятие «копинг» вошло в широкое употребление. Термин «копинг» (англ. coping – совладание, адаптация, приспособление) определяют как совокупность процессов, происходящих в личности и

направленных на достижение адаптации к стрессу, контроля над
ним.

Отсюда копинг-поведение рассматривается как целенаправленное поведение личности по сознательному овладению ситуацией для устранения или уменьшения вредного действия стресса.

Главное в процессах, описываемых как «копинг», – именно совладание и адаптация к стрессовой ситуации, не избегание ее.
Интересно, что подобными практиками пользуются многие люди, которые о данном понятии даже не слышали.
Одним из первых учёных, говоривших о копинг-стратегиях, был Ричард Лазарус. Разработка теории о копинге принадлежит в первую очередь американским психологам.

Относительно недавно при изучении копинга исследователи стали применять так называемый ресурсный подход. Он основан на том, что для решения трудной жизненной задачи личность имеет определённые ресурсы, которые могут иметь как внешний характер (например, эмоциональная и моральная поддержка окружающих), так и внутренний (способности и навыки самого индивида). Из всех имеющихся ресурсов некоторые могут быть ключевыми, относительно которых выстраивается вся система ресурсов личности. Недостаток одних ресурсов может компенсироваться избытком других.

Умелое распределение ресурсов позволяет некоторым людям уверенно держаться на ногах, даже если стрессовая ситуация достаточно сильна.

В списке наиболее важных внутренних ресурсов личности такие позитивные качества, как способность к творчеству, адекватная самооценка, эмоциональная устойчивость (низкий нейротизм), позитивное мышление.



    1. Классификациякопинг-стратегийвпсихологии


К когнитивным копинг-стратегиям
относятся:

  • «проблемный анализ» формы поведения, направленные на анализ возникших трудностей и возможных путей выхода из них;

  • «установка собственной ценности»: повышение самооценки и самоконтроля, более глубокое осознание собственной ценности как личности, наличие веры в собственные ресурсы в преодолении трудных ситуаций;

  • «сохранение самообладания» формы поведения, направленные на регуляцию эмоционального состояния, восстановление равновесия;

  • «смирение» это покорность и готовность подчиняться чужой воле;

  • «растерянность», неуверенность, характерно беспричинное умолкание в беседе, озадаченное выражение лица. Иногда человек сообщает, что запутался, растерялся. С развитием растерянности человек с интересом присматривается и прислушивается к обстановке или становится задумчивым, погруженным в себя.


Среди эмоциональных копинг-стратегий выделяют:

  • «оптимизм». эмоциональное состояние с в наличии выхода из сложных ситуаций и поиск положительных сторон в возникшей ситуации.

  • «подавление эмоций»;

  • «покорность», послушание добровольное (реже недобровольное) подчинение.

  • «самообвинение», склонность человека к обвинению самого себя. Самообвинение – это приписывание к причинам негативных событий собственных действий.


Среди поведенческих копинг-стратегий выделяют:

  • «сотрудничество», совместная деятельность, в результате которой все стороны получают ту или иную выгоду.

  • «обращение просьба помощи для выхода из сложных ситуаций у других».