Файл: Понятие, предмет и функции теории государства и права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 595

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


К этой группе прав следует отнести право на труд, на гарантированный минимум заработанной платы, на оплачиваемый отпуск, на бесплатную медицинскую помощь и т.

Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина — это разновидность правовых гарантий, содержащихся в нормах конституционного права. Они закреплены в правовых актах, обеспечиваются нормотворческой и правоприменительной деятельностью государственных органов, имеют регламентированный в праве способ применения. Особенностью конституционных гарантий, выделяющей их из других видов правовых гарантий, является то, что наиболее существенные из них закреплены в Конституции РФ. Общие принципы юридических гарантий определены прежде всего в гл. 1 Конституции — «Основы конституционного строя».

К числу важнейших конституционных гарантий, по Конституции РФ, относятся: 1) принцип разделения властей (ст. 10); 2) обязанность государства защищать права и свободы человека (ст. 45), в том числе осуществлять судебную защиту его прав (ч. 1 ст. 46); 3) право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45); 4) право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48); 5) принцип презумпции невиновности (ст. 49), заключающийся в том, что каждый человек, обвиненный в совершении преступления, считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в судебном порядке, и др. Важнейшим гарантом основных прав и свобод человека и гражданина является институт конституционного контроля, установленный ст. 125 Конституции РФ. Конституция РФ гарантирует каждому гражданину судебную защиту его прав и свобод (ст. 46). Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, нарушающие права и свободы граждан и их объединений, могут быть обжалованы в судебном порядке.


30. Правосознание и правовая культура. Особенности российского правосознания и правовой культуры.

правосознание — это система взглядов, убеждений, представлений, оценок, настроений и чувств общества, определяемая материальными условиями жизни; эти взгляды, убеждения, представления, оценки,настроения направлены на установление определенного правового режима в обществе, отвечающего нормальному функционированию данной политической системы; правовой режим общества моделируется правовым сознанием в категориях юридических прав, обязанностей, требований и предписаний, исходящих от государственной власти и обеспечиваемых специфическими государственными средствами.

С точки зрения содержания в рамках феномена правосознания можно выделить несколько его компонентов:

— рациональный (взгляды, представления, идеи о праве);

— психологический (чувства, эмоции, вызываемые правом и

выражающие определенное отношение к действующему или желаемому праву);

— поведенческий (установка на определенное поведение в правовой сфере, готовность действовать определенным образом — в соответствии или вопреки праву).

Кроме того, в структуре правосознания принято выделять и другие элементы: правовую онтологию (знание того, что есть право), аксиологию (оценку права), праксиологию (волевой элемент, связанный с выбором варианта поведения).

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА — качественное состояние правовой жизни общества, отражающее достигнутый уровень развития законодательства, правовых институтов и учреждений, правоприменительной практики, правосознания, прав человека и гражданина, правовой свободы и ответственности; применительно к личности — характерные для данной личности взгляды, убеждения, ориентации, образцы правового поведения, отражающие состояние индивидуального правосознания.

В правовой культуре личности можно выделить следующие элементы: правовое мировоззрение (правовую философию) личности; правовые знания; правовые умения и навыки; правовые убеждения; правовые ценности личности; правовые идеалы личности; правовые цели; правовые средства; правовые мотивы; правовые привычки; правовые установки; правовые ориентации; отношение праву, нормам права, правовым институтам; правовой кругозор; правовой опыт; правовые позиции; правовую активность; правовое поведение; правомерное поведение; право вую самооценку; правовой самоконтроль;

правовые притязания;добровольное исполнение юридических обязанностей; соблюдение запретов; правовую дисциплину личности и др.

Правовая культура представляет собой сложное и многоплановое социальное явление, в структуре которого выделяют три блока взаимодействующих между собой элементов:

1) познавательный (гносеологический);

2) ценностноориентационный;

3) деятельностный (поведенческий).

Познавательный «блок» составляют правовые воззрения людей на разнообразные аспекты правовой жизни; масштаб и глубина юридического образования, профессиональной подготовки; соответствующий объем и качество знаний принципов и норм права. В качестве элементов правовой культуры, входящих в познавательный «блок», выступают также эмоции, чувства, стереотипы, на основе которых формируется позитивное отношение к праву.

Ценностноориентационный «блок» правовой культуры представлен правовыми ценностями, ценностными ориентациями, правовыми установками, характерными для носителя правовой культуры. Они определяют направленность правовой активности, предрасположенность позитивно воспринимать правовую информацию, критически воспринимать и использовать ее. Проявлениями правовой культуры здесь являются готовность соблюдать и исполнять законы, уважительное отношение к правам другого человека, закону, правопорядку, правосудию, потребность обращаться в суд за защитой прав и т.д.

В деятельностный «блок» входит набор правомерных действий, представляющих собой практическое отношение субъектов к праву и правовым явлениям и направленных на соблюдение, исполнение и использование субъективных прав и юридических обязанностей.

Проявлением поведенческого аспекта правовой культуры является правовая активность, предполагающая более высокую, чем просто соблюдение и исполнение правовых обязанностей, степень и интенсивность деятельности в правовой сфере, исключающая использование противозаконных силовых средств при разрешении споров.

Все рассмотренные компоненты правовой культуры относительно самостоятельны, но вместе с тем взаимосвязаны и образуют особую систему.

Правовая культура выполняет ряд функций: познавательную, регулятивную, правовой социализации, оценочную, коммуникативную, прогностическую.

Следует отметить, что наша страна, Россия, подвергалась и продолжает подвергаться критике за недостаточный уровень развития законодательства, правовых институтов (прежде всего правосудия),низкий уровень юридических гарантий прав и свобод человека и гражданина. Не во всем, но во многом эта критика справедлива и с ней приходится считаться. Развитие правовой культуры должно постоянно находиться в поле зрения российского общества, государства, общественных организаций, учреждений науки и образования. Не достигнув самого высокого по
мировым меркам уровня правовой культуры, Российская Федерация не вправе считать себя понастоящему правовым государством.

Государственная политика в данной сфере учитывает исторически сложившиеся нормы морали и общепризнанные нравственные ценности многонационального народа России, направленные на обеспечение правомерного и добропорядочного поведения граждан. Формирование позитивного правового сознания обеспечивается в том числе путем принятия системных мер по противодействию любым формам национального и религиозного экстремизма либо поведения, посягающего на общественную нравственность и правопорядок, гражданский мир и национальное согласие.

Государственная политика в сфере развития правосознания и повышения правовой культуры проводится одновременно с комплексом мер по совершенствованию законодательства Российской Федерации и практики его применения, по повышению эффектив. ности государственного и муниципального управления, правоохранительной деятельности, по пресечению коррупции и подмены в интересах чиновной бюрократии демократических общественных задач и целей. Итоговой стратегической целью государственной политики в

сфере развития правосознания и повышения правовой культуры является создание в России правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия, без которых не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, неотчуждаемость прав и свобод человека и гражданина, обеспечение надежной защиты публичных общественных интересов.

31. Понятие и виды источников права. Формы права. Основные источники права в России.

Под источниками права понимают различные формы его внешнего выражения, т.е. формы права.

Источниками права в юридическом смысле являются такие формы права, как: правовой обычай, юридический прецедент, правовая доктрина, нормативный договор и нормативный акт.

Под правовым обычаем понимают нормы, которые сложились в обществе независимо от государственной власти и приобрели в сознании общества обязательное значение. Это исторически сложившееся привычное поведение, взятое под охрану государством. Обычаи складываются в процессе жизнедеятельности общества. Если обычаи получают признание государства и обеспечиваются его принудительной силой, то они называются правовыми обычаями. Правовые обычаи составляют обычное право. В Российской Федерации применение обычаев ограничено законодательно, только Гражданский кодекс РФ предусматривает обычаи делового оборота. В настоящее время правовые обычаи применяются в государствах Азии, Африки, Латинской Америки и в международном праве.


Следующий вид источников права — это юридический прецедент. Под юридическим прецедентом понимают судебное или административное решение по конкретному делу, ставшее образцом для решения аналогичных дел. Правовой прецедент представляет собой нормативное решение, имеющее силу закона. Юридический прецедент применяется в государствах, принадлежащих к англосаксонской системе, — Англии, США, Канады и др.

В Российской Федерации характер судебного прецедента носят руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда, которые являются обязательными для всех судей.

Правовая доктрина — это компетентное суждение по правовым вопросам, или право давать разъяснения, обязательные для судов. Широкое распространение правовая доктрина имела в Древнем Риме.

В Российской Федерации в настоящее время правовая доктрина не признается официальным источником права, но очень многие юристы-практики пользуются научными комментариями законов.

Нормативный договор, или договоры нормативного содержания, — это соглашения двух или более субъектов права, которые содержат общие правила, регулирующие отношения сторон. Нормативные договоры служат источниками права в основном в международных отношениях. Они признаются во всех правовых системах. Для Российской Федерации примером нормативного договора служит федеральный договор, заключенный между субъектами Федерации. Нормативный договор характеризуется тем, что его участники добровольно в него вступают, возлагая на себя обязанности, вытекающие из его содержания.

Следующим и наиболее распространенным источником права является нормативный акт. Это письменный документ, принятый управомоченным субъектом права (государственным органом, местным самоуправлением, институтами прямой демократии), имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование общественных отношений. Нормативный акт, в отличие от других правовых актов (актов толкования и правоприменительных актов), создает новые правовые нормы. Это наиболее важный и распространенный источник права в государствах, составляющих систему права. Нормативные акты образуют стройную систему, основанную на их юридической силе.

Высшей юридической силой обладают Конституция и законы (в Российской Федерации — федеральные конституционные законы и федеральные законы), ниже располагаются подзаконные акты, к которым следует отнести акты Президента РФ, акты Правительства РФ, приказы и инструкции министров, ведомств, комитетов, решения местных органов власти. Нормативный акт — самая типичная и наиболее распространенная форма права Российской Федерации.