Файл: Понятие, предмет и функции теории государства и права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 585

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Все нормативные акты являются государственными по своему характеру. Они издаются или санкционируются только органами государства, имеют волевой характер.
Источниками права в России являются Конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы и распоряжения президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, ведомственные акты федеральных органов исполнительной власти, конституции (уставы) субъектов РФ, законы субъектов РФ, акты органов исполнительной власти субъектов РФ, акты органов местного самоуправления. Также к ним относятся международные договоры и соглашения, ратифицированные в установленном порядке.

32. Правотворчество: понятие, виды. Законотворческий процесс.Особенности законотворческого процесса в России.

Деятельность государственных органов, направленная на совершенствование законодательства путем создания новых нормативно-правовых актов, изменения и отмены устаревших норм, называют правотворчеством.

В Российской Федерации существуют три основные формы правотворчества:

1) принятие нормативных актов органами государства;

2) принятие нормативных актов непосредственно народом (путем референдума);

3) заключение различного рода нормативных соглашений.

Принятие нормативных актов органами государства заключается в праве издания нормативных актов, которым обладают высшие представительные органы Федерации, представительные органы ее субъектов и органы местного самоуправления. К правотворческим органам относятся Президент РФ, Государственная Дума, Правительство РФ, министерства, государственные комитеты и ведомства Федерации, соответствующие органы республики, главы администраций национально-государственных и административно-территориальных образований.

Принятие нормативных актов путем референдума выражается во всенародном голосовании граждан по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения, итоги референдума обладают высшей юридической силой, окончательны, не подлежат никакому утверждению и вступают в законную силу в день опубликования.

Референдум как вид правотворческой деятельности представляет собой один из путей расширения демократии и привлечения граждан к решению важнейших вопросов государственной жизни.


Заключение нормативных соглашений — это составление договоров нормативного содержания между различными субъектами права.

Например, нормативные соглашения между Российской Федерацией и ее субъектами, между самими субъектами, между государственными органами и общественными объединениями и др.

Деятельность законодательных органов государственной власти по рассмотрению законопроектов, принятию и обнародованию законов, внесение в них изменений и отмене законов называют законотворческим процессом.

Для Российской Федерации характерны следующие стадии законотворческого процесса.

1. Законодательная инициатива, т.е. внесение проекта на рассмотрение органа, наделенного Конституцией РФ полномочиями по принятию законодательных актов. Эта стадия находит свое воплощение в планах правоподготовительных работ, принятие осуществляется в правотворческой практике. Субъекты права законодательной инициативы в Российской Федерации определены ч. 1 ст. 104 Конституции РФ.

В рамках стадии законодательной инициативы происходит реализация уполномоченным субъектом своего права законодательной инициативы, т.е. права возбуждать перед законодательным органом вопрос об издании нового нормативного акта.

2. Подготовка текста законопроекта. Эта процедура включает в себя несколько этапов: составление текста законопроекта, предварительное обсуждение законопроекта, согласование и доработка законопроекта.

При составлении текста используют два принципа: парламентский и ведомственный. С одной стороны, составлением текста занимаются специалисты соответствующего ведомства, с другой — над текстом работают постоянные комитеты и комиссии высшего законодательного органа.Предварительное обсуждение проводится с привлечением заинтересованных органов, а также широких масс общественности, в форме публикаций, заключений, отзывов.Согласование проекта — это внесение предложений по тексту проекта заинтересованными органами.Доработка проекта осуществляется комиссией на основе поступающих замечаний и предложений и заключается в редактировании текста.

3. Внесение законопроекта в соответствующий правотворческий орган. Таким правом пользуются представительные органы, организации и лица, наделенные им по Конституции РФ. Проект закона вносится вместе с пояснительной запиской, которая содержит обоснования необходимости его принятия, характеристику целей, задач и основных положений. Если законопроект требует дополнительных материальных затрат, прилагается финансово-экономическое обоснование.



4. Обсуждение проекта. Эта процедура осуществляется в трех чтениях, а законопроект о государственном бюджете в четырех чтениях.

При первом чтении проекта заслушивается доклад субъекта законодательной инициативы, депутаты высказывают предложения и замечания в форме поправок. По результатам обсуждения законодательный орган либо одобряет, либо отклоняет основные положения проекта. При втором чтении выступает представитель комиссии, проводившей доработку, и в результате законодательный орган принимает закон, либо отклоняет, либо возвращает на доработку. Третье чтение представляет собой редакционную отработку законопроекта.

5. Принятие закона. Осуществляется путем голосования: большинством или квалифицированным большинством.

Следует отметить, что для российского законодательного процесса возможно появление дополнительных стадий, так как принятый Государственной Думой закон направляется в Совет Федерации для одобрения, и Совет Федерации либо его одобряет, либо он может отправить закон на доработку в Государственную Думу. Поэтому появляется дополнительная стадия — повторное рассмотрение закона, отклоненного Советом Федерации.

6. Подписание закона. Одобренный Советом Федерации закон в течение пяти дней направляется на подпись Президенту, и в течение 14 дней Президент РФ должен его подписать. Если Президент РФ использует свое право на отлагательное вето, то возможно появление еще одной дополнительной стадии — повторное рассмотрение Государственной Думой и Советом Федерации закона, отклоненного Президентом РФ.После завершения всех этих процедур Президент РФ в течение семи дней подписывает закон.

7. Официальное опубликование закона. Принятые законы публикуются в специальных изданиях и официально оглашаются. Неопубликованные законы в Российской Федерации не принимаются.Ведомственные акты публикуются министерствами, ведомствами в издаваемых ими бюллетенях. Акты местных органов власти публикуются в соответствующих бюллетенях.

33. Систематизация законодательства: понятие и виды. Кодификация права в России.

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА — деятельность по упорядочению нормативного материала, выявлению и устранению противоречий в законодательстве, обобщению и укрупнению нормативных правовых актов, повышению уровня организованности действующего законодательства.


Систематизация законодательства направлена на решение следующих задач: учет принимаемых нормативных актов; формирование контрольных (действующих) редакций; выявление устаревших и фактически утративших силу актов; выявление и устранение противоречий между нормативными правовыми актами; укрупнение нормативных правовых актов, устранение их неоправданной множественности; обобщение нормативных правовых актов, создание на основе множества нормативных актов крупных кодифицированных документов; содействие эффективному поиску правовых норм; формирование на научной основе проектов, программ и планов законотворческих реформ.

Систематизация законодательства может осуществляться в разных формах. В юридической науке выделяют следующие формы систематизации (см. интеллектуальную карту 1108).

-Учет законодательства. Учетом называются действия, связанные со сбором и регистрацией действующих нормативных правовых актов, изменений и дополнений к ним, их обработка и расположение по определенной системе, а также хранение и предоставление их пользователям.. Службы,осуществляющие кодификацию в федеральных органах государственной власти (правовые департаменты, отделы и службы кодификации представляют собой настоящие крупные специализированные библиотеки. Современные правовые базы данных — это, по существу, электронные своды законодательства, включающие миллионы нормативных правовых документов. Общедоступные коммерческие справочноправовые системы «Гарант», «Кодекс» и «КонсультантПлюс» представляют собой настоящие высокотехнологичные фабрики по переработке правовой информации.Они в состоянии не только обеспечить пользователей всеми видами правовой информации, но и предоставить им множество современных информационнопоисковых и аналитических сервисов. Ряд федеральных государственных органов: Администрация Президента РФ, Государственная Дума и Совет Федерации, Правительство РФ, Министерство юстиции, Генеральная прокуратура, МВД —сохраняют бумажные юридические библиотеки и одновременно ведут собственные служебные правовые базы данных.

-Следующая форма систематизации — инкорпорация. Она выражается в подготовке и издании различного рода собраний и сборников нормативных правовых актов. Само наименование этой формы систематизации указывает на то, что она заключается в объединении нормативных правовых актов в один корпус, под одной обложкой.Инкорпорация делает массив законодательства обозримым, позволяет увидеть системную взаимосвязь действующих нормативных правовых актов.Существует несколько видов инкорпорации, которые выделяются по различным основаниям. Так, по субъекту инкорпорация делится на официальную, официозную (т. е. полуофициальную) и неофициальную. Официальная инкорпорация проводится самим субъектом,издавшим акт, и иными уполномоченными на то органами. Официозная — прямо не уполномоченными, но обладающими определенным статусом государственными органами, например официальным издательством. Неофициальная инкорпорация может проводиться научноисследовательскими организациями, вузами, частными издательствами и фирмами, адвокатскими объединениями, отдельными гражданами — в принципе кем угодно, поскольку является незапрещенным видом деятельности.По объему инкорпорация может быть полной (генеральной) иличастичной. Полная инкорпорация охватывает всю отрасль или институт законодательства, частичная — его фрагмент, часть.По принципу объединения нормативных правовых актов различают также предметную (систематическую), хронологическую и смешанную инкорпорацию. Примером смешанной инкорпорации является официальный публикатор законов — «Собрание законодательства Российской Федерации», в котором нормативные правовые акты публикуются в хронологическом порядке, но с подразделением их по рубрикам. В последнее время получила распространение электронная инкорпорация — создание систематизированных правовых баз данных и выпуск сборников нормативных правовых актов на электронных носителях.


-Объединение нормативных правовых актов по содержанию может привести не только к формированию сборника, но и к более глубинному результату — созданию объединенного документа. Данная форма систематизации называется консолидацией. Так, например, Указ Президента РФ от 7 сентября 2010 г. № 1099 «О мерах по совершенствованию наградной системы Российской Федерации» консолидировал десятки указов и постановлений, ранее существовавших как отдельные документы. При данном виде систематизации существенных трансформаций содержания нормативного материала, как правило,не происходит, но иногда могут добавляться новые нормы права.

-Следующая, еще более продвинутая форма систематизации называется кодификацией. Особенность кодификации заключается в том,что в отличие от инкорпорации в ней происходит «переплавка» нормативного материала, создаются новые нормы и нормативные правовые акты. В ходе кодификации происходит совершенствование языка законодательства, устраняются устаревшие термины, более четко определяются ключевые понятия. Итогом кодификации бывает уменьшение общего количества действующих нормативных правовых актов и появление новых обобщающих законов — кодексов. По мнению многих ученых юристов, теоретиков права и представителей отраслевых юридических наук, кодификация является оптимальной для России формой систематизации.

Кодификация права в России.

С 90х гг. XX в. по сегодняшний день российское законодательство существенно изменилось, но кодификации, которая подняла бы его на качественно новый уровень, не проведено. Более того, постоянно растет объем текущего некодифицированного законодательства, которое ослабляет и размывает системность российского права.

В научных кругах все более настойчиво выдвигается предложение об отказе от практики ситуационного, политически мотивированного принятия законов и о переходе на систему непрерывной кодификации. Данная система предполагает: принятие кодексов по всем отраслям законодательства; осуществление текущего законотворчества исключительно в форме поправок в кодифицированные нормативные правовые акты; оперативное проведение полного цикла кодификационных работ по всем вновь принимаемым законам; составление научно обоснованных планов и программ развития отраслей законодательства; осуществление законотворчества на основе совместных планов федеральных и региональных органов государственной власти. Кодификация, осуществляемая подобным образом, практически означает реальный шаг к наиболее продвинутой форме систематизации — созданию динамичного, постоянно меняющегося Свода законов Российской Федерации.