Файл: Античная литература как культурный исторический феномен. Периодизация дргреческой и римской литератур. География античного мира.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 352

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема войны и мира в комедиях Аристофана. Её эволюция от «Всадников» до

19-21. Проблемы культуры у Аристофана («Облака», «Лягушки»).

Греческая историческая проза (Геродот, Фукидид, Ксенофонт)

Учение о трагедии и трагическом очищении у Аристотеля

Эллинизм - новый культурно-исторический этап в развитии древнегреческой литературы. Новые философские взгляды на природу человека и общества. Формирование новой системы взглядов.

Общее представление об александрийской поэзии. Характеристика творчества Каллимаха.

Авторская позиция и художественный метод античной биографии в «Сравнительных жизнеописаниях Плутарха»

Источники и особенности древнегреческого романа. Буколический роман Лонга «Дафнис и Хлоя».

Проблематика и образы в комедиях Плавта «Псевдол», «Клад», «Хвастливый воин».

Ораторское искусство Цицерона. Роль Цицерона в истории мировой культуры

Философская поэма Лукреция «О природе вещей»

Отражение философии жизни человека эпохи Октавиана Августа в поэзии Горация (на примере «Эподов», «Сатир» и «Од»).

Отражение философии жизни человека эпохи Октавиана Августа в поэзии Горация (на примере «Эподов», «Сатир» и «Од»).



Квинт Гораций Флакк (65-8 гг. до н.э.).

Раннее творчество Горация имеет агрессивно-полемический характер: отливается оно в форму ямбографии или сатиры.

Ямбографические стихотворения относятся к 30-м годам и составляют небольшой сборник "Эподы" - двустишие, в котором второй стих короче первого. Элемент пародии распространяется и на любовные стих-я.

В течение 30-х годов - "Сатиры". В 23-ем году - три книги лирических "Стихотворений", иногда их называют "Одами".

"Ода" - песня, или лирическое произведение в стиховых формах песни, и ,в частности, "Оды" Горация весьма далеки от "высокого стиля".

Как чистый классицист, Г. ищет для себя образов в древнегреческой лирике и находит их главным образом в лирике эолийцев.

От архилоховского стиля Г. переходит к формам монодической лирики. Его образы теперь - Алкей, Сапфо, и Анакреонт, римский поэт усматривает свое право на бессмертие в том, что он "первый свел эолийскую песню на италийские лады".("Памятник").

Сборник 23 года содержит в пестром чередовании стихотворения, написанные "алкеевой строфой", "сапфической", "асклепиадовой" и т.д. Воспроизводя метрическое построение и общий стилистический тон эолийской лирики, Г. во всем остальном идет собственными путями. Как в эподах, он использует худ. опыт разных периодов, нередко перекликается с эллинистической поэзией. Древнегреческая форма служит облачением для эллинистически-римского содержания. Переводов из древнегреческой лит-ры у Гор. нет.

Некоторые оды нач. с цитаты: "Нам пить пора" - Алкей, но цитаты несут такую же роль, как сегодня эпиграф. Мысль и воображение преобладают у Г. над чувством. Склонен к дидактической форме, характерной для античной лирики.

Стихотворение Г. обычно имеет форму обращения, другие формы - монолог или диалог используются лишь в виде исключения. Иногда обращается к божеству. Почти все мужские адресаты од - реальные лица. Обращение почти всегда содержит в себе волеизъявление или совет. По тематике и жанровым разновидностям оды весьма разнообразны. Обращения к богам, составленные по всем правилам античного гимна чередуются с любовной и дружеской лирикой, с насмешливыми и обличительными произведениями и т.д.



  1. «Наука поэзии» Горация как эстетическая теория античности. Гораций и Аристотель.



  1. Жизнь и творчество Овидия. Тема любви и изгнания в элегиях поэта («Любовные элегии», «Письма с Понта», «Скорбные элегии»).



  1. Римская элегия в творчестве Тибулла и Проперция.



Тибулл родился в богатой семье всадника около 55 г. до н.э., а умер в 19 г. до н.э., в один год с Вергилием.

Поэт входил в литературный кружок Корвина Мессалы (военный и государственный деятель), а не в кружок Мецената, пропагандировавшего идеологию нового режима - режима принципата. Кружок Корвина Мессалы в противоположность кружку Мецената не преклонялся перед цезаризмом и, наоборот, даже выражал скрытую оппозицию ему.

В первой книге пять элегий посвящены Тибуллом его возлюбленной, Делии.

Тибулл скорбит, что в его время всюду властвуют деньги, ведутся войны и причина войн тоже деньги - жажда наживы. В конце первой элегии Тибулл снова проклинает войны, из-за которых льются слезы людские.

Тибулл мечтает о мирной жизни на лоне природы, о счастливой жизни со своей возлюбленной Делией.

Вторая книга элегий Тибулла была написана в период между 25 и 19 гг. В этой книге шесть элегий. Первые посвящены любви Немезиде (богиня возмездия). Эти элегии трогают силой чувства, выраженного в них, искренностью любовных переживаний и связанных с ними страданий.

Во второй книге элегий, кроме трех, посвященных Немезиде, остальные три элегии не связаны с темой любви. Тибулл прославляет деревенскую жизнь, ее праздники.

Элегии Тибулла трогают своей искренностью чувства и нежностью души. Он умеет живо передать оттенки любовного чувства, умеет нарисовать картины природы, показать жизнь простого человека.

Он прекрасно владеет богатством латинского языка, пишет легко и изящно, в совершенстве владеет ритмом, особенно ему удается соединение гекзаметра с пентаметром. Его поэзию высоко ценили еще в древности.

Проперций.

Младший современник Тибулла, Секст Проперций родился около 50 г. до н.э., а умер около 15г. до н.э. Отец его был богат, но потерял часть земли при отчуждении ее Августом в пользу ветеранов. Проперций входил в кружок Мецената, но был другом Овидия.



Он оставил нам четыре книги элегий. В основном эти стихи посвящены любви поэта к красавице Кинфии (Гостии)

В первых десяти элегиях I книги Проперций пишет о счастье своей любви, а в остальных элегиях этой книги, а также и во II книге он большею частью выражает свою душевную боль от сознания, что Кинфия ему не верна, но поэт все ей прощает.

Проперций - певец страстной любви, видящий цель жизни в любви, поэтому понятны его слова, когда он свою победу над Кинфией ставит выше победы Августа, только что одержанной им над парфянами.

Как и Тибулл, Проперций в некоторых элегиях осуждает современное ему общество, где царит корыстолюбие, где нет ни чести, ни прав, ни добрых нравов.

Проперций был сторонником реформ Августа, сторонником цезаризма. Под влиянием Мецената и всей обстановки его литературного окружения Проперций постепенно отходит от любовной тематики, а также восхваляет Августа и его победу при Акциуме.

Следуя за александрийскими поэтами, Проперций вносит в стихи мифологические образы, стремясь через них выразить свои чувства. Многочисленные мифологические образы, сравнения придают элегиям Проперция тон учености и не так трогают сердце читателя, как искренние, простые элегии Тибулла. Язык поэзии Проперция не столь доходчив, как язык элегий Тибулла, в нем немало грецизмов и архаизмов.
  1. Мифологическая поэма Овидия «Метаморфозы»; жанровое своеобразие, основные сюжеты и образы.



  1. Общая характеристика творчества Сенеки: сатирические произведения, трагедиография, «Нравственные письма к Луцилию».



Драматургическая эстетика Сенеки реализуется в трагедии «Медея», которую также полезно сопоставить с одноименным произведением Еврипида. У греческого трагика главная героиня – жена, оскорбленная неверностью и эгоизмом мужа Ясона, для которого она пошла на огромные жертвы; Медея – человек, доверие которого было обмануто, достоинство – попрано; любящая и страдающая мать; личность, осознающая свою горестную долю как результат незавидного положения женщины в эллинском обществе.

Медея у Сенеки – образ однолинейный, лишенный сложности, воплощение необузданной мстительности. Медея готова даже сжечь Коринф, где должна произойти свадьба мужа с Главкой, дочерью царя Креонта, уничтожить Истмийский перешеек
, разъединяющий Эгейское и Ионийское моря.
В Медее – «огонь, железо, молнии богов». В ней – «бешенства прилив, разлившийся широкими волнами». Ее месть поистине неутолима.

По сравнению с Еврипидом Сенека и в этой трагедии корректирует как трактовку отдельных образов, так и некоторые сюжетные коллизии. Он «смягчает» образ Ясона, который исполнен грусти, ибо над ним тяготеют «цари и рок»; герой вступает в новый брак ради детей, которых любит. Ясон не хочет отдать детей Медее, потому что не может жить без них. И когда Медея это понимает, находит, в чем наиболее уязвим муж, то решает нанести ему удар, самый болезненный и беспощадный.

У Еврипида – запечатлена внутренняя борьба в душе Медеи, в которой живут оскорбленная, ревнивая женщина и любящая мать. У Сенеки Медея – одержима ненавистью. Кормилица подробнейшим образом сообщает о зловещих волшебных заклинаниях Медеи, о том, как она готовит адское зелье, яд для ненавистный ей Главки. У Еврипида от яда гибнут Главка и Креонт. У Сенеки говорится о пожаре, который уничтожает дом коринфского царя и весь город. «Погибло все, разрушен царский дом, отец и дочь смешались в адском пепле», – сообщает Вестник.
В классической греческой трагедии гибель героев происходит за сценой. Это относилось и к детям Медеи у Еврипида. В трагедии Сенеки мать убивает их на сцене. Сначала поражает одного сына, затем всходит на кровлю дома и отнимает жизнь у второго. Все это она совершает с пугающим хладнокровием

В «Медее», как и других трагедиях Сенеки, безусловная тенденциозность, «заданность». Как остроумно замечено, Сенека так выписал характер своей Медеи, словно она прочитала трагедию Еврипида. Своим произведением Сенека хотел продемонстрировать пагубность вседозволенности, ее страшные последствия. Подобным, во многом завуалированным образом Сенека выражал свое неодобрение той вакханалии кровавого насилия и произвола, которые сделались приметой эпохи Нерона.
  1. Сатирическое воспроизведение действительности в романе Петрония «Сатирикон». Жанр произведения. Отражение римской действительности в сатирах Ювенала.



«Сатирикон» Петрония – веха в истории романа, возникшего на исходе античности. Термин «роман» первоначально появился в средневековье и тогда обозначал произведение, написанное на романских языках. В античную эпоху роман оказался сравнительно «поздним» жанром, заявив о себе уже после расцвета героической эпопеи, трагедии и комедии, после высших взлетов лирической поэзии, на закате как греческой, так и римской литературы.


Содержание: приключения трех бродяг, люмпенов, которые странствуют по городам Италии и при этом попадают в бесконечные передряги, сталкиваются с множеством разных лиц. Это главная сюжетная линия, на которую «нанизываются» побочные колоритные эпизоды и сцены. Перед нами – произведение, не имевшее аналогов в античности. Бросается в глаза его стилевая многослойность, пестрота: перед нами приключения и бытовые зарисовки, пародия и тонкая ирония, сатира и аллегория, калейдоскопичность следующих один за другим эпизодов, высокая патетика и вульгарное просторечие. Добавим к этому «интегрированные» в текст обильные стихотворные пассажи, а также вставные новеллы.

По композиции и стилю роман близок к «менипповой сатире»: получила название от имени Меннипа - древнегреческого философа, создателя особой повествовательной манеры: прозаический текст прослаивается стихами, а серьезное содержание оживлено иронией, насмешкой и фантастикой. Испытав влияние «менипповой сатиры», Петроний также использует приемы греческого любовно-авантюрного романа, которые, однако, преломляются в пародийном ключе. Существенная примета Петрония – натуралистические подробности, особенно при описании «дна» общества, равно как и откровенность любовно-эротических эпизодов.
  1. Общая характеристика римской историографии: Тит Ливий, Тацит, Светоний, Транквилл (на выбор).



Тит Ливии.
Тит Ливии родился в 59 г. до н.э. в городе Патавии (в современной Падуе), был воспитан в старинных республиканских традициях и получил философское и риторическое образование.

Патавия в гражданскую войну была на стороне Помпея, город имел республиканские традиции, поэтому Ливии получал от Октавиана Августа иногда ироническую оценку "помпеянца". Но в исторических трудах Ливия проводится идеология правящих кругов римского общества эпохи принципата Августа, родственная политическим идеям "Энеиды" Вергилия.


В основе исторических трудов Ливия лежит идея величия Рима, прославления древних нравов, героики и патриотизма предков. Это преклонение перед нравами предков вполне совпадало с реставрационной политикой принципата. Октавиан Август мастерски делал вид, что он восстанавливает республику; древние нравы считались образцом для современников.


Тит Ливии создал своего рода "поэтическую эпопею в прозе", считая историю наставницей жизни. Ливии писал сильным, эмоционально захватывающим языком; он дает яркие художественные характеристики, описания событий и героических фигур - патриотов легендарного Рима.