Файл: Античная литература как культурный исторический феномен. Периодизация дргреческой и римской литератур. География античного мира.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 355
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема войны и мира в комедиях Аристофана. Её эволюция от «Всадников» до
19-21. Проблемы культуры у Аристофана («Облака», «Лягушки»).
Греческая историческая проза (Геродот, Фукидид, Ксенофонт)
Учение о трагедии и трагическом очищении у Аристотеля
Общее представление об александрийской поэзии. Характеристика творчества Каллимаха.
Источники и особенности древнегреческого романа. Буколический роман Лонга «Дафнис и Хлоя».
Проблематика и образы в комедиях Плавта «Псевдол», «Клад», «Хвастливый воин».
Ораторское искусство Цицерона. Роль Цицерона в истории мировой культуры
близких им по жанру александрийских лириков, которые импонировали им как
своей тематикой, так и изощренной отделкой стиха и ритма.
Катулл создал лирику, отражающую разнообразные настроения поэта.
Прежде всего это стихи, связанные с глубокой и трагической любовью Катулла к
красавице Клодии, сестре трибуна Клодия Пульхра, которую поэт назвал
Лесбией. сближая ее с лесбиянкой Сапфо. В этих глубоко интимных
стихотворениях отражены и радость взаимной любви, и муки ревности поэта, и
его презрение к изменявшей ему женщине, и отчаяние после окончательного
разрыва с ней.
Ему принадлежит ряд памфлетов на будущего диктатора Юлия Цезаря и его любимцев, а также на разных бездарных стихоплетов. И тогда Катулл настраивал свою лиру на шутливый и игривый лад. В таком тоне даны его стихотворения к друзьям -
Лицинию, Фабуллу, Флавию, Цецилию. В этих стихотворениях отражены и
литературные интересы поэта, и светлые моменты его жизни, связанные с
теплыми дружескими беседами, с искренним весельем товарищеских пирушек и
легкими забавами беззаботной ранней юности.
После разрыва с Клодией в 57 г. поэт отправился в Вифинию (Малая
Азия), возможно, с целью скорее забыть возлюбленную, причинившую ему столько
страданий; может быть, на это решение повлияла и весть о смерти брата,
похороненного в Малой Азии. В результате поездки Катулла на Восток появился
ряд новых стихотворений и эпиллий "Аттис", в котором нашли отражение
экзотика восточной природы и таинственный культ богини Кибелы, связанный с
оскоплением и оргиастическими танцами ее жрецов.
На всю последующую римскую лирику (Тибулла, Проперция), а также на
поэтов-лириков Западной Европы Катулл оказал большое влияние. Из
итальянских гуманистов особенно любил Катулла Понтано, много его
переводивший и перенесший все разнообразие его стихотворных размеров в
итальянскую литературу. Высоко ценили Катулла Байрон и Гете. Пушкин со всем
блеском своего гения перевел на русский язык одно из его стихотворений (см.
ниже).
- 1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Философская поэма Лукреция «О природе вещей»
«О природе вещей». Это настоящая энциклопедия эпикуреизма. В шести книгах этой философской поэмы излагаются основания физики Эпикура в сравнении с учениями философов прошлого («О природе вещей», кн. I и II), учение о душе и ее свойствах (кн. III), учение о богах, о происхождении знания и физиология человека (кн. IV). Объяснение землетрясений и вулканической деятельности, описание климатических явлений, рек и горячих источников сменяются в VI кн. описанием болезней и рассказом об ужасах эпидемии 430 г. до н. э. в Афинах. Красной нитью проходит через всю поэму антирелигиозная и этическая проблематика, выходы к которой содержат чуть ли не все научные вопросы, рассматриваемые в поэме.
Боги философии Лукреция лишены всех функций богов как религиозных объектов: они не творцы и не устроители мира; они не осуществляют провидение и промысел; они не умилостивляются молитвами и не воспринимают благодарность, не могут наказывать людей за злодеяния или вознаграждать за добродетель. Поэтому тщетно и бессмысленно поклонение богам, бессмысленно традиционное благочестие.
В поэме «О природе вещей» немало мест, в которых творящая природа как будто бы олицетворяется в мифологических образах Венеры, Матери богов, Великой Материи; Тит Лукреций Кар живописует порождающий все живое брак Матери-Земли и Отца-Эфира, любовные объятия Венеры и Марса и т. д. Однако нельзя видеть здесь возрождение мифологии.
Поэма Тита Лукреция Кара «О природе вещей» обладает высокими художественными достоинствами и доставляет читателям большое эстетическое удовольствие. Абстрактные теоретические рассуждения, иллюстрированные примерами из жизни, становятся конкретными и убедительными. Опираясь на отвлеченные положения эпикуровской натурфилософии, Лукреций воссоздает перед взором читателя величественную панораму природы.
-
«Буколики» и «Георгики» Вергилия. Авторская концепция мира и отношение Вергилия к греческим образцам «пастушеских» и «земледельческих» песен (традиции Гесиода и Феокрита).
Вергилий хотел внести в латинскую поэзию особенности греческой
, её простоту и естественность, и начал подражанием Феокриту. Но ему не удалось достигнуть цели, несмотря на прямой перевод во многих местах сицилийского поэта — именно простота-то и естественность отсутствуют в Буколиках Вергилия. В то время как пастухи Феокрита в самом деле живут непритязательной жизнью детей природы, весь интерес которых в процветании стад и любви, пастушки, пастухи Буколик — поэтическая фикция, художественный образ, прикрывающий сетования римлян на невзгоды гражданских войн. В некоторых из них Вергилий представляет выдающихся лиц той эпохи; так напр., в Дафнисе представлен Цезарь.
Самая знаменитая и на самом деле самая интересная по торжественности настроения и тонкости деталей — эклога 4, в которой Вергилий предсказывает будущий золотой век и скорое рождение ребёнка, который изменит течение жизни на земле. Поэт рисует картину этой будущей счастливой жизни, когда всякий труд будет лишним и человек везде будет находить все, что ему нужно, и заканчивает славословием будущего благодетеля людей. Христианские писатели видели в этой эклоге пророчество рождения Христа, и на ней основана главным образом распространенная в средние века вера в Вергилия как в волшебника.
В VI эклоге поэт рассказывает о связанном и освобожденном Силене, который пел песню, повествуя в ней о тайнах возникновения вселенной.
В общем характере десятой эклоги, её ненависти к войне и жажде спокойной жизни Вергилий отразил стремление к миру, охватившее все римское общество.
Литературное значение Буколик состоит главным образом в совершенстве стиха, превосходящего все прежде написанное в республиканском Риме.
Вергилий создает в своих "Буколиках" идеальный мир, населенный нравственно чистыми и вместе с тем тонко чувствующими и поэтически одаренными людьми, носящими, в сущности, лишь маски пастухов.
Некоторые эклоги Вергилия свидетельствуют о глубоком интересе поэта к проблемам устройства мира и роли в нем человека. Стремление к философским обобщениям, проявляющееся уже в этих ранних произведениях Вергилия, придает его "Буколикам" своеобразную окраску, отличающую их от идиллий Феокрита.
-
«Энеида» Вергилия - национальная поэма римского народа. Сюжет и образы. Образ Энея и его характеристика.
Мировую славу доставило Вергилию особенно его третье большое произведение - героическая поэма "Энеида". Как показывает само название этого произведения, здесь находим поэму, посвященную Энею. Эней был сыном Анхиса и Венеры, Анхис же - двоюродный брат троянского царя Приама.
В "Илиаде" Эней выступает много раз в качестве виднейшего троянского вождя, первого после Гектора. Уже там он пользуется неизменным расположением к себе богов, а в "Илиаде" (XX, 306 и след.) говорится о последующем царствовании его и его потомков над троянцами.
В "Энеиде" Вергилий изображает прибытие Энея со своими спутниками после падения Трои в Италию для последующего за этим основания римского государства. Вся эта мифология, однако, не дана в "Энеиде" полностью, так как основание Рима отнесено к будущему и о нем даются только пророчества.
Созданные Вергилием двенадцать песен поэмы носят следы неполной доработки. Имеется целый ряд противоречий и по содержанию. Вергилий не хотел в таком виде издавать свою поэму и перед смертью велел ее сжечь. Но по распоряжению Августа, инициатора этой поэмы, она все же была издана после смерти ее автора.
Сюжет поэмы состоит из двух частей: первые шесть песней поэмы посвящены странствованиям Энея от Трои до Италии, а вторые шесть - войнам в Италии с местными племенами. Вергилий очень во многом подражал Гомеру, так что первую половину "Энеиды" вполне можно назвать подражанием "Одиссее", вторую же - "Илиаде".
Стиль "Энеиды" отличается сжато-напряженным характером, который заметен почти в каждой строке поэмы: то это сам художественный образ, пылкий и сдержанный одновременно, то это какое-нибудь краткое, но острое и меткое словесное выражение. Подобного рода многочисленные выражения стали поговорками уже в первые столетия после появления поэмы, вошли в мировую литературу и остаются таковыми в литературном обиходе до настоящего дня.
В поэме используется множество интересных приёмов, о которых имеет представление только тот, кто читал "Энеиду" в подлиннике. Такая напряженность и максимальная сжатость, лаконичность стилистических приемов характерны для "Энеиды".
- 1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 12