Файл: Античная литература как культурный исторический феномен. Периодизация дргреческой и римской литератур. География античного мира.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 354
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема войны и мира в комедиях Аристофана. Её эволюция от «Всадников» до
19-21. Проблемы культуры у Аристофана («Облака», «Лягушки»).
Греческая историческая проза (Геродот, Фукидид, Ксенофонт)
Учение о трагедии и трагическом очищении у Аристотеля
Общее представление об александрийской поэзии. Характеристика творчества Каллимаха.
Источники и особенности древнегреческого романа. Буколический роман Лонга «Дафнис и Хлоя».
Проблематика и образы в комедиях Плавта «Псевдол», «Клад», «Хвастливый воин».
Ораторское искусство Цицерона. Роль Цицерона в истории мировой культуры
Особенности:
1) Главная тема – любовь и семейные отношения;
2) Хоровые акты вытесняются, часто не входят в текст;
3) Персонажи бытовые;
4) Удельный вес смешного невысок;
5) В центре – семья;
6) Комедия + фольклорные сказания;
7) Счастливый финал.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 12
Общее представление об александрийской поэзии. Характеристика творчества Каллимаха.
-
«Аргонавтика» Аполлония Родосского как образец эллинистической героической поэмы. Основные направления переосмысления гомеровской традиции.
"Аргонавтика" - не поэма о героических подвигах, а поэма о трагическом распаде героической души, о ее блуждании в мире больших катастроф и неожиданных перемен. Внешне эпические атрибуты поэмы не могут поколебать нашей уверенности в том, что это конец героического эпоса и начало трудного пути одинокого и находящегося в разладе с самим собой героя.
Аполлоний Родосский. Его произведение «Аргонавтика» - некая попытка возродит героический эпос, что вызвало острые споры в кругах современников
Сюжет поэмы – миф о золотом руне
Совмещение старой эпической трагедии и новых достижений поэзии александризма. Автор использует традиционные гомеровские эпитеты и сравнения (седой берег, быстрые стрелы, жадная волна), стандартные формулы (Эфир – жилище бессмертных, самая страшная клятва – Стиксом), сюжет со странствующими героями.
Однако самое интересное заключается в том, что весь этот как будто всем давно известный эпический материал пронизан новизной его восприятия, чувством неповторимости и свежести бытовых зарисовок, образов, деталей, психологических нюансов с оттенками тонкой чувствительности, возвышенного стремления вдаль, трагической обреченности и ужаса перед грубостью жизни.
Поэма, на первый взгляд, имеет сюжетные и композиционные неровности, состоит из 4 песен.
-
I песнь: дробность старых мифологических мотивов -
II песнь: лишена дробности -
III песнь: целостность -
IV песнь: самая хаотичная и неравномерная
-
«Идиллии» Феокрита как жанр эллинистической поэзии. Основные сюжеты и
образы идиллий.
До нас дошел сборник так называемых идиллий (стихотворений небольшого или среднего размера)
Феокрита (их было 30), и 26 эпиграмм.
Слово «Идиллия» с греческого означает либо «картинка», либо «песенка».
Сейчас идиллия – это стихотворение простого, изящного и умиротворенного жанра с элементами манерности.
Безусловно, идиллия берет своё начало у Феокрита, но она не соответствует его литературному наследию . Ведь тридцать идиллий Феокрита весьма разнообразны по своему жанру.
Разновидности:
а) Буколические, или пастушеские – изображение жизни пастухов на лоне природы, которые занимаются главным образом любовью или музыкой. Обычно это поэтическое состязание двух пастухов, попеременно произносящих по нескольку стихотворных строк.
б) Мимы – представляют собой небольшие драматические сценки.
в) Буколический мим (соединение двух предыдущих жанров)
д) Любовные стихотворения
е) Кокетливое соединение лирики и мифа (то есть предыдущих двух жанров) в одном стихотворении
ж) Хвалебные песни
з) Послание
Идейный смысл идиллий Феокрита сводится по преимуществу к эстетизму, под которым мы понимаем беззаботное наслаждение красивыми или приятными формами жизни без внимания к практическим сторонам действительности.
Феокрит идеализирует пастухов как представителей беззаботной жизни, где на первом месте музыка и любовь.
Герой Феокрита – не простая «деревенщина», а изощрённая натура; ищет в природе и деревенской жизни вовсе не простоты, а еще большей сложности и изысканности.
Влюбленные пастухи и пастушки, восторженные и поэтически настроенные, всегда красивые и изящные, кокетливые и манерные, но в то же время овеянные какой-то жеманной наивностью, а со стороны поэта и снисходительной иронией, - это буколический комплекс образов, созданный Феокритом
Стиль Феокрита – изящная миниатюра, разработанная манерно-наивно и иронически-серьезно, в то же время натуралистически с кучей выразительных описаний. Место действия – день, природа, яркие лучи солнца и т.д. Множество наименований растений и животных.
Феокрит оказался создателем жанра мирового значения. Через некоторое время другие поэты отказались от широкой тематики Феокрита и сосредоточились исключительно на любовной тематике. Им удалось схематизировать эстетическую полноту и направить идиллию на путь формализма. Этот шаг помог идиллии выжить как жанру и пройти через средние века.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 12
Авторская позиция и художественный метод античной биографии в «Сравнительных жизнеописаниях Плутарха»
Плутарх жил в 46-127 гг. Он обратился к жанру биографии, следуя за эллинистическо-римской традицией, кот. проявляла живой интерес к личности полководцев, императоров, прославленных как высокими подвигами, так и своими злодеяниями.
Плутарх написал 50 жизнеописаний, 46 из которых парные биографии греков и римлян, заключающиеся в сравнительной характеристике героев. Для него в равной мере велики деятели и Греции и Рима. Он четко разграничивает задачи историка и биографа.
Плутарху важно понять человека в быту, в частной жизни. Он стремится и реалистичности, хотя о дурном и низком не считает нужным рассказывать. Большую роль отводит наукам и воспитанию. Жизнь человека он воспринимает в духе эллинистических традиций: как борьбу с судьбой.
Почти все биографии строятся примерно по одинаковой схеме: происхождение героя, его род, семья, рассказ о юных годах, воспитании, деятельности и смерти. Рисуется жизнь человека в морально-психологическом аспекте с выделением нескольких сторон, важных для авторского замысла. Иногда биография замыкается обстоятельным заключением с обращением к другу, а иногда просто обрывается. Некоторые биографии до предела насыщены анекдотами и афоризмами.
Плутарх стремится выделить наиболее яркие черты в характере не только человека, но даже целого народа. Он мастер психологических деталей, часто символичных. Ценит внутреннюю красоту человека, несчастного, замученного и утерявшего всю свою внешнюю прелесть. Трагические события подготовлены богами. Трагизм человеческой жизни рисуется как результат превратностей и закономерностей судьбы. Понимает жизнь как театральное представление, где разыгрываются кровавые драмы и веселые комедии. А все это немыслимо без чувства греческого и римского патриотизма.
В жизнеописаниях вырисовываются нравственная философия автора.
Для жизнеописаний характерны: