Файл: Античная литература как культурный исторический феномен. Периодизация дргреческой и римской литератур. География античного мира.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 348

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема войны и мира в комедиях Аристофана. Её эволюция от «Всадников» до

19-21. Проблемы культуры у Аристофана («Облака», «Лягушки»).

Греческая историческая проза (Геродот, Фукидид, Ксенофонт)

Учение о трагедии и трагическом очищении у Аристотеля

Эллинизм - новый культурно-исторический этап в развитии древнегреческой литературы. Новые философские взгляды на природу человека и общества. Формирование новой системы взглядов.

Общее представление об александрийской поэзии. Характеристика творчества Каллимаха.

Авторская позиция и художественный метод античной биографии в «Сравнительных жизнеописаниях Плутарха»

Источники и особенности древнегреческого романа. Буколический роман Лонга «Дафнис и Хлоя».

Проблематика и образы в комедиях Плавта «Псевдол», «Клад», «Хвастливый воин».

Ораторское искусство Цицерона. Роль Цицерона в истории мировой культуры

Философская поэма Лукреция «О природе вещей»

Отражение философии жизни человека эпохи Октавиана Августа в поэзии Горация (на примере «Эподов», «Сатир» и «Од»).

  1. Античная литература как культурный исторический феномен. Периодизация др-греческой и римской литератур. География античного мира


Греки: юг Балканского п-ова, острова Эгейского моря, побережье Малой Азии.

Римляне: территория вокруг Рима, Италия, Греция, Гос-ва в Европе и Передней Азии.

Письменные памятники греческой лит-ры с VIII в. до н.э.

Письменные памятники римской лит-ры с III в. до н.э.

Конец античной греческой литры – V в. н.э. – падение Западной Римской империи (переходит в Византийскую литру)

1200 лет.
Периоды:

  1. Доклассический (архаический) – устное народное творчество, конец – первая треть I тысячелетия до н.э.: «Илиада» и «Одиссея» Гомера



  1. Классический – становление и расцвет греч. клас. рабовладения – VII-IV вв. до н.э.: лирика и драма, проза греч. философов, историков и ораторов. Города-государства – полисы



  1. Эллинистический – новая ступень античного рабовладения – крупного. Военно-монархические организации, дифференциация личной жизни человека. Длится до конца античного мира – III в. до н.э. – V в. н.э.

  • Ранний эллинизм – III в. до н.э. – I в. н.э.

  • Поздний эллинизм – I-V вв. н.э.

Римская литра => эллинистически-римский период

Римская литра:

  1. Архаический период – первые два века существования

  2. Классический период – расцвет литры – I в. до н.э.

  3. Послеклассический период – I-V вв. н.э.

VI век – гибель рабовладельческой формации и наступление средневекового феодализма – грань между античной и средневековой литрой.

  1. Сущность понятия «миф». Основные этапы развития др-греческой мифологии. Хтонический и классический (олимпийский) периоды развития др-греческой мифологии




Миф — представление человека о мире и своем месте в нем, основанное на вере в мистические свойства предметов и существ, качественную неоднородность пространства и времени.

Периоды развития древнегреческой мифологии

Древнейшая мифология называется хтонической.

Стадии развития древнейшей мифологии:

  1. Фетишизм. Фетиши – одушевленные, но в то же время материальные, физичные вещи.

Фетиш – средоточие магической, демонической, живой силы

Примеры:

  • боги и герои в виде деревянных или каменных предметов (Геракл в виде камня)

  • предметы, сделанные человеком (копье Ахилла, излечившее героя Телефа),

  • растения, животные, человек и его части тела (виноградная лоза и плющ – фетиши Диониса).




  1. Анимизм

Человек начинает интересоваться вопросами производства вещей.

Умение отделять идею фетиша от самого фетиша – отделять маг. силу демона вещи от вещи.

Этапы анимизма:

  1. Демон неотделим от вещи, с уничтожением демона умирает вещь (нимфы дерева)

  2. Демоны способны отделяться от вещи после уничтожения вещей (нимфы дерева)

  3. Демон – обобщенное миф. существо, источник и родитель всех вещей (Океан)

Боги и демоны – существа физ. матер. и чувствительные, имеют обыкновенное тело, состояли из всех стихий

Тератология – век чудовищ и страшилищ, символизирующих силы земли

Демоны, в которых соединяются вид человека и животного – миксантропические (сирены, кентавры)

  1. Ранняя классика

Переход к патриархату

Героическая, олимпийская или классическая мифология

Гармоническое и худ. восприятие мира

Появляются герои

    • Верховный бог Зевс

    • Гера – жена Зевса, покровительница брака, семейной любви

    • Арес – бог войны и кровопролития

    • Афина – богиня мудрости, справедливости, наук и ремесел

    • Артемида – богиня охоты, покровительница всего живого на Земле

    • Аполлон – бог света, покровитель искусств, бог-врачеватель и покровитель оракулов

    • Афродита – богиня любви и красоты

    • Гефест – бог огня и кузнечного дела

    • Деметра – богиня плодородия и земледелия

    • Гестия – богиня домашнего очага

    • Гермес – бог торговли, хитрости, скорости и лукавства

    • Дионис – бог растительности, виноградарства, виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза, также театра

Природа воспринимается умиротворенно и поэтично

Власть человека над природой

Герои вступают в состязание с богами

Для эпохи разложения героической мифологии характерны мифы о родовом проклятии, приводящем к гибели нескольких поколений

Выход из общинно-родовых отношений возникает на путях афинской государственности

  1. Самоотрицание мифологии

Бог становится внутренне близок человеку

Культ Диониса – увеличивал чел. самостоятельность, лишал миф. направленности

Особый вид мифа – метаморфозы (превращения) в эллинистически-римский период (Овидий «Метаморфозы») – превращение героев в предметы неодушевленного мира (Нарцисс – цветок)

Гибель наивной мифологии, замена ее обыкновенной и реалистической поэтизацией природы и человека

  1. Поздняя классика и декаданс


Наивная мифология кончилась с первобытообщинной формацией

Широко использована в трагедии

В эпоху эллинизма мифология превращается в лит. прием
  1. Сюжет и композиция «Илиады» Гомера. Характеристика образов героев. Мировоззрение эпического поэта и стиль гомеровских поэм


Поэмы Гомера впервые записаны во второй половине VI века до н.э.

Они отражают еще более древние периоды греческой или даже догреческой истории.

Сюжет: эпизоды троянской войны.

Поводом к войне было похищение сыном троянского царя Приама Парисом Елены, супруги спартанского царя Менелая. Чтобы отомстить за это похищение и вернуть Елену обратно, брат Менелая – Агамемнон – советует Менелаю собрать всех греческих царей с их дружинами и начать войну с Троей. Среди привлеченных греческих царей – быстроногий Ахилл – царь Фтии, и Одиссей – царь острова Итаки.

Все греческие племена посылают свои войска и своих вождей в Авлиду, откуда общегреческое воинство движется через Эгейское море и высаживается около Трои, которая отстояла от берега на несколько километров. Верховным вождем избирается Агамемнон.

Война ведется с переменным успехом в течение 10 лет. И только по истечении 10 лет грекам удается пробраться город, сжечь его, перебить мужчин, а женщин забрать в плен.

Действие "Илиады" отнесено к 10-му году Троянской войны.

Содержанием поэмы является один эпизод, пределах которого сконцентрирован исторический и мифологический материал и выведено большое количество троянских и греческих героев. События занимают 51 день.

Основная линия рассказа занимает песни I, XI, XVI-XXII (всего в поэме 24)

Повествование о гневе Ахилла и последствиях: "Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына". Ахилл гневался на Агамемнона за то, что тот отобрал у него пленницу Брисеиду, т.к. должен был возвратить свою пленницу Хрисеиду ее отцу Хрису, жрецу Аполлона под Троей

Изображенная у Гомера культура в общем является микенской культурой (бесформенный кожаный щит, бронзовое оружие при нападении; мотивы быка и льва). Но Гомеру известна и более поздняя культура: обрабатывается у него не только бронза, но и железо.

Ахилл – храбрейший из ахейских воинов – сын фессалийского царя Пелея и морской богини Фетиды. Ему ему суждена великая слава и «скорая смерть». Ахилл изображается могучим героем. Он разгневан, что у него отбирают пленницу Брисеиду и отказывается участвовать в военных действиях.


В детстве мать, богиня Фетида, старалась сделать тело Ахилла неуязвимым, и только в пятку можно было ранить его. По предсказанию жреца Каланта, поход на Трою был обречён на неудачу без участия Ахилла, и ахейцы во главе с Одиссеем призывают его на войну. В «Илиаде» мотив неуязвимости Ахилла не имеет большого значения.

Ахилл стремится проявить себя героем, зная, что ему суждена короткая жизнь. Конец гневу Ахилла приходит только, когда он узнаёт о гибели друга Патрокла от рук троянского героя Гектора. Получив от Гефеста новые доспехи, он устремляется в бой, поражает бегущих троянцев и в решающей схватке побеждает Гектора. Однако смерть Гектора предвещает скорую гибель самого Ахилла. Тело Гектора Ахилл выдаёт троянскому царю Приаму за большой выкуп.

Агамемнон – верховный вождь ахейцев, сын Атрея и Аэропы. «Илиада» описывает Агамемнона доблестным воином, но высокомерным и неуступчивым; эти качества являются причиной многих бедствий для греков. В ответ на требование Ахилла вернуть дочь отцу он отбирает у Ахилла пленницу Брисеиду, чем навлекает гнев героя. Этот эпизод составляет завязку «Илиады». Агамемнон испытывает верность войска: предлагает всем вернуться домой, и только после этого приступает к боевым действиям. В других источниках повествуется, что после взятия Трои Агамемнон с большой добычей и Кассандрой возвращается на родину, где его ждёт гибель.

Патрокл – соратник Ахилла. Участие его в войне больше объясняется дружбой с Ахиллом. Когда Ахилл отстранился от участия в боях и положение греков стало критическим, Патрокл убедил Ахилла разрешить ему сражаться. Патрокл обратил троянцев в бегство и сразил свыше 20 троянских воинов, в том числе, знаменитого героя Сарпедона. Увлечённый боем, Патрокл забыл завет Ахилла, приказавшего ему вернуться, как только противник будет оттеснён от ахейского лагеря. Патрокл преследовал троянцев до самых стен Трои и там погиб от руки Гектора, которому помог Аполлон. Ахилл устроил Патроклу торжественные похороны: над погребальным костром в жертву герою было принесено 12 пленных троянских юношей.

Менелай – брат Агамемнона, спартанский царь, муж Елены. Менелай и Елена прожили безмятежно около десяти лет, после чего Елену похитил троянский царевич Парис. Тогда Менелай собрал всех бывших женихов Елены, давших клятву оберегать её честь, и отправился в поход. В единоборстве с Парисом Менелай берёт верх, и только вмешательство богини Афродиты спасает Париса. Менелай был ранен Пандаром стрелой. Ещё раз Менелай проявляет доблесть, обороняя от Троянцев тело убитого Патрокла. Менелай входит в число греческих воинов, укрывавшихся в деревянном коне, и в ночь падения Трои убил троянского царевича Деифоба, ставшего мужем Елены после смерти Париса.


Елена – супруга Менелая, спартанская царица, прекраснейшая из женщин. Отец её Зевс, а мать – Немесида. Слух о красоте Елены распространяется настолько широко по всей Греции, что сватать девушку собираются герои всей Эллады. Мужем выбирается Менелай. Но Парис похищает Елену и бежит с ней в Трою, захватив с ней большие сокровища и много рабов. Елена в «Илиаде» явно тяготится своим положением, в ночь взятия Трои симпатия Елены на стороне греков. После падения Трои Менелай хотел убить её, но при виде жены он выпускает меч из рук и прощает её. Ахейское войско, уже готовое побить Елену камнями, увидев её, отказывается от этой мысли.

Одиссей – царь Итаки, сын Лаэрта и Антиклеи, умный, хитрый, ловкий и практичный герой. Благодаря его изобретению – деревянному коню,- погибла Троя. Он – носитель практической разумности, неустанной энергии, дальновидной способности ориентироваться в сложных обстоятельствах, умения красноречиво и убедительно говорить, искусства обхождения с людьми. Одиссей отправляется вместе с Диомедом к лагерю троянцев, бьёт и выставляет на посмешище Терсита, соблазняющего воинов, а затем произносит вдохновенную речь, возбуждающую боевой пыл войск. Он отправляется послом к Ахиллу, выступает в совете.

Одиссей «славен копьём», «велик душой и сердцем». В стрельбе из лука его превосходит только Филоктет. Однако он сам признаётся царю Алкиною, что славен хитрыми измышлениями среди людей. Афина подтверждает, что в хитростях, измышлении и коварстве с Одиссеем трудно состязаться даже богу. Возвращению Одиссея на родину посвящена «Одиссея».

Аяксы – два воина в армии ахейцев. В сражении они часто находятся рядом.

Аякс Оилид, царь Локриды – искусный копьеметатель и прекрасный бегун. Во время взятия Трои он совершил насилие над Кассандрой у алтаря Афины и навлёк немилость богов и гнев войска, его корабль разбился, возвращаясь из Трои, и Аякс погиб.

Аякс Теламонид – двоюродный брат Ахилла, доблестный воин огромного роста и телосложения. Он мечет в Гектора огромнейший камень и пробивает им щит врага. Троянцы в страхе разбегаются перед ним. Когда убит Патрокл, Аякс помогает унести с поля боя его тело. Также он защищает тело убитого Ахилла и претендует унаследовать его доспехи. Когда доспехи достаются Одиссею, оскорблённый Аякс пытается перебить ночью ахейских вождей, но Афина насылает на него безумие. Когда к Аяксу возвращается рассудок, он кончает с собой.

Гектор – сын Приама и Гекубы, главный участник войны на стороне троянцев. Он возглавляет боевые действия, отличаясь силой и геройством. Дважды сражается с Аяксом Теламонидом. Под руководством Гектора троянцы врываются в укреплённый лагерь ахейцев, подступают к ахейским кораблям и успевают поджечь один из них. Гектору также удаётся сразить перед самыми воротами Трои Патрокла и совлечь с него доспехи Ахилла. После вступления Ахилла в бой Гектор, не взирая на мольбы родителей, остаётся с ним в поле один на один и погибает в поединке у Скейских ворот, предсказывая близкую гибель самому Ахиллу. Ахилл, одержимый жаждой мести за Патрокла, привязывает тело Гектора к