Файл: Античная литература как культурный исторический феномен. Периодизация дргреческой и римской литератур. География античного мира.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 348
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема войны и мира в комедиях Аристофана. Её эволюция от «Всадников» до
19-21. Проблемы культуры у Аристофана («Облака», «Лягушки»).
Греческая историческая проза (Геродот, Фукидид, Ксенофонт)
Учение о трагедии и трагическом очищении у Аристотеля
Общее представление об александрийской поэзии. Характеристика творчества Каллимаха.
Источники и особенности древнегреческого романа. Буколический роман Лонга «Дафнис и Хлоя».
Проблематика и образы в комедиях Плавта «Псевдол», «Клад», «Хвастливый воин».
Ораторское искусство Цицерона. Роль Цицерона в истории мировой культуры
-
Античная литература как культурный исторический феномен. Периодизация др-греческой и римской литератур. География античного мира
Греки: юг Балканского п-ова, острова Эгейского моря, побережье Малой Азии.
Римляне: территория вокруг Рима, Италия, Греция, Гос-ва в Европе и Передней Азии.
Письменные памятники греческой лит-ры с VIII в. до н.э.
Письменные памятники римской лит-ры с III в. до н.э.
Конец античной греческой литры – V в. н.э. – падение Западной Римской империи (переходит в Византийскую литру)
1200 лет.
Периоды:
-
Доклассический (архаический) – устное народное творчество, конец – первая треть I тысячелетия до н.э.: «Илиада» и «Одиссея» Гомера
-
Классический – становление и расцвет греч. клас. рабовладения – VII-IV вв. до н.э.: лирика и драма, проза греч. философов, историков и ораторов. Города-государства – полисы
-
Эллинистический – новая ступень античного рабовладения – крупного. Военно-монархические организации, дифференциация личной жизни человека. Длится до конца античного мира – III в. до н.э. – V в. н.э.
-
Ранний эллинизм – III в. до н.э. – I в. н.э. -
Поздний эллинизм – I-V вв. н.э.
Римская литра => эллинистически-римский период
Римская литра:
-
Архаический период – первые два века существования -
Классический период – расцвет литры – I в. до н.э. -
Послеклассический период – I-V вв. н.э.
VI век – гибель рабовладельческой формации и наступление средневекового феодализма – грань между античной и средневековой литрой.
-
Сущность понятия «миф». Основные этапы развития др-греческой мифологии. Хтонический и классический (олимпийский) периоды развития др-греческой мифологии
Миф — представление человека о мире и своем месте в нем, основанное на вере в мистические свойства предметов и существ, качественную неоднородность пространства и времени.
Периоды развития древнегреческой мифологии
Древнейшая мифология называется хтонической.
Стадии развития древнейшей мифологии:
-
Фетишизм. Фетиши – одушевленные, но в то же время материальные, физичные вещи.
Фетиш – средоточие магической, демонической, живой силы
Примеры:
-
боги и герои в виде деревянных или каменных предметов (Геракл в виде камня) -
предметы, сделанные человеком (копье Ахилла, излечившее героя Телефа), -
растения, животные, человек и его части тела (виноградная лоза и плющ – фетиши Диониса).
-
Анимизм
Человек начинает интересоваться вопросами производства вещей.
Умение отделять идею фетиша от самого фетиша – отделять маг. силу демона вещи от вещи.
Этапы анимизма:
-
Демон неотделим от вещи, с уничтожением демона умирает вещь (нимфы дерева) -
Демоны способны отделяться от вещи после уничтожения вещей (нимфы дерева) -
Демон – обобщенное миф. существо, источник и родитель всех вещей (Океан)
Боги и демоны – существа физ. матер. и чувствительные, имеют обыкновенное тело, состояли из всех стихий
Тератология – век чудовищ и страшилищ, символизирующих силы земли
Демоны, в которых соединяются вид человека и животного – миксантропические (сирены, кентавры)
-
Ранняя классика
Переход к патриархату
Героическая, олимпийская или классическая мифология
Гармоническое и худ. восприятие мира
Появляются герои
-
Верховный бог Зевс -
Гера – жена Зевса, покровительница брака, семейной любви -
Арес – бог войны и кровопролития -
Афина – богиня мудрости, справедливости, наук и ремесел -
Артемида – богиня охоты, покровительница всего живого на Земле -
Аполлон – бог света, покровитель искусств, бог-врачеватель и покровитель оракулов -
Афродита – богиня любви и красоты -
Гефест – бог огня и кузнечного дела -
Деметра – богиня плодородия и земледелия -
Гестия – богиня домашнего очага -
Гермес – бог торговли, хитрости, скорости и лукавства -
Дионис – бог растительности, виноградарства, виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза, также театра
Природа воспринимается умиротворенно и поэтично
Власть человека над природой
Герои вступают в состязание с богами
Для эпохи разложения героической мифологии характерны мифы о родовом проклятии, приводящем к гибели нескольких поколений
Выход из общинно-родовых отношений возникает на путях афинской государственности
-
Самоотрицание мифологии
Бог становится внутренне близок человеку
Культ Диониса – увеличивал чел. самостоятельность, лишал миф. направленности
Особый вид мифа – метаморфозы (превращения) в эллинистически-римский период (Овидий «Метаморфозы») – превращение героев в предметы неодушевленного мира (Нарцисс – цветок)
Гибель наивной мифологии, замена ее обыкновенной и реалистической поэтизацией природы и человека
-
Поздняя классика и декаданс
Наивная мифология кончилась с первобытообщинной формацией
Широко использована в трагедии
В эпоху эллинизма мифология превращается в лит. прием
-
Сюжет и композиция «Илиады» Гомера. Характеристика образов героев. Мировоззрение эпического поэта и стиль гомеровских поэм
Поэмы Гомера впервые записаны во второй половине VI века до н.э.
Они отражают еще более древние периоды греческой или даже догреческой истории.
Сюжет: эпизоды троянской войны.
Поводом к войне было похищение сыном троянского царя Приама Парисом Елены, супруги спартанского царя Менелая. Чтобы отомстить за это похищение и вернуть Елену обратно, брат Менелая – Агамемнон – советует Менелаю собрать всех греческих царей с их дружинами и начать войну с Троей. Среди привлеченных греческих царей – быстроногий Ахилл – царь Фтии, и Одиссей – царь острова Итаки.
Все греческие племена посылают свои войска и своих вождей в Авлиду, откуда общегреческое воинство движется через Эгейское море и высаживается около Трои, которая отстояла от берега на несколько километров. Верховным вождем избирается Агамемнон.
Война ведется с переменным успехом в течение 10 лет. И только по истечении 10 лет грекам удается пробраться город, сжечь его, перебить мужчин, а женщин забрать в плен.
Действие "Илиады" отнесено к 10-му году Троянской войны.
Содержанием поэмы является один эпизод, пределах которого сконцентрирован исторический и мифологический материал и выведено большое количество троянских и греческих героев. События занимают 51 день.
Основная линия рассказа занимает песни I, XI, XVI-XXII (всего в поэме 24)
Повествование о гневе Ахилла и последствиях: "Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына". Ахилл гневался на Агамемнона за то, что тот отобрал у него пленницу Брисеиду, т.к. должен был возвратить свою пленницу Хрисеиду ее отцу Хрису, жрецу Аполлона под Троей
Изображенная у Гомера культура в общем является микенской культурой (бесформенный кожаный щит, бронзовое оружие при нападении; мотивы быка и льва). Но Гомеру известна и более поздняя культура: обрабатывается у него не только бронза, но и железо.
Ахилл – храбрейший из ахейских воинов – сын фессалийского царя Пелея и морской богини Фетиды. Ему ему суждена великая слава и «скорая смерть». Ахилл изображается могучим героем. Он разгневан, что у него отбирают пленницу Брисеиду и отказывается участвовать в военных действиях.
В детстве мать, богиня Фетида, старалась сделать тело Ахилла неуязвимым, и только в пятку можно было ранить его. По предсказанию жреца Каланта, поход на Трою был обречён на неудачу без участия Ахилла, и ахейцы во главе с Одиссеем призывают его на войну. В «Илиаде» мотив неуязвимости Ахилла не имеет большого значения.
Ахилл стремится проявить себя героем, зная, что ему суждена короткая жизнь. Конец гневу Ахилла приходит только, когда он узнаёт о гибели друга Патрокла от рук троянского героя Гектора. Получив от Гефеста новые доспехи, он устремляется в бой, поражает бегущих троянцев и в решающей схватке побеждает Гектора. Однако смерть Гектора предвещает скорую гибель самого Ахилла. Тело Гектора Ахилл выдаёт троянскому царю Приаму за большой выкуп.
Агамемнон – верховный вождь ахейцев, сын Атрея и Аэропы. «Илиада» описывает Агамемнона доблестным воином, но высокомерным и неуступчивым; эти качества являются причиной многих бедствий для греков. В ответ на требование Ахилла вернуть дочь отцу он отбирает у Ахилла пленницу Брисеиду, чем навлекает гнев героя. Этот эпизод составляет завязку «Илиады». Агамемнон испытывает верность войска: предлагает всем вернуться домой, и только после этого приступает к боевым действиям. В других источниках повествуется, что после взятия Трои Агамемнон с большой добычей и Кассандрой возвращается на родину, где его ждёт гибель.
Патрокл – соратник Ахилла. Участие его в войне больше объясняется дружбой с Ахиллом. Когда Ахилл отстранился от участия в боях и положение греков стало критическим, Патрокл убедил Ахилла разрешить ему сражаться. Патрокл обратил троянцев в бегство и сразил свыше 20 троянских воинов, в том числе, знаменитого героя Сарпедона. Увлечённый боем, Патрокл забыл завет Ахилла, приказавшего ему вернуться, как только противник будет оттеснён от ахейского лагеря. Патрокл преследовал троянцев до самых стен Трои и там погиб от руки Гектора, которому помог Аполлон. Ахилл устроил Патроклу торжественные похороны: над погребальным костром в жертву герою было принесено 12 пленных троянских юношей.
Менелай – брат Агамемнона, спартанский царь, муж Елены. Менелай и Елена прожили безмятежно около десяти лет, после чего Елену похитил троянский царевич Парис. Тогда Менелай собрал всех бывших женихов Елены, давших клятву оберегать её честь, и отправился в поход. В единоборстве с Парисом Менелай берёт верх, и только вмешательство богини Афродиты спасает Париса. Менелай был ранен Пандаром стрелой. Ещё раз Менелай проявляет доблесть, обороняя от Троянцев тело убитого Патрокла. Менелай входит в число греческих воинов, укрывавшихся в деревянном коне, и в ночь падения Трои убил троянского царевича Деифоба, ставшего мужем Елены после смерти Париса.
Елена – супруга Менелая, спартанская царица, прекраснейшая из женщин. Отец её Зевс, а мать – Немесида. Слух о красоте Елены распространяется настолько широко по всей Греции, что сватать девушку собираются герои всей Эллады. Мужем выбирается Менелай. Но Парис похищает Елену и бежит с ней в Трою, захватив с ней большие сокровища и много рабов. Елена в «Илиаде» явно тяготится своим положением, в ночь взятия Трои симпатия Елены на стороне греков. После падения Трои Менелай хотел убить её, но при виде жены он выпускает меч из рук и прощает её. Ахейское войско, уже готовое побить Елену камнями, увидев её, отказывается от этой мысли.
Одиссей – царь Итаки, сын Лаэрта и Антиклеи, умный, хитрый, ловкий и практичный герой. Благодаря его изобретению – деревянному коню,- погибла Троя. Он – носитель практической разумности, неустанной энергии, дальновидной способности ориентироваться в сложных обстоятельствах, умения красноречиво и убедительно говорить, искусства обхождения с людьми. Одиссей отправляется вместе с Диомедом к лагерю троянцев, бьёт и выставляет на посмешище Терсита, соблазняющего воинов, а затем произносит вдохновенную речь, возбуждающую боевой пыл войск. Он отправляется послом к Ахиллу, выступает в совете.
Одиссей «славен копьём», «велик душой и сердцем». В стрельбе из лука его превосходит только Филоктет. Однако он сам признаётся царю Алкиною, что славен хитрыми измышлениями среди людей. Афина подтверждает, что в хитростях, измышлении и коварстве с Одиссеем трудно состязаться даже богу. Возвращению Одиссея на родину посвящена «Одиссея».
Аяксы – два воина в армии ахейцев. В сражении они часто находятся рядом.
Аякс Оилид, царь Локриды – искусный копьеметатель и прекрасный бегун. Во время взятия Трои он совершил насилие над Кассандрой у алтаря Афины и навлёк немилость богов и гнев войска, его корабль разбился, возвращаясь из Трои, и Аякс погиб.
Аякс Теламонид – двоюродный брат Ахилла, доблестный воин огромного роста и телосложения. Он мечет в Гектора огромнейший камень и пробивает им щит врага. Троянцы в страхе разбегаются перед ним. Когда убит Патрокл, Аякс помогает унести с поля боя его тело. Также он защищает тело убитого Ахилла и претендует унаследовать его доспехи. Когда доспехи достаются Одиссею, оскорблённый Аякс пытается перебить ночью ахейских вождей, но Афина насылает на него безумие. Когда к Аяксу возвращается рассудок, он кончает с собой.
Гектор – сын Приама и Гекубы, главный участник войны на стороне троянцев. Он возглавляет боевые действия, отличаясь силой и геройством. Дважды сражается с Аяксом Теламонидом. Под руководством Гектора троянцы врываются в укреплённый лагерь ахейцев, подступают к ахейским кораблям и успевают поджечь один из них. Гектору также удаётся сразить перед самыми воротами Трои Патрокла и совлечь с него доспехи Ахилла. После вступления Ахилла в бой Гектор, не взирая на мольбы родителей, остаётся с ним в поле один на один и погибает в поединке у Скейских ворот, предсказывая близкую гибель самому Ахиллу. Ахилл, одержимый жаждой мести за Патрокла, привязывает тело Гектора к