Файл: Античная литература как культурный исторический феномен. Периодизация дргреческой и римской литератур. География античного мира.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 351
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема войны и мира в комедиях Аристофана. Её эволюция от «Всадников» до
19-21. Проблемы культуры у Аристофана («Облака», «Лягушки»).
Греческая историческая проза (Геродот, Фукидид, Ксенофонт)
Учение о трагедии и трагическом очищении у Аристотеля
Общее представление об александрийской поэзии. Характеристика творчества Каллимаха.
Источники и особенности древнегреческого романа. Буколический роман Лонга «Дафнис и Хлоя».
Проблематика и образы в комедиях Плавта «Псевдол», «Клад», «Хвастливый воин».
Ораторское искусство Цицерона. Роль Цицерона в истории мировой культуры
Ливии - прекрасный ритор. Подобно Фукидиду и Саллюстию, он влагает правдиво художественно построенные речи в уста исторических лиц. Но в отличие от Фукидида Ливии не исследователь, а историк-литератор, повествующий о событиях без их анализа.
-
Роман Апулея «Метаморфозы». Проблематика, образ главного героя, мистическое начало в романе и его интерпретация (культ Исиды и Сирийской богини).
Роман в 11 книгах «Метаморфозы» появился в Риме примерно в 153 году.
Можно говорить и о том, что главный герой отражает мысли и эмоции самого автора. Так, например, в любопытстве главного героя, в его желании узнать секреты магии, можно увидеть характер самого Апулея, который также интересовался различными чудесами и мистериями и также не избежал наказания за эту беспокойную привычку. Если любопытство осла втянуло его в различные злоключения, позволило услышать различные анекдоты и истории, то любопытство Апулея определило его жизненный путь, то есть всю его многообразную деятельность.
Сюжет: автор рассказывает, как молодой грек, Луций, ехал по делам в Фессалию, откуда была родом его мать. Остановившись в городе, он задерживается там на некоторое время с целью разузнать побольше о магии и чудесах, которыми славится Фессалия. Луций случайно узнаёт, что хозяйка дома, где он остановился, слывет известной ведьмой. Ее служанка Фотида, с которой Луций заводит интрижку, уступает его мольбам приобщиться к магии. Она приносит главному герою мазь, которая должна обратить его в птицу. Но вместо этого главный герой превращается в осла. Для того, чтобы возвратить человеческий облик нужно совсем немного: пожевать лепестки роз. Но Луция все время что-то останавливает от близкого спасения, и ему приходится претерпеть множество злоключений, прежде чем вернуться в обличие человека.
Пусть стиль «Метаморфоз» подчёркнуто ироничен и эксцентричен, изобилует каламбурами, нагромождениями эпитетов, архаичными построениями предложений; автор любит использовать редкие и устаревшие слова, а крайнее стилистическое своеобразие приводило ранних исследователей романа к мысли, что Апулей писал на особом «африканском диалекте» латыни, но по замыслу Апулея, веселье десяти книг уравновешивает серьезность содержания последней XI книги.
Язык произведения сильно изменяется в этой книге, где описывается религиозное пробуждение Луция; его обращения к богине написаны вполне серьёзным и торжественным слогом. Здесь он опирается на одну из заповедей Платона: «Обучая, развлекай». Апулею хорошо известны вкусы его читателя, поэтому можно сказать, что образ Луция—собирательный образ любопытного молодого человека.
Также основное повествование включено полтора десятка вставных новелл и рассказов. Среди них – сказка об Амуре и Психее, которая занимает в романе центральное место
Тема метаморфозы, пронизывающая всю античную мифологию и литературу, играет в романе Апулея важнейшую роль. По традиции метаморфозу претерпевает только внешность героя, характер и внутренний мир остаются без изменений. Метаморфоза является следствием мыслей и действий героя, изменение его облика только обнаруживает скрытый строй его души. В мистически окрашенной философии платонизма процесс метаморфозы принимает поистине космический масштаб, так как он связан с циклом душепереселений. В восприятии платоников метаморфоза обычно бывает наказанием за какие-то проступки, в данном случае–за любопытство. Апулей создал в образе главного героя удивительное отражение человеческой души. В этом отражении читатель может увидеть не только древнего писателя-философа, но и самого себя.