Файл: Античная литература как культурный исторический феномен. Периодизация дргреческой и римской литератур. География античного мира.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 361

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема войны и мира в комедиях Аристофана. Её эволюция от «Всадников» до

19-21. Проблемы культуры у Аристофана («Облака», «Лягушки»).

Греческая историческая проза (Геродот, Фукидид, Ксенофонт)

Учение о трагедии и трагическом очищении у Аристотеля

Эллинизм - новый культурно-исторический этап в развитии древнегреческой литературы. Новые философские взгляды на природу человека и общества. Формирование новой системы взглядов.

Общее представление об александрийской поэзии. Характеристика творчества Каллимаха.

Авторская позиция и художественный метод античной биографии в «Сравнительных жизнеописаниях Плутарха»

Источники и особенности древнегреческого романа. Буколический роман Лонга «Дафнис и Хлоя».

Проблематика и образы в комедиях Плавта «Псевдол», «Клад», «Хвастливый воин».

Ораторское искусство Цицерона. Роль Цицерона в истории мировой культуры

Философская поэма Лукреция «О природе вещей»

Отражение философии жизни человека эпохи Октавиана Августа в поэзии Горация (на примере «Эподов», «Сатир» и «Од»).

колеснице и объезжает вокруг Трои, волоча труп сражённого противника. Но мёртвого Ахилла защищает бог Аполлон, и его не трогают птицы и звери. Боги вынуждают Ахилла выдать тело Гектора отцу Приаму, который устраивает пышные похороны.

Парис – сын Приама и Гекубы. Согласно предсказанию, он должен был стать виновником гибели Трои, и родители бросили его на горе Иде на съедение зверям. Но он уцелел и был воспитан пастухом . Богиня Афродита присудила ему стать обладателем самой красивой женщины. Парис вернулся в Трою, где был узнан сестрой – пророчицей Кассандрой и признан родителями. Он снова отправился в Грецию, гостил у царя Менелая и стал виновником троянской войны, похитив жену царя Елену. Парис погиб от стрелы Филоктета.
  1. Сюжет и композиция «Одиссеи» Гомера. Характеристика образа Одиссея. Мировоззрение эпического поэта и стиль гомеровских поэм


Поэма, имеющая концентрацию обширного материала в рамках короткого действия наблюдается и в "Одиссее", но материал этот не столько героический, сколько бытовой и сказочный.

"Одиссея" является продолжением "Илиады. Поэма описывает события, произошедшие через 10 лет после падения Трои. Темой "Одиссеи" являются странствия и приключения Одиссея, царя Итаки, возвращающегося из троянского похода; в это время к его жене Пенелопе сватаются многочисленные женихи, и сын Одиссея Телемах отправляется на поиски отца. Муж возвращается домой и изгоняет женихов из дворца. С этим сюжетом объединена часть другого сюжета - "о сыне, отправляющемся на поиски отца". Отец и сын встречают друг друга и, не зная друг друга, вступают в бой.

Нестор, царь Пилоса, передаёт Телемаху некоторые сведения об ахейских вождях, а затем предлагает ему обратиться к Менелаю в Спарте, от которого юноша и узнаёт о том, что отец стал пленником богини Калипсо. Узнав об отъезде Телемаха, многочисленные женихи Пенелопы хотят устроить засаду и убить его, когда он будет возвращаться домой.

Через Гермеса боги отдают приказ богине Калипсо отпустить пленника. Получив долгожданную свободу, Одиссей строит плот и отправляется в плаванье. Посейдон, с которым главный герой находится в конфликтных отношениях, поднимает бурю. Однако Одиссею удалось выжить и попасть на остров Схерия. Здесь живут феаки – мореплаватели, обладающие быстроходными кораблями. Главный герой встречает Навсикаю, дочь местного царя Алкиноя, который устраивает пир в честь своего гостя. Во время праздника Одиссей рассказывает о своих приключениях, произошедших с ним до того, как он попал на остров Калипсо. Выслушав рассказ гостя, феаки хотят помочь ему вернуться домой. Однако Посейдон вновь пытается убить ненавистного ему Одиссея и превращает корабль феаков в утёс. Афина превратила главного героя в нищего старика. Одиссей отправляется жить к свинопасу Эвмею.


Возвращаясь домой, Телемах смог избежать засады, устроенной женихами его матери. Затем сын главного героя отправляет к свинопасу Эвмею, где и встречает своего отца. Придя во дворец, Одиссей обнаружил, что его никто не узнаёт. Слуги издеваются и смеются над ним. Главный герой намерен отомстить женихам своей жены. Пенелопа решила устроить соревнование между претендентами на руку и сердце: необходимо пропустить стрелу через 12 колец, воспользовавшись луком её мужа. Только истинный владелец лука смог справиться с этим заданием. Одиссей рассказывает жене тайну, которая была известна только им двоим, благодаря чему Пенелопа, наконец, узнаёт супруга. Разгневанный Одиссей убивает всех насмехавшихся над ним слуг и женихов своей жены. Родственники убитых восстают, но Одиссею удаётся заключить с ними мир.

Одиссей храбрый воин, но не это является определяющим в его характере. Ему принадлежит план с данайским конем, который помог окончательно подчинить Трою. Главная его черта - любовь к родной земле, его острову Итака, жене Пенелопе и сыну Телемаху. Ради этого он даже отказывается от возможности стать бессмертным, обещанной ему нимфой Калипсо.
Он отлично владеет и мечом, и веслом, и орудиями работы, и словом. В этом образе воплощено народное начало.

Автор не скрывает, что отважный воин и мореход испытывает удовольствие от своих приключений и в глубине души желает, чтобы возвращение домой затянулось. Ему нравится преодолевать всевозможные препятствия, притворяться и идти на хитрости. Одиссей способен проявить жадность и жестокость. Он, не задумываясь, изменяет своей верной жене, лжёт ради собственной выгоды. Автор указывает на незначительные, но весьма неприятные детали. Например, на пиру главный герой выбирает себе самый лучший кусок. В какой-то момент Гомер понимает, что «перегнул палку», и реабилитирует Одиссея, заставляя его оплакивать погибших товарищей.

  1. Дидактический и генеалогический эпос Гесиода («Труды и дни», «Теогония»)



  1. Происхождение древнегреческой лирики. Декламационная лирика Древней Греции и ее основные представители (Архилох, Семонид Аморгский, Каллин, Тиртей. Мимнерм, Солон, Феогнид, Ксенофан).


В древнегреческой литературе VII–VI вв. до н. э. обострившиеся противоречия между коллективом и личностью подтолкнули возникновение и развитие жанра лирики, которому свойственно прежде всего личное поэтическое самовыражение.

Древнегреческую лирику делят на два вида:



  • декламационную лирику, уже отошедшую от музыки;

  • мелическую лирику, которая пелась под звуки различных инструментов.

Архилох – крупнейший представитель древнеионийской лирики. Писал гимны, элегии, басни, эротические стихотворения, эподы, эпиграммы, эпитафии, прославился сатирическими ямбами. В своих стихах он рассказывает о превратности своей жизни, стараясь вывести из них правила житейской мудрости. Его стихи отличаются легкостью и тонким изяществом.

Семонид Аморгский (VII-VI вв. до н. э.) – второй из трёх основных поэтов раннего периода древнегреческой литературы, писавших ямбом. Наиболее известен как автор двух стихотворений: «Внимай, дитя…» и «Различно женщин нрав…».

Семонид является автором произведений морализаторского и сатирического характера, написанных ямбическим триметром. Его сатира имеет общий характер и не направлена против конкретных личностей. Сохранились только фрагменты.

Из двух наиболее крупных, один содержит рассуждения о человеческой жизни, которая — вопреки питающим человека надеждам — коротка и полна несчастий; другой же — это так называемая сатира на женщин. 

Каллин (середина VII в. до н.э.) – древнейший представитель «воинственной патриотической элегии». В своих пламенных элегиях он призывает своих сограждан пойти смело в бой.

Тиртей (вторая половина VII в. до н.э.) – представитель военной маршевой лирики. Он писал «воинственные элегии» и «эмбатерии» - маршевые песни, исполненные высокого гражданского чувства. Тиртей написал элегию «Благозаконие», где восхвалял добрые мирные порядки и призывал защищать старину. В элегии «Советы» он в простой и безыскусственной форме выражал свою душу воина-патриота.

Мимнерм (вторая половина VI в. до н.э.) – первый дошедший до нас представитель греческой эротической элегии. Он ярко раскрывает чисто человеческие чувства, описывает прелести любви и радости молодости, вкладывая под влиянием своей несчастной любви и грустные ноты размышлений о тяжелой старости и смерти. Он предпочитает смерть старости и отсутствию наслаждений. Элегия личных настроений, любовная элегия.


Солон (начало VI в. до н.э.) использует поэзию как воспитательное, агитационное средство для пропаганды своих социальных реформ. В «Советах Афинянам» С. изображает несчастное состояние Афин до его реформ, рисует алчность, пресыщенность знати и грозит большими бедствиями для всего народа. Элегия «Советы самому себе» носит гномический, или нравоучительно-афористический характер. Он высказывает здесь мысль о том, что счастье заключается во славе и богатстве, но в сочетании со справедливостью. Солон также писал ямбы и эподы, но главным у него является общегражданская элегия.

Феогнид (середина и вторая половина VI в. до н.э.). В его стихах страстно выражены ненависть и презрение к «черни», чередующиеся с мрачным отчаянием поэта, часто теряющего веру в успех своего дела. Государство представляется ему в образе корабля, гибнущего во время бури. По своей политической заостренности дидактические элегии Ф. превосходят все, дошедшие из греческой лирики. С их страстностью гармонирует их язык, поражающий своею яркостью, силой, красотой. Элегия общественного и личного характера. В Феогниде бурлят ярость и злоба, отчаяние, месть и наслаждение от мести, презрение к рабу за бесчестие и предательство, презрение к аристократам за их неблагородную страсть к деньгам, мрачное упоение злобой. В лирике Феогнида общественная идеология соединяется с глубоким личным волнением.
  1. Общая характеристика мелической поэзии. Творчество Алкея, Сапфо, Анакреонта, Алкмана, Стесихора, Вакхилида, Пиндара


Местом возникновения литературной мелики, т. е. индивидуальной песенной поэзии, является большой остров Лесбос у западного берега Малой Азии, где раньше, чем в других местах Греции, начался культурный подъем.

Мелическая поэзия – это общее название лирической поэзии древних греков, предназначенная для распевания сольно или хором. Сольная мелика использовалась для любовных песен, а хоровая — для исполнения гимнов в честь богов и людей.

Алкей родился в Митилене, столице острова Лесбоса, ок. 620 г. Он происходил из знатного рода и принимал деятельное участие в политических событиях своего времени. Мотивы гражданской войны занимают большое место в его стихотворениях. Характерны его песни с нападками на ненавистного ему вождя демократии Питтака. Алкею гос-во представляется кораблем, застигнутым бурей. Вероятно, под влиянием политических неудач поэт в ряде других красивых стихотворений призывает забыться вином и наслаждаться любовью; он воспевает красоту и обращается с любовным признанием к Сапфо. Его стихотворения отличаются грацией и страстью; они написаны разными сложными размерами.


Сапфо́ — древнегреческая поэтесса, представительница песенной лирики. Современники называли её «страстной». Она писала свадебные песни, гимны и другие мелические стихотворения. Муза Сапфо далека от кипевшей политической борьбы, но она полна сильной, иногда мучительной страсти; у неё глубокое чувство; она зовет к любви, к грациозной красоте, солнцу; она любит цветы. Свои стихи она облекает в разнообразную сложную метрическую форму («сапфические стихи»). Также Сапфо писала гимны (например, к Афродите, где она просит богиню сжалиться над ней и помочь ей в любви), которые тоже переполнены эротическим содержанием. Сапфо писала эпиталамии (песни после брачного пиршества перед спальней молодых), где обычно девушки жаловались на жениха, похищавшего их подругу, восхваляли жениха и невесту и желали им счастья. Она писала эпиграммы, элегии, песни к подругам. Темой является совместная жизнь и работа в школе, взаимная любовь, ненависть и ревность.

Анакреонт родился в городе Теосе. Любовь, вино, женщины — вот основные темы его поэзии. Дожив до преклонного возраста, он сохранил жизнерадостность и остался верен влечениям своей юности. В памяти потомства таким и запечатлелся его образ. В противоположность глубоким чувствам Сапфо чувства Анакреонта легкие, поверхностные. Не мучительные переживания, как у нее, а легкая тонкая игра — вот что характеризует его поэзию.
Характерно стихотворение Анакреонта, в котором поэт представляет себя седым, с беззубым ртом, но полным жизни, жаждущим наслаждений и ненавидящим Тартар, т. е. загробный мир

Алкман – представитель дорийской хоровой лирики. Известен своими парфениями – песнями для женского хора. В дошедшем до нас парфении Алкмана сначала воспеваются Диоскуры, потом – сыновья Гиппокоонта, убитые Гераклом, и прославляются сами участницы хора. Прославление простых людей в гимне является весьма важным нововведением. В своей лирике Алкман обращается к Музам; но этим поэтическим настроениям противостоит настоящий натурализм. Очень важно, что Алкман употребляет не только все метры, которые были до него – гекзаметр, ямб, трохей, амфимакр, - но еще и бакхий.

Стесихор – сицилийский сольный лирик. Писал гимны, пеаны, буколические стихотворения и эротические произведения. Главной областью его творчества являются героические гимны. Кроме того Стесихор ввел в лирику триаду.

Вакхилид – представитель торжественной хоровой лирики. Известно 20 его произведений – дифирамбы и эпиникии. Он гонится за деталями, за тщательностью обработки; его язык прост, ясен и разработан. Общегреческая хоровая лирика. «Антенориды» - о том, как сыновья героя Антенора сопровождают в Трою Менелая, отправившегося за похищенной Еленой. «Юноши, или Тесей», где Тесей, желая доказать свое происхождение от Посейдона, бросается в море и приносит оттуда кольцо, брошенное в воду Миносом. В «Тесее» рассказывается о том, как афинский царь Эгей сказал однажды трезенской царевне Эфре, что, если она родит от него сына, то пусть он сначала сдвинет камень и добудет из-под него меч.