Файл: Античная литература как культурный исторический феномен. Периодизация дргреческой и римской литератур. География античного мира.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 357
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема войны и мира в комедиях Аристофана. Её эволюция от «Всадников» до
19-21. Проблемы культуры у Аристофана («Облака», «Лягушки»).
Греческая историческая проза (Геродот, Фукидид, Ксенофонт)
Учение о трагедии и трагическом очищении у Аристотеля
Общее представление об александрийской поэзии. Характеристика творчества Каллимаха.
Источники и особенности древнегреческого романа. Буколический роман Лонга «Дафнис и Хлоя».
Проблематика и образы в комедиях Плавта «Псевдол», «Клад», «Хвастливый воин».
Ораторское искусство Цицерона. Роль Цицерона в истории мировой культуры
«Лисистрата». Затрагивается тема мира. Комедия создавалась в кризисе Афин. Пелопонесская война продолжалась, и Спарта приобретала новых могущественных сотрудников, в том числе и Персию. В этот раз в комедии инициаторами заключения мира становятся женщины и девушки всей Греции, которые много выстрадали от тягот войны, уставшие от разлук и потерь. Аристофан обращается к тому, что объединяет всех воюющих мужчин: к их потребности в любви. Любовь под угрозой. Женщины со всей Греции объединились во главе с афинянкой Лисистратой и уединились на Акрополе. Запершись там, они отрекаются от мужской любви до тех пор, пока мужчины не закончат войну, кроме того, женщины также овладевают казной государства. Все попытки мужчин изменить положение оказываются тщетными. В комедии органично соединено серьёзное с шуточным и весёлым. Обилие двусмысленных сцен. Женщины побеждают. Мужчины примиряются. Женщины выходят из Акрополя, и все ликуют.
Аристофан в своих комедиях показывает, что от войны страдают простые люди (которые, в комедиях, как раз и стараются прекратить войну). На мой взгляд, наиболее ярко эту идею отражает комедия «Лисистрата». Суть комедий в том, что войну могут остановить самые простые люди, было бы желание.
19-21. Проблемы культуры у Аристофана («Облака», «Лягушки»).
"Облака" (423 г.), высмеивает софистику.
Старик Стрепсиад, запутавшийся в долгах из-за аристократических замашек своего сына Фидиппида, прослышал о существовании мудрецов, которые умеют делать "более слабое более сильным", а не правильное – правильным. Он пожелал пойти в «мыслильню». Носителем софистической науки является Сократ, известный всем афинянам, чьё лицо и без маски было комичным. Аристофан сделал его собирательной карикатурой на софистику, приписав ему теории различных софистов и натурфилософов, от которых реальный Сократ был во многих отношениях очень далек. ученый шарлатан "Облаков" занимается вздорными исследованиями в "мыслильне", доступной лишь посвященным; окруженный "выцветшими" и тощими учениками. Сократ принимает Стрепсиада в "мыслильню" и проделывает над ним обряд "посвящения". Беспредметная и расплывчатая мудрость софистов символизируется в хоре "божественных" облаков, почитание которых отныне должно заменить традиционную религию.
Затем пародируются, как софистские науки, так и грамматика. Стрепсиад оказывается неспособным к этой науке и отправляет на учение своего сына. Но вскоре софистское обучение сына идет против отца. Любитель старых поэтов, как Эсхил, Стрепсиад не сошелся со вкусами с сыном, любителем Еврипида. За что тот его поколотил, ссылаясь, что в софистике сын вправе бить отца. Стрепсиад готов признать силу этой аргументации, но, когда Фидиппид обещает доказать и то, что законно бить матерей, взбешенный старик поджигает "мыслильню" атеиста Сократа. Комедия кончается, таким образом, без обычной обрядовой свадьбы.
Во второй части комедии сатира имеет гораздо более серьезный характер, чем в первой. В софистике его пугает отрыв от полисной этики: новое воспитание не закладывает основ для гражданских доблестей.
Комедия «Облака» называется так потому, что ее хор составляют облака – те новые божества, которых признает Сократ вместо старых греческих божеств. Облака тут так обрисованы, что возникает вопрос, а не верит ли в них сам Аристофан.
Комедия «Лягушки» интересна своей острой антимифологической тенденцией. Главное в произведение – состязание Еврипида и Эсхила (составл. Половину произведений). Приверженность Аристофана к строгим формам поэзии, отвращение от современной ему и развращенной городской культуры, пародийное изображение Диониса и всего подземного мира очень сильно бросаются здесь в глаза. Комедия распадается на две части.
Первая – путешествие Диониса в царство мертвых. После недавней смерти двух поэтов, Дионис хочет вызволить из царства Еврипида. трусливый Дионис, запасшийся для опасного путешествия львиной шкурой Геракла и его раб попадают в различные комические положения, встречаясь с фигурами, которыми греческий фольклор населял царство мертвых. Дионис со страху меняется ролями с рабом и каждый раз во вред себе.
Проблематика "Лягушек" сосредоточена во второй половине комедии, в агоне Эсхила и Еврипида. недавно прибывший в преисподнюю Еврипид претендует на трагический престол, до тех пор бесспорно принадлежавший Эсхилу, и Дионис приглашен в качестве компетентного лица - судьи состязания. Побеждает Эсхил. Дионис увозит его на землю.
Состязание в "Лягушках", частично пародирующее софистические методы оценки лит. произвед., является древнейшим памятником античной лит. критики. Разбирается стиль обоих соперников, их прологи. В первой части рассматривается основной вопрос о задачах поэтического искусства, о задачах трагедии. В его комедии отражены самые разнообразные слои общества: государственные деятели и полководцы, поэты и философы, крестьяне, городские обыватели и рабы; карикатурные типические маски получают характер четких, обобщающих образов.
Свое наименование комедия получила по хору лягушек, которые во время переправы Диониса в преисподнюю на челноке Харона поют свои песни.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 12
Греческая историческая проза (Геродот, Фукидид, Ксенофонт)
Лит-ная проза 5-6 в. представлена выдающимися именами в области историографии (1), риторики(2), философии(3).
1) Геродот – отец истории: в основе повествования – время; судьба и боги жестоко карают «гордого» человека; «История». Фукидид – профессиональный военный (за Афины) – историк Пелопонесской войны, отец истории как науки, использует прием «речь». Ксенофонт – переход к эллинизму, 1й авантюрно-исторический роман «Анабасис» (история возвращения на родину из Персии наемных греков); вводит в историю литературный портрет и оценку через повседневную реальность.
2) Риторика была популярна из-за особенностей политической и судебной системы (лотограф – составитель субедных речей). Лисий – защитные речи по поводу частных тяжб с выраженным отношением к политическому строю: «Об убийстве Эратосфена», Исократ – торжественное красноречиев часть Афин, политические памфлеты, Демосфен – известен политическими речами против македонского царя «Филиппики», призывал к борьбе за свободу демократических Афин.
3) Платон – учение объективного идеализма (материальный мир – отражение идеального), эстетическая теория, у него художники и поэты обречены на роль недостоверных подражателей. Его стиль – отражение зрелой греческой классики, в котором достигли синтеза все известные тогда лиро-эпические, драматические и ораторские художественные мифы. Аристотель – литературный критик (всё ценное, что он видел в поэзии, приписывал Гомеру), автор «Риторики» и «Поэтики», критиковал Платона, отстаивал материалистические принципы (признание объективного мира вне человеческого сознания, утверждение единства сущности итд).
Искусство – подражание жизни. Риторика – искусство убеждения.
-
Греческое красноречие (Лисий, Исократ, Демосфен)
Ораторская проза в античном мире.
Античность различала три вида красноречия:
-
Торжественное -
Совещательное -
Судебное
В классич. Греции ведущую роль играло совещательное, т. е. политич. красноречие. Великими ораторами считались Фемистокл, Перикл, Алкивиад.
С конца 5 в. речи стали записываться и стилистически отделываться: развивается теория речи, Горгий оформляет стилистич. фигуры, Фрасимах — ораторский ритм, Исократ — построение периода. Постепенно худож. Средства ораторской прозы становятся все богаче, и она достигает вершины своего развития в творчестве Исократа, Демосфена, Эсхина (2-я пол. 4 в. до н. э.). Наиболее известным судебным оратором Греции конца V – начала IV вв. до н. э. был Лисий. На основании свидетельств древних можно заключить, что он родился в 459 г. и умер после 380 г. до н. э.
Софистика явилась как следствие художественно-образовательной потребности эпохи. Красноречие заняло в системе воспитания и образования основное место. Теперь вся школьная работа свелась к изучению приемов сочинения, развитию памяти, изучению образцов: даже музыка и гимнастика, как элементы воспитания, отошли на задний план. Немаловажную роль играло и национальное самосознание, которое придавало жизнь и значение занятиям.
-
Загадка Сократа: личность философа, этический рационализм его учения, отражение основных положений философии Сократа в диалогах Платона.
-
Учение Платона об искусстве в светеории идей. Художественная форма и способы изложения философской доктрины в диалогах Платона.
Говоря об образе Сократа в диалогах Платона, прежде всего стоит остановиться на некоторых, присущих только этому великому философу, литературных и стилистических деталях этих диалогов.
Первое, что стоит сказать, диалоги Платона – это драматические сцены, в которых ведется острый спор, например, знаменитый диалог Платона "Пир", где присутствующие на пиру люди ведут между собой спор о том, что такое любовь и кто такой Эрот.
Другой особенностью диалогов Платона является использование собственных созданных мифов и мифологических рассказов, которые помогают понять особенности философских взглядов, как самого Платона, так и его собеседников. Платону в равной мере удаются веселый комизм, тонкий юмор, злая сатира ("Ион", "Гиппий большой", "Протагор", "Пир") и глубокая, проникновенная зарисовка драматических и даже трагических событий на фоне различных житейских деталях: суд над Сократом ("Апология"), его пребывание в тюрьме (" Критон"), прощание с друзьями и женой, снятие кандалов, горе учеников, чаша с ядом, которую спокойно выпивает Сократ, его хладнокровное наблюдение над действием яда и, наконец, последнее слово перед смертью.