Файл: Античная литература как культурный исторический феномен. Периодизация дргреческой и римской литератур. География античного мира.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 360
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема войны и мира в комедиях Аристофана. Её эволюция от «Всадников» до
19-21. Проблемы культуры у Аристофана («Облака», «Лягушки»).
Греческая историческая проза (Геродот, Фукидид, Ксенофонт)
Учение о трагедии и трагическом очищении у Аристотеля
Общее представление об александрийской поэзии. Характеристика творчества Каллимаха.
Источники и особенности древнегреческого романа. Буколический роман Лонга «Дафнис и Хлоя».
Проблематика и образы в комедиях Плавта «Псевдол», «Клад», «Хвастливый воин».
Ораторское искусство Цицерона. Роль Цицерона в истории мировой культуры
Проблематика и образы в комедиях Плавта «Псевдол», «Клад», «Хвастливый воин».
Тит Макций Плавт - римский комедиограф. Родился в Умбрии (середина III в.- 184 г. до н.э.). О его жизни нет достоверных сведений. Ему приписывали около 130 комедий, пока известный римский ученый Варрон в 1 веке до н.э. не выделил из этого количества 21 комедию. Эти комедии дошли до нас.
Наиболее популярны из них "Клад" "Куркулион", "Близнецы", "Хвастливый воин", "Псевдол", "Пленники" и "Амфитрион».
В комедии "Клад" Плавт изобразил бедняка Евклиона, который нашел клад и стал им одержим. Вместо того чтобы пустить деньги в дело, в хозяйство, он зарывает их и целые дни мучается, боясь, чтобы кто-нибудь не нашел его клада. Евклион стал скрягой. На первом плане – золото.
На примере Эвклиона Плавт показал, как отрицательно действует богатство на хар-р человека – словно болезнь. Высмеивается власть золота, скупость старика.
Приемы комизма: диалог-путаница, обращение персонажа к публике.
Большую роль играют рабы, благодаря которым подводится к развязке. В комедиях почти всегда фигурируют прихлебатель (паразит) и сводник. В основе комедий часто лежит любовная интрига, но все они оканчиваются благополучно для главного героя. Женские роли исполнялись мужчинами.
Язык был народным, шутки непристойные. Использовал музыкальное сопровождение.
Юмор – стихия Плавта. Он владеет «набором» приёмов, восходящих к италийскому фольклору, к мимам, фесценнинам, ателлане. К этим приёмам относится переодевание; мнимое сумасшествие; непонимание друг друга.
Комедии Плавта близки к опереттам. Иногда они напоминают буффонаду (гротеск).
Искусно выстраивается диалог – наиглавнейший элемент комедии. Он наполнен всеми оттенками живой разговорной речи.
Среди приёмов: игра слов, комические неологизмы, метафоры; гиперболы. Комизму служит и смешение греческих и римских элементов.
Колоритен язык героев Плавта - много просторечных выражений, поговорок, пословиц. Ругая повара Конгриона за его неумение экономить, Евклион замечает с досадой: "Расщедришься ты в праздник нерасчетливо, придет нехватка в будни". Эта пословица аналогична с нашей: "И дурак праздник знает, да будней не помнит". Плавт нередко вносит в речи героев игру слов, что придает им комический характер.
-
Театр Теренция и его отношение к традициям новой аттической комедии
Если обратиться к содержанию комедий Теренция, то будет видно, что он не внес ничего существенно нового сравнительно с содержанием комедий своих предшественников и новой аттической комедии. Он сам сознавал свою зависимость от последней и то, что выводимые им типы не представляют чего-либо оригинального.
В главных чертах характеристику Теренция можно формулировать так. Теренций был искусный, одаренный развитым вкусом переделыватель греческих комедий; у него было удивительное чутье латинской речи, которую в литературе он довел до высокой степени обработки, но у него не было собственного творческого таланта. Отсутствие такого таланта весьма резко сказывается при сопоставлении его пьес с произведениями Плавта: у последнего, несмотря на чужую, греческую оболочку, живым ключом бьет природная даровитость, чисто римский национальный комизм, и это искупает те заимствования, которые он делает в содержании. Если бы у нас была возможность сравнить любую пьесу Плавта с ее греческим оригиналом, то мы наверное не узнали бы его в латинской переработке. Имена, места действия, может быть, были бы одинаковыми, но в греческой комедии, несомненно, не оказалось бы юмора, свежего, нередко грубоватого, но тем не менее неподдельного юмора, дающего всем пьесам Плавта самостоятельную окраску.
Публий Теренций Афр и по происхождению, и по образованию был далек от народного италийского театра. Ему был близок гуманистический дух новоаттической комедии (Менандра и Аполлодора). Теренций написал 6 комедий. Все они – очень близкие к подлинникам переделки комедий Менандра, самого изящного и скромного из новоаттических драматургов. Язык у Теренция чист и правилен, версификация его хороша; план комедии продуман и исполнен прекрасно; женщины и семейный быт изображены без пошлых выходок; форма пьес художественна. Но персонажи Теренция бледны, комический элемент слаб, политического одушевления и сильных страстей нет. Диалог идет у Теренция Афра спокойно, в нем нет ни душевного волнения, ни блестящего остроумия, свойственных другому крупному римскому комедиографу –
Плавту; нет и намеков на италийский быт, которые иногда позволял себе Плавт. У Публия Теренция не было творческой фантазии, он брал все содержание своих комедий целиком из Менандра, но почти всегда составлял из двух его пьес одну. Теренций не был любимцем массы публики, как Плавт; ему пришлось два раза с горечью видеть, что зрители уходили с его комедии смотреть на бои гладиаторов и представления фокусников; но он напрасно обижался этим: иного и нельзя было ждать. Теренций сам искал одобрения немногих образованных людей, для которых хороший план, нравственный тон, поучительная развязка его пьес были привлекательнее грубой натуральности и безнравственных интриг простонародных комедий Плавта.
- 1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Ораторское искусство Цицерона. Роль Цицерона в истории мировой культуры
Биография. Жил с 106 до 43 г. до н.э, родился в Арпине, происходил из сословия всадников. Получил блестящее образование, интересовался греческой литературой. В Риме учился красноречию у знаменитых ораторов Антония и Красса, слушал и комментировал выступавшего на форуме известного трибуна Сульпиция, изучал теорию красноречия. Учился праву у популярного юриста Сцеволы. Зная хорошо греческий язык. Научился диалектике - искусству спора и аргументации.
Литературная деятельность. Опубликовал более сотни речей, политических и судебных, из которых сохранились 58. До нас дошли также 19 трактатов по риторике, политике и философии, по которым учились ораторскому искусству поколения юристов. Сохранились около 800 писем Цицерона, содержащих множество биографических сведений и массу ценной информации о римском обществе конца периода республики. Философские трактаты, не содержащие новых идей, ценны тем, что излагают, подробно и без искажений учения ведущих философских школ его времени: стоиков, академиков и эпикурейцев. Работы Цицерона оказали сильное влияние на религиозных мыслителей, в частности, Св. Августина, представителей возрождения и гуманизма (Петрарку, Эразма, Бокаччио), французских просветителей (Дидро, Вольтера, Руссо, Монтескье) и других.
Стиль речей Цицерона. Для политического и судебного оратора важно было не столько правдиво осветить суть дела, сколько изложить его так, чтобы судьи и публика поверили в его истинность. Отношение публики к речи оратора считалось голосом народа и не могло не оказывать давления на решение судей. Исход дела зависел почти исключительно от искусства оратора. Цицерон сам отмечает в своих речах "обилие мыслей и слов", в большинстве случаев проистекавшее от желания оратора отвлечь внимание судей от невыгодных фактов, сосредоточить его только на полезных для успеха дела обстоятельствах, дать им необходимое освещение.
В этом отношении для судебного процесса имел важное значение рассказ, который подтверждался аргументацией, часто извращением свидетельских показаний. В
рассказ вплетались драматические эпизоды, образы, придающие речам художественную форму. Применение этих приемов в соответствии с содержанием речей создает ораторский стиль. Живость его речи приобретается благодаря пользованию общенародным языком, отсутствию архаизмов и редкому употреблению греческих слов. Порой речь состоит из коротких простых предложений, порой они сменяются восклицаниями, риторическими вопросами и длинными периодами. Они разделяются на части, обыкновенно имеющие метрическую форму и звучное окончание периода. Это создает впечатление ритмической прозы.
-
Лирика Катулла
Гай Валерий Катулл - виднейший римский лирик.
Его творчество развивалось в период ожесточенной гражданской войны в Риме, в
период распада республиканского строя и становления военной диктатуры.
Родина поэта - город Верона в Цизальпинской Галлии. Еще юношей Катулл
приехал в Рим и вскоре выдвинулся как талантливый поэт. У него установились
дружеские отношения с поэтами Лицинием Кальвом и Цинной. Катулл стал главой
тех поэтов, которых Цицерон назвал "новыми" поэтами (неотерики).
В условиях разложения республики и полисных отношений, в условиях
кризиса римского общества наблюдается усиление субъективизма, уход в сферу
интимных переживаний. Поэты-неотерики и были выразителями в литературе этих
общественных настроений. Они особенно интересовались "александрийской
поэзией", которая была созвучна их настроению.
Излюбленными жанрами неотериков являлись элегии, эпиграммы, а также эпиллии (небольшого размера эпические поэмы). В этих "малых формах" поэзии они выражали свои интимные переживания, протест против складывающегося цезарианства, полемизировали с поэтами, представителями жанра большой эпической поэмы.
Особый интерес и заботу проявляли неотерики к форме поэтических
произведений. Они боролись за простоту и изящество литературного языка, за
освобождение его от архаических слов и выражений и внесли в римскую поэзию
много новых стихотворных размеров. Неотерики больше всего ориентировались на