Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 15022
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Самоанализ урока
Учитель корректно и грамотно общается с учащимися, отвечает на все вопросы, которые вызывают затруднение в усвоении нового материала. Учитель умело выстраивает диалог с классом, ученики внимательно слушают учителя – в этом выражается профессиональное умение увлечь и заинтересовать ребят учебным материалом, преподнести его в новой интересной форме – все этого поддерживало в классе добродушную и ненапряженную атмосферу.
Учитель также выдвигал основные требования к поведению и действиям учащихся на уроке: ученики не должны отвлекаться на темы, не соответствующие уроку, не должны мешать друг другу в плане усвоения нового материала и отвлекаться на сторонние предметы; отвечать необходимо в порядке очереди, не выкрикивая, предварительно подняв руку, что означает готовность ответить. Все требования выполнялись ребятами неукоснительно.
Уровень требований психического процесса, который предъявлялся соответствующим действиям – адекватный для третьеклассника. Эта деятельность требует от ребенка знаний по прошлой теме урока, умение систематизировать пройденный материал и знания, которые появились у ребят в процессе чтения художественной литературы по теме. Знания, умения и навыки содержания учебных действий, которые требовались от ребенка, связаны с закреплением ранее пройденного материала – все этого позволяет утверждать, что цель урока достигнута.
Управление учебными действиями учащихся. Учитель контролировал каждое учебное действие учащихся – фронтальная форма контроля.
Учитель предлагал различные формы работы на уроке – конкурс, работа со словарем устаревших слов, просмотр мультимедийной презентации, прослушивание аудиозаписи.
Наблюдалась организация обратной связи на уроке. Внимание учащихся было сконцентрированным и нерассеянным в общем плане, что помогало учителю легко переходить от одного этапа урока к другому. У некоторых учеников наблюдалось рассеянное внимание, особенно это проявлялось у тех, кто сидел за последними партами. Но они с легкостью включались в ход урока.
Прием учителя: педагог чаще всего обращался с вопросами именно к этим ученикам. Учитель использовал в работе методы индивидуального подхода к учащимся: к некоторым из них он подходил и интересовался – все ли понятно по новому материалу, если у учеников возникали вопросы, то учитель выслушивал их и отвечал.
Форма коллективной деятельности – совместно-взаимодействующая деятельность, которая предполагает одновременную совместную работу всех участников класса, или постоянное согласование действия всех участников коллективной деятельности. Эта форма организации коллективной деятельности требует от учителя определенных организаторских способностей, а от учеников – умения общаться в процессе практической деятельности: сотрудничать, уважать чужую инициативу, защищать собственные идеи в процессе согласования вопросов решения задач и примеров. Отношения между детьми при этом товарищеские и доброжелательные.
Несомненно, учебно-воспитательная функция полностью достигнута.
Предмет: русский язык
Тема урока: «Имя числительное»
Тип урока: комбинированный урок
Прогнозируемые результаты
личностные:
-
формирование учебной мотивации; -
формирование адекватной оценки своих знаний и знаний одноклассников;
метапредметные:
-
формирование умения ставить учебную задачу, контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности;
предметные:
-
умение пользоваться правилами правописания числительных в письменной речи; -
умение пользоваться им при письме; -
умение использовать алгоритм определения такой части речи, как имя числительное; -
умение различать порядковые и количественные числительные.
Дидактические средства: карточки для выполнения заданий.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, словари.
Этапы урока | Содержание и анализ педагогической деятельности учителя | Содержание и анализ учебно-познавательной деятельности учащихся (УУД) | Примечания |
1. Мотивация. Самоопределение к деятельности | Приветствие учащихся, вводное слово учителя, минутка чистописания. Вопросы ученикам. | Ответы на вопросы учителя. Оформление своих мыслей в устной форме, умение слушать других. Самоопределение. | 5 мин. |
2. Актуализация знаний | Работа в группах. Задания учителя. Совместная работа с учениками. Анализ выполнения задания. | Дети читают слова. Дети записывают в карточки Сущ. Прил. Гл. Мест. Самопроверка Сравнение и обобщение, классификация. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. | 8 мин. |
3. Выявление места затруднения | Решение проблемной ситуации вместе с учителем. | Волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | 8 мин. |
4. Целеполагание и построение проекта | Работа по теме. Учитель задает вопросы ученикам. Составление плана. | Составляют план изучения части речи. | 5 мин. |
5. Реализация проекта. «Открытие» нового знания | Выбор термина. Наблюдение над именем числительным. Словарная работа. Определение темы урока. Вопросы к ученикам. | Называют тему урока. Сравнение, обобщение, аналогия. Поиски выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Аргументация своего мнения. Учет разных мнений. Построение логической цепи рассуждений. | 8 мин. |
6. Физкультминутка | Минутка отдыха вместе с учащимися. | Выполнение двигательных движений с опорой на учителя. | 2 мин. |
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону | Учитель объясняет, как выполнить упражнение самостоятельно. Далее производится самопроверка. | Выполняют упражнение в тетради. Контроль, коррекция | 7 мин. |
8. Подведение итогов. Рефлексия | Выставление оценок за урок, опрос учащихся, есть ли непонятные моменты в изучении новой темы, объяснение домашнего задания (Стр. 59, правило; Стр. 60, упр. 106) | Отвечают на вопросы, оценивают себя. Записывают домашнее задание в дневник. Ориентирование в своей системе знаний – отличие новое от уже известного. Оценивание собственной деятельности на уроке. | 2 мин. |
Самоанализ урока
Начало занятия было организованным. Учащиеся с интересом и особым вниманием готовились к его началу. Каждый из ребят был позитивно настроен на предстоящее занятие. В самом начале занятия был проведен организационный момент, посредством которого мы попытались сконцентрировать внимание ребят на основном содержании занятия, озвучив его тему и некоторые моменты того, с чем предстоит познакомиться ученикам.
Вовремя оргмомента учащиеся внимательно слушают педагога, не перебивают его и готовятся к следующему этапу самого занятия. Во вступительной части занятия нами была проведена работа познавательного характера, целью которой было выяснить каким материалом и информацией, касающейся темы данного занятия, владеют ребята.
Данный вид работы является довольно эффективным в плане формирования навыков правильно и грамотно излагать свои мысли, строить высказывания, учиться слушать других учеников и просто размышлять. Основная часть занятия предполагает собой полное погружение в содержание самой темы урока. На этом этапе ребята вели себя сдержанно, спокойно, с вниманием и интересом следили за самим ходом занятия.
Также в ходе занятия была проведена физкультурная минутка, благодаря которой учащиеся отдохнули и зарядились новой энергией для последующего хода занятия.
На заключительном этапе работы мы провели рефлексию учащихся. Именно в этой части занятия целесообразно проводить закрепительную работу по проведенному уроку. В результате чего учащиеся отвечали на предложенные учителем вопросы, которые были рассмотрены в ходе самого занятия. Следует отметить, что ученики отвечали быстро, в большинстве случаев верно – можно с уверенностью сказать, что тема была усвоена классом в полном объеме.
Предмет: литературное чтение
Тема урока: «Лирика А.С. Пушкина. «Зимнее утро»
Тип урока: комбинированный урок
Прогнозируемые результаты
личностные:
-
формирование учебной мотивации; -
формирование адекватной оценки своих знаний и знаний одноклассников;
метапредметные:
-
формирование умения ставить учебную задачу, контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности;
предметные:
-
умение пользоваться основными знаниями о биографии и творческой деятельности А.С. Пушкина; -
умение использовать основные сведения о лирике поэта в качестве материала на предстоящем и последующих уроках по литературному чтению.
Дидактические средства: репродукция картин по тематике стихотворения «Зимнее утро», музыкальная композиция, используемая как музыкальное сопровождение к уроку, аудиозаписи прочтения стихотворения наизусть.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, слайд-презентация, сборники стихотворений А.С. Пушкина; мультимедийная презентация по творчеству Пушкина.
Этапы урока | Содержание и анализ педагогической деятельности учителя | Содержание и анализ учебно-познавательной деятельности учащихся (УУД) | Примечания |
1.Организационно-мотивационный этап | Приветствие учащихся, вводное слово учителя. Учитель зачитывает стихотворение Пушкина, знакомит ребят с портретом писателя. Объявляет задание конкурсного характера – разделиться на команды по рядам, учитель задает каждой команде вопросы, участники команды отвечают (всего 6 вопросов). | Приветствие учителя, подготовка к уроку, концентрирование внимания на урок. Выполнение заданий учителя. Ответы на вопросы. Все учащиеся внимательны и задействованы в процесс обучения. Командный дух, настроение соперничества. | 10 мин. |
2. Подготовка к восприятию новой темы и постановка темы урока | Объявление новой темы. История создания стихотворения. Просмотр мультимедийной презентации. Просмотр репродукций картин на тему «Зимнее утро». Обсуждение с ребятами. | Внимательное изучение мультимедийной презентации. Сосредоточение внимания на новой теме урока, запись важнейших вех в тетради. Обсуждение картин на тему «Зимнее утро». | 10 мин. |
3. Реализация проекта, чтение и анализ стихотворения | Работа с учебником на стр. 44. Чтение стихотворения учителем наизусть под музыкальное сопровождение. Прослушивание аудиозаписей чтения стихотворения наизусть в исполнении детей и взрослых. Сравнение процесса исполнения. Обсуждение и анализ стихотворения – совместная коллективная работа. | Внимательное прослушивание стихотворения. Чтение стихотворения самостоятельно, про себя, и по цепочке, вслух. Работа над анализом стихотворения «Зимнее утро». | 10 мин. |
4. Физкультминутка | Минутка отдыха вместе с учащимися. | Выполнение двигательных движений с опорой на учителя. | 3 мин. |
5. Продолжение работы по теме | Продолжение анализа и обсуждение стихотворения. Словарно-лексическая работа. Работа со словарем устаревших слов. | Внимательное выполнение словарной работы. Анализ стихотворения вместе с учителем посредством наводящих вопросов по теме. | 10 мин. |
6. Подведение итогов. Рефлексия | Выставление оценок за урок, опрос учащихся, есть ли непонятные моменты в изучении новой темы, объяснение домашнего задания (Подготовить выразительное чтение стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро») | Отвечают на вопросы, оценивают себя. Записывают домашнее задание в дневник. Ориентирование в своей системе знаний – отличие новое от уже известного. Оценивание собственной деятельности на уроке. | 2 мин. |
Самоанализ урока
Цели и задачи урока были определены в соответствии с заявленной темой урока и содержательной стороной УМК, по которому работает учитель. Задачи сформулированы четко и последовательно: охватывают общий блок триединой задачи урока – образовательные, развивающие и воспитательные. Структура урока представляет собой последовательное содержание учебной работы с основными этапами. На каждом этапе учитель реализовывает именно ту цель, которую планирует достичь. Выбранная учителем структура урока целесообразна и грамотна по своему содержанию.
Общая оценка поведения учителя на уроке – «отлично». Успешному проведению урока учителю помогли такие профессиональные качества, как умение выслушать, грамотная и красивая речь, умение заинтересовать ребят, способность разбавить учебную ситуацию минуткой отдыха, полная компетентность в преподаваемом предмете.
Наиболее ярко проявились психолого-педагогические особенности учителя: умение произвести воздействие на ребят посредством нестандартной подачи материала, знание психологических особенностей детей данного возраста, умение концентрировать внимание школьников на определенном этапе урока, лаконичность, мастерство устной литературной речи.
Учитель не скуп на поощрения и благодарность ученикам, довольно часто употреблялись такие оценочные высказывания в сторону учеников, как «Молодец!», «Похвально!», «Совершенно верно!», «Правильно!» и др.
Учитель обращался к таким методам работы, как беседа, наглядное объяснение, показ мультимедийной презентации по творчеству А.С. Пушкина, выразительное чтение стихотворения Пушкина «Зимнее утро» наизусть, прослушивание записи чтения стихотворения детьми и взрослыми – все это только усилило интерес учеников к уроку.
К обучению технике учебной работы на уроке учитель подошел профессионально. Каждое действие, которое необходимо было закрепить, педагог комментировал и проговаривал. Основные вехи творчества писателя учитель предложил записать ребятам в тетради, а знакомство с поэзией Пушкина учитель начал с выразительного чтения наизусть стихотворения «Зимнее утро».
Учащиеся на уроке с самого начала были заинтригованы уроком, так как нестандартное начало занятия их удивило. Учитель с самого начала привлек музыкальное сопровождение к уроку. Чтение стихотворения наизусть под музыкальное сопровождение произвело на учеников большое впечатление, каждый из ребят хотел прочитать стихотворение под музыку. Безусловно этот мотив имеет положительную сторону, поскольку ребята учатся видеть прекрасное и создавать его посредством обыденных предметов.