Файл: Пермский государственный национальный исследовательский университет.docx
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 374
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Направления и подходы к изучению стресса
1.2. Подходы к понятию стрессоустойчивости
1.3. Исследования стресса и стрессоустойчивости у медицинских работников
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССДЕДОВАНИЯ
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ХОЛМСА И РАГЕ
Такие ситуации приводят к последствиям, которые выражаются в социальной, экономической, психологической сферах: это и текучесть кадров, и низкий уровень удовлетворенности рабочим процессом, и различные деформации личностных характеристик. На этом фоне повышаются требования к профессионализму сотрудников, состоянию психического и физического здоровья, психической устойчивости в зависимости от специфики деятельности организаций. В процессе человеческой деятельности эти качества могут эффективно снижать возникновение стрессовых состояний [15].
На работу медицинских работников существенно влияет стресс, который формируется под влиянием специфики профессии.
Прежде всего, это связано с высокой ответственностью за жизнь и здоровье пациентов. Во-вторых, постоянное влияние оказывают негативные эмоции пациентов, к которым относятся боль, страдание, раздражительность и т.д., накладывающие свой отпечаток на психику медицинских работников. В-третьих, существует нерегулярный график работы, подразумевающий практику ежедневных смен, которые, в свою очередь, нарушают биоритмы человека, связанные с чередованием работы и отдыха, тем самым снижая адаптацию организма. Четвертой причиной во многих медицинских учреждениях является несоответствие между уровнем оплаты труда и уровнем ответственности, что, в свою очередь, формирует неудовлетворенность профессией и возникающие в результате личные стрессы [15].
Стресс у медицинских работников не имеет строгой специфики, он может варьироваться от раздражительности, повышенной утомляемости и снижения внимания до невротических и психосоматических расстройств. Тип высшей нервной деятельности в сочетании с чертами личности многое значит, например, меланхолик чаще впадает в уныние и беспокойство в своей трудовой деятельности, холерик, в свою очередь, имеет более высокие шансы проявить агрессивное отношение к пациенту [13].
По мнению О.С. Гусевой, А.В. Дерунова, С.А. Киреевой, стресс - это, прежде всего, показатель сниженной профессиональной мотивации сотрудника, а эмоциональное выгорание и увлеченность профессией - две противоположности в отношении сотрудников к профессии [15].
Ряд исследований показывает, что постепенно нарастающее эмоциональное выгорание и профессиональная деформация у медицинских работников на фоне стресса на работе часто сопровождаются негативным, иногда в сочетании со скрытой агрессией, отношением к пациентам, проявляющимся в виде односторонней коммуникативной критики, давления, от которого страдают как медицинские работники, так и пациенты [5; 7].
Важным моментом в осуществлении продуктивной деятельности является преодоление негативных эмоций, в частности таких, как: страх, гнев, раздражительность и т.д. По мнению Л.В. Васильченко, К.В. Шушпановой, высокий уровень эмпатии является залогом успешной работы медицинских работников, а также одной из причин развития синдрома эмоционального выгорания, который нарушает целостность личности, снижая ее адаптивность и устойчивость в стрессовых ситуациях [7].
Результаты диагностики стрессоустойчивости показали, что этот компонент умеренно выражен у сотрудников. Авторы объясняют это тем, что в процессе работы у медицинских работников периодически возникают моменты эмоционального напряжения, которые отражаются на снижении других психологических компонентов мотивационной сферы, несмотря на преобладающую стрессоустойчивость [7].
Роли управления стрессом в профессиональной деятельности медицинских работников посвящены научные работы многих авторов.
А.М. Трапезникова и Е. Финогенко поставили целью своего исследования изучение жизнестойкости медицинского персонала. В профилактических и диагностических исследованиях состояния эмоционального фона большое внимание уделяется нейропсихологической неустойчивости, возникающей на фоне психосоматического здоровья личности. Высокая устойчивость к нервно-психическим нарушениям, здоровая самооценка и оценка окружающей действительности отражают относительно высокую стрессоустойчивость испытуемых [37].
Низкая вероятность нарушения психической деятельности, высокий уровень регуляции поведения и, соответственно, стрессоустойчивость, люди не склонны к нервно-психическим расстройствам, полны энергии и полностью отдаются своей деятельности. Также А.М. Трапезникова и Е. Финогенко отмечает, что очень важен и такой компонент, как стимуляция, которая помогает усилить устойчивость к нервным повреждениям. При соответствующей мотивации сотрудники могут работать дольше [37].
В экстренных ситуациях эффективно мобилизуются, концентрируются на задаче. Приступая к любой деятельности, человек, мотивированный на успех, подразумевает положительное окончание с продуктивным результатом. Такие люди отличаются инициативностью, уверенностью, ответственностью и активностью. Сложность цели при решении задачи напрямую зависит от того, насколько сильна мотивация ее реализации, а также от силы мотивации. Стрессоустойчивость как профессиональный компонент у людей с мотивацией избегания неудач развита недостаточно. Имеются также следующие характеристики: стремление избегать выполнения ответственных заданий, повышенная тревожность, эмоциональное состояние при выполнении очень ответственных заданий. Если при выполнении трудовой деятельности возникает дефицит времени, то снижается результат выполненной работы [8].
М.Н. Пусташнева изучала уровень стрессоустойчивости медицинского персонала при синдроме эмоционального выгорания. Результаты исследования показали, что большинство врачей были эмоционально истощены, а некоторые относились к своей работе равнодушно, но были и такие, которые были полностью удовлетворены своей работой (всего 10%) и не сдавались профессия [30].
Это связано с тем, что врачи постоянно ощущают груз социально-экономических, профессиональных и семейных проблем, как на себе, так и на многих больных, особенно проблемы больных с психическими расстройствами, усиливающими их выгорание синдром среди медиков, снижает уровень стрессоустойчивости и качество медицинской помощи.
В своих исследованиях Ю.А. Карачарова отмечает, что эмоциональная реакция, эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость являются важными составляющими психоэмоционального здоровья работников [13].
Под стрессоустойчивостью, автор подразумевает способность справляться с эмоциональными перегрузками и стрессовыми ситуациями, требующими большого расчета от тела и разума. Ю.А. Карачарова также отмечает, что медицинские работники часто сталкиваются с ситуациями, в которых здоровье пациента напрямую зависит от их действий [13].
Анализ профессионального медицинского "благополучия" показывает, что даже при большом опыте и опыте работы врачей потребность в новой информации и квалифицированной обратной связи от коллег о качестве их деятельности довольно велика. Острота этой потребности часто парадоксальным образом зависит от стажа работы: более опытные сотрудники проявляют не только не меньшую, но даже большую заинтересованность в обмене опытом, в конструктивном обсуждении и, следовательно, - во внимании и поддержке коллег, чем более молодые [12].
Существует субъективный аспект этой проблемы - потребность врачей в повышении своей компетентности, способности использовать свои личные ресурсы для оптимизации процесса лечения и реабилитации, углубления самоидентификации и самовыражения.
Существует нехватка различных возможностей для профессионального общения с коллегами, что, очевидно, затрудняет обмен опытом. Для многих врачей это может быть приближением к профессиональной самоизоляции. Поэтому их желание преодолеть разобщенность, перестать "вариться в собственном соку" вполне понятно.
Если этого не происходит, значительно возрастает вероятность искажения внутреннего образа своей профессиональной деятельности, самоидентификации врача, приводящего либо к разочарованию, неуверенности, социальной апатии, либо к чрезмерной уверенности в себе, снижению критичности, повышению профессиональной ригидности [12].
Существует также метод М. Балинта, помогающий врачу снизить свое эмоциональное напряжение при встрече с "трудным" пациентом. Дискуссия на организованных им медицинских семинарах сосредоточена на анализе взаимоотношений между врачом и пациентом и факторов, влияющих на это взаимодействие.
Это помогает врачам перейти от мышления в рамках "одной личности" к "межличностной психологии", исследуя в каждом случае главным образом взаимоотношения врач - больной, постепенно меняя акцент с болезнь - центрированного подхода на пациент - центрированный [26].
Группа помогает врачу создать свою внутреннюю коммуникацию, дает ему право испытывать разнообразные чувства - тревогу, раздражение, огорчение, вину, но в то же время учит врача более четко определять природу этих переживаний и конструктивно справляться с ними. Группа позволяет врачу обратиться к "человеку в себе" и тем самым помочь как себе, так и пациенту, потому что эмоционально напряженный врач не может быть успешным целителем для своего пациента, так как он сам нуждается в психологической поддержке. Способность врача к сопереживанию, развитая в группе, позволяет ему не только лучше понимать пациента, но и самого себя.
Работа в группах помогает их участникам сдерживать и корректировать свое стремление к постоянному руководству пациентом в форме комментариев, упреков, оценок, инструкций, прямых интерпретаций с эмоциональной дистанцией, конфронтацией и отсутствием эмоционального принятия пациента.
Группы Балинта активно способствуют растущему пониманию врачами того, насколько важно уметь создавать партнерские отношения с пациентами и подавлять стремление к морализаторству и направленности, которое часто проявляется во время групповых дискуссий, поскольку оно также активно демонстрируется в реальном общении с пациентами. Это хорошо согласуется с данными о том, что отсутствие эмпатии у врачей взаимосвязано с выраженностью их агрессивности по отношению к пациентам, что часто наносит психологический ущерб самим врачам [26].
Также очень важно, что включение этих групп в технологию последипломной подготовки врачей в будущем помогает им более успешно решать проблемы, связанные с хроническим профессиональным стрессом и синдромом "внутреннего выгорания", проявляющимся эмоциональным истощением, апатией, снижением
профессиональной самооценки и самооценки - уверенность, рост психосоматических расстройств среди самих врачей.
Таким образом, медицинские профессии относятся к группе профессий повышенного риска по частоте невротических и психосоматических расстройств, психосоматических заболеваний. Медицинские работники наиболее подвержены влиянию стрессов. Человек, выбирающий профессиональную деятельность в сфере медицины должен обладать высоким уровнем стрессоустойчивости, быть стрессотренируемый. Сниженная стрессоустойчивость и неспособность определять свои психологические ресурсы влечет за собой ошибки, конфликты, собственную психологическую деформацию и нарушения здоровья. Высокий уровень стрессоустойчивости является одним из профессионально важных качеств медицинского работника, залогом сохранения его здоровья и профессионального развития.