Файл: Пермский государственный национальный исследовательский университет.docx
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 373
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Направления и подходы к изучению стресса
1.2. Подходы к понятию стрессоустойчивости
1.3. Исследования стресса и стрессоустойчивости у медицинских работников
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССДЕДОВАНИЯ
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ХОЛМСА И РАГЕ
обусловленный смыслом и спецификой профессии, организационный стресс, возникающий вследствие негативного влияния на работника особенностей организации или существующей в ней административно-организационной парадигмы.
Важным для компенсации повреждающих действий стресса является параметр стрессоустойчивости личности, которые не является постоянным и неизменным. Под воздействием различных факторов стрессоустойчивость может, как повышаться, так и понижаться.
Человек, находясь в стрессовой ситуации, может применять различные стратегии преодоления стресс-повреждения, выбор которых может зависеть от степени сохранности личности, ее уровня тревожности, специфики эмоциональной сферы личности и протекания у нее эмоций, а также от таких личностных характеристик как направленность и мотивация, где регулируется общая активность и определяется вектор этой активности в виде движение к успеху или к избеганию неудач. Стрессоустойчивость человека и его умение совладать со стрессом как в повседневной жизни, так и в критических ситуациях, связанных с угрозой или перенапряжением, по современным научным данным, имеет абсолютную значимость для здоровья, благополучия, эффективности и самореализации человека в социуме вне зависимости от возраста и аспектов самоактуализации.
Стрессы, возникающие в организации, оказывают отрицательное воздействие как на саму организацию в целом, на ее конкурентоспособность на рынке услуг, стабильность, так и на каждого конкретного человека. Оказывая влияние на работника, стресс влияет как на психическое, так и на соматическое состояние человека. Как следствие, снижается продуктивность сотрудников, финансовая эффективность.
В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем в сфере стресса обозначилась невозможность личности конструктивно справится с профессиональным стрессом и применение человеком различных деструктивных способов его преодоления.
Современные практико-ориентированные исследования позволили выделить подходы в реализации задач предупреждения синдрома и установили необходимость использования профилактики на всех этапах профессионального становления – на этапе профессиональной подготовки и на этапах профессиональной деятельности.
Так как профессиональный стресс многомерен и захватывает эмоциональную, интеллектуальную, деятельностную сферы личности, а также сферу его физического здоровья, рекомендуется подходить комплексно к организации его психологической профилактики.
2.1 Организация исследования
Экспериментальное изучение психологических особенностей стрессоустойчивости медицинского персонала в отделении анестезиологии и реанимации проводилось на базе государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края «Краевая детская клиническая больница» и Пермского краевого перинатального центра (структурное подразделение ГБУЗ ПК "Пермская краевая клиническая больница").
Испытуемыми выступили сотрудники этого центра, являющиеся по роду своей профессиональной деятельности медицинскими работниками – врачами и медицинскими сестрами. Данные специалисты работают еще в рамках совместительства.
В исследовании приняли участие 40 человек, из которых было 25 женщины и 15 мужчин.
Возраст испытуемых – от 21 до 56 лет.
Стаж работы – от 2 до 30 лет.
Для достижения цели исследования мы провели тестирование и опрос сотрудников. Исследование было добровольным и индивидуальным. Испытуемым было предложено несколько опросников: «Методика диагностики коммуникативной установки» В.В. Бойко, «Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге», «Опросник профессионального выгорания МВI» K. Маслач и С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой.
Опросник «Профессиональное эмоциональное выгорание» (MBI) (К.Маслач, С.Джексон, адаптация Н.Е.Водопьяновой) []
Данная методика была разработана на основе трехфакторной модели К.Маслач и С.Джексон. Опросник содержит 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с выполнением рабочей деятельности.
Опросник состоит из трех субшкал:
эмоциональное истощение;
деперсонализация;
профессиональные достижения.
О наличии высокого уровня выгорания свидетельствуют высокие оценки по субшкалам «эмоциональное истощение» и «деперсонализация» и низкие – по шкале «профессиональная эффективность» (редукция персональных достижений). Соответственно, чем ниже человек оценивает свои возможности и достижения, меньше удовлетворен самореализацией в профессиональной сфере, тем больше у него выражен синдром выгорания.
Результаты исследования (проведенная оценка) концептуальной, содержательной, внутренней, конструктивной, конвергентной, эмпирической валидности подтверждают возможность использования данной методики для измерения синдрома выгорания.
Оценка степени выгорания может осуществляться как для каждого отдельного показателя, так и по интегральному показателю. Для этого складываются шкальные оценки трех показателей (Уровни показателей выгорания, таблица 1) и соотносятся с тестовыми нормами (Тестовые нормы для интегрального показателя выгорания, таблица 2).
Таблица 1
Уровни показателей выгорания
Таблица 2
Тестовые нормы для интегрального показателя выгорания
Методика диагностики коммуникативной установки (В.В.Бойко) []
Данная методика предназначена для выявления прежде всего негативных коммуникативных видов установок личности по отношению к другим людям.
Методика представляет собой список из 25 суждений, относительно которых необходимо выразить свое согласие или несогласие.
Содержит шкалы:
Подсчитывается процент набранных баллов по каждой шкале, исходя из максимально возможных.
1. Шкала завуалированная жестокость, чем больше заработано баллов, тем отчетливее выражена завуалированная жестокость к людям. Максимально 20 баллов.
2. Шкала открытая жестокость, чем больше набрано баллов, тем ярче выражена тенденция испытуемого в проявлении открытой жестокости. Личность не скрывает и не смягчает свои негативные оценки по поводу большинства окружающих. Оценки о людях резкие, однозначные и сделаны, возможно, навсегда. Максимально 45 баллов.
3. Шкала обоснованный негативизм, выражается в объективно обусловленных отрицательных выводах о некоторых типах людей и сторонах взаимодействия. По данной шкале набрать максимальное количество баллов не считается зазорным. Однако, обращает внимание особый тип опрашиваемых: они набирают большой процент баллов по шкалам 1и 2, но при этом не то, что вызывает обоснованный негативизм, как бы не замечают. Максимальное число баллов – 5.
4. Шкала брюзжание, проявляется в склонности делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений. Чем больше набрано баллов по этой шкале, тем больше выражена у испытуемого эта тенденция. Максимальное количество баллов – 10.
5. Шкала негативный опыт общения, данный компонент негативной установки показывает на ближайший круг
балл по всем шкалам, Если испытуемый набрал балл выше среднего общего знакомых партнеров по совместной деятельности. Максимальное число баллов – 20.
6. Шкала интегральная шкала. Если испытуемый набрал балл выше среднего общего – 33, то это свидетельствует о наличии у него выраженной негативной коммуникативной установки.
Важным для компенсации повреждающих действий стресса является параметр стрессоустойчивости личности, которые не является постоянным и неизменным. Под воздействием различных факторов стрессоустойчивость может, как повышаться, так и понижаться.
Человек, находясь в стрессовой ситуации, может применять различные стратегии преодоления стресс-повреждения, выбор которых может зависеть от степени сохранности личности, ее уровня тревожности, специфики эмоциональной сферы личности и протекания у нее эмоций, а также от таких личностных характеристик как направленность и мотивация, где регулируется общая активность и определяется вектор этой активности в виде движение к успеху или к избеганию неудач. Стрессоустойчивость человека и его умение совладать со стрессом как в повседневной жизни, так и в критических ситуациях, связанных с угрозой или перенапряжением, по современным научным данным, имеет абсолютную значимость для здоровья, благополучия, эффективности и самореализации человека в социуме вне зависимости от возраста и аспектов самоактуализации.
Стрессы, возникающие в организации, оказывают отрицательное воздействие как на саму организацию в целом, на ее конкурентоспособность на рынке услуг, стабильность, так и на каждого конкретного человека. Оказывая влияние на работника, стресс влияет как на психическое, так и на соматическое состояние человека. Как следствие, снижается продуктивность сотрудников, финансовая эффективность.
В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем в сфере стресса обозначилась невозможность личности конструктивно справится с профессиональным стрессом и применение человеком различных деструктивных способов его преодоления.
Современные практико-ориентированные исследования позволили выделить подходы в реализации задач предупреждения синдрома и установили необходимость использования профилактики на всех этапах профессионального становления – на этапе профессиональной подготовки и на этапах профессиональной деятельности.
Так как профессиональный стресс многомерен и захватывает эмоциональную, интеллектуальную, деятельностную сферы личности, а также сферу его физического здоровья, рекомендуется подходить комплексно к организации его психологической профилактики.
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССДЕДОВАНИЯ
2.1 Организация исследования
Экспериментальное изучение психологических особенностей стрессоустойчивости медицинского персонала в отделении анестезиологии и реанимации проводилось на базе государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края «Краевая детская клиническая больница» и Пермского краевого перинатального центра (структурное подразделение ГБУЗ ПК "Пермская краевая клиническая больница").
Испытуемыми выступили сотрудники этого центра, являющиеся по роду своей профессиональной деятельности медицинскими работниками – врачами и медицинскими сестрами. Данные специалисты работают еще в рамках совместительства.
В исследовании приняли участие 40 человек, из которых было 25 женщины и 15 мужчин.
Возраст испытуемых – от 21 до 56 лет.
Стаж работы – от 2 до 30 лет.
Для достижения цели исследования мы провели тестирование и опрос сотрудников. Исследование было добровольным и индивидуальным. Испытуемым было предложено несколько опросников: «Методика диагностики коммуникативной установки» В.В. Бойко, «Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге», «Опросник профессионального выгорания МВI» K. Маслач и С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой.
Опросник «Профессиональное эмоциональное выгорание» (MBI) (К.Маслач, С.Джексон, адаптация Н.Е.Водопьяновой) []
Данная методика была разработана на основе трехфакторной модели К.Маслач и С.Джексон. Опросник содержит 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с выполнением рабочей деятельности.
Опросник состоит из трех субшкал:
эмоциональное истощение;
деперсонализация;
профессиональные достижения.
О наличии высокого уровня выгорания свидетельствуют высокие оценки по субшкалам «эмоциональное истощение» и «деперсонализация» и низкие – по шкале «профессиональная эффективность» (редукция персональных достижений). Соответственно, чем ниже человек оценивает свои возможности и достижения, меньше удовлетворен самореализацией в профессиональной сфере, тем больше у него выражен синдром выгорания.
Результаты исследования (проведенная оценка) концептуальной, содержательной, внутренней, конструктивной, конвергентной, эмпирической валидности подтверждают возможность использования данной методики для измерения синдрома выгорания.
Оценка степени выгорания может осуществляться как для каждого отдельного показателя, так и по интегральному показателю. Для этого складываются шкальные оценки трех показателей (Уровни показателей выгорания, таблица 1) и соотносятся с тестовыми нормами (Тестовые нормы для интегрального показателя выгорания, таблица 2).
Таблица 1
Уровни показателей выгорания
Субшкала | Группы | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | Очень высокий уровень |
Шкальные оценки | 1 балл | 2 балла | 3 балла | 5 баллов | |
Эмоциональное истощение | Мужчины | 5-15 | 16-24 | 25-34 | Больше 34 |
Женщины | 6-16 | 17-25 | 26-34 | Больше 34 | |
Деперсонализация\цинизм | Мужчины | 2-4 | 5-12 | 13-15 | Больше 15 |
Женщины | 1-4 | 5-10 | 11-13 | Больше 14 | |
Профессиональная успешность | Мужчины | 37-48 | 34-28 | 27-23 | 22 и меньше |
Женщины | 37-48 | 35-28 | 27-22 | 21 и меньше |
Таблица 2
Тестовые нормы для интегрального показателя выгорания
Низкая степень | Средняя степень | Высокая степень | Крайне высокая степень |
3-4 балла | 5-6 баллов | 7-9 баллов | 10 баллов и больше |
Методика диагностики коммуникативной установки (В.В.Бойко) []
Данная методика предназначена для выявления прежде всего негативных коммуникативных видов установок личности по отношению к другим людям.
Методика представляет собой список из 25 суждений, относительно которых необходимо выразить свое согласие или несогласие.
Содержит шкалы:
-
завуалированная жестокость в отношениях с людьми; -
открытая жестокость в отношениях с людьми; -
обоснованный негативизм в суждениях о людях; -
брюзжание, т.е. склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью; -
негативный личный опыт общения с окружающими.
Подсчитывается процент набранных баллов по каждой шкале, исходя из максимально возможных.
1. Шкала завуалированная жестокость, чем больше заработано баллов, тем отчетливее выражена завуалированная жестокость к людям. Максимально 20 баллов.
2. Шкала открытая жестокость, чем больше набрано баллов, тем ярче выражена тенденция испытуемого в проявлении открытой жестокости. Личность не скрывает и не смягчает свои негативные оценки по поводу большинства окружающих. Оценки о людях резкие, однозначные и сделаны, возможно, навсегда. Максимально 45 баллов.
3. Шкала обоснованный негативизм, выражается в объективно обусловленных отрицательных выводах о некоторых типах людей и сторонах взаимодействия. По данной шкале набрать максимальное количество баллов не считается зазорным. Однако, обращает внимание особый тип опрашиваемых: они набирают большой процент баллов по шкалам 1и 2, но при этом не то, что вызывает обоснованный негативизм, как бы не замечают. Максимальное число баллов – 5.
4. Шкала брюзжание, проявляется в склонности делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений. Чем больше набрано баллов по этой шкале, тем больше выражена у испытуемого эта тенденция. Максимальное количество баллов – 10.
5. Шкала негативный опыт общения, данный компонент негативной установки показывает на ближайший круг
балл по всем шкалам, Если испытуемый набрал балл выше среднего общего знакомых партнеров по совместной деятельности. Максимальное число баллов – 20.
6. Шкала интегральная шкала. Если испытуемый набрал балл выше среднего общего – 33, то это свидетельствует о наличии у него выраженной негативной коммуникативной установки.