Файл: Игра как средство преодоления застенчивости детей старшего дошкольного возраста.docx
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 242
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- Если редко или иногда, то ставьте – 1;
- Если часто или почти всегда ставьте – 2.
В результате подсчета мы имеем суммарный показатель. Чем больше сумма баллов, тем более застенчивым является испытуемый.
Приложение 3
Проективный тест детской тревожности «Выбери нужное лицо»
(Р.Тэммл, М. Дорки, В. Амен)
Задача методики-исследовать характерную для ребенка тревожность в типичных для него жизненных ситуациях общения с другими людьми (где соответствующие свойства личности проявляются в наибольшей степени). При этом тревожность рассматривается как черта личности, функция которой состоит в обеспечении безопасности человека на психологическом уровне и которая вместе с тем имеет отрицательные следствия. Последние заключаются, в частности, в торможении активности ребенка, направленной на достижение успехов. Высокая тревожность часто сопровождается высоко развитой потребностью избегания неудач и тем самым препятствует стремлению к достижению успеха.
Психодиагностика тревожности выявляет внутреннее отношение данного ребенка к определенным социальным ситуациям, раскрывает характер взаимоотношений ребенка с окружающими людьми, в частности в семье, в детском саду.
Тест проводится индивидуально с детьми 3–7 лет.
Оснащение. Экспериментальный материал состоит из 14 рисунков размером 8,5*11см. Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни дошкольника ситуацию.
Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки(на рисунке изображена девочка) и для мальчика(на рисунке изображен мальчик). Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом – печальное.
Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, учитель дает инструкцию.
Инструкция:
1. Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами».
2. Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».
3. Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
4. Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка? Он (она) одевается».
5. Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».
6. Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать».
7. Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной».
8. Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
9. Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка:
печальное или веселое?».
10. Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
11. Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки».
12. Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
13. Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».
14. Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».
Во избежание персеверативных выборов у ребенка в инструкции допускаются чередования определений лица. При этом дополнительных вопросов ребенку не задают.
Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка можно зафиксировать в специальном протоколе.
Описание количественного анализа.
На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):
ИТ = (число эмоциональных негативных выборов / 14) * 100%
В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3
группы:
-высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);
-средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);
-низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).
Качественный анализ.
Каждый ответ ребенка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации.
Иллюстрации для методики
Приложение 4
«Рисунок человека» А. Л. Венгера.
Цель: выявление личностной застенчивости детей.
Описание процесса тестирования (по А. Л. Венгеру)
Испытуемому, перед проведением теста, нужно положить лист бумаги вертикально.
Инструкция к тесту: «Нарисуйте человека – всего, целиком. «Постарайтесь нарисовать как можно лучше – так, как ты умеешь». Если обследуемый задает уточняющие вопросы («Мужчину или женщину?», «Мальчика или девочку?», «Можно нарисовать принцессу?», «А можно, чтобы он был в шляпе?» и т.п.), то ему говорят: «Рисуй так, как ты хочешь». Если же вопрос противоречит инструкции, то ее частично повторяют. Так, на вопрос: «А можно нарисовать только лицо?», – следует ответ: «Нет, нарисуй всего человека, целиком». Если обследуемый говорит: «Я нарисую робота», – то ему отвечают: «Нет, нарисуй, пожалуйста, человека». Если обследуемый, рисуя, нарушает инструкцию (например, изображает только лицо или робота вместо человека), ноне задает при этом никаких вопросов, то проверяющий воздерживается от замечаний и не напоминает инструкцию до окончания рисунка. По окончании работы повторяют задание: «А теперь все-таки нарисуй человека – всего, целиком. Постарайся нарисовать как можно лучше – так, как ты умеешь», (то есть инструкция воспроизводится полностью). Нужно попросить сделать повторный рисунок и в том случае, если первоначальный получился схематическим(«палочковый человечек») или шаблонно-карикатурным. Бывает, что обследуемый отказывается выполнять задание, утверждая, что он не умеет рисовать. Тогда надо ободрить его, сказать, что вам (проверяющему) интересны любые рисунки, что не очень хороший рисунок лучше, чем никакого и т.п.».
После окончания работы полезно провести обсуждение рисунка. Выяснить, что за человек нарисован – какого он возраста, пола (если это не ясно из рисунка),какой у него характер, чем он занимается, что любит и чего не любит, что ожидает его в будущем, о чем он мечтает и т.п. При обследовании дошкольников и младших школьников оно обычно не
дает существенной дополнительной информации, хотя в отдельных случаях, когда нужно выявить отношение ребенка к сексуальной сфере, его можно рекомендовать и для маленького ребенка. Для оценки умственного развития недостаточно информативен рисунок женщины в юбке (непонятно, адекватно ли передается сочленение ног с туловищем. Поэтому, если первоначально изображена женщина в юбке, нужно дать дополнительное задание: «А теперь нарисуй мужчину (дядю)». Рисунок человека противоположного пола обсуждается так же, как и первый».
«Тревожность, застенчивость и общее психологическое состояние человека отражаются, прежде всего, в формальных показателях рисунка. К ним относятся особенности, относительно независимые от содержания изображения. Это сила нажима на карандаш, своеобразие линии, размер рисунков, их размещение на листе, степень тщательности и детализированности изображений, наличие штриховки и т.п.
Специальной оценке подлежат только достаточно выраженные отклонения от варианта, стандартного для данного возраста. В случаях, когда имеются сомнения в наличии такого отклонения, соответствующий показатель не интерпретируется».
Показатели общения.
Руки – ведущий показатель сферы общения. Редуцированные кисти рук или отсутствие кистей свидетельствует о сниженной практике общения. При этом потребность в общении не обязательно снижена. Она может быть высокой, но подавленной.
Голова. В случае если в рисунке пропущены части лица (глаза, рот), это нарушения в сфере общения, отгороженность. Уши обозначают открытость восприятия или настороженность к окружающему миру. Открытый рот признак агрессии или вербальной активности агрессивного характера. Рисование зубов и выделение рта часты у детей, склонных к вербальной
агрессии.
Поза – интровертная или экстравертная говорит о широте круга общения. Интровертная поза при хорошо прорисованных кистях рук может интерпретироваться как высокая избирательность в общении. Сочетание интровертной позы с отсутствием кистей рук дает основание предполагать аутизацию как снижение потребности в общении, влекущее бедность эмоциональных контактов. Экстравертная поза при отсутствии кистей рук интерпретируется как предельно широкое, но крайне формальное, поверхностное общение.