Файл: Игра как средство преодоления застенчивости детей старшего дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 244

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Результаты так же представлены графически на рисунке 8.



Рис. 8. Сравнительная диаграмма показателей полученных на констатирующем и контрольном экспериментах.
Отметим, что показатели уровня застенчивости детей старшего дошкольного возраста значительно снизились, на констатирующем этапе высокий уровень застенчивости составлял 40%, на контрольном результаты изменились, высокий уровень снизился до 0%, у данных детей теперь выявлен средней уровень. Средний уровень 60% был выявлен на констатирующем этапе, на контрольном 40% детей перешли на низкий уровень, остальные дети попали на средний уровень тревожности с высокого уровня. Низкий уровень на констатирующем этапе оставил 0%, на контрольном - 40%.

Отметим, что избавление полностью от застенчивости нет оснований, поскольку она даёт и положительное значение, так как оптимальный уровень застенчивости обеспечивает детям возможность заранее подготовиться к возможным неудачам, продумать пути их преодоления, и этим обеспечить успех и хорошую продуктивность деятельности.

Количественные характеристики, отражённые в таблицах и рисунках свидетельствуют о том, что в результате создания определённых педагогических условий и использование специально отобранных игр и упражнений произошли существенные изменения в преодолении застенчивости у детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, количественные и ранее качественные характеристики изучаемого явления, полученные в ходе экспериментальной работы, подтверждают правильность выдвинутой гипотезы: преодоление застенчивости детей старшего дошкольного возраста будет эффективным и успешным, если:

-будет составлен комплекс игр с использованием разных видов игр способствующих формированию коммуникативных умений, повышению самооценки;

-будет создаваться ситуация успеха, способствующая появлению уверенности в себе и своих силах.

Выводы по второй главе
После теоретического анализа литературы, мы приступили к эксперименту. Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский
 сад

№ 279» г. Новокузнецка, с сентября 2022 г. по апрель 2023 г. В исследовании приняли участие дети в возрасте 5-6 лет старшей группы.

На этапе констатирующего эксперимента мы подобрали методики направленные на выявление признаков застенчивости детей старшего дошкольного возраста: проективный тест детской тревожности «Выбери нужное лицо», стандартизированное наблюдение, «Рисунок человека». Данные методики были подобраны с учётом психологических и возрастных особенностей детей.

Анализ результатов проведения экспериментальной работы позволил прийти к следующим заключениям.

В ходе первого констатирующего эксперимента мы выявили, что у большинства детей определен высокий индекс тревожности. Нами определено, что большинство детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе имеют средний и высокий уровень застенчивости, данным детям присуще следующее: высокий уровень самооценки ребенка и его представления об оценке его взрослым; имеющийся у него эмоциональный дискомфорт, тревожность; избирательность в контактах с людьми: предпочтения общения с близкими и хорошо знакомыми взрослыми и отказ или затруднения в общении с посторонними.

На основании полученных данных мы провели формирующий эксперимент с использованием игры как средства преодоления застенчивости у детей.

Суть формирующего эксперимента заключалась в поэтапном проведении игр, где на каждом этапе осуществлялся отбор методов и приёмов с позиции целесообразности.

Игры и упражнения проводились в течении 3-х месяцев, утром и вечером на прогулке, а так же в разное время дня, в условиях детского сада. Поскольку у всех застенчивых детей присутствуют такие признаки, как робость, смущение, мы постарались, чтобы во время выполнения работы их ничего не отвлекало. Все материалы, игрушки, картинки мы готовили заранее, потому что могли потерять время и внимание ребёнка. Игры мы проводили регулярно, так как при систематической работе вероятность результата выше. Но чтобы подтвердить результаты своей работы, мы провели контрольный эксперимент. Целью, которого стала сравнительная характеристика результатов исследования констатирующего и контрольного экспериментов, определение изменений проявлений застенчивости детей старшего дошкольного возраста.



В его содержание были включены те же методы исследования, которые мы использовали в ходе проведения первого констатирующего эксперимента.

Отметим, что после проведения диагностики нами отмечено, что показатели уровня застенчивости детей старшего дошкольного возраста значительно снизились, но избавление полностью от застенчивости нет оснований, поскольку она даёт и положительное значение, так как оптимальный уровень застенчивости обеспечивает детям возможность заранее подготовиться к возможным неудачам, продумать пути их преодоления, и этим обеспечить успех и хорошую продуктивность деятельности.

Количественные характеристики, отражённые в таблицах и рисунках свидетельствуют о том, что в результате создания определённых педагогических условий и использование специально отобранных игр и упражнений произошли существенные изменения в преодолении застенчивости у детей старшего дошкольного возраста.

Заключение
Итак, по нашему мнению, коррекционные игры и упражнения позволяют в определённой степени преодолевать проблемы застенчивости, стеснения, страха. Подобные игры насыщенны, поэтому они обеспечивают эмоциональную разрядку, в которой так нуждаются современные дошкольники, и могут способствовать развитию основ их эмоциональной культуры. Ещё одной особенностью коррекционных игр является их разнообразие и многофункциональность. Поэтому в педагогическом процессе детского сада возможно использование отдельных коррекционных игр и включать их в повседневную деятельность старшей дошкольной группы. Таким образом, коррекционные игры являются эффективным средством коррекции застенчивости у старших дошкольников.

Чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность. Эмоции отражают состояние человека и его отношение к чему-либо. В этом мы убедились в нашей работе. Ребенок познает окружающий мир и делает это не отвлеченное и бесстрастно, а переживает происходящее с ним, формирует свое собственное отношение к тому, что его окружает, выбирает одни виды деятельности и ситуации и отвергает другие. Познание всего эмоционально. Любые психические окрашиваются эмоциями - будь то ощущение или воображение, мышление или память. Наш мир - это вечная борьба противоположностей. Избежать воздействия отрицательных эмоций невозможно. Любое активное участие в жизни, наряду с успехами и достижениями, предполагает наличие неудач, ошибок и срывов. Таков суровый закон жизни: только преодолевание препятствий и барьеров, поднимаясь после «падений», учась на ошибках, человек познает себя и свои связи с миром. Важно
научить детей не отступать перед трудностями, не падать духом, спокойно и мужественно принимать неудачи и ошибки.

На основе проведенной работы мы пришли к следующим выводам:

  1. Проблема застенчивости в психолого-педагогической литературе рассмотрена достаточно подробно. Описаны определения, виды формы проявления, возрастная динамика, половые различия, поведение и причины застенчивости.

2. С помощью экспериментальных исследований можно выявить группу застенчивых дошкольников и характерные особенности их личности и поведения (уклонение от того, чтобы первыми начать разговор, затеять какое-либо дело, задать вопрос).

3. Возможно, корректировать особенности личностной и поведенческой сферы застенчивости дошкольников путем предложенного нами комплекса игр (коррекционной программы).

Список литературы

  1. Богачкина, Н.А. Застенчивый малыш. Как преодолеть детскую застенчивость [Текст]/ Н.А.Богачкина, Р.Н.Сиренко « Академия развития», 2007.-224с.

  2. Бретт, Д. Застенчивость // Жила-была девочка, похожая на тебя / [Текст]. Пер. с английского Г.А. Павлова – М.: Независимая фирма "Класс", 1996. – .94-95с.

  3. Бурно, М.Е. О некоторых душевных расстройствах[Текст]/М.Е.

Бурно «Академический проект»,1998.-50с.

  1. Валявко С.М., Князева А.А. Психологические подходы к проблеме застенчивости[Текст] / С.М.Валявко, А.А.Князева // Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции – Н. Новгород-2012.- 12-16с.

  2. Вемъ, А. Застенчивость и как с ней бороться[Текст]/А.Вемъ. -М.: Питер 2011.-256с.

  3. Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,2003,– 160 с.

  4. Галигузова, Л.Н. Застенчивый ребёнок[Текст]/Л.Н.Галигузова.-Дошкольное воспитание. – 2000. -№4-116-120с.

  5. Гаспарова, Е. Застенчивый ребёнок [Текст] /Е.Гаспарова.-М.:Просвещение,1989.- №3.- 71-78с.

  6. Гуревич,Ю. По ту сторону застенчивости [Текст] /Ю. Гуревич. Педагогический калейдоскоп –1998. - №5-37с.

  7. Даль, В. И. Толковый словарь живого великого русского языка Владимира Даля [Электронный ресурс]: подгот. По 2-му печат. Изд. 1880-1882 г.г.- Электрон.дан.- М.: АСТ, 1998.- 127с.

  8. Захаров, А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия[Текст] / А.И.Захаров. – М.: 2000. – 352 с.

  9. Зимбардо, Ф. Застенчивость (что это такое и как с ней справляться)[Текст] / Ф.Зимбардо. – СПб.: Питер Пресс, 1996. – 256 с.

  10. Карпенко, В. Застенчивость [Текст] / В.Карпенко // Воспитание школьников.- 1995. - 13-15с.

  11. Катаева, Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми [Текст]/ Л.И.Катаева– М.: Книголюб, 2001-56с.

  12. Кленкина, В.Ю., Халявина, О.В. Застенчивость, как проблема юношеского возраста [Текст] / В.Ю.Кленкина// Конкурс юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского- 2001-2002 гг. [Электронный ресурс]. 

  13. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений.) [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджасиров. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 176 с.

  14. Лопатина, В.В, Лопатина, Л.Е.Русский толковый словарь [Текст] / В.В. Лопатина, Л.Е. Лопатина. - М.: Русский язык,1994.-300с.

  15. Лютова, Е.К., Монина, Г.Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми [Текст]/ Е.К.Лютова, Г.Б.Монина - СПб. : Издательство «Речь», 2007.-136 с.

  16. Минаева, В. Как помочь ребёнку преодолеть застенчивость[Текст]/ В. Минаева //Воспитание дошкольников- 2001.-29-31с.

  17. Мишина, Е. Застенчивый ребенок. Как преодолеть страх общения. [Текст]/ Е. Мишина -Питер,2012.-128с.

  18. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст]/Под редакцией Н. Ю.Шведовой.-М., 1988. - 784с.

  19. Петрова, Е. В., Крылова, В. В. Коррекция поведения застенчивых детей старшего дошкольного возраста средствами игры в ДОО [Текст] / Е.В.Петрова // Молодой ученый. -2016.-24-25с.

  20. Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий[Текст] / К. К. Платонов. - М.: Высшая школа, 1984.- 173 с.

  21. Практическая психология: учебник[Текст] / под редакцией доктора психологических наук, профессора, БЛА М. К. Тутушкиной. – М.: Издательство АСВ; СПб.: Издательство «Дидактика Плюс», 1997. – 336 с.

  22. Психологический словарь [Текст]/ Под редакцией А. В. Петровского. - М., 1990.-323с.

  23. Психология личности и деятельности дошкольника [Текст]/Под редакцией А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. - М., 1965.-295с.

  24. Репина, Т. А., Смолева, Т. О. Неуверенный ребенок / Дошкольное воспитание [Текст] / Т. А. Репина, Т. О. Смолева. - 1980, - 52с.

  25. Рубинштейн, Т. М. Основы общей психологии [Текст]/ Т.М.Рубинштейн. - М., 1946.-280с.

  26. Сакула И.Н. Проблема застенчивости у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/problema-zastenchivosti-u-detey-doshkolnogo-vozrasta.

  27. Сиротюк, А.Л. Развитие и воспитание: упражнения для психомоторного развития дошкольников [Текст]/ А.Л.Сиротюк - М.: Аркти, 2008.-60с.

  28. Тэммл, Р., Дорки, М., Амен, В. Проективный тест детской

тревожности «Выбери нужное лицо».

  1. Шишова, Т.Л. Застенчивый невидимка: как преодолеть детскую застенчивость [Текст]/Т.Л.Шишова - М.: Издательский дом «Искатель».1997-95с.

  2. Ярыгина А. Застенчивый дошкольник [Текст]/А. Ярыгина// Дошкольное воспитание. - 2006. - № 11 - 47 – 52с.




Приложение

Приложение 1

Таблица 1 - Список детей экспериментальной группы




Ф.И. ребенка

Возраст

1

Полина К.

6 лет

2

Стас Б.

5 лет

3

Гордей М.

5 лет

4

Витя В.

6 лет

5

Вова Ф.

6 лет

6

Захар Л.

6 лет

7

Виталя И.

5 лет

8

Данил Б.

6 лет

9

Тимофей З.

5 лет

10

Артем Г.

6 лет


Приложение 2

Стандартизированное наблюдение (С.М. Валявко и А.А. Князева).
Стандартизированное наблюдение - наблюдение, которое выполняется по строго очерченной методической схеме и состоит в выполнении специально обученным наблюдателем определенной последовательности действий. Они включают в себя: фиксацию определенного материала наблюдения, выявление в этом материале определенных заданных элементов и признаков, запись в протокол наблюдения этих элементов и признаков в особой кодифицированной форме, подсчет по определенному принципу частоты встречаемости кодифицированных признаков в протоколе и т.п.

Этапы исследования методом наблюдения:

1. Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.

2. Выбор способа наблюдения и регистрации данных.

3. Создание плана наблюдения.

4. Выбор метода обработки результатов.

5. Собственно, наблюдение.

6. Обработка и интерпретация полученной информации.

Для оценки застенчивости детей используется оригинальная схема стандартизированного наблюдения, предложенная С.М. Валявко и А.А. Князевой

Обработка результатов.

Из 18 предложенных проявлений застенчивости отмечаются те, которые есть у испытуемого. Баллы распределяются следующим образом:

- Если никогда не проявлялась, данная характеристика ставится –0 баллов;