Файл: Игра как средство преодоления застенчивости детей старшего дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 243

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Так же в своей работе мы использовали релаксационные упражнения на расслабление мышц тела «Поза покоя», «Загораем» и релаксационный диск «Разговор с морем» с мелодиями: пение птиц, шум ветра и моря(Приложение 9).

Подбирая игры, мы учитывали следующие особенности застенчивых детей: медлительность, неуверенность, скованность, боязливость.

Застенчивым детям трудно включаться в игру, так как они заранее настроены на неуспех, поражение, неуверенны в своих силах. Поэтому в коллективную игру мы включали застенчивых детей поэтапно: сначала мы играли с каждым ребёнком индивидуально, затем привлекали его к играм в малых подгруппах и только потом включали в коллективные игры. Игры и упражнения мы использовали с чёткими правилами. На каждом этапе мы предлагали детям игры, цель которых снятие мышечного напряжения, установку доверительного, дружеского отношения по отношению к окружающим, дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки, сформировать у детей чувства доверия и уверенности в себе.

Свою работу по преодолению застенчивости у детей старшего дошкольного возраста мы начинали с релаксационных и дыхательных упражнений: «Воздушный шарик», «Корабль и ветер», «Дудочка», «Штанга», «Винт», «Водопад» (Приложение 9).

На первом этапе мы играли с каждым ребёнком индивидуально. Перед каждой игрой, для работы с детьми в качестве ритуала мы использовали массажор для рук «Суджок». Катая в руках массажор, мы говорили такие слова:

«Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну».

Эти коррекционные упражнения тела и пальцев обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия, снятие мышечных зажимов. Кроме того развитие «чувствования» своего тела способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации от самого тела. Известно, что центром тонкой моторной координации является лобная доля мозга, отвечающая так же за внутреннюю речь и самоконтроль.

Далее, когда дети стали более раскрепощенные, мы добавили к этим упражнениям следующие: «Подарок под елкой», «Драка», «Сосулька», «Шалтай-Болтай», «Танцующие руки».

В коллективные игры застенчивых детей включали, если они чувствами себя достаточно комфортно, а общение с другими детьми не вызывает у них особых трудностей. На этом этапе работы проводили игры: «Дракон», «Слепой танец», «Насос и мяч», «Головомяч», «Гусеница», «Бумажные мячики».


Игры «Зайки и слоны», «Волшебный стул», способствующие повышению самооценки, мы проводили на разных этапах работы. Для получения эффекта игры проводились многократно и регулярно (каждый раз мы вносили элемент новизны).

Отметим, что не всё получалось у наших детей экспериментальной группы. Но мы постарались подойти к каждому ребёнку индивидуально, заинтересовать их, так многие игры проводились с определёнными яркими предметами. У детей возникал дополнительный интерес к играм и упражнениям, которые мы предлагали в своём эксперименте.

Основная трудность заключалась в том, что нужно было продумать комплекс игр так, что бы у детей возник к ним интерес. Сейчас очень много современной литературы с различными играми и из всего разнообразия нужно было выбрать те игры и упражнения, которые были бы интересны этим детям. Если детям задание и игра интересна и доставляет им удовольствие, то они могу с интересом долго играть в неё. Так же нужно было продумать и создать лёгкую непринужденную обстановку для детей, чтобы в процессе работы их ничего не смущало. Если ребёнку вдруг не захотелось выполнять упражнение, то нужно было заменить его немедленно на другое. Потому, что у замкнутого ребёнка, в его поведении присутствует чувство страха. Он просто может замкнуться в себе и не пойти больше на контакт.

Например, Полина К. не могла проявить себя в игре «Море и корабль». Мы увидели типичное поведение застенчивого ребенка в данной ситуации. С интересом выслушав правила совместной игры, Полина взялась со взрослым за руки, но её поза и движения свидетельствовали о внутреннем напряжении и скованности. Изображая вместе со взрослым шум моря и плеск волн, девочка испытывала одновременно и удовольствие, и смущение. Когда подошла её очередь сыграть роль капитана, Полина замерла на месте, шевеля губами и пытаясь произнести нужные слова, но так и не смогла пересилить себя, смущенно-виновато глядя на экспериментатора. На повторную просьбу взрослого остановить бушующее море, Полина, чуть не плача, начала высвобождать свои руки из рук экспериментатора, отчаянно повторяя «Я не могу».

Мы детей за это не ругали и не стыдили, а давали время отдохнуть, расслабиться, переключить его внимание. Бывали случаи, когда все задания откладывали на следующий день, убеждая ребёнка, что в следующий раз у него точно всё получится.

Таким образом, проведённая нами исследовательская работа дала возможность получить хотя и незначительные, но изменения в детях старшего дошкольного возраста по преодолению у них застенчивости. Мы научились с ними договариваться, сотрудничать. Преодоление застенчивости это очень долгий процесс, на который уходит не один месяц.





2.3. Выявление динамики проявлений застенчивости детей старшего дошкольного возраста
Целью контрольного эксперимента стала сравнительная характеристика результатов исследования констатирующего и контрольного экспериментов, определение изменений проявлений застенчивости детей старшего дошкольного возраста.

Сроки проведения 7 по 14 мая 2023 года.

В его содержание были включены те же методы исследования, которые мы использовали в ходе проведения первого констатирующего эксперимента:

стандартизированное наблюдение, тестирование «Выбери нужное лицо», тест «Рисунок человека».

Первым этапом мы провели стандартизированное наблюдение, все результаты мы занесли в таблицу 4 (Приложение 10). Затем мы подсчитали все баллы, и в результате подсчета получили суммарный показатель.

Отметим, что здесь показатели значительно изменились. Полина К., Витя В., Захар Л., Стас Б. (60%) набрали наименьшее количество баллов, детей мы отнесли к низкому уровню проявлений застенчивости. На этапе констатирующего эксперимента детям был присвоен средний уровень.

Четверо (40%) детей - Вова В., Виталя И., Тимофей З., Артем Г., Гордей М. на данном этапе отнесены к среднему уровню. Результаты представлены графически на рисунке 5.



Рис. 5. Результаты стандартизированного наблюдения. Контрольный эксперимент.
Следующим этапом мы провели «Тест тревожности», по результатам тестирования направленного на выявление индекса тревожности у детей старшего дошкольного возраста можно отметить, что низкий уровень тревожности выявлен у Артема Г., Вова В. (20%), отмечено, что раньше на этапе констатирующего эксперимента дети находились на среднем уровне. Остальные восемь детей (80%) у Виталя И., Тимофей З., . Полина К., Витя В., Захар Л., Стас Б., Гордей М. отмечен средний уровень тревожности. На этапе констатирующего у Вова В., Виталя И., Тимофей З., Артем Г. был выявлен средний уровень, но на этапе констатирующего эксперимента дети значительно улучшили свои результаты, они стали меньше бояться, стали предлагать другие варианты на рассматриваемых картинках, как могу развернуться действия, и что испытывал мальчик/девочка. Увеличилось количество положительных выборов. Высокая тревожность на этапе констатирующего эксперимента была отмечена у Гордей М, Виталя И., Вани Т.,Тимофей З., а на
контрольном - у детей выявили средний уровень, это говорит, что индекс тревожности снизился в отличии от констатирующего эксперимента. Все протоколы обследования детей находятся в Приложении 11.

Результаты выявления индекса тревожности ребёнка отражены на рисунке 6.



Рис. 6. Результаты теста тревожности. Контрольный эксперимент.
Последний тест «Рисунок человека». Все рисунки детей представлены в Приложении 12.

Проанализировав рисунки детей, мы пришли к выводу, что рисунки детей стаи более содержательны, дети стали лучше изображать и прорисовывать детали, стали использовать яркие цвета для рисунков и др.

Нами отмечено, что низкий уровень присвоен Вова В., Виталя И., Тимофей З., Артем Г.. (40%), у Виталя И., Тимофей З., . Полина К.,. (40%) - средний уровень, а Артема Г., Вова В. (20%) определены к высокому уровню, но все же мы отметим, что рисунки данных детей были изображены не примитивно, как это отмечалось на констатирующем эксперименте. Дети прорисовывали туловище, конечности не простыми тонкими линиями, а делали их более объемными, но все же некоторые рисунки оставались малодетальными. Результаты представлены на рисунке 7.


Рис. 7. Результаты теста «Рисунок человека». Контрольный эксперимент.
После проведения всех методик и обработки результатов, мы занесли данные исследования в сводную Таблицу 5, где отметили результаты констатирующего и контрольных экспериментов. Если сравнить полученные результаты по завершению эксперимента с исходными данными, то становится ясно, что произошли значительные изменения.

Таблица 5 - Сводная таблица уровней застенчивости детей на констатирующем и контрольном этапе



Ф.И. ребенка

Тест тревожности

Стандартизированное наблюдение

Рисунок человека

Общий уровень застенчив ости

Конст

Контр

Конст

Контр

Конст

Контр

Конст

Контр

1

Полина К.

Средний

Средний

Средний

Низкий

Средний

Низкий

Средний

Низкий

2

Стас Б.

Средний

Средний

Средний

Низкий

Средний

Низкий

Средний

Низкий

3

Гордей М.

Высокий

Средний

Высокий

Средний

Высокий

Средний

Высокий

Средний

4

Витя В .

Средний

Низкий

Средний

Низкий

Средний

Низкий

Средний

Низкий

5

Вова Ф .

Высокий

Средний

Высокий

Средний

Высокий

Высокий

Высокий

Средний

6

Захар Л.

Средний

Средний

Средний

Низкий

Средний

Средний

Средний

Средний

7

Виталя И.

Высокий

Средний

Высокий

Средний

Высокий

Высокий

Высокий

Средний

8

Артем Г.

Средний

Низкий

Средний

Низкий

Низкий

Низкий

Средний

Низкий

9

Данил Б.

Высокий

Средний

Высокий

Средний

Высокий

Средний

Высокий

Средний

10

Тимофей З.

Средний

Средний

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Средний

Средний