Файл: Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (мгюа) и понимая степень преемственности образовательного процесса по дисциплине Теория государства и права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 572

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1. Предмет и функции теории государства и права

2. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук

3. Методология теории государства и права

4. Теории происхождения права

5. Теории происхождения государства

6. Власть и социальные нормы первобытного общества

7. Предпосылки и особенности возникновения государства

8. Предпосылки и особенности возникновения права

9. Власть и ее виды. Государственная власть

10. Понятие государства

11. Сущность и социальное назначение государства

12. Понятие тип государства. Историческая типология

13. Формационный подход

14. Цивилизационный подход

15. Понятие форма государства

16. Форма правления: понятие и классификация

17. Монархическая форма правления

18. Республиканская форма правления

19. Форма государственного устройства: понятие и классификация

20. Унитарное государство

21. Федеративное государство

22. Понятие региональное государство

33. Политическая система общества: понятие и структура

34. Государство в политической системе общества

35. Глобализация и государство

36. Социальные нормы: понятие и классификация

37. Социальные и технические нормы. Юридико-технические нормы

38. Право в системе социальных норм

39. Понятие права

40. Сущность и социальное назначение права

41. Понятие «тип права». Историческая типология

42. Функции права: понятие и классификация

43. Концепции понимания права: исторические версии

44. Правопонимание и теория государства и права15

45. Основные концепции современного правопонимания

46. Источник (форма) права: понятие и классификация

47. Норма права: понятие, структура и классификация

48. Система права: понятие и основные элементы

49. Система законодательства и систематизация законодательства

50. Нормативно-правовой акт: понятие и виды. Изложение норм права в статьях нормативно-правовых актов

51. Предмет и метод правового регулирования

52. Правовой институт

53. Материальное и процессуальное право

54. Публичное и частное право

55. Национальное и международное право

56. Правотворчество: понятие, принципы и стадии

57. Понятие юридической техники

58. Правоотношение: понятие, содержание, виды

59. Юридические факты: понятие и виды

60. Реализация права: понятие и формы

61. Применение права: понятие, субъекты, виды

62. Акты применения права

63. Пробелы в праве и способы их восполнения

64. Правовые коллизии и способы их разрешения

65. Толкование права: понятие, способы, виды. Акты толкования права

66. Понятие правомерного поведения

67. Правонарушение: понятие, виды, юридический состав

68. Юридическая ответственность: понятие, виды, основания юридической ответственности

69. Правосознание и правовая культура

70. Законность и правопорядок

71. Правовая система: понятие и виды

72. Романо-германская правовая система: исторические основания, признаки и структура

73. Англо-саксонская правовая система: исторические основания, признаки и структура

74. Религиозно-правовые системы: понятие и виды

75. Этико-правовые системы: понятие и виды

76. Системы (обычного) традиционного права: история и современность

77. Механизм правового регулирования

78. Действие нормативно-правовых актов

79. Порядок опубликования и вступления в юридическую силу нормативных актов

80. Права человека

81. Теория правового государства

82. Социальное государство: понятие и функции

83. Модели социального государства: история и современность

85. Проблемы обеспечения государственного суверенитета в условиях глобализации

86. Развитие концепции прав и свобод человека: исторические версии и современные подходы

87. Основные тенденции развития государства

88. Основные тенденции развития права

89. Общество и государство: цензовое государство, кастовое государство, сословное государство, классовое государство

90. Гражданское общество и государство

46. Источник (форма) права: понятие и классификация


46.1. Соотношение понятий «форма права» и «источник права»

46.1.1. Форма права

Форма права показывает, как организовано право, как выражено вовне его содержание. Под формой права понимается официальное закрепление содержания норм права в целях придания конкретным явлениям официальной юридической силы, качества общеобязательности как государственно-властных велений, иерархичности.

46.1.2. Источник права

Понятие источника права представляет собой систему факторов, предопределяющих содержание права и формы его выражения. Быть источником права – значит служить фактором правообразования, обладать способностью к нормативному регулированию, давать материал для новых юридических норм. Источник права – это то, из чего оно создается, возникает. Следовательно, источники права служат критериями правообразования, правоустановления. Поэтому в качестве источников права могут выступать не формы внешнего выражения права, а те социальные факторы и явления действительности, которые образуют основу процесса зарождения правовых норм, из чего государство черпает новые нормы права.

Под источниками права в материальном смысле понимаются материальные условия жизни общества или способ бытия людей, т. е. совокупность исторических, экономических, политических, географических, климатических, нравственных факторов, характеризующих социально-духовный мир конкретного народа и его материальную жизнь.

Источник права в идеальном смысле предполагает те философские идеи, которые легли в основу данной правовой системы.

Источник права в формальном, или юридическом, смысле означает различные способы внешнего выражения норм права. Формальные источники являются носителями информации о правилах, моделях поведения субъектов права.

В последнее время выделяется источник права в политическом смысле, под которым понимается государство как источник позитивного права. Как полагают авторы этого предложения, именно интеллектуально-волевая деятельность носителей государственной власти является связующим звеном между источниками права в материальном смысле и документальными источниками.


В настоящее время термин «источник права» чаще всего обозначает юридические источники, или источники в юридическом смысле.

В литературе приводятся следующие определения юридических источников – это официальные формы выражения и закрепления норм права, действующих в данном государстве (проф. А.В. Мицкевич). Или другое, но близкое определение: это официально-документальные и иные формы или способы выражения и закрепления норм права, придания им общеобязательного юридического значения (проф. В.И. Червонюк).

46.2. Виды источников права

Различным государствам известны следующие виды источников права: правовой обычай; судебный прецедент; правовая доктрина; договоры нормативного содержания; религиозные нормы; принципы права; судебная практика; нормативные правовые акты. Иногда в качестве самостоятельного источника права называют принципы и нормы международного права и договоры между государствами

46.2.1. Правовой обычай

Правовой обычай считается исторически первым источником права, поскольку обычаи возникли раньше позитивного права, а первые законы представляли собой санкционированные государством обычаи. Таким образом, правовой обычай – это обычай, признаваемый или допускаемый государством.

Иными словами, обычай приобретает правовой характер после одобрения и признания его государством. Одновременно этот обычай получает и защиту со стороны государства. Далеко не все обычаи становятся правовыми, а лишь те, которые отвечают интересам государства.

46.2.2. Судебный прецедент

Судебный прецедент – это решение судебных органов по конкретному делу, которое впоследствии принимается за обязательное правило при рассмотрении аналогичных дел.

Судебному прецеденту присущи следующие черты:

  1. обладает общеобязательной юридической силой;

  2. результат правотворческой деятельности судов;

  3. находится в подчиненном по отношении к закону положении, так как: а) законом может быть отменено действие судебного прецедента; б) суд, создавая прецедент, должен действовать в соответствии с законом; в) после принятия закона прецедент прекращает свое действие.


Важно отметить, что для нижестоящих судов обязательно не все судебное решение или приговор, но лишь правовая позиция судьи, на основе которой выносится решение. Иначе говоря, главной частью судебного решения, которая составляет собственно судебный прецедент, является мотивировочная часть, где излагаются правовые принципы, применяемые к правовым вопросам, возникающим из конкретных обстоятельств.

46.2.3. Правовая доктрина

Правовая доктрина во многих правовых системах признается источником права.

Для правовой доктрины характерны следующие признаки:

а) она результат профессиональной научной деятельности;

б) служит способом выражения позиций ученых по различным проблемам правового содержания;

в) имеет особую форму выражения – научного исследования текстового изложения каких-либо правоположений, правовых принципов и т. д.;

г) обладает общезначимостью, так как отражает потребности социально-экономического, политического и духовного развития государства и общества на конкретном историческом этапе.

Выделяют три вида правовой доктрины: 1) общеправовая; 2) отдельной отрасли права; 3) отдельного правового института.

Правовая доктрина служит источником права в двух основных сферах: правотворческой деятельности и правоприменении.

46.2.4. Договоры нормативного содержания

Договоры нормативного содержания (нормативные договоры) представляют собой соглашение двух или более субъектов, в результате чего устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права. Нормативный договор служит результатом волеизъявления его сторон, на основе которого происходят взаимный учет и согласование интересов субъектов. Нормативные договоры служат основой для принятия последующих нормативных правовых актов. На его основе формулируются новые нормы права. В юридической литературе принято относить нормативные договоры к категории договоров, действующих в сфере публичного права, так как они преследуют публичные цели и выполняют публичные функции. Можно выделить следующие особенности нормативных договоров:

  1. они ставят своей целью реализацию общественного интереса, общего блага, например распределение компетенции между органами государства, обеспечение прав и свобод человека и гражданина и др.;

  2. представляют собой согласованное волеизъявление не менее двух субъектов, один из которых или оба наделены государственно-властными полномочиями;

  3. содержат нормы права, регулирующие не только действия непосредственных участников договора, но и иных коллективных и индивидуальных субъектов;

  4. заключаются на основе норм публичного права – конституционного, административного, финансового и др.;

  5. подлежат обязательной публикации в силу общеобязательности договорных условий;


6) оформляются по определенным процедурно-процессуальным правилам;

7) занимают в правовой системе место, близкое к нормативным правовым актам, поскольку дополняют действующее законодательство, конкретизируют его, служат средством разрешения юридических коллизий и восполнения пробелов в правовом регулировании общественных отношений.

Вместе с тем надо отметить, что нормативные договоры по своему содержанию не могут противоречить действующему законодательству, выходить за пределы законов и закрепленной компетенции субъектов публичного права, следовательно, играют роль дополнительного источника права.

В теории государства и права выделяют два вида договоров нормативного характера:

1) о компетенции; 2) о взаимодействии.

46.2.5. Религиозные нормы

Религиозные нормы играют важную роль в некоторых государствах, а принимаемые государством законы не могут противоречить религиозным нормам. Это относится в первую очередь к теократическим государствам.

В истории права религиозные нормы всегда выступали важным источником права и законодательства, а соответствующие религиозные институты обладали непререкаемым нравственным авторитетом. Это объясняется тем, что религия составляет часть культуры того или иного народа. Следовательно, субъекты правотворчества должны ориентироваться на создание таких норм права, которые имеют свойства духовно-культурных ценностей и вместе с тем учитывают многоконфессиональность некоторых обществ.

46.2.6. Принципы права

Принципы права выступают источниками права практически во всех правовых системах. В романо-германской правовой системе допускается обоснование судебного решения в случае пробелов в праве общими правовыми принципами. Как уже указывалось, Гражданским кодексом РФ установлено, что при применении аналогии права необходимо опираться на принципы разумности, справедливости и добросовестности.

В научной литературе даются различные определения понятия принципов права. Тем не менее можно согласиться с тем, что принципы права – это основополагающие идеи, закрепленные в официальных источниках права или получившие признание в юридической практике и отражающие закономерности развития общественных отношений.

В литературе принято выделять принципы: общеправовые, меж-отраслевые и отраслевые.

К общеправовым принципам относятся те, которые присущи всем без исключения отраслям права: законности, равенства перед законом, справедливости, гуманизма.


Межотраслевые принципы присущи нескольким отраслям, например процессуальным. Так, в Арбитражном процессуальном кодексе РФ названы такие принципы, как независимость судей, состязательность и равноправие сторон, гласность. Эти же принципы закреплены в Гражданском процессуальном и Уголовно-процессуальном кодексах.

Отраслевые принципы отражают специфику той или иной отрасли права. Например, в семейном праве действует принцип равноправия женщины и мужчины в семейных отношениях, принцип регулирования брачных и семейных отношений только государством.

Надо отметить, что, несмотря на устойчивость принципов и большую степень их абстракции, они не остаются неизменными во все времена и эпохи. Они изменяют свое содержание и значимость, хотя их подвижность значительно меньше, чем норм права.

46.2.7. Судебная практика

Судебная практика все больше утверждается как источник права. Применительно к современной России это означает, что:

  1. в соответствии с Конституцией РФ у судов общей юрисдикции появилась новая функция оценки законов и иных нормативных правовых актов;

  2. существенно расширена правозащитная функция судов: в судебном порядке можно обжаловать практически любые решения, действия и бездействие государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, которыми нарушены, ущемлены или созданы препятствия для реализации прав и свобод граждан или незаконно возложены какие-либо обязанности;

  3. наделение судов функцией нормоконтроля, т. е. контроля за содержанием законов и иных нормативных правовых актов. Судебный нормоконтроль осуществляется в двух формах: а) опосредованный нормоконтроль; б) абстрактный нормоконтроль;

  4. восполнение пробелов в законодательстве при рассмотрении судом конкретных дел. Тем самым суды в известной мере выполняют работу правотворческих органов;

  5. разъяснения пленумов Верховного Суда РФ служат основанием для разрешения конкретных дел общими и арбитражными судами.

Более того, судебная практика высших судебных инстанций вырабатывает правоположения, имеющие нормативное содержание и выступающие общеобязательными регуляторами общественных отношений. В них обобщается опыт применения конкретных норм права и их содержанию придается необходимая определенность. В результате решения высших судебных органов служат образцом правильного разрешения дел для нижестоящих судов.