Файл: Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (мгюа) и понимая степень преемственности образовательного процесса по дисциплине Теория государства и права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 562

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1. Предмет и функции теории государства и права

2. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук

3. Методология теории государства и права

4. Теории происхождения права

5. Теории происхождения государства

6. Власть и социальные нормы первобытного общества

7. Предпосылки и особенности возникновения государства

8. Предпосылки и особенности возникновения права

9. Власть и ее виды. Государственная власть

10. Понятие государства

11. Сущность и социальное назначение государства

12. Понятие тип государства. Историческая типология

13. Формационный подход

14. Цивилизационный подход

15. Понятие форма государства

16. Форма правления: понятие и классификация

17. Монархическая форма правления

18. Республиканская форма правления

19. Форма государственного устройства: понятие и классификация

20. Унитарное государство

21. Федеративное государство

22. Понятие региональное государство

33. Политическая система общества: понятие и структура

34. Государство в политической системе общества

35. Глобализация и государство

36. Социальные нормы: понятие и классификация

37. Социальные и технические нормы. Юридико-технические нормы

38. Право в системе социальных норм

39. Понятие права

40. Сущность и социальное назначение права

41. Понятие «тип права». Историческая типология

42. Функции права: понятие и классификация

43. Концепции понимания права: исторические версии

44. Правопонимание и теория государства и права15

45. Основные концепции современного правопонимания

46. Источник (форма) права: понятие и классификация

47. Норма права: понятие, структура и классификация

48. Система права: понятие и основные элементы

49. Система законодательства и систематизация законодательства

50. Нормативно-правовой акт: понятие и виды. Изложение норм права в статьях нормативно-правовых актов

51. Предмет и метод правового регулирования

52. Правовой институт

53. Материальное и процессуальное право

54. Публичное и частное право

55. Национальное и международное право

56. Правотворчество: понятие, принципы и стадии

57. Понятие юридической техники

58. Правоотношение: понятие, содержание, виды

59. Юридические факты: понятие и виды

60. Реализация права: понятие и формы

61. Применение права: понятие, субъекты, виды

62. Акты применения права

63. Пробелы в праве и способы их восполнения

64. Правовые коллизии и способы их разрешения

65. Толкование права: понятие, способы, виды. Акты толкования права

66. Понятие правомерного поведения

67. Правонарушение: понятие, виды, юридический состав

68. Юридическая ответственность: понятие, виды, основания юридической ответственности

69. Правосознание и правовая культура

70. Законность и правопорядок

71. Правовая система: понятие и виды

72. Романо-германская правовая система: исторические основания, признаки и структура

73. Англо-саксонская правовая система: исторические основания, признаки и структура

74. Религиозно-правовые системы: понятие и виды

75. Этико-правовые системы: понятие и виды

76. Системы (обычного) традиционного права: история и современность

77. Механизм правового регулирования

78. Действие нормативно-правовых актов

79. Порядок опубликования и вступления в юридическую силу нормативных актов

80. Права человека

81. Теория правового государства

82. Социальное государство: понятие и функции

83. Модели социального государства: история и современность

85. Проблемы обеспечения государственного суверенитета в условиях глобализации

86. Развитие концепции прав и свобод человека: исторические версии и современные подходы

87. Основные тенденции развития государства

88. Основные тенденции развития права

89. Общество и государство: цензовое государство, кастовое государство, сословное государство, классовое государство

90. Гражданское общество и государство



В сложных правоотношениях каждый из участников одновременно обладает и субъективными правами, и обязанностями Сложными правоотношениями являются, как правило, процессуальные правоотношения, трудовые правоотношения и др.

59. Юридические факты: понятие и виды


Юридический факт — это закрепленное в гипотезах норм права конкретное жизненное обстоятельство, наступление которого влечет юридические последствия в виде возникновения, изменения или прекращения правоотношений. Юридическими являются не все жизненные факты, а лишь предусмотренные нормативно.

Классификация юридических фактов

По правовым последствиям:

  • правообразующие юридические факты

  • правоизменяющие юридические факты

  • правопрекращающие

  • правоподтверждающие (обоснованные факты)

  • правовостанавливающие

  • правопрепятствующие

По волевому критерию:

Юридические факты - события и порождаемые ими последствия, которые не зависят от воли людей. Наиболее распространёнными юридическими фактами - событиями являются рождение или смерть человека, достижение определенного возраста, наступление установленной даты, истечение срока, стихийное бедствие и т.д.

Юридические факты - действия, выражаемые в виде действия или бездействия, которые являются обстоятельствами, наступление которых определяется сознанием и волей людей.

Деяния можно разделить на:

· правомерные действия - действия, соответствующие праву: договоры, сделки, правомерные поступки;

· неправомерные действия - деликты или правонарушения.

Совокупность юридических фактов называют юридическим составом и каждый юридический факт, входящий в юридический состав, имеет самостоятельное значение.

Юридические составы подразделяются на простые и сложные. Простые — это те юридические факты, которые могут быть в любой последовательности, сложные же требует особую последовательность. Примером сложного юридического состава может послужить - договор, заключённый на основе административного акта.

60. Реализация права: понятие и формы


Реализация права — это применение норм права на практике путем правомерного поведения субъектов права.

Способы реализации права определяются в зависимости от вида реализуемой нормы – запрещающей, обязывающей или дозволяющей.

Классификация форм реализации правовых норм

проводится по различным основаниям.

С точки зрения уровня (глубины) реализации содержащихся в нормативных актах положений выделяют:

1) реализацию общих установлений, содержащихся в преамбулах законов, в статьях, фиксирующих общие задачи и принципы права и правовой деятельности;

2) реализацию (вне правоотношений) общих норм, устанавливающих правовой статус и компетенцию;

3) реализацию в конкретных правоотношениях конкретных правовых норм.

По субъекту реализации права можно выделить две формы: индивидуальную и коллективную. Некоторые требования права нельзя провести в жизнь иначе как объединяясь друг с другом, выступая коллективно.

По характеру правореализующих действий, обусловленных содержанием правовой нормы, следует различать соблюдение, исполнение, использование и применение права.

Соблюдением реализуются запрещающие нормы. Суть его состоит в пассивном воздержании от совершения действий, находящихся под запретом.

Исполнение требует активных действий, связанных с претворением в жизнь обязывающих предписаний.

Использование права предполагает осуществление правомочий субъекта, и, следовательно, по его усмотрению здесь может иметь место как активное, так и пассивное поведение.

Применение права – комплексная властная деятельность специально уполномоченных субъектов, сочетающая разные поведенческие акты.

61. Применение права: понятие, субъекты, виды


Применение права — это властно-организующая деятельность уполномоченных государственных органов и должностных лиц, обеспечивающих реализацию права в конкретных условиях.

Правоприменение требуется в тех случаях, когда юридическая норма не может быть реализована без властного содействия органов государства. К таким случаям можно отнести следующие:

а) когда необходимо официально установить юридически значимые обстоятельства (признание гражданина в судебном порядке умершим или безвестно отсутствующим);

б) когда диспозиция нормы вообще не реализуется без индивидуального

государственно-властного веления (право на пенсию);

в) когда речь идет о реализации санкции.

Особый субъект - специально уполномоченный государственный орган (должностное лицо).


В порядке исключения это может быть общественный орган (например, по уполномочию государства профсоюзы применяют некоторые нормы трудового законодательства).

В качестве основных стадий правоприменения можно выделить следующие:

1) установление фактических обстоятельств дела;

2) формирование юридической основы дела;

3) решение дела.

Признаки:

  • имеет государственно-властный характер;

  • является деятельностью по вынесению индивидуально-конкретных предписаний;

  • выступает формой управленческой деятельности государства;

  • осуществляется в определенных процедурных формах: порядок применения праварегламентирован специальными (процедурными) юридическими нормами - гражданское процессуальное право и уголовно-процессуальное право;

  • представляет собой сложный, стадийный процесс;

  • имеет творческий характер;

  • результаты правоприменения оформляются индивидуальным юридическим актом –

актом применения права.

Стадии правоприменительного процесса

• установление фактической основы дела — исследование всех существенных юридических фактов;

• установление юридической основы дела — выбор соответствующей нормы права и установление её подлинности (действительности);

• принятие решения по делу;

• оформление правоприменительного акта, в том числе в устной форме.

Правоприменительная деятельность осуществляется в двух формах - регулятивной и охранительной.

Регулятивная правоприменительная деятельность направлена на реализацию диспозиций норм права.

Охранительная правоприменительная деятельность направлена на реализацию санкций норм права.

62. Акты применения права


Акт применения права — это официальное волеизъявление уполномоченного государственного органа или должностного лица, направленное на индивидуально-правовое регулирование общественных отношений.

Акты применения права выступают результатом правоприменительной деятельности.

Они фиксируют принятое решение по делу, придают ему официальное значение и властный характер.

Акты применения права могут выступать в форме указов, распоряжений, команд, приговоров, судебных решений, указании, различного рода приказов и других актов.

Акты применения права классифицируются:

· по отраслевому признаку на оперативно-розыскные, арбитражно-правовые, таможенные, налоговые, административно-правовые и др.;

· по субъекту издания: на судебные, исполнительно-распорядительные, прокурорские и т.п.;

· по юр значению: основные и вспомогательные;

· по времени действия: однократного и длящегося действия;

· на регулятивные и охранительные;

· на простые и комплексные;

· по способу принятия: единоначально и коллегиально;

- по способу выражения правоприменительного решения акты делятся на: акты-документы;

акты-действия (удаление свидетеля из зала суда); акты-символы (дорожные знаки,

обозначение запретной зоны)

Формы актов применения права: письменно-документальная, устная, конклюдентная - жесты, сигналы, движения, иные знаки, выражающие волеизъявление уполномоченного субъекта, например инспектора ДПС.

В структуре письменного акта выделяют несколько частей:

· вводную, содержащую обязательные реквизиты;

· описательную, констатирующую фактические обстоятельства дела - фабулу;

· мотивировочную, где дается обоснование принятою решения;

· резолютивную - решение по делу.

Акт применения права направлен на возникновение, изменение, прекращение правоотношений

63. Пробелы в праве и способы их восполнения


Пробел в праве - полное либо частичное отсутствие правового регулирования той сферы отношений, которая объективно требует регламентации и без обязательных для исполнения юридических норм не может нормально функционировать.